МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2010 г. N МД-117-03
ОБ ОБУЧЕНИИ ПО СУББОТАМ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В связи с
обращением в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу об
обучении школьников, чьи родители (законные
представители) являются верующими христианами-адвентистами, в рамках шестидневной
учебной недели и невозможности перехода на иные учебные планы Минобрнауки России сообщает.
Конституция
Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу
вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними.
При этом
нормы международного права устанавливают, что государство при осуществлении
любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения,
уважает право родителей по обеспечению условий на образование и обучение,
которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям (ст.
2 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1952 г.); ст. 5 Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования
(принята в 1960 г., вступила в силу в 1962 г.).
Положения
Конституции Российской Федерации и норм международного права в области образования
и реализации прав на свободу совести и вероисповедания получили развитие в
Законе Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон).
Законом
установлено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на
получение образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по
индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на получение
дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в
управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого
достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (пункт 4 статьи 50).
В соответствии с
Законом родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения
последними общего образования имеют право выбирать
формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные
права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным
учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку
начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье.
Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его
положительной аттестации по решению родителей (законных представителей)
продолжить образование в образовательном учреждении (статья 52).
Кроме того,
граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных
учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на
аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях
соответствующего типа (пункт 3 статьи 50).
Законом закреплено,
что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного
процесса, подбора и расстановке кадров, ведении научной, финансовой,
хозяйственной и иной деятельности, текущего контроля успеваемости обучающихся
образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями
Закона (ст. 32).
При этом вопросы,
связанные с выбором системы оценок, формы, порядка и периодичности
промежуточной аттестации, в том числе основаниями для отчисления обучающихся,
воспитанников должны быть отражены в уставе образовательного учреждения и
правилах внутреннего распорядка (статья 13).
Исключение из
образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет,
допускается по решению органа управления образовательного учреждения за
совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения,
только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 7 статьи 19).
Вместе с тем,
"Гигиеническим требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02" (далее - требования
СанПиН), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 25 ноября 2002 г. N 44, установлено, что
образовательный процесс для обучающихся 2 - 11 классов может быть организован
как в режиме 5-дневной, так и в режиме 6-дневной учебных недель, в зависимости
от уровня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями.
В
соответствии с пунктом 2.9.17 требований СанПиН расписание уроков строится с
учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся,
приведенной в прилагаемых к СанПиН гигиенических требованиях к расписанию
уроков. Указанными гигиеническими требованиями
определено, что распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуется
пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Требованиями СанПиН
установлено, что расписание считается составленным неправильно, в случае если
наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно
одинаково во все дни недели.
При этом
образовательные учреждения обязаны, соблюдая требования СанПиН, а также
учитывая права родителей (законных представителей) и их приоритет в воспитании
своих детей (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации), принимать во
внимание пожелания родителей (законных представителей), в том числе при
составлении расписания уроков в крайние дни недели (в том числе в субботу).
В случае
невозможности удовлетворения пожеланий родителей (законных представителей)
образовательным учреждением последние могут обратиться в органы местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к
полномочиям которых Законом отнесена организация предоставления общедоступного
и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным программам, в целях обеспечения
права на получение образования детьми в иных образовательных учреждениях,
образовательный процесс
которых организован в режиме 5-дневной учебной недели.
Учитывая право
каждого на свободу совести и вероисповедания, "соблюдение субботы" не
может трактоваться в качестве грубого нарушения устава образовательного
учреждения, в том случае если родители (законные представители) предприняли все
необходимые и своевременные меры для согласования с образовательным учреждением
индивидуального плана обучения ребенка.
Таким образом,
законодательством Российской Федерации в области образования и иными
нормативными актами Российской Федерации предусмотрена возможность для родителей
(законных представителей) обеспечить право на образование несовершеннолетних
детей, независимо от вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.
М.В.ДУЛИНОВ