Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2010 г. N 19139

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 8 ноября 2010 г. N 1117

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 036401 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 8 ноября 2010 г. N 1117

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 036401 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ОК         - общекультурные компетенции;

ООП        - основная образовательная программа;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный   государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

 Наименование 
      ООП     

       Квалификация      
        (степень)        

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

     код     
в соответствии
  с принятой 
классификацией

наимено-  
вание     

ООП подготовки
  специалиста 


      65     


специалист


      5 лет     


   300 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста увеличиваются на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности специалиста включает: таможенное регулирование и таможенное дело, борьбу с правонарушениями в области таможенного дела.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются отношения в области профессиональной деятельности специалиста, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, лица, участвующие в их перемещении, система таможенных органов.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля;

правоохранительная;

управленческая;

информационно-аналитическая;

научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля:

обеспечение применения таможенных процедур;

осуществление таможенного контроля;

обеспечение соблюдения таможенного регулирования;

применение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

определение страны происхождения товара и контроль правильности ее определения;

определение и контроль таможенной стоимости товаров;

контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин; исчисление и взимание пени, процентов; взыскание задолженности; осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных средств;

учет таможенных платежей, учет авансовых платежей и денежного залога на счетах таможенных органов;

обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведение реестров банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии и договоры страхования которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

правоохранительная:

выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

обеспечение таможенными органами экономической, общественной и иных видов национальной безопасности Российской Федерации;

защита государственной и иной охраняемой законом тайны при осуществлении служебной деятельности;

составление процессуальных документов и совершение необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

управленческая:

управление деятельностью таможенных органов (анализ, планирование, организация, контроль и мотивация деятельности в таможенных органах);

управление качеством, результативностью, рисками в области профессиональной деятельности;

управление персоналом в таможенных органах;

проведение организационно-плановых расчетов по оптимизации организационно-штатной структуры, созданию (реорганизации) таможенных органов;

организация сбора информации для выбора и обоснования операционных, технологических и организационных решений;

организация исследований, внедрения и использования инноваций;

информационно-аналитическая:

применение информационных систем, информационных технологий, программно-технических средств защиты информации в таможенном деле;

анализ и ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

прогнозирование экспортных и импортных потоков товаров и услуг в регионе деятельности таможенного органа, поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации;

информационное взаимодействие таможенных органов с государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями;

информирование и консультирование участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в области таможенного дела;

анализ результатов деятельности таможенных органов;

прогнозирование развития (модернизации) таможенных органов;

научно-исследовательская:

мониторинг достижения целей, выполнения задач и плановых показателей таможенных органов, прогнозирование результатов их деятельности;

научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;

разработка методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;

разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);

способностью проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2);

владением культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3);

владением навыками сохранения и содействия обеспечению охраны окружающей среды, умением соблюдать правила безопасности жизнедеятельности (ОК-4);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5);

способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-6);

способностью применять иностранный язык в сфере профессиональной деятельности (ОК-7);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1);

владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ПК-2);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-3);

способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе; анализировать тенденции развития российской и мировой экономики (ПК-4);

способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ПК-5);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК-6);

в применении таможенных процедур, взимании таможенных платежей и осуществлении таможенного контроля:

умением осуществлять контроль за соблюдением участниками ВЭД законодательства Российской Федерации при таможенных процедурах (ПК-7);

владением навыками применения форм и технологий таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (ПК-8);

владением навыками применения технических средств таможенного контроля и профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ПК-9);

владением навыками применения основных правил интерпретации ТН ВЭД и осуществления контроля достоверности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (ПК-10);

умением применять правила определения страны происхождения товара и навыки осуществления контроля достоверности сведений, заявленных о стране происхождения товара (ПК-11);

умением применять методы определения таможенной стоимости и навыки контроля заявленной таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров (ПК-12);

владением навыками заполнения и контроля таможенной документации: грузовой таможенной декларации (ГТД), декларации таможенной стоимости (ДТС), корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС), таможенного приходного ордера (ТПО) (ПК-13);

