Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2011 г. N 19898

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2010 г. N 2054

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 160100 САМОЛЕТО-

И ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 160100 Самолето- и вертолетостроение (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 декабря 2010 г. N 2054

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 160100 САМОЛЕТО-

И ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 160100 Самолето- и вертолетостроение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

ПСК        - профессионально-специализированные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень) 

Нормативный срок
  освоения ООП  
(для очной формы
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

ООП подготовки
 специалиста 

      65     

 специалист

     5,5 лет    

  330 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: методы, средства, способы разработки проектов авиационных летательных аппаратов, проведения необходимых исследований и разработки способов производства летательных аппаратов, способных устойчиво перемещаться в атмосфере и транспортировать различные грузы в соответствии с целевым назначением.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: самолеты, вертолеты и другие атмосферные летательные аппараты, системы оборудования данных летательных аппаратов и технологические процессы их производства.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 160100 Самолето- и вертолетостроение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторской;

производственно-технологической;

экспериментально-исследовательской;

организационно-управленческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "инженер".

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 160100 Самолето- и вертолетостроение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

разработка, с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта, эскизных, технических и рабочих проектов особо сложных, сложных и средней сложности изделий, обеспечением при этом соответствия разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также применение в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц;

проведение, с использованием вычислительной техники, технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых конструкций, составления инструкции по эксплуатации конструкций и другой технической документации;

согласование разрабатываемых проектов с другими подразделениями предприятия, экономическое обоснование разрабатываемых проектов;

участие во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

производственно-технологическая деятельность:

разработка, с применением средств автоматизации проектирования и внедрением прогрессивных технологических процессов, видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации, оптимальных режимов производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды работ, с обеспечением производства конкурентноспособной продукции и сокращения материальных и трудовых затрат на ее изготовление;

установление порядка выполнения работ и пооперационный маршрут изготовления деталей и сборки изделий;

участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий;

экспериментально-исследовательская деятельность:

изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области авиационной техники и технологии производства;

осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию);

подготовка информационных обзоров, а также рецензий, отзывов и заключений на техническую документацию;

участие в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов изделий и обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;

проектировка средств испытаний и контроля, оснастки, лабораторных макетов, контроль их изготовления;

организационно-управленческая деятельность:

разработка и принятие участия в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;

участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;

рассмотрение рационализаторских предложений по совершенствованию технологии производства и дача заключения о целесообразности их использования;

подготовка исходных данных для составления планов, заявок на материалы.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-3);

демонстрацией гражданской позиции, нацеленности на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);

умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, с демонстрацией уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантностью к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

способностью применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-8);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью ориентироваться в основных положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, владением методами экономической оценки проектных решений и научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);

способностью к работе в коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);

способностью на научной основе организовать свой труд и самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, наличием стремления к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-7);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умением работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

в проектно-конструкторской деятельности (ПКД):

готовностью к решению сложных инженерных задач с использованием базы знаний математических и естественно-научных дисциплин (ПКД-1);

владением навыками получать, собирать, систематизировать и проводить анализ исходной информации для разработки проектов летательных аппаратов и их систем (ПКД-2);

способностью освоить и использовать передовой опыт авиастроения и смежных областей техники в разработке авиационных конструкций (ПКД-3);

способностью выполнить техническое и технико-экономическое обоснование принимаемых проектно-конструкторских решений, владением методами технической экспертизы проекта (ПКД-4);

готовностью разрабатывать проекты изделий летательных аппаратов и их систем на основе системного подхода к проектированию авиационных конструкций (ПКД-5);

владением методами и навыками моделирования на основе современных информационных технологий (ПКД-6);

готовностью разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектно-конструкторских работ (ПКД-7);

наличием навыков в общении с нормативно-технической документацией и владением методами контроля соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПКД-8);

готовностью создавать и сопровождать документацию, необходимую для поддержки всех этапов жизненного цикла разрабатываемой конструкции (ПКД-9);

владением основами современного дизайна и эргономики (ПКД-10);

в производственно-технологической деятельности (ПТ):

способностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению и размещению на них технологического оборудования (ПТ-1);

владением методами контроля соблюдения технологической дисциплины (ПТ-2);

способностью использовать стандарты и типовые методы контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПТ-3);

готовностью к участию в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции (ПТ-4);

способностью разрабатывать документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках (ПТ-5);

владением методами контроля соблюдения экологической безопасности (ПТ-6);

в экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИ):

наличием навыков математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов исследований (ЭИ-1);

готовностью к подготовке и проведению экспериментов и анализу их результатов (ЭИ-2);

готовностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ЭИ-3);

готовностью к участию в составлении отчетов по выполненному заданию (ЭИ-4);

способностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ЭИ-5);

способностью разрабатывать и проектировать экспериментальное оборудование и стенды для проведения исследований (ЭИ-6);

в организационно-управленческой деятельности (ОУ):

способностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ОУ-1);

готовностью к выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем и оборудования (ОУ-2);

способностью разрабатывать документацию для создания системы менеджмента качества продукции (ОУ-3);

способностью организовать коллективную работу над проектом (ОУ-4);

профессионально-специализированные компетенции (ПСК):

Специализация N 1 - "Самолетостроение":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов самолетов различного целевого назначения (ПСК-1.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов самолетов и их узлов (ПСК-1.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологии изготовления деталей, узлов и агрегатов самолетов (ПСК-1.3);

способностью и готовностью к проведению проектировочных расчетов аэродинамики, динамики полета, прочности и экономики проектируемого самолета (ПСК-1.4).

