Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2011 г. N 20096

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2010 г. N 2091

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033300 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033300 Религиоведение (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 декабря 2010 г. N 2091

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033300 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 033300 Религиоведение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО       - высшее профессиональное образование;

ООП       - основная образовательная программа;

ОК        - общекультурные компетенции;

ПК        - профессиональные компетенции;

УЦ ООП    - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО  - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

            профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП     

  Квалификация (степень) 

  Нормативный срок  
  освоения ООП (для 
     очной формы    
 обучения), включая 
      каникулы,     
предоставляемые после
прохождения итоговой
   государственной  
     аттестации     

Трудоем- 
кость (в 
зачетных 
единицах)

код в соответ-  
ствии с принятой
классификацией  
ООП             

наимено-
вание  

ООП         
магистратуры

       68       

магистр

       2 года       

 120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую работу, а также работу по обеспечению взаимодействия с религиозными объединениями, проведению религиоведческой экспертизы при организации государственного и муниципального управления.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

осуществление педагогической деятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;

обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;

каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;

консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в средствах массовой информации;

общая и научная редакция религиозной и религиоведческой литературы в издательствах;

осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов;

консультирование, экспертиза, обработка и предоставление информации о религии в государственных учреждениях различного профиля, общественных организациях, коммерческих и некоммерческих структурах;

подготовка учебников, учебных и учебно-методических пособий, литературы, материалов в области религиоведения и смежных дисциплин;

реализация инновационных форм обучения учащихся разного профиля в области религиоведения и смежных дисциплин.

4.3. Магистр по направлению подготовки 033300 Религиоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

педагогическая;

организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 033300 Религиоведение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области научно-исследовательской деятельности:

формулировка и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности, требующих углубленных профессиональных знаний в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;

выбор необходимых методов исследования, модификация существующих и разработка новых методов, исходя из целей конкретного исследования;

участие в разработке (совместно с другими членами коллектива) общих научных проектов в области религиоведения, требующих образования в соответствующем направлении;

анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ, предоставление итогов проделанной обобщающей работы в виде отчетов;

подготовка и проведение семинаров, круглых столов, симпозиумов, научно-практических конференций, посвященных религиоведческой проблематике;

подготовка и редактирование научных публикаций;

в области педагогической деятельности:

умение преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий, основы религиозной культуры) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, логично и последовательно представлять освоенное знание;

преподавание религиоведческих и смежных дисциплин в высших учебных заведениях;

применение педагогических методик и практик преподавания в высших учебных заведениях;

владение современными технологиями образовательного процесса, в том числе коммуникативными практиками, логикой и практикой аргументации, а также методиками разрешения конфликтов и информационно-коммуникационными технологиями;

готовность к повышению квалификации и переподготовке в рамках инновационной педагогической и научной деятельности;

осуществление руководства научной работой обучающихся во внеаудиторное время;

осуществление контроля за усвоением пройденного материала и оценивание знаний обучаемых;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация и управление учебной и научно-исследовательской деятельностью в учебном и научно-исследовательском коллективе;

организация и управление деятельностью в различных общественных, коммерческих и государственных организациях;

организация и управление деятельностью в государственных органах в отделах по связям с религиозными объединениями.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-4);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

способностью к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9);

способностью пользоваться методами участия в совместной работе в составе коллектива над общими научными проектами, требующими углубленных профессиональных знаний (ОК-10);

способностью представлять итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (ОК-11);

способностью во всех областях своей учебной и научной деятельности целиком и полностью соответствовать общим и специфическим нормам преподавательской этики (ОК-12).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры (ПК-1);

способностью использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин (ПК-2);

способностью использовать знание основных современных концепций мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современности (ПК-3);

способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира (ПК-4);

способностью использовать знание основных этапов развития мирового и отечественного религиоведения (ПК-5);

способностью использовать знание общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях; основные парадигмы современной религиозной антропологии (ПК-6);

способностью использовать знание специфики решения антропологических проблем в религиозной философии; знание ее основных представителей (ПК-7);