владением навыками по исчислению таможенных платежей и контролю правильности их исчисления, полноты и своевременности уплаты (ПК-14);

умением применять порядок взыскания задолженности по уплате таможенных платежей (ПК-15);

умением контролировать соблюдение валютного законодательства Российской Федерации при перемещении через таможенную границу товаров, валютных ценностей, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней (ПК-16);

умением осуществлять контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ПК-17);

умением обеспечивать в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности (ПК-18);

владением навыками по выявлению фальсифицированного и контрафактного товара и назначению экспертизы (ПК-19);

умением использовать методологию формирования и применения системы управления рисками (СУР) в области профессиональной деятельности (ПК-20);

способностью обеспечивать экономическую безопасность страны при осуществлении профессиональной деятельности (ПК-21);

владением навыками сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, Всемирной таможенной организацией и иными международными организациями, занимающимися таможенным делом (ПК-22);

в правоохранительной деятельности:

умением выявлять, фиксировать, предупреждать и пресекать административные правонарушения и преступления в сфере таможенного дела (ПК-23);

умением квалифицировать факты и обстоятельства в сфере таможенного дела, совершать юридически значимые действия (ПК-24);

способностью противостоять злоупотреблениям в сфере профессиональной деятельности (ПК-25);

умением оценить угрозы экономической и иных видов национальной безопасности Российской Федерации и реализовать меры по их предупреждению или устранению (ПК-26);

умением сохранять и защищать государственную и иную охраняемую законом тайну при осуществлении служебной деятельности (ПК-27);

владением навыками по составлению процессуальных документов и совершению необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела (ПК-28);

в управленческой деятельности:

умением осуществлять подготовку типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями (ПК-29);

умением оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (ПК-30);

умением планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК-31);

умением осуществлять отбор, расстановку кадров, планировать профессиональное обучение и проводить аттестацию персонала таможенных органов (ПК-32);

умением оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений (ПК-33);

владением навыками по планированию и организации исследований в области управления, внедрению инноваций в области профессиональной деятельности, управлению инновационными проектами (ПК-34);

владением навыками по организации взаимодействия в области профессиональной деятельности (ПК-35);

способностью определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления (ПК-36);

в информационно-аналитической деятельности:

владением навыками применения в таможенном деле информационных технологий, средств обеспечения их функционирования (ПК-37);

владением навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов (ПК-38);

владением навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации (ПК-39);

умением использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности (ПК-40);

владением навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами (ПК-41);

владением методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-42);

владением методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-43);

владением навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в федеральный бюджет государства (ПК-44);

в научно-исследовательской деятельности:

умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ПК-45);

умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ПК-46);

способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владением навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ПК-47).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования.

6.3. Базовая (обязательная) часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Отечественная история", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки специалиста

 

┌────┬───────────────────────────────┬────────────┬────────────────────┬───────────┐

│Код │    Учебные циклы, разделы     │Трудоемкость│ Перечень дисциплин │    Код   

      и проектируемые результаты   │ (зачетные     для разработки   │формируемых│

              их освоения          │единицы) <*>│примерных программ, │компетенций│

                                               │учебников и учебных │          

                                                     пособий                 

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.1 │Гуманитарный,   социальный    и│  57 - 65                                 

    │экономический цикл                                                       

    ├───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть                    40 - 50                                 

    ├───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │В результате  изучения  базовой│            │Иностранный язык    │ОК-1 - 3  

    │части цикла обучающийся должен:│                                │ОК-5      

    │знать:                                     │Отечественная       │ОК-7      

    │-  базовую  общеупотребительную│            │история             │ПК-1      

    │лексику      и      специальную│                                │ПК-4 - 6  

    │терминологию   на   иностранном│            │Философия           │ПК-23 - 24 │

    │языке,  базовые  грамматические│                                │ПК-36     

    │темы иностранного языка;                   │История             │ПК-45 - 47 │

    │- особенности и основные  этапы│            │таможенного дела и            

    │исторического развития России и│            │таможенной политики │          

    │зарубежных стран;                          │России                        

    │-  место  и  роль  философии  в│                                          

    │общественной жизни, роль  науки│            │Правоведение                  

    │в развитии цивилизации;                                                  

