Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г. N 19791

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 декабря 2010 г. N 1895

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 080300 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603, N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080300 Финансы и кредит (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 декабря 2010 г. N 1895

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 080300 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 080300 Финансы и кредит образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный

             стандарт высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень) 

Нормативный срок
  освоения ООП  
(для очной формы
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП      

наименование

     ООП     
 магистратуры

      68     

  магистр  

     2 года     

  120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в табл. 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

управление финансами и денежными потоками, а также финансовый контроль в коммерческих организациях, в том числе финансово-кредитных, некоммерческих организациях, органах государственной власти и местного самоуправления, неправительственных и общественных организациях;

исследование финансовых, денежных, кредитных рынков в академических и ведомственных научно-исследовательских учреждениях, негосударственных исследовательских фондах и организациях, консалтинговых и инвестиционных компаниях;

педагогическую деятельность в образовательных учреждениях Российской Федерации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

финансовые и денежно-кредитные отношения;

финансовые процессы в национальной и мировой финансовых системах;

функционирование субъектов хозяйствования;

денежные, финансовые и информационные потоки.

4.3. Магистр по направлению подготовки 080300 Финансы и кредит готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

аналитическая;

проектно-экономическая;

организационно-управленческая;

консалтинговая;

научно-исследовательская;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

4.4. Магистр по направлению подготовки 080300 Финансы и кредит должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

аналитическая деятельность:

выявление и оценка направлений развития денежно-кредитных и финансовых институтов и рынков в контексте общеэкономических и глобальных тенденций;

анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и местного самоуправления, методик их расчета; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

поиск, анализ и оценка финансовой и экономической информации для проведения финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;

оценка финансовой и экономической эффективности предложенных проектов, анализ финансово-экономических результатов их реализации;

анализ существующих форм организации финансовых служб и подразделений коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

анализ и оценка концептуальных подходов к методам и инструментам финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;

анализ фактически достигнутых промежуточных и итоговых результатов финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

оценка эффективности использования всех видов ресурсов;

анализ и оценка существующих финансово-экономических рисков и прогнозирование динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, мезо- и макроуровне;

проведение комплексного экономического и финансового анализа и оценка результатов и эффективности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

оценка финансовой устойчивости коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных;

оценка сбалансированности движения денежных и материальных потоков;

проектно-экономическая деятельность:

подготовка проектных заданий, проектов и программ;

разработка нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;

составление бюджетов и финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных; расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

идентификация и оценка рисков при принятии финансовых решений;

организационно-управленческая деятельность:

разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики и стратегии развития коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, и их отдельных подразделений, а также финансовой политики публично-правовых образований;

управление движением денежных потоков, формированием и использованием необходимых финансовых ресурсов;

руководство финансовыми службами и подразделениями коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления, неправительственных и международных организаций;

руководство временными творческими коллективами, создаваемыми для разработки финансовых аспектов новых проектных решений;

консалтинговая деятельность:

оказание консалтинговых услуг коммерческим и некоммерческим организациям различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитным организациям по вопросам совершенствования их финансовой деятельности;

проведение консалтинговых исследований финансовых проблем по заказам организаций, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления и разработка предложений по совершенствованию финансовых аспектов их деятельности;

научно-исследовательская деятельность:

выявление и исследование актуальных проблем в области финансов и кредита;

разработка планов и программ проведения исследований в области финансов и кредита;

подготовка соответствующих заданий для научных подразделений и отдельных исполнителей;

разработка методов и инструментов проведения финансово-экономических исследований, анализ полученных результатов;

обобщение имеющихся данных для составления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций в области финансов и кредита;

поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме научного исследования;

разработка теоретических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

выявление и исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне;

выявление и исследование финансово-экономических рисков в деятельности хозяйствующих субъектов для разработки системы управления рисками;

исследование проблем финансовой устойчивости организаций, в том числе финансово-кредитных, для разработки эффективных методов обеспечения финансовой устойчивости с учетом фактора неопределенности;

интерпретация результатов финансово-экономических исследований с целью разработки финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития коммерческих и некоммерческих организаций, включая финансово-кредитные организации;

педагогическая деятельность:

преподавание финансовых и денежно-кредитных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации;

разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1);

способностью владеть навыками публичной и научной речи (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового и профессионального общения (ОК-3);

способностью принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия и готов нести за них ответственность (ОК-4);

способностью генерировать новую информацию в сфере профессиональной деятельности для развития, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);

способностью самостоятельно овладевать новыми навыками и умениями при смене профиля профессиональной деятельности в финансово-кредитной сфере (ОК-6);

способностью к применению на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

аналитическая деятельность:

способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных (ПК-1);

способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2);

способностью разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления, и методики их расчета (ПК-3);

способностью провести анализ и дать оценку существующих финансово-экономических рисков, составить и обосновать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро-, мезоуровне (ПК-4);

способностью на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления (ПК-5);