умением самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать (ПК-8);

способностью внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области (ПК-9);

способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях (ПК-10);

умением формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний (ПК-11);

умением выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования (ПК-12);

умением обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных (ПК-13);

умением вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий (ПК-14);

умением составлять предметные и именные указатели, базы данных с привлечением современных информационных технологий (ПК-15);

умением представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (ПК-16);

в области педагогической деятельности:

способностью использовать профессиональные знания в области педагогики высшего профессионального образования (ПК-17);

способностью использовать профессиональные знания в области методики преподавания религиоведения (ПК-18);

способностью использовать профессиональные знания в области информационных технологий в науке и религиоведческом образовании (ПК-19);

способностью использовать профессиональные знания в области истории отечественного и зарубежного религиоведения (ПК-20);

способностью использовать профессиональные знания в области истории религиозной философии (ПК-21);

способностью использовать профессиональные знания в области религии и политики (ПК-22);

способностью использовать профессиональные знания в области эзотерических и мистических учений (ПК-23);

умением владеть основными навыками педагогической и методической работы, межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, научно-литературной и редакторской работы (ПК-24);

в области организационно-управленческой деятельности:

готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-25);

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-26).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌───┬──────────────────────────────┬─────────┬────────────────┬───────────┐

│Код│   Учебные циклы, разделы и   │Трудоем- │    Перечень       Коды   

│УЦ │ проектируемые результаты их  │кость    │ дисциплин для  │формируемых│

│ООП│           освоения           │(зачетные│   разработки   │компетенций│

                                 │единицы) │   примерных              

                                 │<*>        программ, а             

                                          │также учебников │          

                                             и учебных               

                                              пособий               

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

│М.1│Общенаучный цикл              │ 15 - 20 │Педагогика      │ОК-3      

   │Базовая часть                   4 - 6  │высшей школы    │ОК-4      

   │В результате изучения базовой │         │Методика        │ОК-5      

   │части цикла обучающийся                │преподавания    │ОК-7      

   │должен:                                │религиоведения  │ОК-8      

   │знать: современные                     │Информационные  │ОК-9      

   │образовательные методики и             │технологии в    │ПК-1      

   │технологии воспитания;                 │науке и         │ПК-2      

   │информационные технологии в            │религиоведческом│ПК-3      

   │науке и религиоведческом               │образовании     │ПК-7      

   │образовании;                                           │ПК-17     

   │уметь: во всех областях своей │                         │ПК-18     

   │учебной и научной деятельности│                         │ПК-19     

   │целиком и полностью                                    │ПК-24     

   │соответствовать общим и                                │ПК-25     

   │специфическим нормам                                   │ПК-26     

   │преподавательской этики;                                         

   │обрабатывать полученные                                           

   │результаты, анализировать и                                      

   │осмысливать их с учетом                                          

   │имеющихся литературных данных;│                                   

   │вести библиографическую работу│                                   

   │с привлечением современных                                       

   │информационных технологий;                                       

   │составлять предметные и                                          

   │именные указатели;                                               

   │владеть: основами научно-                                        

   │методической и учебно-                                           

   │методической работы в средней │                                   

   │и высшей школах; методами                                        

   │(инструментарием) педагогичес-│                                   

   │кого анализа и педагогического│                                   

   │проектирования; компьютерной                                     

   │техникой и информационными                                       

   │технологиями в учебном                                           

   │процессе и научных                                               

   │исследованиях.                                                   