    │- историю таможенной политики и│            │Экономическая теория│          

    │таможенного дела  России;  роль│                                          

    │таможенной  службы   в   защите│            │Геоэкономика                  

    │национальных интересов России; │            │(модуль):                     

    │-  систему  российского  права,│            │- Экономическая               

    │отрасли права, понятие  и  виды│            │география и                   

    │правоотношений,          основы│            │регионалистика мира;│          

    │гражданского          процесса,│            │- Экономический               

    │арбитражного          процесса,│            │потенциал таможенной│          

    │уголовного  судопроизводства  и│            │территории России;            

    │других форм применения права;              │- Мировая экономика │          

    │- типы экономических  систем  и│                                          

    │основные          экономические│            │Теория                        

    │институты  общества;   основные│            │государственного              

    │законы  развития  экономики   и│            │управления                    

    │механизмы  функционирования   и│                                          

    │регулирования         рыночного│            │Основы научных                

    │хозяйства;                                 │исследований                  

    │- состояние, тенденции развития│                                          

    │и  особенности  территориальной│                                          

    │организации          социально-│                                          

    │экономического        комплекса│                                          

    │регионов мира и России;  формы,│                                          

    │принципы и методы регулирования│                                          

    │международных     экономических│                                          

    │отношений;                                                               

    │-         основы         теории│                                          

    │государственного    управления,│                                          

    │место  и  роль  ФТС  России   в│                                          

    │системе        государственного│                                          

    │управления;                                                              

    │уметь:                                                                   

    │- выражать и обосновывать  свою│                                          

    │позицию по вопросам, касающимся│                                          

    │отношения    к    историческому│                                          

    │прошлому;                                                                

    │- применять философские  методы│                                          

    │постижения действительности;                                             

    │-  анализировать   исторический│                                          

    │опыт развития таможенного  дела│                                          

    │России;                                                                  

    │-    применять    теоретические│                                          

    │знания       для        анализа│                                          

    │государственно-правовой                                                  

    │действительности;                                                        

    │-  выявлять   и   анализировать│                                          

    │основные   тенденции   развития│                                          

    │экономик Российской Федерации и│                                          

    │стран    мира;    анализировать│                                          

    │мировые товарные рынки;                                                  

    │-   планировать   и   проводить│                                          

    │научные исследования;                                                    

    │владеть:                                                                 

    │-  навыками  разговорно-бытовой│                                          

    │и  профессиональной   речи   на│                                          

    │иностранном   языке;   основами│                                          

    │профессиональной        речевой│                                          

    │коммуникации,         основными│                                          

    │навыками            письменного│                                          

    │оформления документов;                                                   

    │-   навыками   самостоятельного│                                          

    │изучения  и   использования   в│                                          

    │работе законодательных актов  в│                                          

    │области таможенного дела;                                                

    │-     понятийным      аппаратом│                                          

    │экономической     теории      и│                                          

    │основными   приемами    анализа│                                          

    │микро-   и   макроэкономических│                                          

    │процессов;                                                               

    │-   навыками   оценки   степени│                                          

    │влияния отдельных  факторов  на│                                          

    │развитие и размещение важнейших│                                          

    │сфер хозяйственной деятельности│                                          

    │и населения стран и регионов.                                            

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная   часть    (знания,│  17 - 20                                 

    │умения, навыки определяются ООП│                                          

    │вуза)                                                                    

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.2 │Математический  и  естественно-│  36 - 40                                 

    │научный цикл                                                             

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть                    25 - 30                                 

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │В результате  изучения  базовой│            │Математика          │ОК-6      

    │части цикла обучающийся должен:│                                │ПК-1 - 3  

    │знать:                                     │Информатика         │ПК-30     

    │-   понятия,   определения    и│                                │ПК-34     

    │теоремы         математического│            │Концепции           │ПК-38 - 39 │

    │анализа, свойства вероятностей;│            │современного                  

    │- базовые понятия информатики; │            │естествознания                

    │-   общие    принципы    работы│                                          

    │компьютеров,                               │Общая и таможенная            

    │-     основы     информационной│            │статистика (модуль):│          

    │безопасности;                              │- Статистика;                 