Специализация N 2 - "Вертолетостроение":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов вертолетов различного целевого назначения (ПСК-2.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов вертолетов и их узлов (ПСК-2.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологии изготовления деталей, узлов и агрегатов вертолетов (ПСК-2.3);

способностью и готовностью к проведению проектировочных расчетов аэродинамики, динамики полета, прочности и экономики проектируемого вертолета (ПСК-2.4).

Специализация N 3 - "Системы жизнеобеспечения и оборудование летательных аппаратов":

способностью и готовностью участвовать в разработке принципиальных схем систем оборудования (ПСК-3.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструкций агрегатов систем оборудования (ПСК-3.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологий изготовления, сборки и монтажа агрегатов и систем оборудования (ПСК-3.3);

способностью и готовностью участвовать в проведении испытаний агрегатов и систем оборудования (ПСК-3.4).

Специализация N 4 - "Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций самолетов и вертолетов":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов летательных аппаратов различной конструкции (ПСК-4.1);

способностью и готовностью к выполнению анализа технологичности конструкции летательного аппарата, его агрегатов и узлов (ПСК-4.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке схем увязки информации на этапах жизненного цикла летательного аппарата (ПСК-4.3);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологических рекомендаций для обеспечения заданного ресурса конструкции (ПСК-4.4);

способностью и готовностью участвовать в разработке новых технологических процессов и принципов нового технологического оборудования (ПСК-4.5);

способностью и готовностью участвовать в разработке "директивных технологических материалов" при создании нового летательного аппарата (ПСК-4.6).

Специализация N 5 - "Сертификация авиационной техники":

способностью и готовностью участвовать в разработке гражданских воздушных судов различного назначения и их компонентов (ПСК-5.1);

способностью и готовностью участвовать в работах по обеспечению безопасности полета воздушных судов (ПСК-5.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке сертификационной документации для воздушных судов и их компонентов (ПСК-5.3);

способностью и готовностью определить показатели надежности и отказобезопасности воздушных судов различного назначения и их компонентов (ПСК-5.4);

способностью и готовностью участвовать в сертификации гражданских воздушных судов и их компонентов (ПСК-5.5).

Специализация N 6 - "Организация аэродромного обслуживания авиационной техники":

способностью и готовностью участвовать в разработке системы аэродромного обслуживания самолета (вертолета) (ПСК-6.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке системы обеспечения качества аэродромного обслуживания (ПСК-6.2);

способностью и готовностью к формированию и эксплуатации мобильных систем аэродромного обслуживания (ПСК-6.3).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

математический и научно-инженерный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки специалиста

 

┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬───────────────────┬─────────┐

│Код│Учебные циклы и проектируемые│Трудоем- │Перечень дисциплин │Коды    

│УЦ │   результаты их освоения    │кость      для разработки   │формиру- │

│ООП│                             │(зачетные│примерных программ,│емых    

                                │единицы) │учебников и учебных│компетен-│

                                │<*>            пособий      │ций     

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.1│Гуманитарный, социальный и   │ 41 - 51 │                           

   │экономический цикл                                               

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть                │ 37 - 46 │История            │ОК-1    

   │В результате изучения базовой│         │Философия          │ОК-2    

   │части цикла обучающийся               │Иностранный язык   │ОК-3    

   │должен:                               │Правоведение       │ОК-4    

   │знать:                                │Политология        │ОК-5    

   │- основные концепции истории │         │Менеджмент         │ОК-6    

   │и философской теории;                 │Экономика          │ОК-7    

   │- иностранный язык;                   │Культурология      │ОК-8    

   │- сущность, формы, функции                               │ОК-9    

   │исторического знания;                                    │ОУ-1    

   │- экономику предприятия,                                 │ОУ-2    

   │принципы оценки результатов                              │ОУ-3    

   │его деятельности;                                        │ОУ-4    

   │- функции менеджмента,                                           

   │принципы построения                                              

   │организационных структур и                                       

   │распределения функций                                            

   │управления;                                                      

   │уметь:                                                           

   │- применять философские                                           

   │знания в формировании                                            

   │программ жизнедеятельности,                                      

   │самореализации личности;                                         

   │- читать литературу на                                           

   │иностранном языке для                                            

   │получения необходимой                                            

   │информации;                                                      

   │- применять знания                                               

   │иностранного языка при                                           

   │переписке, проведении рабочих│                                    

   │переговоров и составлении                                        

   │деловых документов;                                              

   │- управлять работой                                              

   │небольшого коллектива и                                          

   │работать в команде;                                              

   │владеть:                                                         

   │- навыками общения на                                            

   │иностранном языке по                                             

   │специальности;                                                   

   │- навыками ведения дискуссии │                                    

   │на философские и научные                                         

   │темы;                                                            

   │- практическими навыками                                         

   │решения конкретных технико-                                      

   │экономических,                                                   

   │организационных и                                                

   │управленческих вопросов;                                          

   │- терминологией научно-                                          

   │технического и делового                                          

   │иностранного языка;                                              

   │- навыками работы с                                              

   │нормативными и патентными                                        

   │документами                                                      

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,     4 - 5                             

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.2│Математический и научно-     │ 80 - 90 │                           

