Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2011 г. N 20098

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2010 г. N 2068

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 070901 КИНООПЕРАТОРСТВО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070901 Кинооператорство (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 декабря 2010 г. N 2068

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 070901 КИНООПЕРАТОРСТВО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 070901 Кинооператорство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО       - высшее профессиональное образование;

ООП       - основная образовательная программа;

ОК        - общекультурные компетенции;

ПК        - профессиональные компетенции;

ПСК       - профессионально-специализированные компетенции;

УЦ ООП    - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО  - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

            профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

  Квалификация (степень)  

 Нормативный срок 
 освоения ООП (для
    очной формы   
обучения), включая
     каникулы,    
  предоставляемые 
 после прохождения
     итоговой     
  государственной 
    аттестации    

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах)

    код в    
 соответствии
  с принятой 
классификацией
     ООП     

наименование

ООП        
подготовки 
специалиста

      65     

 специалист

       5 лет      

  300 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: создание в процессе художественно-творческой производственной работы аудиовизуального произведения, руководящая работа в киноорганизациях, педагогика.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: литературное, драматическое, сценарно-драматургическое произведение, творческие коллективы в сфере создания аудиовизуальной продукции, материальные и технические средства, используемые при создании аудиовизуальной продукции, а также совокупность вышеназванных объектов; учащиеся образовательных учреждений профессионального образования в области культуры и искусства.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070901 Кинооператорство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческая;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070901 Кинооператорство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Специализация N 1 "Кинооператор, педагог":

художественно-творческая деятельность:

в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы осуществляет создание художественных кинопроизведений различных жанров, обеспечивает их высокий художественный и технический уровень, обеспечивающий публичный показ этих произведений, участвует в работе по пропаганде киноискусства, привлечению зрителей;

производственно-технологическая деятельность:

использует технику художественного киноосвещения в павильоне, в интерьерах и на натуре, технику кинопортретной съемки кинематографа, комбинированных и специальных съемок, а также цифровые технологии и компьютерную графику; средства специальной операторской съемочной техники; современную технику звуковой и репортажной съемки; технику съемки как на 35-миллиметровых, 16-миллиметровых: черно-белой, цветной, обратимой, так и на видеоаппаратуре; постановочные и документальные методы съемок при соблюдении правил техники безопасности и противопожарной защиты;

организационно-управленческая деятельность:

анализирует творческий процесс как объект управления, определяет вместе с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции, организует творческо-производственную подготовку к съемке фильма и съемочно-постановочную работу над фильмом;

педагогическая деятельность:

преподает основы мастерства кинооператорской профессии и смежные с ней вспомогательные дисциплины в учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификаций и переподготовки специалистов, способствует развитию у учащихся самостоятельности, независимого от преподавателя мнения, способности к самообучению на протяжении всей творческой карьеры, сознательного и адекватного отношения к профессиональной деятельности, воспитанию художественного вкуса.

Специализация N 2 "Телеоператор, педагог":

художественно-творческая деятельность:

в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы осуществляет создание и публичный показ игровых телевизионных, театральных постановок, спортивных телевизионных передач, документальных фильмов, сюжетов для телепереодики, видеоочерков, видеорепортажей, ток-шоу, концертов, обеспечивает их высокий художественный уровень, может участвовать в работе по пропаганде кинотелеискусства, привлечению зрителей;

производственно-технологическая деятельность:

использует технику освещения при документальной и игровой съемке, в интерьерах и на натуре, технику кинопортретной съемки, комбинированных и специальных съемок; цифровые технологии и компьютерную графику; средства специальной операторской съемочной техники; современную технику звуковой и репортажной съемки; технику съемки на видеоаппаратуре; а также на 35-миллиметровых, 16-миллиметровых: черно-белой, цветной, обратимой кинопленках; производит постановочные и документальные методы съемок при соблюдении правил техники безопасности и противопожарной защиты;

организационно-управленческая деятельность:

анализирует творческий процесс как объект управления, определяет вместе с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции, организует творческо-производственную подготовку к съемке телефильма и съемочно-постановочную работу над телефильмом;

педагогическая деятельность:

