Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17856

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 мая 2010 г. N 518

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

130404.02 МАШИНИСТ МАШИН ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ТОРФА

 

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 мая 2010 г. N 518

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

130404.02 МАШИНИСТ МАШИН ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ТОРФА

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 130404.02 Машинист машин по добыче и переработке торфа всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌────────────────┬────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│Образовательная │Наименование квалификации (профессий│  Нормативный срок │

  база приема   │ по Общероссийскому классификатору  │ освоения ОПОП при │

                   профессий рабочих, должностей        очной форме   

                   служащих и тарифных разрядов)         получения    

                            (ОК 016-94) <*>             образования   

├────────────────┼────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│на базе среднего│Машинист машин по добыче и                10 мес.     

│(полного) общего│переработке кускового торфа                           

│образования     │Машинист машин по добыче и                            

├────────────────┤переработке фрезерного торфа        ├───────────────────┤

│на базе         │Машинист машин по подготовке        │2 года 5 мес. <**> │

│основного общего│торфяных месторождений к                              

│образования     │эксплуатации                                          

                │Машинист торфодобывающего                             

                │экскаватора                                           

└────────────────┴────────────────────────────────────┴───────────────────┘

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

машинист машин по добыче и переработке кускового торфа - машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа;

машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации - машинист торфодобывающего экскаватора;

машинист машин по добыче и переработке кускового торфа - машинист торфодобывающего экскаватора;

машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа - машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление машинами по добыче и переработке торфа, торфодобывающими многоковшовыми экскаваторами и другим оборудованием, осуществление технического обслуживания машин и механизмов при добыче, переработке торфа и подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

торфодобывающие машины, механизмы, приводы, транспортировочные средства, тракторы, прицепные устройства, торфодобывающие многоковшовые экскаваторы;

инструкции по эксплуатации торфодобывающих машин и механизмов;

технологии добычи и переработки торфа и подготовки торфяных месторождений к эксплуатации;

горюче-смазочные материалы;

торфяные залежи и техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Машинист машин по добыче и переработке торфа готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Управление машинами по добыче кускового торфа послойно-поверхностным способом.

4.3.2. Управление тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями и другим оборудованием по добыче и переработке фрезерного торфа.

4.3.3. Управление самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.

4.3.4. Управление торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Управление машинами по добыче кускового торфа послойно-поверхностным способом.

ПК 1.1. Управлять машинами по добыче кускового торфа, стилочными машинами, механизмами и приводами, транспортировочными средствами при уборке и вывозке кускового торфа.

ПК 1.2. Обслуживать машины и механизмы, регулировать их отдельные узлы.

ПК 1.3. Выявлять и устранять неисправности в работе машин и механизмов.

5.2.2. Управление тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями и другим оборудованием по добыче и переработке фрезерного торфа.

ПК 2.1. Управлять тракторами и прицепным оборудованием, самоходными и пневматическими валкователями, саморазгружающими прессами, фрезбарабанами, машинами по обогащению торфа аммиачной жидкостью, самоходными окараванивающими машинами.

ПК 2.2. Обслуживать и регулировать машины и механизмы, применяемые при добыче и переработке фрезерного торфа.

ПК 2.3. Ремонтировать трактора, машины и механизмы, применяемые при добыче и переработке фрезерного торфа.

5.2.3. Управление самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.

ПК 3.1. Управлять самоходными машинами, тракторами с прицепным и навесным оборудованием при выполнении технологических операций по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа.

ПК 3.2. Выполнять технологические операции по подготовке, ремонту и текущему содержанию площадей для добычи торфа.

ПК 3.3. Обслуживать и ремонтировать машины и механизмы, применяемые при подготовке торфяных месторождений к эксплуатации.

5.2.4. Управление торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой.

ПК 4.1. Управлять торфодобывающим многоковшовым экскаватором и дизельной установкой, механизмами выемки, переработки и подачи торфа в бункера или электростилочные машины.

ПК 4.2. Вести технологический процесс выемки торфяной залежи, ее переработки и загрузки.