   │инженерный цикл                                                  

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть                │ 66 - 74 │Математика         │ОК-7    

   │В результате изучения базовой│         │Теория вероятностей│ЭИ-1    

   │части цикла обучающийся               │и математическая   │ЭИ-2    

   │должен:                               │статистика         │ЭИ-3    

   │знать:                                │Информатика        │ЭИ-4    

   │- математический анализ;              │Физика             │ПК-1     

   │- линейную алгебру;                   │Теоретическая      │ПК-6    

   │- аналитическую геометрию;            │механика           │ПТ-6    

   │- основы теории вероятностей │         │Термодинамика и            

   │и математической статистики; │         │теплопередача              

   │- фундаментальные физические │         │Аэродинамика               

   │законы в области механики,            │Химия                      

   │термодинамики, электричества │         │Экология                   

   │и магнетизма, атомной физики,│                                    

   │основные химические законы;                                      

   │- введение в теорию                                              

   │алгоритмов и алгоритмических │                                    

   │языков;                                                          

   │- современные тенденции                                          

   │развития информатики и                                           

   │численные методы                                                 

   │вычислительной техники,                                          

   │компьютерных технологий;                                         

   │- неблагоприятные воздействия│                                    

   │самолета на природу и способы│                                    

   │понижения вредного                                               

   │воздействия;                                                     

   │уметь:                                                           

   │- применять математические                                       

   │методы, физические и                                             

   │химические законы,                                               

   │вычислительную технику для                                       

   │решения практических задач;                                       

   │владеть:                                                         

   │- элементами математического │                                    

   │и функционального анализа,                                       

   │линейной алгебры; решения                                        

   │систем дифференциальных и                                        

   │алгебраических уравнений,                                        

   │методами аналитической                                           

   │геометрии, теории                                                

   │вероятностей и математической│                                    

   │статистики                                                       

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │1. Специализация:              6 - 7  │Динамика полета    │ЭИ-1    

   │"Самолетостроение"                    │самолета           │ЭИ-2    

                                                            │ПСК-4   

   │С целью получения данной                                         

   │специализации при изучении                                       

   │базовой части цикла                                              

   │обучающийся должен:                                              

   │знать:                                                           

   │- основные законы                                                

   │аэродинамики и динамики                                          

   │полета самолета;                                                 

   │- процесс формирования                                           

   │аэродинамического облика                                         

   │самолета;                                                        

   │уметь:                                                           

   │- проводить расчеты                                              

   │аэродинамических и летных                                        

   │характеристик проектируемых                                      

   │самолетов;                                                       

   │владеть:                                                         

   │- автоматизированной системой│                                    

   │проектных, конструкторских и │                                    

   │расчетных работ                                                  

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │2. Специализация:              6 - 7  │Динамика полета    │ЭИ-1    

   │"Вертолетостроение"                   │вертолета          │ЭИ-2     

                                                            │ПСК-4   

   │С целью получения данной                                         

   │специализации при изучении                                       

   │базовой части цикла                                              

   │обучающийся должен:                                              

   │знать:                                                           

   │- основы механики полета                                         

   │вертолета, силы и моменты,                                       

   │действующие на вертолет при                                      

   │его движении, условия его                                        

   │балансировки, условия                                            

   │обеспечения требуемого уровня│                                    

   │его маневренности, методы                                        

   │исследования устойчивости и                                      

   │управляемости вертолета и их │                                    

   │улучшение с помощью                                              

   │автоматических систем;                                           

   │уметь:                                                           

   │- применять знания основ                                         

   │механики полета вертолета для│                                    

   │решения практических задач                                       

   │динамики полета вертолета на │                                    

   │основе современных методов                                       

   │расчета и эксперимента;                                          

   │- учитывать требования                                           

   │законов динамики полета при                                      

   │разработке и эксплуатации                                         

   │вертолетной техники;                                             

   │владеть:                                                         

   │- навыками расчета                                               

   │балансировки вертолета,                                          

   │расчета кинематических                                           

   │параметров движения                                              

   │вертолета, расчета потребных │                                    

   │отклонений органов управления│                                    

   │вертолетом, расчета                                              

   │эффективности управления                                         

   │вертолета;                                                       

   │- методами исследования                                          

   │устойчивости движения                                            

   │вертолета, методами выбора                                       

   │параметров вертолета,                                            

   │обеспечивающих эффективность │                                    

   │управления вертолета                                             

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │3. Специализация: "Системы     6 - 7  │Динамика полета    │ЭИ-1    

   │оборудования летательных              │Автоматизированное │ЭИ-2    

   │аппаратов"                            │проектирование     │ПСК-4   

                                         │технологических            

   │С целью получения данной              │процессов                  

   │специализации при изучении                                       

   │базовой части цикла                                              

   │обучающийся должен:                                              

   │знать:                                                           

   │- основные законы                                                

   │аэродинамики и динамики                                          

   │полета катапультируемых                                          

   │спасательных аппаратов;                                          

   │уметь:                                                           

   │- проводить расчеты                                              

   │аэродинамических                                                 

   │характеристик спасательных                                       

   │аппаратов;                                                       

   │владеть:                                                          

   │- автоматизированной системой│                                    

   │проектных и конструкторских                                      

   │работ                                                            

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │4. Специализация:              6 - 7  │Исследование       │ЭИ-1    