преподает основы мастерства кинотелеоператорской профессии и смежные с ней вспомогательные дисциплины в учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификаций и переподготовки специалистов, способствует развитию у учащихся самостоятельности, независимого от преподавателя мнения, способности к самообучению на протяжении всей творческой карьеры, сознательного и адекватного отношения к профессиональной деятельности, воспитанию художественного вкуса.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-1);

выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-2);

критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости направление своей профессиональной деятельности (ОК-3);

собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, художественным, научным и этическим проблемам (ОК-4);

использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов (ОК-5);

использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);

к общению в устной и письменной форме на русском и иностранном языках, руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, к стремлению к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к сотрудничеству, руководить людьми и подчиняться (ОК-7);

к освоению культуры социальных отношений, критическому переосмыслению своего социального опыта (ОК-8);

организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

использовать знания основных направлений и этапов развития кинематографа и телевидения (ОК-10);

применять для решения творческих замыслов знания общих основ теории кино и телевидения, закономерности развития искусства, специфику выразительных средств различных видов искусства (ОК-11);

к работе с научной и искусствоведческой литературой, пользованию профессиональными понятиями и терминологией (ОК-12);

к осмыслению развития киноискусства и телевидения в историческом контексте и в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с философскими, эстетическими, религиозными идеями конкретного исторического периода (ОК-13);

к выработке личной позиции в отношении к современным поискам в кинематографии, в области развития телевидения и других видах искусства (ОК-14);

к анализу произведений литературы и искусства (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ПК-1);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний (ПК-2);

способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, сотрудников формировать задачи, принимать решения, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

способностью на понимание значимости своей будущей специальности, наличием ответственного отношения к своей трудовой деятельности (ПК-5);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-7);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

использованием правил техники безопасности и противопожарной защиты (ПК-10);

по видам деятельности:

Специализация N 1 "Кинооператор, педагог":

в художественно-творческой деятельности:

способностью и готовностью к постановке фильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы (ПСК-1-1);

в производственно-технологической деятельности:

способностью и готовностью использовать технику художественного киноосвещения в павильоне, в интерьерах и на натуре (ПСК-1-2);

способностью и готовностью использовать технику кинопортретной съемки (ПСК-1-3);

способностью и готовностью использовать технику комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики (ПСК-1-4);

способностью и готовностью использовать средства специальной операторской съемочной техники (ПСК-1-5);

способностью и готовностью использовать современную технику звуковой и репортажной съемки (ПСК-1-6);

способностью и готовностью использовать технику съемки как на 35-мм, 16-мм: черно-белой, цветной, обратимой, так и на видеоаппаратуре (ПСК-1-7);

способностью и готовностью использовать постановочные и документальные методы съемок (ПСК-1-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью анализировать творческий процесс как объект управления (ПСК-1-9);

способностью и готовностью определять с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции (ПСК-1-10);

способностью и готовностью организовывать творческо-производственную подготовку к съемке фильма (ПСК-1-11);

способностью и готовностью организовывать съемочно-постановочную работу над фильмом (ПСК-1-12);

способностью и готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ПСК-1-13);

способностью и готовностью к взаимоотношениям с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе (ПСК-1-14);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью преподавать основы мастерства кинооператорской профессии и смежные с ней вспомогательные дисциплины в учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификаций и переподготовки специалистов (ПСК-1-15).

Специализация N 2 "Телеоператор, педагог":

в художественно-творческой деятельности:

способностью и готовностью к работе в создании документальных фильмов, сюжетов для телепереодики, видеоочерков, видеорепортажей, ток-шоу, концертов, театральных постановок, спортивных передач (ПСК-2-1);

способностью и готовностью к постановке телефильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы (ПСК-2-2);

в производственно-технологической деятельности:

способностью и готовностью использовать технику освещения при документальной съемке (ПСК-2-3);

способностью и готовностью использовать технику художественного киноосвещения в кино-, телепавильоне, в интерьерах и на натуре (ПСК-2-4);

способностью и готовностью использовать технику кинопортретной съемки (ПСК-2-5);

способностью и готовностью использовать технику комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики (ПСК-2-6);