ПК 4.3. Осуществлять перегон экскаватора на другое место работы.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования

 

Таблица 2


 

┌──────┬────────────────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬──────────────┬────────────┐

│Индекс│    Наименование циклов, разделов, модулей,         Всего    │В т.ч.     │Индекс и          Коды   

              требования к знаниям, умениям,          │максимальной │часов      │наименование  │формируемых │

                   практическому опыту                   учебной   │обязатель- │дисциплин,    │компетенций │

                                                        нагрузки   │ных учебных│междисципли-             

                                                      │обучающегося │занятий    │нарных курсов │            

                                                                              │(МДК)                    

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел              864         576                             

      │"Физическая культура"                                                                            

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ОП.00 │Общепрофессиональный цикл                            300         200                             

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │В результате изучения обязательной части цикла                          │ОП.01.        │ОК 2 - 5   

      │обучающийся по общепрофессиональным                                     │Техническое   │ПК 1.1 - 1.3│

      │дисциплинам должен:                                                     │черчение      │ПК 2.1 - 2.3│

      │уметь:                                                                                │ПК 3.1 - 3.3│

        читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные│                                      │ПК 4.1 - 4.3│

      │чертежи несложных деталей, технологических                                                       

      │схем и аппаратов;                                                                                

      │знать:                                                                                           

        общие сведения о сборочных чертежах,                                                            

      │назначение условностей и упрощений, применяемых │                                                 

      │в чертежах, правила оформления и чтения рабочих │                                                 

      │чертежей;                                                                                        

        основные положения конструкторской,                                                            

      │технологической и другой нормативной                                                             

      │документации;                                                                                    

        геометрические построения и правила                                                            

      │вычерчивания технических деталей, способы                                                        

      │графического представления технологического                                                      

      │оборудования и выполнения технологических                                                        

      │схем;                                                                                            

        требования стандартов Единой системы                                                           

      │конструкторской документации (ЕСКД) и Единой                                                     

      │системы технологической документации (ЕСТД) к                                                    

      │оформлению и составлению чертежей и схем                                                         

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │уметь:                                                                  │ОП.02.        │ОК 2 - 5   

        контролировать выполнение заземления,                                 │Электротехника│ПК 1.1 - 1.3│

      │зануления;                                                                            │ПК 2.1 - 2.3│

        производить контроль параметров работы                                              │ПК 3.1 - 3.3│

      │электрооборудования;                                                                  │ПК 4.1 - 4.3│

        пускать и останавливать электродвигатели,                                                      

      │установленные на эксплуатируемом оборудовании;                                                   

        рассчитывать параметры, составлять и собирать │                                                 

      │схемы включения приборов при измерении                                                           

      │различных электрических величин;                                                                 

        снимать показания работы и пользоваться                                                        

      │электрооборудованием с соблюдением норм                                                          

      │техники безопасности и правил эксплуатации;                                                      

        читать принципиальные, электрические и                                                         

      │монтажные схемы;                                                                                 

        проводить сращивание, спайку и изоляцию                                                         

      │проводов и контролировать качество выполняемых                                                   

      │работ;                                                                                           

      │знать:                                                                                           

        основные понятия о постоянном и переменном                                                     

      │электрическом токе, последовательное и                                                           

      │параллельное соединение проводников и                                                            

      │источников тока, единицы измерения силы тока,                                                    

      │напряжения, мощности электрического тока,                                                        

      │сопротивления проводников, электрических и                                                       

      │магнитных полей;                                                                                 

        сущность и методы измерений электрических                                                      

      │величин, конструктивные и технические                                                            

      │характеристики измерительных приборов;                                                           

        основные законы электротехники;                                                                

        типы и правила графического изображения и                                                      

      │составления электрических схем;                                                                   

        методы расчета электрических цепей;                                                            

        условные обозначения электротехнических                                                        

      │приборов и электрических машин;                                                                  

        основные элементы электрических сетей;                                                         

        принципы действия, устройство, основные                                                        

      │характеристики электроизмерительных приборов,                                                    

      │электрических машин, аппаратуры управления и                                                     

      │защиты, схемы электроснабжения;                                                                  