способностью дать оценку текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной (ПК-6);

проектно-экономическая деятельность:

способностью осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов для реализации подготовленных проектов (ПК-7);

способностью предложить конкретные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-8);

способностью оценивать финансовую эффективность разработанных проектов с учетом оценки финансово-экономических рисков и фактора неопределенности (ПК-9);

способностью осуществить разработку бюджетов и финансовых планов организаций, включая финансово-кредитные, а также расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ПК-10);

способностью обосновать на основе анализа финансово-экономических рисков стратегию поведения экономических агентов на различных финансовых рынках (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:

способностью руководить разработкой краткосрочной и долгосрочной финансовой политики и стратегии развития организаций, в том числе финансово-кредитных и их отдельных подразделений на основе критериев финансово-экономической эффективности, а также финансовой политики публично-правовых образований (ПК-12);

способностью руководить финансовыми службами и подразделениями организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных, органов государственной власти и органов местного самоуправления, неправительственных и международных организаций, временными творческими коллективами, создаваемыми для разработки финансовых аспектов новых проектных решений (ПК-13);

способностью обеспечить организацию работы по исполнению разработанных и утвержденных бюджетов (ПК-14);

консалтинговая деятельность:

способностью оказать консалтинговые услуги коммерческим и некоммерческим организациям различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, по вопросам совершенствования их финансовой деятельности (ПК-15);

способностью провести консалтинговые исследования финансовых проблем по заказам хозяйствующих субъектов, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ПК-16);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей (ПК-17);

способностью осуществлять разработку инструментов проведения исследований в области финансов и кредита, анализ их результатов, подготовку данных для составления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-18);

способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования (ПК-19);

способностью осуществлять разработку теоретических и новых эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной финансовой деятельности в области финансов и кредита, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-20);

способностью выявлять и проводить исследование актуальных научных проблем в области финансов и кредита (ПК-21);

способностью выявлять и проводить исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне (ПК-22);

способностью выявлять и проводить исследование финансово-экономических рисков в деятельности хозяйствующих субъектов для разработки системы управления рисками (ПК-23);

способностью проводить исследование проблем финансовой устойчивости организаций, в том числе финансово-кредитных, для разработки эффективных методов обеспечения финансовой устойчивости с учетом фактора неопределенности (ПК-24);

способностью интерпретировать результаты финансово-экономических исследований с целью разработки финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития организаций, в том числе финансово-кредитных (ПК-25);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать финансовые и денежно-кредитные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-26);

способностью осуществлять разработку образовательных программ и учебно-методических материалов (ПК-27).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬────────────────┬────────────┐

│Код│  Учебные циклы, разделы и   │Трудоем- │    Перечень        Коды   

│УЦ │ проектируемые результаты их │кость    │ дисциплин для  │формируемых │

│ООП│          освоения           │(зачетные│   разработки   │компетенций │

                                │единицы) │   примерных               

                                           программ, а              

                                         │также учебников │           

                                            и учебных               

                                             пособий                

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

│М.1│Общенаучный цикл             │ 9 - 18                              

   ├─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │Базовая часть                  3 - 6    Методология   │ОК-1       

   │В результате изучения базовой│             научного    │ОК-2       

   │части цикла обучающийся                 исследования  │ОК-3       

   │должен:                                               │ОК-4       

   │знать:                                                │ОК-5       

   │логические методы и приемы                            │ОК-7       

   │научного исследования;                                           

   │особенности научного метода                                      

   │познания; программно-целевые │                                     

   │методы решения научных                                           

   │проблем; сущность, цели                                          

   │и методы построения моделей                                      

   │для исследования финансовых                                      

   │процессов на микро-, мезо- и │                                    

   │макроуровне;                                                     

   │уметь:                                                           

   │осуществлять осмысление                                          

   │результатов научных                                              

   │исследований на современной                                      

   │методологической основе;                                         

   │использовать законы и приемы │                                    

   │логики в целях аргументации в│                                    

   │научных дискуссиях и                                             

   │повседневном общении;                                            

   │владеть:                                                         

   │приемами и методами научного │                                    

   │анализа финансовых и                                             

   │экономических процессов,                                         

   │навыками логико-                                                 

   │методологического анализа                                        

   │финансовых и экономических                                       

   │процессов и научного                                             

   │обобщения полученных                                             

   │результатов;                                                     

   │методами разработки сценариев│                                    

   │развития финансовых и                                             

   │экономических процессов на                                       

   │микро-, мезо- и макроуровне                                      

   ├─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │Вариативная часть (знания,   │ 6 - 12                             

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

│М.2│Профессиональный цикл        │ 42 - 51 │                           

   ├─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │Базовая                      │ 14 - 17 │                           

   │(общепрофессиональная) часть │                                    

   ├─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │В результате изучения базовой│            Актуальные   │ПК-1       