способностью и готовностью использовать средства специальной операторской съемочной техники (ПСК-2-7);

способностью и готовностью использовать современную технику звуковой и репортажной съемки (ПСК-2-8);

способностью и готовностью использовать технику съемки на видеоаппаратуре, а также на 35-мм, 16-мм кинопленке (ПСК-2-9);

способностью и готовностью использовать постановочные и документальные методы съемок (ПСК-2-10);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью анализировать творческий процесс как объект управления (ПСК-2-11);

способностью и готовностью определять вместе с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции (ПСК-2-12);

способностью и готовностью организовывать творческо-производственную подготовку к съемке телефильма (ПСК-2-13);

организовывать съемочно-постановочную работу над телефильмом (ПСК-2-14);

способностью и готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ПСК-2-15);

способностью и готовностью к взаимоотношениям с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе (ПСК-2-16);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью преподавать основы мастерства телеоператорской профессии и смежные с ней вспомогательные дисциплины в учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификаций и переподготовки специалистов (ПСК-2-17).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

цикл истории и теории мировой художественной культуры;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки специалиста

 

┌───┬────────────────────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────┐

│Код│      Учебные циклы и       │Трудоем- │Перечень дисциплин  │Коды фор-│

│УЦ │проектируемые результаты их │кость       для разработки   │мируемых │

│ООП│          освоения          │(зачетные│      программ      │компетен-│

                               │единицы) │(примерных), а также│ций     

                                        │учебников и учебных │        

                                               пособий              

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.1│Гуманитарный, социальный и  │ 35 <*>                              

   │экономический цикл                                               

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть                  31                                

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │В результате изучения                │История             │ОК-1    

   │базовой части цикла                  │Философия           │ОК-2     

   │обучающийся должен:                  │Иностранный язык    │ОК-3    

   │знать: этические и правовые │         │Культурология       │ОК-4    

   │нормы, регулирующие                  │Психология и        │ОК-5    

   │отношение человека к                 │педагогика          │ОК-6    

   │человеку, обществу,                  │Русский язык и      │ОК-7    

   │окружающей среде; условия            │культура речи       │ОК-8    

   │формирования личности,               │Правоведение        │ОК-9    

   │ее свободы, ответственности │         │Экономика           │ПСК-1-15 │

   │за сохранение жизни,                 │Основы педагогики   │ПСК-2-17 │

   │природы, культуры, понимать │                                     

  │роль насилия и ненасилия в                                       

   │истории и человеческом                                           

   │поведении, нравственные                                          

   │обязанности человека по                                          

   │отношению к другим и самому │                                     

   │себе; знать формы и типы                                         

   │культур, основные культурно-│                                     

   │исторические центры и                                            

   │регионы мира, знать историю │                                     

   │культуры России, ее место в │                                     

   │системе мировой культуры и                                       

   │цивилизации; основные                                            

   │исторические даты, факты,                                        

   │события и имена исторических│                                     

   │деятелей; основы экономики; │                                     

   │основы трудового                                                 

   │законодательства и                                               

   │законодательства об                                              

   │авторских и смежных правах; │                                     

   │правила внутреннего                                              

   │трудового распорядка, охраны│                                     

   │труда, техника безопасности │                                     

   │и противопожарной                                                

   │безопасности;                                                    

   │уметь: дать психологическую │                                     

   │характеристику личности (ее │                                     

   │темперамента, способностей),│                                     

   │интерпретацию собственного                                       

   │психического состояния;                                          

   │объяснить феномен культуры, │                                     

   │роль культуры в человеческой│                                     

   │жизнедеятельности; роль                                          

   │искусства и науки в развитии│                                     

   │цивилизации и связанные с                                        

   │ними социальные и этические │                                     

   │проблемы; уметь выражать и                                       

   │обосновывать свою позицию по│                                     

   │вопросам, касающимся                                             

   │ценностного отношения к                                          

   │своему прошлому; уметь вести│                                     

   │на иностранном языке беседу-│                                     

   │диалог общего характера и                                        

   │беседу-диалог по                                                 

   │специальности, соблюдая                                          

   │правила речевого этикета;                                        

