Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 июля 1997 г. N 06-51-41ин/25-06

 

О ПРОБЛЕМАХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

В дополнение к письму от 25.07.97 N 06-51-39ин/25-01 по проблемам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений направляем предложения по совершенствованию указанных процедур, подготовленные участниками семинара - совещания, состоявшегося в июле т.г. в г. Тольятти.

Просим организовать обсуждение указанных материалов с привлечением всех заинтересованных сторон и направить в Управление лицензирования, аккредитации и нострификации принятые совместно замечания и дополнения.

 

Заместитель Министра

В.А.БОЛОТОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕДУР

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ)

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" основным инструментом государственного контроля за качеством образования являются процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Практика лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в различных регионах Российской Федерации после принятия положений, регламентирующих порядок их проведения (Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное Приказом Минобразования от 17.11.94 N 442; Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомвуза от 07.02.94 N 108; Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минобразования от 25.01.96 N 27; Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза от 30.11.94 N 6) показала, что действующая нормативная база недостаточна для однозначного толкования содержания этих процедур и нуждается в существенной переработке.

При этом первоочередной задачей является разведение процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации по содержанию, а также уточнение полномочий органов государственной власти и управления по их проведению.

В связи с этим участники семинара выносят на обсуждение ряд положений, позволяющих установить более четкие границы сфер контроля, закрепленных за каждой из указанных процедур.

1. Процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации представляют собой единую систему оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательного учреждения.

1.1. Лицензирование - процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части:

- строительных норм и правил;

- санитарных и гигиенических норм;

- охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;

- оборудования учебных помещений;

- оснащенности учебного процесса;

- образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

С целью обеспечения охраны здоровья и социальной защиты обучающихся, воспитанников, соблюдения санитарных и гигиенических норм, регламентирующих максимальную учебную нагрузку, при лицензировании необходимо представление учебно - методической документации, относящейся к обеспечению условий осуществления образовательного процесса.

Содержание, организация и методики образовательного процесса, содержание учебно - методической документации предметом экспертизы при лицензировании не являются.

1.2. Аттестация образовательных учреждений - процедура установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Аттестация образовательных учреждений осуществляется на основе следующих показателей:

1) учебно - методическое обеспечение образовательного процесса:

- соответствие образовательных программ требованиям федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Устанавливается посредством экспертизы, организуемой аттестационно - диагностической службой (центром);

2) уровень и качество подготовки выпускников:

- соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Устанавливается посредством педагогических измерений, осуществляемых экспертами и специалистами аттестационно - диагностических служб (центров) на основе сертифицированных диагностических материалов. Порядок сертификации указанных диагностических материалов определяется соответствующими федеральными нормативными документами.

1.3. Государственная аккредитация - процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа, вида, категории) образовательных учреждений.

Условием принятия положительного решения о государственной аккредитации образовательного учреждения является соответствие его критериям государственной аккредитации, устанавливаемым по результатам комплексной оценки деятельности образовательного учреждения.

Процедура государственной аккредитации предполагает рассмотрение:

- лицензионных нормативов на момент аккредитации;

- аттестационного заключения (выводов и рекомендаций аттестационной комиссии);

- показателей соответствия образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению соответствующего типа, вида, категории.

Образовательное учреждение лишается государственной аккредитации в случаях:

- повторной в течение двух лет рекламации на качество образования (Закон "Об образовании", ст. 38, п. 4);

- отрицательного заключения по итогам аттестации;

- непрохождения образовательным учреждением очередной аттестации.

2. Лицензирование образовательных учреждений проводится государственными органами управления образованием в соответствии с уровнем реализуемых образовательным учреждением образовательных программ.

Аттестация образовательных учреждений проводится Государственной аттестационной службой (ГАС), независимой от органов управления образованием.

Примечание. Под компетенцию ГАС не подпадает аттестация: дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений.

 

Аттестация указанных ОУ проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовым положением об этих образовательных учреждениях (ст. 33, п. 22).

До создания ГАС аттестация ОУ (за исключением учреждений среднего и высшего профессионального образования) проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации или по их поручению либо доверенности органами местного самоуправления.

Государственная аккредитация образовательных учреждений осуществляется государственными (ведомственными) органами управления образованием и подтверждается свидетельством о государственной аккредитации.

Типовые положения об образовательных учреждениях, номенклатура типов и видов образовательных учреждений, а также перечень основных показателей видовых отличий устанавливаются федеральными органами государственной власти и федеральными органами управления образованием.

Критерии отнесения образовательных учреждений к тому или иному виду и категории определяются государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

3. Проведение лицензирования, аттестации и аккредитации обеспечивается за счет создания централизованной базы данных по образовательным учреждениям (ЦБД ОУ) на основе создания региональных баз данных (РБД) как региональных серверов единой информационной сети.

При этом форматы базы данных, перечень основных показателей, справочники - классификаторы, порядок ведения базы данных и обмена информацией, включая установление уровней доступа и защиты, определяются Минобразованием России. Субъекты Федерации могут дополнять перечень показателей для РБД, сообразуясь с местными особенностями в системе образования.

Сбор, хранение и сопровождение региональных баз данных осуществляется субъектами Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018