   │"Технологическое                      │операций           │ЭИ-2    

   │проектирование                        │Комбинаторика      │ПСК-4.1 

   │высокоресурсных конструкций                                      

   │самолетов и вертолетов"                                          

                                                                    

   │С целью получения данной                                         

   │специализации при изучении                                       

   │базовой части цикла                                              

   │обучающийся должен:                                              

   │знать:                                                           

   │- основные методы,                                               

   │применяемые для исследования │                                    

   │операций;                                                        

   │- понятие о графах и                                             

   │множествах и операциях                                           

   │с ними;                                                          

   │уметь:                                                           

   │- решать задачи с                                                

   │использованием методов                                           

   │исследования операций;                                           

   │владеть:                                                         

   │- рядом прикладных программ                                       

   │для решения оптимизационных                                      

   │задач                                                            

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │5. Специализация:              6 - 7  │Система            │ЭИ-2    

   │"Сертификация авиационной             │сертификации       │ЭИ-3    

   │техники"                              │авиационной        │ЭИ-4    

                                         │техники;           │ЭИ-5    

   │С целью получения данной              │Надежность         │ЭИ-6    

   │специализации при изучении            │авиационной        │ПСК-5   

   │базовой части цикла                   │техники;                   

   │обучающийся должен:                   │Расследование              

   │знать:                                │авиационных                

   │- основы механики полета              │происшествий;              

   │воздушного судна;                     │Нормирование летной│        

   │- процесс формирования облика│         │годности;                  

   │воздушного судна;                     │Процедуры                  

   │- систему сертификации                │сертификации               

   │авиационной техники;                  │авиационной                

   │- принципы сертификации               │техники;                   

   │гражданской авиационной               │Сертификация               

   │техники;                              │воздушных судов;           

   │- методы сертификационных             │Сертификация               

   │испытаний и проверок                  │производства и             

   │воздушного судна;                     │ремонта авиационной│        

   │уметь:                                │техники;                   

   │- применять знания системы            │Сертификация               

   │сертификации авиационной              │Эксплуатантов;             

   │техники для решения                   │Дисциплина по              

   │практических задач по                 │выбору обучающегося│        

   │обеспечению летной годности                                      

   │гражданских воздушных судов с│                                    

   │использованием современных                                       

   │достижений инженерных знаний;│                                    

   │- учитывать требования                                           

   │безопасности полета при                                          

   │разработке и эксплуатации                                        

   │гражданских воздушных судов                                       

   │различного назначения;                                           

   │владеть:                                                         

   │- навыками формирования                                          

   │требований сертификационного │                                    

   │базиса;                                                          

   │- принципами разработки                                          

   │типовой конструкции                                              

   │воздушного судна с учетом                                        

   │требований норм летной                                           

   │годности                                                         

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │6. Специализация:              6 - 7  │Системный анализ   │ПК-1    

   │"Организация аэродромного             │Планирование и     │ПК-2    

   │обслуживания авиационной              │прогнозирование    │ПК-8    

   │техники"                                                 │ЭИ-1    

                                                                    

   │С целью получения данной                                         

   │специализации при изучении                                       

   │базовой части цикла                                              

   │обучающийся должен:                                              

   │знать:                                                           

   │- методы формирования систем │                                    

   │аэродромного обслуживания                                        

   │летательных аппаратов;                                           

   │- типы систем аэродромного                                       

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов;                                                        

   │- модели инфраструктуры                                          

   │комплексов аэродромного                                          

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов;                                                       

   │- критерии управления                                            

   │комплексами аэродромного                                         

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов;                                                       

   │- методологию и организацию                                      

   │комплексов аэродромного                                          

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов и их планирование; │                                    

   │уметь:                                                           

   │- строить математические                                         

   │модели комплексов                                                

   │аэродромного обслуживания                                        

   │летательных аппаратов;                                           

   │- производить комплексную                                        

   │оценку функционирования                                          

   │систем аэродромного                                              

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов;                                                       

   │- разрабатывать планы                                            

   │функционирования систем                                          

   │аэродромного обслуживания                                        

   │летательных аппаратов;                                           

   │владеть:                                                         

   │- навыками по использованию                                      

   │прикладных программ для                                          

   │решения задач оптимизации;                                       

   │- автоматизированными                                            

   │системами проектных работ.                                       

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,     8 - 9                             

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.3│Профессиональный цикл        │130 - 140│                           

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Базовая часть (общая         │ 84 - 91 │Безопасность       │ПК-1    