   │читать литературу по                                             

   │специальности без словаря с │                                     

   │целью поиска информации,                                         

   │переводить тексты по                                             

   │специальности со словарем;                                       

   │владеть: государственным                                         

   │языком Российской                                                

   │Федерации - русским языком                                       

   │(прошедшим целевую                                                

   │подготовку для работы в                                          

   │национальных округах -                                           

   │свободно владеть языком                                          

   │соответствующего народа);                                        

   │культурой мышления;                                              

   │способностью логично строить│                                     

   │свою письменную и устную                                         

   │речь; лексическим минимумом │                                     

   │одного из иностранных языков│                                     

   │(1200 - 2000 лексических                                         

  │единиц) и грамматическим                                         

   │минимумом, включающим                                            

   │грамматические структуры,                                        

   │необходимые для обучения                                         

   │письменным и устным формам                                       

   │общения; простейшими                                             

   │приемами психической                                             

   │саморегуляции; системой                                          

   │практических умений и                                            

   │навыков, обеспечивающих                                          

   │сохранение здоровья,                                             

   │развитие и совершенствование│                                     

   │психофизических способностей│                                     

   │и качеств.                                                       

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,      4                                

   │умения, навыки определяются │                                     

   │ООП вуза)                                                        

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.2│Цикл истории и теории       │ 35 - 45 │                            

   │мировой художественной         <*>                               

   │культуры                                                         

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть               │ 30 - 39 │                            

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │В результате изучения                │История русского и  │ОК-10   

   │дисциплин базовой части              │зарубежного         │ОК-11   

   │модуля обучающийся должен:           │изобразительного    │ОК-12   

   │знать: историю                       │искусства           │ОК-13   

   │отечественного и зарубежного│         │История             │ОК-14   

   │кино и телевидения, общие            │отечественного кино │ОК-15   

   │основы теории кино, основные│         │История зарубежного │        

   │закономерности развития              │кино                        

   │искусства; специфику                 │История телевидения │        

   │выразительных средств                │История русской             

   │различных видов искусства;           │литературы                  

   │основные этапы (эпохи,               │История зарубежной           

   │стили) в развитии театра,            │литературы                  

   │литературы, музыки, кино;            │История русского и          

   │исторические факты и имена, │         │зарубежного театра          

   │связанные с формированием            │История религии             

   │театров, созданием                   │История и теория            

   │конкретных спектаклей,               │музыки                      

   │произведений                                                     

   │изобразительного искусства, │                                     

   │музыкальных и                                                    

   │кинопроизведений;                                                

  │уметь: анализировать                                             

   │произведения литературы и                                        

   │искусства, а также                                               

   │ориентироваться в                                                

   │специальной литературе, как │                                     

   │по профилю своего вида                                           

   │искусства, так и в смежных                                       

   │областях художественного                                         

   │творчества;                                                      

   │владеть: навыками                                                

   │закономерностей становления │                                     

   │киноискусства; навыками                                          

   │научно-исследовательской                                         

   │деятельности в области                                           

   │истории и теории кино.                                           

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,    5 - 6                              

   │умения, навыки определяются │                                     

   │ООП вуза)                                                        

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.3│Профессиональный цикл       │143 - 153│                            

                                  <*>                               

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть               │129 - 138│                            

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Базовая                     │ 90 - 97 │                            

   │(общепрофессиональная) часть│                                     

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │В результате изучения                │Модуль 1            │ПК-1    

