Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 июля 1997 г. N 06-51-39ин/25-01

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие федеральными органами управления образованием, в настоящее время происходит становление и развитие системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Учитывая актуальность вопросов, связанных с организацией деятельности органов управления образованием по использованию новых механизмов государственного контроля за качеством образования, министерство в 1997 году провело 2 семинара - совещания. По итогам указанных семинаров - совещаний были подготовлены информационно - аналитические материалы, в которых отмечены наиболее типичные проблемы, возникающие на практике при организации лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, предложены некоторые подходы к их решению.

В связи с тем, что многие из рассмотренных проблем носят общий характер для всех субъектов Российской Федерации, рекомендуем, используя прилагаемые материалы, провести с участием муниципальных органов управления образованием совещания по вопросам организации и проведения лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

При этом прошу учесть, что министерством запланировано проведение межрегиональных совещаний по указанным проблемам в сентябре 1997 года в г. Астрахани и в ноябре 1997 года в г. Ростове - на - Дону.

 

Министр

В.Г.КИНЕЛЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ

"ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

 

Настоящая резолюция подготовлена работниками федерального, региональных и муниципальных органов управления образованием, научных учреждений, региональных государственных аттестационных и аттестационно - диагностических служб Урала и Сибири, Севера, Юга и Центра России в ходе семинара в г. Сочи Краснодарского края 14 - 19 мая 1997 года, обсуждена и дополнена на семинаре, проходившем в г. Москве 26 - 28 мая 1997 года. Всего в подготовке и обсуждении данных материалов участвовали представители 20 регионов России.

 

1. Аттестация и аккредитация образовательных

учреждений

 

Общая ситуация

 

Обсуждение на семинаре процессов, связанных с анализом деятельности образовательных учреждений, показало, что в настоящее время в различных регионах России ведется работа по определению параметров, критериев и процедуры оценки результативности деятельности образовательного учреждения.

Накоплен значительный опыт в осуществлении новых подходов к этой деятельности. Отмечаются также различия в практике осуществления лицензирования, аттестации и государственной аккредитации в разных регионах.

Современные подходы к аттестации инициируются органами управления образованием и постепенно получают признание в образовательных учреждениях, причем последние в ряде случаев рассматривают их не только в качестве государственной (внешней) оценки своей деятельности, но и в качестве инструмента оценки и поддержки собственного развития.

Для современной ситуации характерна определяющая роль Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в разработке и совершенствовании технологий аттестации и государственной аккредитации учреждений профессионального образования и ведущая роль субъектов Российской Федерации в формировании практики аттестации учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Вместе с тем констатируется общее отставание в разработке нормативно - методического обеспечения, аттестации и государственной аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования, соотнесения аттестации и государственной аккредитации.

Дальнейшее развитие единой системы оценки и установления статуса образовательных учреждений на основе их лицензирования, аттестации и аккредитации связано с разрешением ряда ключевых проблем и основных задач по их разрешению.

 

Проблемы

 

Применительно к общему и дополнительному образованию отсутствуют принятые в установленном порядке государственные стандарты либо заменяющие их нормативные документы. В силу этого система объективной государственной оценки деятельности образовательных учреждений (аттестация) складывается на базе параметров и критериев, формируемых путем экспертных подходов, экспериментальной апробации, а нередко эмпирическим путем. Обеспечивая решение локальных задач, это не позволяет создать единое информационное поле, необходимое для оценки состояния образовательного пространства страны.

В связи с имеющимся отставанием теории от практики аттестации не разрешен ряд принципиальных вопросов, связанных с определением параметров и критериев, применяемых в процессе аттестации и аккредитации школы:

- о возможности включения в их состав позиций, связанных с воспитанием и развитием личности учащихся;

- об удельном весе и способах интегрирования оценок по отдельным параметрам и критериям;

- об определении уровня требований к содержанию и качеству подготовки выпускников ("от эталона", заданного нормативными документами, или "от среднего достигнутого уровня", определенного эмпирическим путем);

- о корреляции оценки деятельности образовательного учреждения с условиями этой деятельности (когда последние не соответствуют нормативам или значительно ниже по сравнению с другими).