   │профессиональная)                     │жизнедеятельности, │ПК-2    

   │В результате изучения базовой│         │Экономика и        │ПК-3    

   │части цикла обучающийся               │организация        │ПК-4    

   │должен:                               │промышленности,    │ПК-5    

   │знать:                                │Начертательная     │ПК-6    

   │- процессы проектирования и           │геометрия,         │ПК-7    

   │подготовки производства               │Инженерная графика,│ПК-8    

   │авиационных изделий и систем;│         │Теория механизмов  │ПК-9    

   │- правила оформления                  │и машин,           │ПТ-1    

   │конструкторской документации │         │Детали механизмов  │ПТ-2    

   │в соответствии с Единой               │и машин,           │ПТ-3    

   │системой конструкторской              │Метрология,        │ПТ-4    

   │документации (ЕСКД), методы и│         │стандартизация,    │ПТ-5    

   │средства компьютерной                 │Сертификация       │ПТ-6    

   │графики;                              │авиационной        │ЭИ-5    

   │- основные уравнения и методы│         │техники,           │ЭИ-6    

   │решения задач теоретической           │Сопротивление      │ОУ-1    

   │механики и сопротивления              │материалов,        │ОУ-2    

   │материалов, основные                  │Прочность          │ОУ-3    

   │уравнения механики жидкости и│         │конструкций,       │ОУ-4    

   │газа;                                 │Материаловедение,          

   │- основы проектирования и             │Технология                 

   │основные методы расчетов на           │обработки                  

   │прочность, жесткость,                 │материалов,                

   │динамику и устойчивость,              │Введение в                 

   │долго вечность машин и                │специальность,             

   │конструкций, трение и износ           │Конструкция                

   │узлов машин;                          │самолета                   

   │- основные уравнения                  │(вертолета),               

   │аналитической динамики и              │Технология                 

   │теории колебаний, теории              │производства               

   │упругости, строительной               │самолета                   

   │механики машин и конструкций,│         │(вертолета),               

   │основные методы и соотношения│         │Основы                     

   │вычислительной механики;              │производства,              

   │- физико-механические                 │Системы приборного │        

   │характеристики материалов и           │оборудования,              

   │методы их определения;                │Силовая установка, │        

   │уметь:                                │Общая                      

   │- проектировать авиационные           │электротехника и           

   │изделия и системы с                   │электроника                

   │использованием информационных│                                    

   │технологий;                                                      

   │- выполнять и читать чертежи │                                     

   │и другую конструкторскую                                         

   │документацию;                                                    

   │- проводить расчеты деталей                                      

   │машин и элементов конструкций│                                    

   │аналитическими и                                                 

   │вычислительными методами                                         

   │прикладной механики;                                             

   │- конструировать элементы                                        

   │машин и конструкций с учетом │                                    

   │обеспечения прочности,                                           

   │устойчивости и долговечности;│                                    

   │конструировать узлы машин и                                      

   │механизмов с учетом                                              

   │износостойкости;                                                 

   │- проводить расчеты деталей                                      

   │машин и элементов конструкции│                                    

   │на основе методов теории                                         

   │упругости;                                                       

   │- определять ресурс машин и                                      

   │конструкций;                                                     

   │- проводить экспериментальные│                                    

   │исследования свойств                                             

   │материалов, деталей машин и                                      

   │элементов конструкций;                                           

   │владеть:                                                         

   │- навыками работы с системами│                                    

   │автоматизации проектно-                                           

   │конструкторских работ;                                           

   │- навыками работы с                                              

   │современными системами                                           

   │автоматического                                                  

   │проектирования,                                                  

   │моделирования; и                                                 

   │технологической подготовки                                       

   │производства;                                                    

   │- навыками конструирования                                       

   │типовых узлов машин и                                            

   │элементов конструкций;                                           

   │- навыками расчетов                                              

   │аналитическими и численными                                      

   │методами прикладной механики │                                    

   │деталей машин и элементов                                        

   │конструкций;                                                     

   │- навыками применения методов│                                    

   │математического и                                                

   │компьютерного моделирования                                      

   │механических систем и                                            

   │процессов;                                                       

   │- навыками выбора материалов │                                    

   │по критериям прочности,                                          

   │долговечности,                                                   

   │износостойкости;                                                 

   │- навыками проведения                                            

   │экспериментальных                                                

   │исследований.                                                    

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │1. Специализация:            │ 33 - 35 │Строительная       │ПКД-1   

   │"Самолетостроение"                    │механика           │ПКД-2   

                                         │Конструирование    │ПКД-3   

   │С целью получения данной              │самолетов          │ПКД-4   

   │специализации при изучении            │Проектирование     │ПКД-5   

   │базовой части цикла                   │самолетов          │ПКД-6   

   │обучающийся должен:                                      │ПКД-7   

   │знать:                                                   │ПКД-8    

   │- устройство самолета и его                              │ПКД-9   

   │систем;                                                  │ПКД-10  

   │- организацию работы на                                  │ОУ-3    

   │самолетостроительном                                     │ОУ-4    

   │предприятии и функциональные │                            │ЭИ-3    

   │обязанности авиационного                                 │ЭИ-4    

   │инженера;                                                │ЭИ-5    

   │- основные процессы                                      │ЭИ-6    

   │производства самолетов на                                │СПК-1.1 

   │серийном предприятии;                                    │СПК-1.2 

   │- состав, устройство и                                   │СПК-1.3 

   │размещение элементов силовой │                            │СПК-1.4 

   │установки и системы                                              

   │приборного оборудования;                                         

   │уметь:                                                           

   │- анализировать конструкцию                                      

   │современных самолетов и их                                       

   │систем;                                                          

   │- составлять производственную│                                    

   │документацию для изготовления│                                    

   │деталей, узлов и агрегатов                                       

   │самолета на серийном                                             

   │авиационном предприятии;                                         

   │- уметь размещать элементы                                       

   │силовой установки и системы                                      

   │приборного оборудования на                                       

   │самолете;                                                         

   │владеть:                                                         

   │- опытом расчета на прочность│                                    

   │авиационных конструкций;                                         

   │- навыками разработки                                            

   │технологических                                                  

   │приспособлений для                                               

   │производства деталей, узлов и│                                    

   │агрегатов самолетов с                                            

   │использованием современных                                       

   │методов разработки                                               

   │технологических процессов.                                       

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │2. Специализация:            │ 33 - 35 │Конструирование    │ПКД-1   