    │-   основные   этапы   развития│            │- Таможенная                  

    │естествознания,        основные│            │статистика                    

    │принципы   и   методы   научных│                                          

    │исследований;                              │Основы системного             

    │-      основные      показатели│            │анализа                       

    │статистики и методы их расчета;│                                          

    │методологию          таможенной│                                          

    │статистики;     структуру     и│                                          

    │средства специальной таможенной│                                          

    │статистики;                                                              

    │-   основы   теории   системных│                                          

    │исследований,       методологию│                                          

    │формирования (представления)  и│                                          

    │анализа    таможенного    дела,│                                          

    │методы исследования  таможенных│                                          

    │систем;                                                                  

    │уметь:                                                                   

    │-    выбирать    и    применять│                                          

    │математические    методы    при│                                          

    │анализе          внешнеторговой│                                          

    │деятельности    и    таможенных│                                          

    │процессов;                                                               

    │-     вычислять     необходимые│                                          

    │показатели     и      выполнять│                                          

    │статистические         расчеты;│                                          

    │выявлять    и     анализировать│                                          

    │взаимосвязи     по     основным│                                          

    │показателям   и    направлениям│                                          

    │профессиональной деятельности; │                                          

    │-   использовать    стандартные│                                          

    │средства  операционной  системы│                                          

    │Windows,     пакет     программ│                                          

    │MsOffice; программные  средства│                                          

    │архивации,           резервного│                                          

    │копирования  и  защиты   данных│                                          

    │компьютера;    автоматизировать│                                          

    │решение   практических   задач;│                                          

    │пользоваться     информационно-│                                          

    │правовыми системами;                                                     

    │- систематизировать и  обобщать│                                          

    │информацию;                                                              

    │- классифицировать естественные│                                          

    │науки  по  предметам,   методам│                                          

    │исследования    и    получаемым│                                          

    │результатам;                                                             

    │-  обосновывать   и   применять│                                          

    │методологические       подходы,│                                          

    │технологические               и│                                          

    │инструментальные  средства  для│                                          

    │анализа   таможенных    систем;│                                          

    │владеть:                                                                 

    │-  методами   решения   типовых│                                          

    │математических задач;  навыками│                                          

    │построения      и       анализа│                                          

    │математических                и│                                          

    │алгоритмических         моделей│                                          

    │таможенных процессов;                                                    

    │-   навыками   поиска,   сбора,│                                          

    │хранения,              анализа,│                                          

    │преобразования    и    передачи│                                          

    │данных с использованием сетевых│                                          

    │компьютерных технологий;                                                 

    │-        эмпирическими        и│                                          

    │теоретическими         научными│                                          

    │методами с  целью  выявления  и│                                         

    │систематизации    данных     об│                                          

    │окружающем мире;                                                         

    │-   современными    математико-│                                          

    │статистическими методами  сбора│                                          

    │и     обработки     информации;│                                          

    │навыками         содержательной│                                          

    │интерпретации   и   графической│                                          

    │визуализации        результатов│                                          

    │анализа          статистической│                                          

    │информации;                                                              

    │-     методами     формирования│                                          

    │управленческих    решений     в│                                          

    │условиях        определенности,│                                          

    │неопределенности и риска;                                                

    │-     методами     исследования│                                          

    │таможенных              систем,│                                          

    │инструментами  и   технологиями│                                          

    │системного анализа.                                                      

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная   часть    (знания,│  11 - 15                                 

    │умения, навыки определяются ООП│                                          

    │вуза)                                                                    

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.3 │Профессиональный цикл          │ 145 - 154                                

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Базовая (общепрофессиональная) │ 100 - 110                                

    │часть                                                                    

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │В результате изучения базовой              │Основы таможенного  │ОК-2      