Серьезные проблемы возникают в связи с определением статуса аттестационных служб как независимых. С одной стороны, вывод их из ведения органов управления образованием порождает конфликты во взаимоотношениях с последними и по крайней мере на начальном этапе делает их полнокровную деятельность практически невозможной. С другой - жесткое подчинение аттестационных служб органам управления фактически затрудняет объективность выполняемых ими процедур, так как ставит их в ситуацию косвенного оценивания деятельности организации, являющейся учредителем как аттестуемых образовательных учреждений, так и самой службы. Важную роль в решении этой проблемы может сыграть включение в состав аттестационных комиссий представителей общественности.

 

Задачи

 

Участники выделили следующие задачи, требующие первоочередного решения:

- разработать необходимую нормативную правовую базу аттестации, прежде всего - Закон "Об аттестации и аккредитации образовательных учреждений", в котором прописать порядок взаимодействия аттестационных служб разного уровня, их взаимоотношения с органами управления образованием, принципы делегирования полномочий федеральной, региональными и муниципальными аттестационными службами, участие бюджетов разных уровней в финансировании аттестационных служб и др.;

- определить особенности оценивания в ходе аттестации и аккредитации образовательных учреждений, не имеющих типовых положений (лицеи, гимназии, а также инновационные и экспериментальные школы);

- уточнить позицию, связанную с наличием или отсутствием права негосударственных образовательных учреждений не проходить аттестацию и аккредитацию;

- регламентировать право государственной аттестационной службы на хоздоговорную деятельность и порядок оплаты за услуги по аттестации;

- уточнить последствия получения отрицательного аттестационного заключения для образовательного учреждения;

- уточнить распределение компетенции - полномочий и ответственности - между федеральными и региональными аттестационными службами, условия, при которых возможно делегирование функций ГАС на муниципальный уровень.

 

2. Некоторые тенденции в становлении

современной системы аттестации и государственной

аккредитации образовательных учреждений

 

Наличие общественной потребности в осуществлении объективной оценки деятельности образовательных учреждений на основе аттестации и государственной аккредитации при отстающем нормативно - правовом, финансовом и научном обеспечении привело к появлению следующих тенденций в организации этой деятельности.

Наблюдается дублирование проверки одних и тех же параметров при лицензировании, аттестации и государственной аккредитации.

Разработка процедур и технологий аттестационной деятельности опережает становление четко оформленной системы параметров и критериев объективной оценки работы образовательного учреждения.

Несмотря на предполагаемую объективность оценки деятельности образовательного учреждения в ходе аттестации, руководители их высказывают сомнения в беспристрастности подхода соответствующих экспертных групп, а также обосновывают необходимость специфических подходов при работе с определенными типами (видами) образовательных учреждений, прежде всего с инновационными.

В регионах формируются разные модели аттестационных служб, действующие:

а) в разрешительно - запретительном режиме;

б) в режиме организации, выдающей наряду с разрешением (запрещением) предписания по устранению недостатков;

в) в режиме службы, осуществляющей как оценочные, так и мониторинговые функции, что, на взгляд участников совещаний, является наиболее приемлемым для будущей ГАС.

Не всегда обоснована складывающаяся практика функционального разделения служб по уровням и типам образовательных учреждений.

Положительно зарекомендовало себя сочетание деятельности государственных аттестационных служб и общественных формирований (аттестационных комиссий), действующих при них или при управленческой структуре.

 

3. Рекомендации семинара

 

Участники семинара (руководители и специалисты федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием и аттестационных служб, ученые, другие работники образования) считают необходимым переход к новой практике объективной оценки деятельности образовательного учреждения. Орган, который будет участвовать в реализации этой практики, должен создаваться:

- с учетом сложившихся традиций отечественной школы в данной области и результатов, достигнутых в последние годы;

- на основе учета интересов органов управления образованием, аттестационных служб и образовательных учреждений;

- путем выработки и принятия единой методологии аттестации и аккредитации, учитывающей специфику аттестационных процедур для отдельных уровней образования.

