Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля
2011 г. N 19707
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 ноября 2010 г. N 1241
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
В соответствии с
пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.
1110), приказываю:
Утвердить
прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N
373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009
г., регистрационный N 15785).
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
от 26 ноября 2010
г. N 1241
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
1. Пункт 16
изложить в следующей редакции:
"16. Основная
образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через
такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики.
Основная
образовательная программа начального общего образования должна содержать
следующие разделы:
1) пояснительная
записка;
2) планируемые
результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план
начального общего образования;
4)
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
5) программы
отдельных учебных предметов, курсов;
6) программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования;
7) программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа
коррекционной работы <*>;
--------------------------------
<*> Данная
программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в
образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Основная
образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на
основе примерной основной образовательной программы начального общего
образования.".
2. Пункт 17
дополнить абзацами следующего содержания:
"Реализация
основной образовательной программы начального общего образования осуществляется
самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации
внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих
государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует
возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей,
организаций культуры и спорта.
В период каникул
используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления,
тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного
образования детей.
В целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального
общего образования предусматриваются:
учебные курсы,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
внеурочная
деятельность.".
3. Пункт 19.3
изложить в следующей редакции:
"19.3. Учебный
план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная
образовательная программа начального общего образования может включать как
один, так и несколько учебных планов.
Формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в
рамках реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет образовательное учреждение.
Учебные планы
обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
в области образования <*>, возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность
их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения.
--------------------------------
<*>
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя
Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об
образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
(пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Обязательные
предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей
приведены в таблице:
N
п/п
|
Предметные
области
|
Основные задачи реализации
содержания
|
1
|
Филология
|
Формирование
первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической
и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности
|
2
|
Математика
и
информатика
|
Развитие
математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной
грамотности
|
3
|
Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир)
|
Формирование
уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме
|
4
|
Основы
духовно-
нравственной
культуры народов
России
|
Воспитание
способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России
|
5
|
Искусство
|
Развитие
способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру
|
6
|
Технология
|
Формирование
опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности
|
7
|
Физическая
культура
|
Укрепление
здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни
|
Количество учебных
занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210
часов.
В целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия для
углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Для развития
потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация
индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора
образовательного учреждения.".