   │"Вертолетостроение"                   │агрегатов          │ПКД-2   

                                         │вертолета.         │ПКД-3   

   │С целью получения данной              │Проектирование     │ПКД-4   

   │специализации при изучении            │вертолетов         │ПКД-5   

   │базовой части цикла                   │Аэродинамический   │ПКД-6   

   │обучающийся должен:                   │расчет вертолета   │ПКД-7   

   │знать:                                                   │ПКД-8   

   │- методы формирования,                                   │ПКД-9   

   │анализа и выбора проектных                               │ПКД-10  

   │решений при разработке                                   │ОУ-3    

   │проектов вертолетов                                      │ОУ-4    

   │различного целевого                                      │ЭИ-3    

   │назначения и его частей;                                 │ЭИ-4    

   │- методы расчета летных                                  │ЭИ-5    

   │характеристик вертолетов                                 │ЭИ-6    

   │различных схем и винтокрылых │                            │СПК-1.1 

   │летательных аппаратов;                                   │СПК-1.2 

   │необходимые меры обеспечения │                            │СПК-1.3 

   │безопасности полета                                      │СПК-1.4 

   │вертолета;                                                       

   │- основные теории несущего                                       

   │винта вертолета и методы                                         

   │определения его                                                  

   │аэродинамических                                                  

   │характеристик как                                                

   │экспериментальным, так и                                         

   │расчетным путем;                                                 

   │уметь:                                                           

   │- формировать облик                                              

   │вертолета, выбирать проектные│                                    

   │параметры вертолета,                                             

   │определять его                                                   

   │характеристики;                                                  

   │- решать практические задачи │                                    

   │конструирования агрегатов и                                      

   │систем вертолетов на основе                                      

   │системного подхода;                                              

   │- выбирать метод                                                 

   │аэродинамического расчета                                        

   │вертолета; рассчитывать                                          

   │аэродинамические                                                 

   │характеристики несущего винта│                                    

   │или комбинаций из двух и                                         

   │более несущих винтов; вести                                      

   │аэродинамическое                                                 

   │проектирование лопастей                                          

   │несущего винта, корпуса                                          

   │вертолета, хвостового винта; │                                    

   │- проводить расчет летных                                        

   │характеристик вертолета и                                        

   │строить его аэродинамический │                                     

   │паспорт;                                                         

   │владеть:                                                         

   │- навыками выбора,                                               

   │оптимизации и расчета                                            

   │проектных параметров                                             

   │вертолета, определения его                                       

   │характеристик;                                                   

   │- навыками компоновки                                            

   │вертолета, включающей в себя │                                    

   │выбор аэродинамической схемы,│                                    

   │выбор размещения основных                                        

   │агрегатов, объемно-весовую                                       

   │компоновку;                                                      

   │- навыками разработки                                            

   │конструкций деталей, узлов,                                      

   │агрегатов и систем вертолета;│                                    

   │- приемами конструирования,                                      

   │направленными на                                                 

   │совершенствование конструкций│                                    

   │агрегатов вертолета на основе│                                    

   │опыта отечественного и                                           

   │зарубежного                                                      

   │вертолетостроения;                                               

   │- навыками аэродинамического │                                    

   │расчета вертолета.                                               

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │3. Специализация: "Системы   │ 33 - 35 │Проектирование     │ПКД-1   

   │оборудования летательных              │систем             │ПКД-2   

   │аппаратов"                            │энергооборудования,│ПКД-3   

                                         │Проектирование     │ПКД-4   

   │С целью получения данной              │систем             │ПКД-5   

   │специализации при изучении            │жизнеобеспечения,  │ПКД-6   

   │базовой части цикла                   │Проектирование     │ПКД-7   

   │обучающийся должен:                   │систем защиты      │ПКД-8   

   │знать:                                                   │ПКД-9   

   │- влияние высотных условий на│                            │ПКД-10  

   │организм человека и                                      │ОУ-3     

   │работоспособность систем                                 │ОУ-4    

   │оборудования, установленных                              │ЭИ-3    

   │на борту летательного                                    │ЭИ-4    

   │аппарата (ЛА);                                           │ЭИ-5    

   │- требования нормативной                                 │ЭИ-6    

   │документации к системам                                  │СПК-1.1 

   │оборудования на ЛА различного│                            │СПК-1.2 

   │назначения;                                              │СПК-1.3 

   │- принципы действия и                                    │СПК-1.4 

   │возможные схемные и                                              

   │конструктивные решения                                           

   │агрегатов и системы                                              

   │оборудования в целом;                                            

   │- методики расчета и выбора                                      

   │оптимальных конструктивных                                       

   │параметров агрегатов;                                            

   │- методы оценки совершенства │                                    

   │систем оборудования;                                             

   │уметь:                                                           

   │- выбирать расчетные случаи                                      

   │работы системы оборудования; │                                    

   │- определять нагрузочные                                         

   │характеристики на элементы                                       

   │системы оборудования;                                            

   │- выбирать оптимальные                                           

   │варианты принципиальных схем │                                    

   │и основных проектных                                              

   │параметров агрегатов и систем│                                    

   │оборудования;                                                    

   │- оценивать технический                                          

   │уровень разрабатываемых                                          

   │агрегатов и систем                                               

   │оборудования;                                                    

   │- разрабатывать конструкцию                                      

   │агрегатов и систем с учетом                                      

   │обеспечения требований                                           

   │надежности, используя                                            

   │резервирование и                                                 

   │дублирование;                                                    