    │части цикла обучающийся должен:│            │дела                │ОК-4      

    │знать:                                                         │ПК-2      

    │- понятийный аппарат в  области│            │Товароведение,      │ПК-7 - 37 

    │таможенного   дела,    принципы│            │экспертиза в        │ПК-39 - 44 │

    │перемещения      товаров      и│            │таможенном деле и ТН│ПК-46 - 47 │

    │транспортных   средств    через│            │ВЭД (модуль):                 

    │таможенную  границу  Российской│            │- Товароведение и             

    │Федерации;                                 │экспертиза в                  

    │-               товароведческие│            │таможенном деле               

    │характеристики          товаров│            │(продовольственные и│          

    │различных групп, цели,  правила│            │непродовольственные │          

    │классификации     товаров     в│            │товары);                      

    │соответствии с ТН ВЭД,  порядок│            │- Товарная                    

    │действий    должностных     лиц│            │номенклатура                  

    │таможенных органов при контроле│            │внешнеэкономической │          

    │и   корректировке   заявленного│            │деятельности                  

    │кода ТН ВЭД, порядок назначения│                                          

    │экспертиз;                                 │Финансы и                     

    │-      принципы      построения│            │бухгалтерский учет            

    │финансовой  системы,  структуру│            │(модуль):                     

    │доходов       и        расходов│            │- Финансы;                    

    │государственного       бюджета,│            │- Бухгалтерский учет│          

    │основы бухгалтерского учета;                                             

    │- теоретические основы общего и│            │Общий и таможенный            

    │таможенного менеджмента;                   │менеджмент (модуль):│          

    │-  виды  таможенных   процедур,│            │- Общий менеджмент; │          

    │порядок           осуществления│            │- Таможенный                  

    │таможенного оформления  товаров│            │менеджмент                    

    │и транспортных средств, виды  и│                                          

    │содержание таможенных  режимов,│            │Таможенные процедуры│          

    │содержание     и     применение│            │(модуль):                     

    │специальных          таможенных│            │- Таможенное                  

    │процедур;                                  │оформление товаров и│          

    │- сущность и виды цен  мирового│            │транспортных                  

    │рынка, принципы формирования  и│            │средств;                      

    │обоснования внешнеторговых цен;│            │- Таможенные режимы │          

    │-  правовые  и  организационные│            │и специальные                 

    │основы    системы    таможенно-│            │таможенные                    

    │тарифного         регулирования│            │процедуры;                    

    │внешнеторговой    деятельности,│            │- Декларирование              

    │методологию    определения    и│            │товаров и                     

    │порядок   контроля   таможенной│            │транспортных средств│          

    │стоимости;  виды   запретов   и│                                          

    │ограничений  во  внешнеторговой│            │Таможенный контроль │          

    │деятельности   и   порядок   их│            │(модуль):                     

    │применения;   механизм   защиты│            │- Организация                 

    │прав           интеллектуальной│            │таможенного контроля│          

    │собственности       таможенными│            │товаров и                     

    │органами;                                  │транспортных                  

    │- порядок исчисления, уплаты  и│            │средств;                      

    │обеспечения  уплаты  таможенных│            │- Основы технических│          

    │платежей,   порядок   взыскания│            │средств таможенного │          

    │задолженности    и     возврата│            │контроля;                     

    │таможенных платежей;                       │- Технологии                  

    │- содержание, источники и нормы│            │таможенного контроля│          

    │административного и таможенного│            │(практикум);                  

    │права,     состав     субъектов│            │- Таможенный                  

    │административных  и  таможенных│            │контроль после                

    │правоотношений,       институты│            │выпуска товаров               

    │административного и таможенного│                                          

    │права, квалифицирующие признаки│            │Ценообразование во            

    │административных                           │внешней торговле              

    │правонарушений,  отнесенных   к│                                          

    │компетенции таможенных органов,│            │Государственное               

    │и основы их расследования;                 │регулирование                 

    │-   основы    квалификации    и│            │внешнеторговой                

    │расследования  преступлений   в│            │деятельности                  

    │сфере     таможенного     дела,│            │(модуль):                     