        двигатели постоянного и переменного тока, их                                                   

      │устройство, принцип действия, правила пуска,                                                     

      │остановки;                                                                                       

        способы экономии электроэнергии;                                                               

        правила сращивания, спайки и изоляции                                                          

      │проводов;                                                                                        

        виды и свойства электротехнических материалов;│                                                 

        правила техники безопасности при работе с                                                       

      │электрическими приборами                                                                         

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │уметь:                                                                  │ОП.03. Основы │ОК 2 - 5   

        выполнять основные слесарные работы при                               │технической   │ПК 1.1 - 1.3│

      │техническом обслуживании и ремонте оборудования;│                        │механики и    │ПК 2.1 - 2.3│

        пользоваться инструментами и контрольно-                              │слесарных     │ПК 3.1 - 3.3│

      │измерительными приборами при выполнении                                 │работ         │ПК 4.1 - 4.3│

      │слесарных работ, техническом обслуживании                                                        

      │и ремонте оборудования;                                                                          

        собирать конструкции из деталей по чертежам и │                                                 

      │схемам;                                                                                          

        читать кинематические схемы;                                                                   

        определять напряжения в конструкционных                                                        

      │элементах;                                                                                       

      │знать:                                                                                           

        виды износа и деформации деталей и узлов;                                                       

        виды слесарных работ и технологию их                                                           

      │выполнения при техническом обслуживании и                                                        

      │ремонте оборудования;                                                                            

        виды смазочных материалов, требования к                                                        

      │свойствам масел, применяемых для смазки узлов                                                    

      │и деталей, правила хранения смазочных                                                            

      │материалов;                                                                                      

        кинематику механизмов, соединения деталей                                                      

      │машин, механические передачи, виды и                                                             

      │устройство передач;                                                                              

        назначение и классификацию подшипников;                                                        

        основные типы смазочных устройств;                                                             

        принципы организации слесарных работ;                                                          

        типы, назначение, устройство редукторов;                                                       

        трение, его виды, роль трения в технике;                                                       

        устройство и назначение инструментов и                                                          

      │контрольно-измерительных приборов,                                                               

      │используемых при выполнении слесарных работ,                                                     

      │техническом обслуживании и ремонте оборудования;│                                                 

        виды механизмов, их кинематические и                                                           

      │динамические характеристики;                                                                     

        методику расчета элементов конструкций на                                                      

      │прочность, жесткость и устойчивость при                                                          

      │различных видах деформации                                                                       

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │уметь:                                                                  │ОП.04. Охрана │ОК 1 - 7   

        оценивать состояние техники безопасности на                           │труда         │ПК 1.1 - 1.3│

      │производственном объекте;                                                             │ПК 2.1 - 2.3│

        пользоваться средствами индивидуальной и                                            │ПК 3.1 - 3.3│

      │групповой защиты;                                                                     │ПК 4.1 - 4.3│

        применять безопасные приемы труда на                                                           

      │территории организации и в производственных                                                       

      │помещениях;                                                                                      

        использовать экобиозащитную и противопожарную │                                                 

      │технику;                                                                                         

        определять и проводить анализ травмоопасных и │                                                 

      │вредных факторов в сфере профессиональной                                                        

      │деятельности;                                                                                    

        соблюдать правила безопасности труда,                                                          

      │производственной санитарии и пожарной                                                            

      │безопасности;                                                                                    

      │знать:                                                                                           

        виды и правила проведения инструктажей по                                                      

      │охране труда;                                                                                    

        возможные опасные и вредные факторы и средства│                                                 

      │защиты;                                                                                          

        действие токсичных веществ на организм                                                         

      │человека;                                                                                         

        законодательство в области охраны труда;                                                       

        меры предупреждения пожаров и взрывов;                                                         

        нормативные документы по охране труда и                                                        

      │здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и                                                    

      │пожаробезопасности;                                                                              

        общие требования безопасности на территории                                                    

      │организации и в производственных помещениях;                                                     

        основные источники воздействия на окружающую                                                   

      │среду;                                                                                           

        основные причины возникновения пожаров и                                                       

      │взрывов;                                                                                         