   │владеть:                                                         

   │- навыками использования                                         

   │систем автоматизированного                                       

   │проектирования и проектно-                                       

   │конструкторских работ;                                           

   │- методами оценки                                                

   │совершенства системы                                             

   │оборудования по критерию                                         

   │приращения взлетной массы ЛА;│                                    

   │- методами физического и                                         

   │математического моделирования│                                    

   │как внешних условий полета,                                      

   │так и функционирования                                           

   │агрегатов и системы                                              

   │оборудования;                                                    

   │- навыками разработки                                            

   │программ экспериментальных                                       

   │исследований, проектирования │                                    

   │экспериментальных стендов для│                                    

   │проведения испытаний                                             

   │разрабатываемых агрегатов и                                      

   │систем оборудования                                              

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │4. Специализация:            │ 33 - 35 │Строительная       │ПКД-1   

   │"Технологическое                      │механика           │ПКД-2    

   │проектирование                        │Конструирование    │ПКД-3   

   │высокоресурсных конструкций           │самолетов          │ПКД-4   

   │самолетов и вертолетов"               │(вертолетов)       │ПКД-5   

                                         │Проектирование     │ПКД-6   

   │С целью получения данной              │самолетов          │ПКД-7   

   │специализации при изучении            │(вертолетов)       │ПКД-8   

   │базовой части цикла                   │Сборочные процессы │ПКД-9   

   │обучающийся должен:                   │в самолетостроении │ПКД-10  

   │знать:                                │(вертолетостроении)│ОУ-3    

   │- устройство летательного             │Процессы           │ОУ-4    

   │аппарата и его систем;                │изготовления       │ЭИ-3    

   │- характерные черты планера, │         │конструкций из     │ЭИ-4    

   │обеспечивающие специфику              │композиционных     │ЭИ-5    

   │производства самолета;                │материалов         │ЭИ-6    

   │- основные процессы                   │Монтаж и испытания │ПСК-4.1 

   │производства самолетов на             │систем оборудования│ПСК-4.2 

   │серийном предприятии;                 │Технологическая    │ПСК-4.3 

   │- систему построения                  │подготовка         │ПСК-4.4 

   │геометрии поверхности                 │производства       │ПСК-4.5 

   │самолета и системы увязки                                │ПСК-4.6 

   │размеров элементов планера;                                      

   │- основные технологические                                       

   │процессы, используемые для                                       

   │изготовления деталей                                             

   │самолета, сборочных и                                            

   │монтажных работ в                                                

   │самолетостроении                                                  

   │(вертолетостроении);                                             

   │- влияние видов                                                  

   │технологических процессов на │                                    

   │качество воспроизведения                                         

   │проекта планера самолета                                         

   │(вертолета);                                                     

   │- причины появления сборочных│                                    

   │напряжений и их влияние на                                       

   │ресурс конструкции;                                              

   │- связь конструктивных                                           

   │решений с условиями                                              

   │производства изделия;                                            

   │уметь:                                                           

   │- анализировать конструкцию                                      

   │самолетов и их систем;                                           

   │- составлять производственную│                                    

   │документацию для изготовления│                                    

   │деталей, узлов и агрегатов                                       

   │самолета;                                                        

   │- обосновывать и выбирать                                        

   │наиболее технологичный                                           

   │вариант конструкции;                                             

   │- предусматривать возможности│                                    

   │производства для реализации                                      

   │принятых конструктивных                                          

   │решений;                                                         

   │- прогнозировать необходимую │                                    

   │трудоемкость подготовки                                          

   │производства;                                                    

   │владеть:                                                         

   │- автоматизированными                                            

   │системами проектирования                                         

   │технологических процессов;                                       

   │- приемами анализа                                               

   │конструкции на                                                   

   │технологичность;                                                 

   │- методами расчета ресурса                                        

   │авиационных конструкций;                                         

   │- навыками разработки                                            

   │технологических                                                  

   │приспособлений для                                               

   │производства деталей, узлов                                      

   │и агрегатов самолетов с                                          

   │использованием современных                                       

   │методов разработки                                               

   │технологических процессов                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │5. Специализация:            │ 33 - 35 │Строительная       │ЭИ-2    

   │"Сертификация авиационной             │механика;          │ЭИ-3    

   │техники"                              │Конструирование    │ЭИ-4    

                                         │агрегатов и систем;│ЭИ-5    

   │С целью получения данной              │Проектирование     │ЭИ-6    

   │специализации при изучении            │воздушных судов;   │ПСК-5   

   │базовой части цикла                   │Система                    

   │обучающийся должен:                   │сертификации               

   │знать:                                │авиационной                

   │- устройство гражданских              │техники;                   

   │воздушных судов и их систем; │         │Надежность                 

   │- организацию работы служб            │авиационной                

   │качества на авиационном               │техники;                   

   │предприятии и функциональные │         │Расследование              

   │обязанности инженера по               │авиационных                

   │сертификации авиационной              │происшествий;              

   │техники;                              │Нормирование летной│         

   │- основные этапы создания и           │годности;                  

   │сертификации воздушных судов;│         │Процедуры                  

   │- принципы обеспечения и              │сертификации               

   │контроля летной годности              │авиационной                

   │воздушных судов;                      │техники;                   

   │уметь:                                │Сертификация               

   │- анализировать типовую               │воздушных судов;           