    │основания и порядок привлечения│            │- Таможенно-                  

    │к уголовной ответственности;               │тарифное                      

    │- состав  и   структуру  единой│            │регулирование                 

    │автоматизированной                         │внешнеторговой                

    │информационной         системы,│            │деятельности;                  

    │основные  виды   информационных│            │- Запреты и                   

    │таможенных технологий и области│            │ограничения                   

    │их   применения;    состав    и│            │внешнеторговой                 

    │характеристику    перспективных│            │деятельности                  

    │информационных   технологий   в│                                          

    │таможенном     деле,     основы│            │Валютное                       

    │делопроизводства и  электронный│            │регулирование и               

    │документооборот;                           │валютный контроль             

    │-  формы,  порядок   проведения│                                           

    │таможенного контроля товаров  и│            │Таможенные платежи            

    │транспортных           средств,│                                          

    │инструменты    СУР,    методику│            │Административно-               

    │выявления  рисковых   ситуаций;│            │правовые основы               

    │основания и порядок  проведения│            │деятельности                  

    │таможенного   контроля    после│            │таможенных органов             

    │выпуска товаров и  транспортных│            │(модуль):                     

    │средств;  назначение,  принципы│            │- Институты                   

    │построения      и       способы│            │административного и │           

    │практической         реализации│            │таможенного права,            

    │основных   видов    технических│            │регулирующие                  

    │средств таможенного контроля;              │деятельность                   

    │- функции таможенных органов по│            │таможенных органов; │          

    │обеспечению       экономической│            │- Выявление и основы│          

    │безопасности         Российской│            │расследования                  

    │Федерации;                                 │административных              

    │- основы и принципы  управления│            │правонарушений,               

    │таможенным    делом,     основы│            │отнесенных к                  

    │профессионального       отбора,│            │компетенции                   

    │расстановки,  профессионального│            │таможенных органов            

    │обучения      и      аттестации│                                          

    │таможенного персонала;                     │Основы квалификации │          

    │-   закономерности    развития,│            │и расследования               

    │планирование,       размещение,│            │преступлений в сфере│          

    │ресурсное           обеспечение│            │таможенного дела              

    │таможенного дела;                          │(модуль):                     

    │- виды   опасностей,  способных│            │- Основы                      

    │причинить  вред   человеку,   и│            │квалификации                  

    │критерии их оценки;                        │преступлений в сфере│          

    │-      механизм       валютного│            │таможенного дела;             

   │регулирования    РФ,     основы│            │- Основы                      

    │валютного контроля;                        │расследования                 

    │уметь:                                     │преступлений,                 

    │-  классифицировать  товары   в│            │отнесенных к                  

    │соответствии с ТН ВЭД;                     │компетенции                   

    │-  анализировать  бухгалтерскую│            │таможенных органов            

    │отчетность организации;                                                  

    │-   уметь    применять    нормы│            │Информационные                

    │международного  и   таможенного│            │технологии в                  

    │законодательства            при│            │таможенном деле               

    │осуществлении        таможенных│            │(модуль):                     

    │процедур;                                  │- Основы                      

    │- уметь осуществлять расчет цен│            │документооборота в            

    │внешнеторговых контрактов;                 │таможенных органах; │          

    │- контролировать соблюдение мер│            │- Информационные              

    │таможенно-тарифного                        │таможенные                    

    │регулирования,    запретов    и│            │технологии                    

    │ограничений      внешнеторговой│                                          

    │деятельности, применять  методы│            │Экономическая                 

    │определения          таможенной│            │безопасность                  

    │стоимости; правила  определения│                                          

    │страны  происхождения  товаров,│            │Управление                    

    │применять   правила   заявления│            │таможенным делом              

    │прав на предоставление тарифных│            │(модуль):                     

    │льгот и преференций;                       │- Управление                  

    │- исчислять таможенные платежи;│            │персоналом в                  

    │контролировать     правильность│            │таможенных органах; │          

    │исчисления таможенных платежей;│            │- Управление                  

    │применять процедуры взыскания и│            │таможенными                   

    │возврата таможенных платежей;              │органами;                     