        особенности обеспечения безопасных условий                                                     

      │труда на производстве;                                                                           

        правовые и организационные основы охраны труда│                                                 

      │в организации, систему мер по безопасной                                                         

      │эксплуатации опасных производственных объектов                                                    

      │и снижению вредного воздействия на окружающую                                                    

      │среду, профилактические мероприятия по технике                                                   

      │безопасности и производственной санитарии;                                                       

        права и обязанности работников в области                                                       

      │охраны труда;                                                                                    

        правила безопасной эксплуатации установок и                                                    

      │аппаратов;                                                                                       

        правила и нормы охраны труда, техники                                                          

      │безопасности, личной и производственной                                                          

      │санитарии и противопожарной защиты;                                                              

        предельно допустимые концентрации (ПДК) и                                                      

      │индивидуальные средства защиты;                                                                  

        принципы прогнозирования развития событий и                                                    

      │оценки последствий при техногенных чрезвычайных │                                                 

      │ситуациях и стихийных явлениях;                                                                  

        средства и методы повышения безопасности                                                        

      │технических средств и технологических процессов │                                                 

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │уметь:                                                                  │ОП.05. Основы │ОК 1 - 3   

        решать комплексные задачи;                                            │законодатель- │ОК 6       

        разбирать типичные дорожно-транспортные                               │ства в сфере  │ПК 1.1 - 1.3│

      │ситуации с использованием технических средств                           │дорожного     │ПК 2.1 - 2.3│

      │обучения, макетов, стендов;                                             │движения      │ПК 3.1 - 3.3│

        уметь подавать предупредительные сигналы                                            │ПК 4.1 - 4.3│

      │рукой;                                                                                           

        уметь правильно руководствоваться сигналами                                                    

      │регулирования;                                                                                   

        уметь ориентироваться, оценивать ситуацию и                                                    

      │прогнозировать ее развитие;                                                                      

      │знать:                                                                                           

        Федеральный закон "О безопасности дорожного                                                    

      │движения";                                                                                        

        Правила дорожного движения;                                                                    

        Федеральный закон "Об охране окружающей                                                        

      │среды";                                                                                          

        Федеральный закон "Об обязательном страховании│                                                 

      │гражданской ответственности владельцев                                                           

      │транспортных средств" (ОСАГО);                                                                   

        техническое состояние и оборудование                                                           

      │транспортных средств                                                                             

      ├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │уметь:                                                           40     │ОП.06.        │ОК 1 - 7   

        организовывать и проводить мероприятия по                             │Безопасность  │ПК 1.1 - 1.3│

      │защите работающих и населения от негативных                             │жизнедеятель- │ПК 2.1 - 2.3│

      │воздействий чрезвычайных ситуаций;                                      │ности         │ПК 3.1 - 3.3│

        предпринимать профилактические меры для                                             │ПК 4.1 - 4.3│

      │снижения уровня опасностей различного вида и                                                     

      │их последствий в профессиональной деятельности                                                    

      │и быту;                                                                                          

        использовать средства индивидуальной и                                                         

      │коллективной защиты от оружия массового                                                          

      │поражения; применять первичные средства                                                          

      │пожаротушения;                                                                                   

        ориентироваться в перечне военно-учетных                                                       

      │специальностей и самостоятельно определять                                                       

      │среди них родственные полученной профессии;                                                      

        применять профессиональные знания в ходе                                                       

      │исполнения обязанностей военной службы на                                                        

      │воинских должностях в соответствии с                                                             

      │полученной профессией;                                                                           

        владеть способами бесконфликтного общения и                                                    

      │саморегуляции в повседневной деятельности и                                                      

      │экстремальных условиях военной службы;                                                           

        оказывать первую помощь пострадавшим;                                                           

      │знать:                                                                                           

        принципы обеспечения устойчивости объектов                                                     

      │экономики, прогнозирования развития событий и                                                    

      │оценки последствий при техногенных чрезвычайных │                                                 

      │ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в                                                    

      │условиях противодействия терроризму как                                                          

      │серьезной угрозе национальной безопасности                                                       

      │России;                                                                                          