   │базовой части цикла                  │Теория и практика   │ПК-2    

   │обучающийся должен:                  │кинооператорского   │ПК-3    

   │знать: историю рождения              │мастерства          │ПК-4    

   │и основные этапы развития            │История             │ПК-5    

   │кинооператорской профессии, │         │кинооператорского   │ПК-6    

   │роль оператора в достижении │         │мастерства          │ПК-7    

   │художественной цельности             │Кинооператорское    │ПК-8    

   │кинопроизведения;                    │мастерство          │ПК-9     

   │взаимоотношения оператора с │         │Киноосвещение       │ПК-10   

   │представителями других               │Кинокомпозиция      │ПСК-1-9 

   │творческих профессий в                                   │ПСК-1-1 

   │съемочном коллективе;                │Модуль 2            │ПСК-1-2 -│

   │основные виды и жанры                │История, теория и   │ПСК-1-14 │

   │кинотелефильмов; базовую             │практика            │ПСК-2-1 

   │киноизобразительную технику │         │телеоператорского   │ПСК-2-2 

   │кинематографа; особенности           │мастерства          │ПСК-2-11 │

   │творческо-производственной           │История             │ПСК-2-12 │

   │работы хроникально-                  │телеоператорского   │ПСК-2-13 │

  │документальных, научных и            │мастерства          │ПСК-2-14 │

   │учебных фильмов;                     │Телеоператорское    │ПСК-2-14 │

   │изобразительную монтажную            │мастерство          │ПСК-2-15 │

   │конструкцию кинофильма;              │Киноосвещение       │ПСК-2-16 │

   │основные изобразительные             │Кинокомпозиция              

   │формы кинокадров и их                │Фотокомпозиция              

   │назначение в монтажной               │Монтаж                      

   │конструкции сцен и эпизодов │         │Специальные виды            

   │кинофильма;                          │технологий:                 

   │киноизобразительный стиль            │Комбинированные             

   │фильма; общие основы теории │         │киносъемки                  

   │режиссерской, актерской              │Специальные виды            

   │профессий, профессий                 │киносъемок                  

   │художника фильма,                    │Техника и                   

   │звукорежиссера; основы               │технология                  

   │экономики и организацию              │видеофильма                 

   │современного кино-, теле- и │         │Киновидеотехнологии:│         

   │видеофильма; правила                 │Введение в                  

   │внутреннего распорядка               │кинотехнологию              

   │охраны труда, техники                │Цифровые технологии │        

   │безопасности и                       │в кинематографе и           

   │противопожарной защиты;              │телевидении                 

   │уметь: реализовать                   │Кинофотопроцессы и          

   │художественный замысел в             │материалы                   

   │профессиональном творческом │         │Киносъемочная               

   │коллективе, руководить               │аппаратура                  

   │работой ассистентов,                 │Киносъемочная оптика│        

   │механиков, светотехников,            │Цветоведение и              

   │лаборантов; управлять                │цветовоспроизведение│        

   │киносъемочной техникой,              │Киносветотехника            

   │руководить работой                   │Кинофотоэкспономет- │        

   │ассистентов, механиков,              │рия                         

   │светотехников, лаборантов;           │Основы                      

   │выбирать киносъемочную               │кинематографического│        

   │аппаратуру, материалы и              │мастерства:                 

   │процессы оформления                  │- кинорежиссура;            

   │изображения на пленке;               │- кинодраматургия;          

   │выполнять необходимое                │- мастерство                

   │литературно-публицистическое│         │художника фильма;           

   │(текстовое) и монтажно-              │- звуковое решение          

   │тонировочное оформление              │фильма.                     

   │репортажей и очерков, уметь │         │Фильмопроизводство          

   │работать со                          │Безопасность                

   │звукозаписывающей                    │жизнедеятельности           

   │аппаратурой и видеозаписью; │                                     

   │владеть: искусством                                              

   │кинооператорской съемки,                                         

   │искусством и техникой                                            

   │художественного                                                  

   │киноосвещения в павильоне, в│                                     

   │интерьерах и на натуре;                                          

   │искусством художественной                                        

   │кинопортретной съемки;                                           

   │техникой комбинированных и                                        

   │специальных съемок,                                              

   │средствами операторской                                          

   │съемочной техники; владеть                                       

   │техникой съемки как на 35-                                       

   │миллиметровой, 16-                                               

   │миллиметровой пленке: черно-│                                     

   │белой, цветной, обратимой,                                       

   │так и на видеоаппаратуре;                                        

   │постановочным и                                                  

   │документальным методами                                          

  │съемок; искусством                                               

   │изобразительно-монтажной                                         

   │композиции.                                                      

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Специализация N 1           │ 39 - 41 │Творческий семинар  │ПСК-1-1 -│

   │"Кинооператор, педагог"              │по кинооператорскому│ПСК-1-14 │

   │С целью получения данной             │мастерству                  

   │специализации при изучении           │Творческий семинар          

   │базовой части цикла                  │по мастерству               

   │обучающийся должен:                  │кинодокументалиста          

   │знать: основные этапы                │Рефераты по                 

   │развития игрового                    │кинооператорскому           

   │кинематографа; роль                  │мастерству:                 

   │оператора в достижении               │- технический;              

   │художественной целостности           │- творческий.               