    │-               квалифицировать│            │- Управление                  

    │административные правонарушения│            │таможенной                    

    │и    преступления    в    сфере│            │деятельностью                 

    │таможенного дела;                                                        

    │-     использовать     основные│            │Экономика                     

    │программные   средства   единой│            │таможенного дела              

    │автоматизированной                                                       

    │информационной   системы    для│            │Безопасность                  

    │автоматизации         процессов│            │жизнедеятельности             

    │таможенного    оформления     и│                                          

    │контроля,         автоматизации│                                          

    │управленческой    деятельности,│                                          

    │анализа и обработки данных;                                              

    │- применять  формы  таможенного│                                          

    │контроля;                                                                

    │- выявлять признаки  риска  при│                                          

    │таможенном  контроле   товаров,│                                          

    │применять  меры  по  управлению│                                          

    │рисками и их минимизации;                                                

    │- применять методы управления в│                                          

    │профессиональной  деятельности;│                                          

    │оценивать            результаты│                                          

    │деятельности         таможенных│                                          

    │органов;                                                                 

    │-      оценивать      ресурсное│                                          

    │обеспечение        деятельности│                                          

    │таможенных органов;                                                      

    │-   обосновывать    потребность│                                          

    │таможенных      органов       в│                                          

    │экономических         ресурсах,│                                          

    │планировать        деятельность│                                          

    │таможенных   органов    и    их│                                          

    │развитие;                                                                

    │- действовать в экстремальных и│                                          

    │чрезвычайных  ситуациях,  знать│                                          

    │основные способы выживания;                                              

    │владеть:                                                                 

    │-    навыками    контроля     и│                                          

    │корректировки заявленного  кода│                                          

    │ТН ВЭД;                                                                  

    │-     способами     определения│                                          

    │качества      товара,       его│                                          

    │соответствия    маркировке    и│                                          

    │сопроводительным документам;                                             

    │-       навыками        ведения│                                          

    │бухгалтерского учета;                                                    

    │-     инструментами     решения│                                          

    │практических задач подготовки и│                                          

    │принятия управленческих решений│                                          

    │в таможенном деле;                                                       

    │-   навыками    заполнения    и│                                          

    │контроля таможенных документов;│                                          

    │- навыками  контроля  уставных,│                                          

    │транспортных,  коммерческих   и│                                          

    │других документов;                                                       

    │-  методами   обоснования   цен│                                          

    │внешнеторговых контрактов;                                               

    │- навыками контроля документов,│                                          

    │подтверждающих       соблюдение│                                          

    │запретов     и      ограничений│                                          

    │внешнеторговой деятельности;                                             

    │- навыками  применения  методов│                                          

    │определения и  контроля  страны│                                          

    │происхождения           товара,│                                          

    │таможенной  стоимости   товара,│                                          

    │навыками заполнения и  контроля│                                          

    │ДТС и КТС, навыками определения│                                          

    │ставки таможенной пошлины;                                               

    │- методами валютного контроля; │                                          

    │- методикой расчета  таможенных│                                          

    │платежей, технологией  взимания│                                          

    │таможенных платежей;                                                     

    │-   навыками    прогнозирования│                                          

    │объемов    ВЭД    в     регионе│                                          

    │деятельности        таможенного│                                          

    │органа;    навыками     анализа│                                          

    │поступления таможенных платежей│                                          

    │в доход государства;                                                     

    │- навыками  применения  правил,│                                          

    │содержащихся    в    источниках│                                          

    │административного и таможенного│                                          

    │права,  составления  документов│                                          

    │при    обнаружении    признаков│                                          

    │административного                                                        

    │правонарушения или преступления│                                          

    │в сфере таможенного дела;                                                

    │-    навыками    и     приемами│                                          

    │практического     использования│                                          

    │программного        обеспечения│                                          

    │автоматизированных рабочих мест│                                          

    │и элементов сетевых  технологий│                                          

    │для организации сетевого обмена│                                          

    │информацией    в     таможенных│                                          

    │органах;                                                                 

    │-      навыками      применения│                                          

    │технологий          таможенного│                                          

    │контроля,   навыками   принятия│                                          

    │законных     и     обоснованных│                                          

    │процессуальных   решений    при│                                          

    │осуществлении       таможенного│                                          

    │контроля;                                                                