   │конструкцию воздушных судов с│         │Сертификация               

   │точки зрения обеспечения              │производства и             

   │летной годности;                      │ремонта авиационной│        

   │- составлять документацию для│         │техники;                   

   │проведения сертификационных           │Сертификация               

   │работ у разработчика и                │Эксплуатантов;             

   │изготовителя авиационной              │Дисциплина по              

   │техники;                              │выбору студента            

   │- уметь размещать силовую                                        

   │установку и бортовое                                             

   │оборудование на воздушном                                        

   │судне;                                                           

   │владеть:                                                         

   │- опытом анализа авиационных │                                    

   │конструкций на летную                                            

   │годность;                                                        

   │- навыками разработки                                            

   │документации для проведения                                      

   │работ по сертификации                                            

   │авиационной техники.                                             

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │6. Специализация:            │ 33 - 35 │Конструкция        │ПКД-4   

   │"Организация аэродромного             │самолета.          │ПКД-6   

   │обслуживания авиационной              │Всеобщее управление│ПКД-8   

   │техники"                              │качеством системы  │ПКД-9   

                                         │аэродромного       │ПКД-10  

   │С целью получения данной              │обслуживания       │ПТ-1    

   │специализации при изучении            │летательного       │ПТ-2    

   │базовой части цикла                   │аппарата.          │ЭИ-1    

   │обучающийся должен:                   │Проектирование     │ЭИ-3     

   │знать:                                │комплекса          │ЭИ-5    

   │- устройство самолета и его           │аэродромного       │ОУ-1    

   │систем;                               │обслуживания       │ПСК-5.1 

   │- организацию работы                  │летательного       │ПСК-5.2 

   │комплекса аэродромного                │аппарата.          │ПСК-5.3 

   │обслуживания летательных              │Системы и                  

   │аппаратов и обязанности               │технические                

   │авиационного инженера;                │средства комплекса │        

   │- состав, устройство и                │аэродромного               

   │размещение элементов силовой │         │обслуживания               

   │установки и систем приборного│         │летательного               

   │оборудования летательного             │аппарата.                  

   │аппарата;                             │Прогнозирование и          

   │- законодательно-нормативную │         │планирование систем│        

   │базу объектов и систем                │аэродромного               

   │комплекса аэродромного                │обслуживания               

   │обслуживания летательных              │летательного               

   │аппаратов;                            │аппарата.                  

   │- основные термины и                  │Эффективность              

   │определения экспертизы и              │комплексов                 

   │диагностики объектов и систем│         │аэродромного               

   │комплекса аэродромного                │обслуживания               

   │обслуживания летательных              │летательного               

   │аппаратов;                            │аппарата                   

   │- технологические процессы                                       

   │обслуживания систем                                              

   │летательного аппарата;                                            

   │- свойства материалов,                                           

   │используемых при обслуживании│                                    

   │летательного аппарата;                                           

   │- устройство и технические                                       

   │характеристики                                                   

   │автотранспортных средств                                         

   │аэродромного обслуживания                                        

   │летательных аппаратов;                                           

   │- технологические процессы                                       

   │ремонта систем летательных                                       

   │аппаратов;                                                       

   │уметь:                                                           

   │- анализировать конструкцию                                      

   │специальных средств и систем,│                                    

   │используемых при аэродромном │                                    

   │обслуживании летательных                                         

   │аппаратов;                                                       

   │- составлять производственную│                                    

   │документацию по организации и│                                    

   │функционированию систем                                          

   │аэродромного обслуживания                                        

   │летательных аппаратов;                                           

   │- организовывать                                                 

   │инструментальные и экспертные│                                    

   │оценки работоспособности                                         

   │систем летательных аппаратов;│                                    

   │- формировать технологический│                                    

   │цикл поддержания систем                                          

   │летательных аппаратов в                                          

   │рабочем состоянии;                                               

   │владеть:                                                         

   │- знаниями основ поддержания │                                    

   │в работоспособном состоянии                                      

   │систем и средств аэродромного│                                    

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов;                                                       

   │- инструментальными,                                              

   │органолептическими и                                             

   │экспертными методами                                             

   │экспертизы и диагностики;                                        

   │- навыками разработки                                            

   │технологических процессов                                        

   │ремонта систем аэродромного                                      

   │обслуживания летательных                                         

   │аппаратов.                                                       

   ├─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,   │ 13 - 14 │                           

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.4│Физическая культура              2                               

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.5│Учебная и производственная      33                               

   │практики, научно-                                                

   │исследовательская работа                                         

   │(практические умения и навыки│                                    

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│С.6│Итоговая государственная        24                               

   │аттестация                                                       

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной     330                              

   │образовательной программы                                        

└───┴─────────────────────────────┴─────────┴───────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.

Требования к результатам освоения и структуре подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются вузами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.

В случае если ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательных для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по всем дисциплинам (модулям) базовой части циклов С.2 и С.3, формирующим у обучающихся умения и навыки, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.

7.16. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.17. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ подготовки специалиста утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя учебные лаборатории, специально оборудованные кабинеты и стенды кафедр, осуществляющих подготовку по гуманитарному, социальному и экономическому, математическому и научно-инженерному, общепрофессиональному циклам дисциплин, учебные лаборатории и компьютерные классы выпускающих кафедр, осуществляющих подготовку специалистов по соответствующим специализациям.

При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее четырех компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024