   │кинопроизведения;                    │История и теория            

   │стилеобразующую роль                 │документального кино│         

   │операторского искусства в            │Рисунок                     

   │развитии документальной                                          

   │стилистики экспрессивного                                        

   │кинематографа;                                                   

   │уметь: пользоваться                                              

   │киноизобразительной техникой│                                     

   │кинематографа; работать со                                       

   │светом и использовать                                            

   │киноосвещение как                                                

   │"киноживописное" искусство; │                                     

   │создавать экранный образ                                         

   │актера;                                                          

   │владеть: навыками творческо-│                                     

   │постановочной подготовки и                                       

   │съемки фильма в                                                  

   │кинопавильоне, интерьере,                                        

   │натуре.                                                          

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Специализация N 2           │ 39 - 41 │Телетехника         │ПСК-2-3 

   │"Телеоператор, педагог"              │Техника и           │ПСК-2-4 

   │С целью получения данной             │технология          │ПСК-2-5 

   │специализации при изучении           │телевизионного      │ПСК-2-6 

   │базовой части цикла                  │производства        │ПСК-2-7 

   │обучающийся должен:                  │Телесъемочная       │ПСК-2-8 

   │знать: особенности творчес- │         │аппаратура          │ПСК-2-9 

   │ко-производственной работы           │Творческий семинар  │ПСК-2-10 │

   │над фильмами для                     │по телеоператорскому│        

   │телевидения; технику и               │мастерству                  

   │технологию телевизионного            │Творческий семинар          

   │производства; новейшие               │по мастерству               

   │достижения отечественной и           │теледокументалиста          

   │зарубежной телетехники;              │Рефераты по                 

   │правила эксплуатации,                │телеоператорскому           

   │транспортировки и хранения           │мастерству:                 

   │кино-, телесъемочной                 │- технический;              

   │аппаратуры, оптики,                  │- творческий                

   │операторских механизмов,             │Рисунок                      

   │негативных материалов и                                          

   │осветительной техники;                                           

   │уметь: отображать события и │                                     

   │явления действительности;                                        

   │работать в любых условиях                                        

   │репортажной съемки, строго                                       

   │соблюдая этические,                                              

   │политические и                                                   

   │профессиональные нормы                                           

   │поведения;                                                       

  │выбирать телесъемочную                                           

   │аппаратуру;                                                      

   │правильно подобрать                                              

   │телесъемочную и                                                  

   │видеоаппаратуру;                                                 

   │владеть: искусством                                              

   │телеоператорской съемки,                                         

   │искусством и техникой                                            

   │освещения в павильоне, в                                         

   │интерьерах и на натуре;                                          

   │средствами телеоператорской │                                     

   │съемочной техники.                                               

   ├────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,  │ 14 - 15 │                            

   │умения, навыки определяются │                                     

   │ООП вуза)                                                        

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.4│Физическая культура             2                                

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.5│Учебная и производственная     52                                

   │практики, научно-                                                

   │исследовательская работа                                         

   │(практические умения и                                           

   │навыки определяются ООП                                          

   │вуза)                                                            

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

│С.6│Итоговая государственная       33                                

   │аттестация                                                       

├───┼────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной │   300                               

   │образовательной программы                                        

└───┴────────────────────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.

2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.

3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах С.1, С.2 и С.3 определяется вузом, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более восьми процентов, а в цикле С.3 - не более 30 процентов трудоемкости базовой части соответствующего цикла.

4. Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательных для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 44 академических часов.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении ООП в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.14. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части:

1. Фотокомпозиция

2. Кинофотопроцессы и материалы

3. Киносъемочная аппаратура

4. Киносъемочная оптика

5. Киносветотехника

6. Киноэкспонометрия

7. Цветоведение

8. Киноосвещение (N 1, 2, 3) - съемочные практические работы

9. Кинокомпозиция (N 1, 2, 3) - съемочные практические работы

10. Специальные виды киносъемок

11. Комбинированные киносъемки

12. Техника и технология видеофильма

13. Введение в цифровые технологии кинематографа

14. Реферат по техническим вопросам кинооператорского мастерства (предусматривается выполнение иллюстративного ролика), что предусматривает наличие соответствующих лабораторий, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.16. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик:

1. Учебная лабораторная практика - в конце второго семестра перед летней экзаменационной сессией для закрепления теоретических знаний по специальным дисциплинам. Продолжительность - 2 недели.

2. Технологическая практика - после второго семестра для закрепления кинотехнических знаний и ознакомления с киностудией и кинопроизводством. Продолжительность - 7 недель.

3. Ассистентская практика в съемочной группе на рабочем месте ассистента оператора - после 4-го семестра. Продолжительность - 8 недель.

4. Учебно-съемочная практика - после 6 семестра. Продолжительность - 8 недель.

5. Преддипломная практика проводится в течение 9 семестра. Продолжительность - 10 недель.

Руководит практикой, как правило, педагог, назначенный кафедрой. Руководитель практики по согласованию с руководителем организации (отдела, подразделения), где проводится практика, дает обучающемуся задание, предполагающее выполнение конкретной работы, и на всем протяжении практики регулярно контролирует работу обучающегося, оказывая ему необходимую консультационную помощь.

Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.17. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной ООП специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую и художественно-творческую информацию в области кино, телевидения, театра, концертной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;

принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;

выступать с докладами на вузовских (межвузовских) конференциях;

выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов).

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.

7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Преподаватели дисциплин профессионального цикла, как правило, должны иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и (или) имеющие общепризнанный авторитет, опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Не менее 70 процентов из них должны иметь ученую степень и (или) звание (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международных или всероссийских конкурсов) и (или) отмечены государственными премиями, наградами в области искусств.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалиста утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

1. Для обеспечения выполнения лабораторно-практических работ необходимо наличие лабораторий фотокомпозиции (фотопавильон площадью не менее 15 квадратных метров на одного обучающегося, для 5 - 6 обучающихся, выполняющих задание, общая площадь составит 75 - 90 квадратных метров), кинотехники (площадью не менее 60 квадратных метров), киносъемочной оптики, киносветотехники (площадью не менее 30 квадратных метров), специальных съемок (площадью не менее 25 квадратных метров), комбинированных съемок (площадью не менее 200 квадратных метров), видеосъемок (площадью не менее 200 квадратных метров), виртуальную студию (площадью 150 квадратных метров). Для выполнения каждого этюда по киноосвещению необходимо производственное технологическое обеспечение (а также для черно-белых съемок - павильон площадью не менее 80 квадратных метров, для цветных - не менее 200 квадратных метров). Все лаборатории должны быть оснащены необходимым оборудованием, список которого находится в документации учебно-методического отдела.

2. Для выполнения съемочных работ необходимо предусмотреть расход материалов:

Специализация N 1 "Кинооператор, педагог":

Киноосвещение (снимается на кинопленке 35 миллиметров):

N 1 - общей длиной 150 - 200 полезных метров, расход составляет 610 метров черно-белого негатива;

N 2 - общей длиной 200 - 250 полезных метров, расход составляет 610 метров цветного негатива;

N 3 - общей длиной не менее 200 полезных метров, расход составляет 305 метров цветного негатива (снимается в интерьере).

Реферат N 1 - общей длиной 150 - 200 полезных метров, расход составляет 244 метра черно-белого или цветного негатива.

Кинокомпозиция N 1, 2, 3 снимается по лимитам режиссерских мастерских на кинопленке 35 миллиметров (полезный метраж длиной не менее 240 метров). Кинокомпозиции N 2, 3 могут быть сняты на видео в формате "Betacam Digital" или ином профессиональном цифровом формате продолжительностью не менее 8 минут экранного времени каждая.

Расход позитивной пленки в соответствии с технологическим процессом.