   │части цикла обучающийся                   проблемы    │ПК-2       

   │должен:                                   финансов    │ПК-3       

   │знать:                                                │ПК-4       

   │закономерности                        │Финансовые рынки│ПК-5       

   │функционирования современных │           и финансово-  │ПК-6       

   │финансов, денежного обращения│            кредитные    │ПК-7       

   │и кредита (на макро- и                   институты    │ПК-8       

   │микроуровне);                                         │ПК-9       

   │основные результаты новейших │           Финансовые и  │ПК-10      

   │исследований в области                    денежно-    │ПК-11      

   │финансовой, монетарной                │кредитные методы│ПК-12      

   │теории, математического               │ регулирования  │ПК-13      

   │обеспечения, особенности                 экономики    │ПК-14      

   │функционирования денежно-                             │ПК-15      

   │кредитных и финансовых                  Стратегии и   │ПК-16      

   │институтов, сферы их                    современная   │ПК-17      

   │деятельности, современные                  модель     │ПК-18      

   │продукты и услуги данных                управления в  │ПК-19      

   │экономических агентов;                │ сфере денежно- │ПК-20      

   │современные методы анализа               кредитных    │ПК-21      

   │финансовых рынков, финансово-│            отношений    │ПК-22      

   │кредитных институтов,                                 │ПК-23      

   │стратегии и модели                       Финансовый   │ПК-24      

   │управления ими;                            анализ     │ПК-25       

   │современные методы анализа              (продвинутый  │ПК-26      

   │финансовых и денежных рынков,│             уровень)    │ПК-27      

   │математическое обеспечение                            │ОК-1       

   │финансовых решений в                  │ Математическое │ОК-2       

   │посткризисный период;                   обеспечение   │ОК-3       

   │современные программные                  финансовых   │ОК-4       

   │продукты, необходимые для                 решений     │ОК-5       

   │прогнозирования и решения                             │ОК-6       

   │экономических задач и                                 │ОК-7       

   │регулирования денежных и                                         

   │финансовых потоков;                                              

   │уметь:                                                           

   │применять современные                                            

   │инструментальные средства для│                                    

   │проведения объективной оценки│                                    

   │деятельности финансово-                                          

   │кредитных институтов;                                            

   │обосновывать управленческие                                      

   │решения с учетом результатов │                                    

   │анализа и оценки деятельности│                                    

   │денежно-кредитных институтов,│                                    

   │бек- и стресстестирования                                        

   │макроэкономической среды;                                        

   │современные программные                                          

   │продукты, необходимые для                                        

   │финансовых и денежно-                                            

   │кредитных отношений;                                              

   │использовать современное                                         

   │программно-информационное                                        

   │обеспечение для решения                                          

   │финансово-экономических                                          

   │задач;                                                           

   │давать оценку современным                                        

   │процессам и формировать                                          

   │прогнозы развития конкретных │                                    

   │финансовых процессов на                                          

   │микро-, мезо- и макроуровне; │                                    

   │владеть:                                                         

   │практическими навыками                                           

   │деятельности в                                                   

   │профессиональной сфере;                                          

   │методикой и методологией                                         

   │проведения научных                                               

   │навыками самостоятельной                                         

   │исследовательской и научной                                      

   │работы;                                                          

   │навыками микро- и                                                

   │макроэкономического                                              

   │моделирования финансовых и                                       

   │денежно-кредитных процессов с│                                    

   │применением современного                                         

   │инструментария;                                                  

   │методикой построения                                             

   │эконометрических моделей                                          

   │финансовых процессов                                             

   ├─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │Вариативная часть (знания,   │ 28 - 34 │                           

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

│М.3│Практика и научно-           │ 45 - 50 │                │ОК-1 - ОК-7 │

   │исследовательская                                     │ПК-1 - ПК-24│

   │работа (практические умения и│                                    

   │навыки определяются ООП вуза)│                                     

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

│М.4│Итоговая государственная     │ 10 - 15 │                │ОК-1 - ОК-7 │

   │аттестация                                            │ПК-1 - ПК-24│

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼────────────┤

   │Общая трудоемкость основной     120                              

   │образовательной программы                                        

└───┴─────────────────────────────┴─────────┴────────────────┴────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой, научно-исследовательской, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области актуальных проблем финансов, финансовых и денежно-кредитных методов регулирования экономики, стратегии и современной модели управления в сфере денежно-кредитных отношений, финансового анализа, финансовых рынков и финансово-кредитных институтов, математического обеспечения финансовых решений, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная и учебная.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

доклад на семинаре, подготовка научной публикации или публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает общий бюджет реализации ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, лаборатории.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз обязан обеспечить доступность обучающимся к сети Интернет из расчета не менее 1 входа на 30 пользователей.

Вуз должен быть обеспечен необходимым лицензионным программным обеспечением.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности, и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой, научно-исследовательской, педагогической).

Тематика выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение профессиональных задач, сформулированных в п. 4.4 настоящего ФГОС ВПО, и в качестве обязательных частей должна включать в себя как теоретическую часть, где обучающийся должен продемонстрировать теоретические знания по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018