Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля
2011 г. N 19676
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2010 г. N 2106
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с
пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить
прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
1. Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников (далее - Требования) представляют собой систему необходимых
условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся, воспитанников.
3. Требования
сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья
обучающихся, воспитанников:
социальные,
экономические и экологические условия окружающей действительности;
факторы риска,
имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья
обучающихся, воспитанников;
фактор
значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным
сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;
система знаний,
установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников
в процессе обучения;
особенности
отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно
отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта
"нездоровья" (за исключением детей с хроническими заболеваниями),
неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью,
невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой
его нарушений, как актуальной и значимой.
4. Настоящие
Требования включают восемь групп требований:
1) целостность
системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников;
2) соответствие
инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения
обучающихся, воспитанников;
3) рациональная
организация образовательного процесса;
4) организация
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном
учреждении;
5) организация
системы просветительской и методической работы с участниками образовательного
процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация
профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное
сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг
сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников.
5. Требования к
целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников включают:
1) системность
деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной
образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах
образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2)
взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти,
правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями
дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта,
здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и
укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
3) преемственность
и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на
различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный
подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной
поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;
5) непрерывность
отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников.
6. Требования к
соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям
здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:
1)
соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и
их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения)
требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям
безопасности дорожного движения;
2) наличие и
необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также
для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных
правил;
3) оснащение
учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем
в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и
дополнительных образовательных программ;
4) обеспечение
учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания
обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью,
воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
5) оснащение в
соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского
персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров,
профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной
диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
6) наличие в
учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в
профилактических целях, информационного оборудования по безопасности
жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
7) наличие в
образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих
проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские
работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи,
педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);
8) сформированность
культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников
образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования
здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения;
образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
7. Требования к
рациональной организации образовательного процесса содержат:
1) включение в
основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни, включение в основную профессиональную
образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни;
2) реализацию
дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как
в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
3) наличие и
реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной работы)
спортивно-оздоровительной направленности;
4) соблюдение
санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем
нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ,
время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение
потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в
образовательный процесс педагогических инноваций;
5) использование
форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных
возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
6) использование в
образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
7) соблюдение норм
двигательной активности при организации образовательного процесса в
соответствии с требованиями санитарных правил;
8) соблюдение
здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при
использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных
технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
9) учет
индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации
образовательного процесса;
10)
обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды
(демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды,
благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у
обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).
8. Требования к организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном
учреждении включают:
1) организацию
физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп
здоровья;
2) организацию
занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, воспитанников в соответствии с
медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
3) выполнение
комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения
нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения
влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития
познотонического утомления;
4) организацию
динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях,
способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
5) организацию
работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима
их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных
правил;
6) организацию
воспитательной, внеурочной (внеаудиторной) деятельности
физкультурно-оздоровительной направленности на каждой ступени общего
образования и в системе профессионального образования;
7) организацию
физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися, воспитанниками по видам
спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад, олимпиад,
соревнований, дней спорта, дней здоровья);
8) обеспечение
участия обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных,
всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
9. Требования к
организации системы просветительской и методической работы с участниками
образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни
включают:
1) организацию
взаимодействия образовательного учреждения с организациями (учреждениями)
физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий,
спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни,
занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий
здоровьесберегающей направленности;
2) организацию
взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них
вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;
3) наличие в фонде
информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного
учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы,
периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья,
здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической
культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной
нагрузки;
4) наличие и
периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья,
организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных
носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;
5) наличие и
реализацию плана методических мероприятий, повышения квалификации
педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам
возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов,
положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся,
воспитанников, здоровьесберегающих технологий.
10. Требования к
организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися,
воспитанниками включают:
1) реализацию
превентивных программ, направленных на предотвращение употребления
психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися, воспитанниками;
2) выявление
факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку
эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ;
3) наличие
безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический
климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория,
свободная от ПАВ", система работы с педагогическими и научно-педагогическими
работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области
создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).
11. Требования к
комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:
1) использование
рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих
постоянного наблюдения врача;
2) организацию в
соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания
обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом
энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;
3) наличие системы
комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся,
воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
4) привлечение
педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению
родителей (законных представителей);
5) привлечение
педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации
направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению
родителей (законных представителей).
12. Требования к
мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников содержат:
1) наличие
аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа
жизни у обучающихся, воспитанников;
2) отслеживание
динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя
здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного
аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности
оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
3) включение в
ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности,
обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся, воспитанников;
4) наличие
инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся,
воспитанников образовательного учреждения;
5) проведение
социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся,
воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических и
научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных
партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы
образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на
предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.