    │-      навыками      применения│                                          

    │технических средств таможенного│                                          

    │контроля;                                                                

    │- навыками применения  профилей│                                          

    │рисков при таможенном  контроле│                                          

    │товаров и транспортных средств;│                                          

    │-     методикой      проведения│                                          

    │таможенной ревизии;                                                      

    │-   общими   и   специфическими│                                          

    │методами   анализа    состояния│                                          

    │экономической      безопасности│                                          

    │страны;                                                                  

    │-   навыками   коммуникативного│                                          

    │поведения  в   организации;                                              

    │- навыками принятия решений  по│                                          

    │управлению        деятельностью│                                          

    │таможенных   органов    и    их│                                          

    │структурных подразделений;                                               

    │-        навыками        оценки│                                          

    │результативности   деятельности│                                         

    │таможенных органов;                                                      

    │- навыками и способами оказания│                                          

    │первой  медицинской  помощи   в│                                          

    │экстремальных ситуациях;                                                 

    │- навыками принятия оптимальных│                                          

    │решений,         минимизирующих│                                          

    │негативное          воздействие│                                          

    │результатов        человеческой│                                          

    │деятельности   на    окружающую│                                          

    │среду.                                                                   

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная   часть    (знания,│  40 - 50                                 

    │умения, навыки определяются ООП│                                          

    │вуза)                                                                    

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.4 │Физическая культура                 2                          │ОК-1      

                                                                   │ОК-8      

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.5 │Учебная   и    производственная│  18 - 20                       │ОК-4      

    │практики,               научно-│                                │ОК-6      

    │исследовательская работа                                       │ПК-1 - 2  

                                                                   │ПК-6      

                                                                   │ПК-20     

                                                                   │ПК-45     

                                                                   │ПК-46 - 47 │

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

│С.6 │Итоговая        государственная│  22 - 24                       │ОК-5      

    │аттестация                                                     │ПК-8      

                                                                   │ПК-11 - 14 │

                                                                   │ПК-24     

                                                                   │ПК-29     

                                                                   │ПК-38     

                                                                  │ПК-46     

├────┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────┤

    │Общая   трудоемкость   основной│    300                                   

    │образовательной программы                                                

└────┴───────────────────────────────┴────────────┴────────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, ролевых игр профессиональной направленности, компьютерного моделирования и практического анализа результатов, научных дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских видеоконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями таможенных органов, российских и зарубежных компаний - участников внешнеэкономической деятельности, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 27 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что выбранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части: таможенный контроль, товароведение, экспертиза в таможенном деле и ТН ВЭД, иностранный язык, математика, информатика, общая и таможенная статистика, финансы и бухгалтерский учет, безопасность жизнедеятельности, таможенные процедуры, информационные технологии в таможенном деле, таможенные платежи, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. При реализации ООП подготовки специалиста по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная: таможенная (научно-исследовательская), преддипломная. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практика проводится в структурных подразделениях ФТС России, региональных таможенных управлениях, таможнях и на таможенных постах, в организациях, подведомственных ФТС России, а также в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. При этом практика хотя бы одного вида должна проводиться в структурных подразделениях таможенных органов.

7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и доклады с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию), в том числе с использованием сети Интернет;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и должностных лиц таможенных органов, работников профильных организаций, предприятий и учреждений или лиц, имеющих стаж практической работы в таможенных органах не менее 10 лет.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более семи последних лет.

7.18. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла и профессионального цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалиста утверждает объем средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает:

лаборатории: продовольственных и непродовольственных товаров, таможенного контроля;

кабинеты: информатики, информационных технологий в таможенном деле, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, лингафонные;

специализированные компьютерные классы для анализа и обработки данных по электронному декларированию товаров, таможенной статистики, управлению.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом с выходом в сеть Интернет в компьютерном классе или через персональные компьютеры кафедр в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практики должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (представители таможенных органов, заинтересованных организаций и объединений, занимающихся таможенным делом), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024