   ├──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть                                                

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

│М.2│Профессиональный цикл         │ 40 - 45 │История         │ОК-12     

   │Базовая (общепрофессиональная)│ 13 - 15 │отечественного и│ПК-1      

   │часть                                  │зарубежного     │ПК-2      

   │В результате изучения базовой │         │религиоведения  │ПК-3      

   │части цикла обучающийся                │История         │ПК-4      

   │должен:                                │религиозной     │ПК-5      

   │знать: историю отечественного │         │философии       │ПК-6      

   │и зарубежного религиоведения, │         │Религия и       │ПК-7      

   │историю религиозной философии,│         │политика        │ПК-8      

   │религию и политику,                    │Эзотерические и │ПК-9      

   │эзотерические и мистические            │мистические     │ПК-10     

   │учения;                                │учения          │ПК-11     

   │уметь: самостоятельно                                  │ПК-12     

   │анализировать                                          │ПК-13     

   │религиоведческую, философскую,│                         │ПК-14     

   │социально-политическую и                               │ПК-15     

   │научную литературу, на                                 │ПК-16     

   │основании научного анализа                             │ПК-20     

   │тенденций социального,                                 │ПК-21     

   │экономического и духовного                             │ПК-22     

   │развития общества делать                               │ПК-23     

   │прогнозы и выдавать                                              

   │рекомендации, осуществлять                                        

   │поиск информации через                                           

   │библиотечные фонды,                                              

   │компьютерные системы                                             

   │информационного обеспечения,                                     

   │периодическую печать; вносить │                                   

   │оригинальный вклад в                                             

   │дисциплину в соответствии с                                      

   │основами предметной области;                                     

   │анализировать и описывать с                                      

   │позиции академического                                           

   │религиоведения феномен                                           

   │религиозного опыта в различных│                                   

   │религиозных традициях;                                           

   │формулировать и решать задачи,│                                   

   │возникающие в ходе научно-                                       

   │исследовательской и                                              

   │педагогической деятельности и │                                   

   │требующие углубленных                                            

   │профессиональных знаний;                                         

   │выбирать необходимые методы                                      

   │исследования, модифицировать                                     

   │существующие и разрабатывать                                     

   │новые методы исходя из задач                                     

   │конкретного исследования;                                        

   │представлять итоги проделанной│                                   

   │работы в виде отчетов,                                           

   │рефератов, статей, оформленных│                                    

   │в соответствии с имеющимися                                      

   │требованиями, с привлечением                                     

   │современных средств                                              

   │редактирования и печати;                                         

   │владеть: основными навыками                                      

   │педагогической,                                                  

   │организационно-управленческой │                                  

   │и научно-исследовательской                                       

   │работы, межличностного общения│                                   

   │и работы в коллективе,                                           

   │практического анализа логики                                     

   │различного рода рассуждений,                                     

   │навыками публичной речи,                                         

   │аргументации, ведения                                            

   │дискуссий и полемики, научно- │                                   

   │литературной и редакторской                                      

   │работы; навыками                                                 

   │самостоятельной научно-                                          

   │исследовательской и                                              

   │педагогической деятельности,                                     

   │требующими широкого                                              

   │образования в соответствующем │                                   

   │направлении.                                                     

   ├──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

│М.3│Практики и научно-               56                    │ОК-1 - 12 

   │исследовательская работа                               │ПК-1 - 18 

                                                          │ПК-22     

                                                          │ПК-24     

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

│М.4│Итоговая государственная          4                    │ПК-1 - 8  

   │аттестация                                             │ПК-10 - 14 │

                                                          │ПК-16 - 18 │

                                                          │ПК-20 - 23 │

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤

   │Общая трудоемкость основной      120                             

   │образовательной программы                                        

└───┴──────────────────────────────┴─────────┴────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП магистратуры с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В рабочие программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП магистратуры в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области методики преподавания религиоведения, информационных технологий в науке и религиоведческом образовании, истории отечественного и зарубежного религиоведения, истории религиозной философии, эзотерических и мистических учений, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП магистратуры, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП магистратуры вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: научно-исследовательскую и педагогическую.

Конкретные виды практик определяются ООП магистратуры вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП магистратуры вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работы;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство обучающимися осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя обучающимися.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП программа магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной (по согласованию) с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

наличие компьютерного класса;

наличие доступного для студента выхода в Интернет;

наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования ООП магистратуры;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок могут использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

формулировка и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности, требующих углубленных профессиональных знаний в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;

участие в разработке (совместно с другими членами коллектива) общих научных проектов в области религиоведения, требующих образования в соответствующем направлении.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018