Специализация N 2 "Телеоператор, педагог":

Киноосвещение (снимается на кинопленке 35 миллиметров или 16 миллиметров):

N 1 - 6 - 7 минут экранного времени, расход черно-белого негатива в соотношении 1:3 (длиной 427 метров);

N 2 - 7 - 8 минут экранного времени, расход цветного негатива в соотношении 1:3 (длиной 427 метров);

N 3 - снимается в интерьере, на кинопленке 35 миллиметров (длина расхода пленки - 244 метра), 16 миллиметров на видео в формате "Betacam Digital" или ином профессиональном цифровом формате продолжительностью не менее 5 минут экранного времени.

Реферат N 1 - снимается на кинопленке 35 миллиметров (длина расхода пленки 244 метра), 16 миллиметров или видео в формате "Betacam Digital" или ином профессиональном формате продолжительностью не менее 5 минут экранного времени.

Кинокомпозиция N 1, 2, 3 снимается по лимитам режиссерских мастерских.

N 1, 2 - на кинопленке 35 миллиметров (длина расхода пленки 427 метров), 16 миллиметров или видео в формате "Betacam Digital" или ином профессиональном формате продолжительностью не менее 7 минут экранного времени;

N 3 - на кинопленке 35 миллиметров (длина расхода пленки 427 метров), 16 миллиметров или видео в формате "Betacam Digital" или ином профессиональном формате продолжительностью 7 - 13 минут экранного времени.

Расход позитивной пленки предусматривается в соответствии с технологическим процессом.

При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам конкретной программы подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)) в соответствии с ООП подготовки специалиста по Специализации N 1 "Кинооператор, педагог" является завершающим этапом высшего профессионального образования, обеспечивает закрепление практических навыков и умения в избранной области профессиональной деятельности и теоретических знаний. Она представляет собой съемочную работу, выполненную на кинопленке шириной 35 миллиметров или 16 миллиметров, на видео в системе "Betacam Digital" или ином профессиональном цифровом носителе объемом от 285 до 570 погонных метров (продолжительностью 10 - 20 минут экранного времени).

Предметом выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) являются:

1. фильмы или сюжеты, снятые совместно с обучающимися - дипломниками режиссерского факультета;

2. авторские документальные фильмы;

3. фильмы и сюжеты, снятые на кино- и телестудиях;

4. фрагменты из полнометражных фильмов;

5. научные фильмы, снятые в исследовательских институтах или лабораториях;

6. комбинированные кадры из кино или телефильмов с использованием компьютерной графики.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)) должна иметь воспроизводимое на экране творческое и технологическое решение изобразительных (киноживописных) задач: объемно-пластических форм фигур и предметов, тон, цвет и фактуру материалов, рельефы и глубину пространства, эффекты освещения; светотональное и светоцветовое решение в соответствии с драматургией и постановочным замыслом; умение в искусстве кинооператорского освещения, координации мизансцен.

К защите представляется фильмокопия выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), объяснительная записка к ней и отзыв внешнего рецензента.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)) в соответствии с ООП подготовки специалиста по Специализации N 2 "Кинооператор, педагог" является завершающим этапом высшего профессионального образования, обеспечивает закрепление практических навыков и умения в избранной области профессиональной деятельности и теоретических знаний. Она представляет собой съемочную работу, выполненную на видео (в системе "Betacam digital" или другой профессиональной цифровой системе записи) продолжительностью 10 - 20 минут экранного времени.

Предметом выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) являются:

1. фильмы или сюжеты, снятые совместно с обучающимися - дипломниками режиссерского факультета;

2. авторские документальные фильмы;

3. фильмы и сюжеты, снятые на телестудиях;

4. фрагменты из телефильмов;

5. фильмы, снятые в исследовательских институтах или лабораториях.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)) должна иметь воспроизводимое на экране творческое и технологическое решение изобразительных (киноживописных) задач: объемно-пластических форм фигур и предметов, тон, цвет и фактуру материалов, рельефы и глубину пространства, эффекты освещения; светотональное и светоцветовое решение в соответствии с драматургией и постановочным замыслом; умение в искусстве кинотелеоператорского освещения, координации мизансцен.

К защите представляется фильмокопия выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), объяснительная записка к ней и отзыв внешнего рецензента.

При выполнении выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.7. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018