Признаны необходимыми разработка, обсуждение и принятие Закона РФ "О государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений".

В этих целях участники семинара рекомендуют в первоочередном порядке:

1. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1.1. Отрегулировать в указанном Законе:

1.1.1. Порядок взаимодействия аттестационных служб федерального, регионального и муниципального уровней.

1.1.2. Участие бюджетов различных уровней в финансировании аттестационных служб.

1.1.3. Принципы взаимного делегирования полномочий федеральной, региональными и муниципальными аттестационными службами.

1.1.4. Взаимоотношения Государственной аттестационной службы и органов управления образованием.

1.2. Обеспечить формирование указанного закона как правового акта прямого действия в части деятельности федеральной аттестационной службы и основ законодательства применительно к службам субъектов Федерации и муниципальным.

2. Министерству общего и профессионального образования РФ:

2.1. При разработке нормативно - правовой базы, регулирующей вопросы аттестации образовательных учреждений:

2.1.1. Отнести к ведению федеральных органов исполнительной власти:

- определение общего порядка деятельности служб;

- содержание и параметры аттестации в части федерального компонента;

- инструментарий аттестации в части федерального компонента образовательных стандартов.

2.1.2. Отнести к ведению субъектов Федерации:

- разработку процедуры проведения аттестации и структуры аттестационной службы в субъекте аттестации;

- разработку содержания и параметров аттестации в части национально - регионального компонента образовательных стандартов.

2.1.3. Определить, что:

- аттестационные службы субъектов Российской Федерации действуют при наличии доверенности федеральной аттестационной службы (Министерства общего и профессионального образования);

- муниципальные аттестационные службы действуют при наличии доверенности аттестационной службы субъекта Российской Федерации (органа управления образованием);

- аттестационные службы реализуют в установленном порядке функции государственного управления и сервисные функции в интересах развития аттестуемых образовательных учреждений;

- решение аттестационной службы может быть обжаловано в вышестоящей аттестационной службе.

2.2. Создать в Краснодарском крае Федеральный центр по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Основными функциями этого Центра могут быть следующие:

- разработка методологии лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, нормативно - правовой базы, в том числе предложений в проект Закона "О лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений";

- сертификация аттестационных материалов, в том числе создание унифицированных аттестационных измерителей и процедур измерения;

- разработка и описание моделей сети и процедур аттестации;

- организация подготовки и переподготовки работников аттестационных служб Российской Федерации;

- создание базы данных о результатах работы образовательных учреждений Российской Федерации.

2.3. Провести цикл семинаров по проблемам:

- аттестации образовательных учреждений различных уровней и типов;

- нормативно - правовой базы деятельности аттестационных служб различного уровня;

- финансирования аттестационных служб;

- взаимодействия региональных и муниципальных аттестационных служб;

- сертификации региональных аттестационно - диагностических материалов.

2.4. Подготовить примерные (типовые) программы подготовки экспертов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений, и организовать на базе Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) подготовку руководителей региональных аттестационных служб и специалистов, курирующих данный вопрос в субъектах Российской Федерации.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать региональные семинары - совещания по проблемам аттестационной деятельности в системе образования с учетом информационно - аналитических материалов настоящего семинара и представить в Министерство общего и профессионального образования РФ информацию об их итогах для анализа и обобщения.

3.2. Рассмотреть вопрос о возможности создания специализированных учреждений (структурных подразделений) органов управления образованием, ведающих аттестацией образовательных учреждений.

3.3. Оказать содействие в формировании аналогичных структур в муниципальных образованиях (городах и районах), делегировав им на основе соглашений необходимые полномочия.

3.4. При формировании системы аттестации образовательных учреждений регионов использовать материалы настоящего семинара.

3.5. Поддержать практику проведения общественной аккредитации образовательных учреждений, в первую очередь инновационных и экспериментальных.

3.6. Организовать подготовку экспертов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений.

3.7. Учесть в практической деятельности опыт регионов, представленных на семинаре.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018