Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля
2011 г. N 19682
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 октября 2010 г. N 986
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ МИНИМАЛЬНОЙ
ОСНАЩЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОБОРУДОВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В соответствии с
пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить
прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 4 октября 2010
г. N 986
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ МИНИМАЛЬНОЙ
ОСНАЩЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОБОРУДОВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений (далее - Требования)
представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию
основных образовательных программ.
2. Требования
включают вопросы по:
комплексному
оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
учебно-методическому
обеспечению учебного процесса;
материально-техническому
оснащению учебного процесса;
информационному
обеспечению учебного процесса.
3. Требования к
комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений
включают создание условий, обеспечивающих возможность:
выявления и
развития способностей обучающихся и воспитанников в
любых формах организации учебного процесса, организации общественно-полезной
деятельности, в том числе учебной и производственной практики;
работы с одаренными
детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в
формах, адекватных возрасту обучающихся и воспитанников, и с учетом
особенностей реализуемых в образовательном учреждении основных и дополнительных
образовательных программ;
освоения
обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья основной
образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая
оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи,
а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
участия обучающихся
и воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии образовательной среды
образовательного учреждения, а также в формировании и реализации индивидуальных
учебных планов и образовательных маршрутов обучающихся и воспитанников;
эффективного
использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной
программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с
запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей),
спецификой образовательного учреждения и с учетом национально-культурных, демографических,
климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс;
использования
современных образовательных технологий;
активного
применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том
числе дистанционных образовательных технологий);
эффективной
самостоятельной работы обучающихся и воспитанников;
физического
развития обучающихся и воспитанников;
обновления
содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами
обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с
учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется учебный процесс.
4. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают:
параметры
комплектности оснащения учебного процесса с учетом достижения целей и
планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
параметры качества
обеспечения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых
результатов освоения основной образовательной программы;
наличие
учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их
составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным
предметам основной образовательной программы на определенных учредителем
образовательного учреждения языках обучения и воспитания;
безопасный доступ к
печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом
доступе и (или) в федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов. При этом должно быть обеспечено
ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся и воспитанников;
укомплектованность
библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным
предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская
художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические
издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
5. Требования к
материально-техническому оснащению учебного процесса включают создание условий,
обеспечивающих возможность:
создания и
использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука,
выступления с аудио-, видео- и графическим
сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и
глобальных сетях и др.);
получения
информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных
информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);
проведения
экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного
оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных
математических и естественно-научных объектов и
явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
наблюдений (включая
наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного
представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт,
спутниковых изображений;
создания
материальных объектов, в том числе произведений искусства;
обработки
материалов и информации с использованием технологических инструментов;
проектирования и
конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
исполнения,
сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных
инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих
основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных
образовательных учреждений);
физического
развития обучающихся и воспитанников, участия в спортивных соревнованиях и
играх;
управления
учебным процессом (в том числе планирование, фиксирование (документирование)
его реализации в целом и (или) отдельных этапов (выступлений, дискуссий,
экспериментов), осуществление мониторинга и корректировки);
размещения,
систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ
обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание
резервных копий);
проведения массовых
мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха,
досуга и питания обучающихся и воспитанников, а также работников
образовательного учреждения.
6. Требования к информационному
обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме:
управлять учебным
процессом;
создавать и
редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
формировать и
отрабатывать навыки клавиатурного письма;
создавать, обрабатывать
и редактировать звук;
создавать,
обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
индивидуально и
коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать
интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со
статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
работать с
геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и
местности;
визуализировать
исторические данные (создавать ленты времени и др.);
размещать,
систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том
числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками
учебного процесса информационные ресурсы);
проводить
мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной
образовательной программы общего образования;
проводить различные
виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную
(дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
осуществлять
взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное
(посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в
ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной
деятельностью;
осуществлять
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими
управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и
организациями.