        основные виды потенциальных опасностей и их                                                    

      │последствия в профессиональной деятельности и                                                    

      │быту, принципы снижения вероятности их                                                           

      │реализации;                                                                                      

        основы военной службы и обороны государства;                                                   

        задачи и основные мероприятия гражданской                                                      

      │обороны;                                                                                         

        способы защиты населения от оружия массового                                                    

      │поражения; меры пожарной безопасности и правила │                                                 

      │безопасного поведения при пожарах;                                                               

        организацию и порядок призыва граждан на                                                       

      │военную службу и поступления на нее в                                                            

      │добровольном порядке;                                                                            

        основные виды вооружения, военной техники и                                                    

      │специального снаряжения, состоящих на вооружении│                                                 

      │(оснащении) воинских подразделений, в которых                                                    

      │имеются военно-учетные специальности,                                                            

      │родственные профессиям НПО;                                                                      

        область применения получаемых профессиональных│                                                 

      │знаний при исполнении обязанностей военной                                                       

      │службы;                                                                                          

        порядок и правила оказания первой помощи                                                       

      │пострадавшим                                                                                     

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│П.00  │Профессиональный цикл                                484         336                             

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПМ.00 │Профессиональные модули                              484         336                             

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПМ.01 │Управление машинами по добыче кускового торфа                           │МДК.01.01.    │ОК 1 - 7   

      │послойно-поверхностным способом                                         │Технология    │ПК 1.1 - 1.3│

      │В результате изучения профессионального модуля                          │добычи и                 

      │обучающийся должен:                                                     │переработки              

      │иметь практический опыт:                                                │кускового                

        управления машинами по добыче кускового торфа;│                        │торфа                    

      │механизмами и приводами, работающими в                                                           

      │комплексе с торфодобывающими машинами;                                  │МДК.01.02.               

      │стилочными машинами с кузовом вместимостью 9                            │Техническое              

      │м3 и более; транспортировочными средствами при                          │обслуживание и│           

      │уборке и вывозе кускового торфа;                                        │ремонт машин             

        обслуживания машин и механизмов по добыче и                           │по добыче и               

      │переработке кускового торфа и их регулирования; │                        │переработке              

        выявления и устранения неисправностей в работе│                        │кускового                

      │экскаваторов, стилочных и малобагерных машин,                           │торфа                    

      │добывающих машин, универсальных машин по сушке                                                   

      │и машин для уборки кускового торфа;                                                              

      │уметь:                                                                                           

        управлять стилочными машинами, машинами для                                                    

      │сушки экскаваторного торфа, малобагерными                                                        

      │машинами, машинами для добычи кускового торфа,                                                   

      │машинами для уборки кускового торфа, торфяными                                                   

      │самоходными машинами;                                                                            

        обслуживать и регулировать стилочные машины,                                                   

      │универсальные машины по сушке кускового                                                          

      │(экскаваторного торфа, машины по добыче и                                                        

      │переработке кускового торфа фрезформовочным                                                      

      │способом, машины для уборки кускового торфа;                                                      

        наблюдать за режимом работы обслуживаемых                                                      

      │машин и механизмов;                                                                              

        выявлять дефекты в работе машин и механизмов                                                   

      │по добыче и переработке кускового торфа;                                                         

        устранять обнаруженные дефекты в работе                                                        

      │торфодобывающих машин и механизмов;                                                              

        участвовать в ремонте машин, механизмов и                                                      

      │комплексов оборудования по добыче и переработке │                                                 

      │кускового торфа;                                                                                 

        смазывать подшипники и трущиеся части машины; │                                                 

        соблюдать правила безопасности труда,                                                          

      │промышленной санитарии, противопожарной                                                          

      │безопасности при управлении и обслуживании                                                       

      │машин по добыче и переработке кускового торфа;                                                   

      │знать:                                                                                           

        устройство и правила эксплуатации                                                               

      │обслуживаемых машин и механизмов по добыче и                                                     

      │переработке кускового торфа;                                                                     

        правила управления машинами, механизмами и                                                     

      │комплексами оборудования при добыче,                                                             

      │переработке, сушке, уборке и транспортировке                                                     

      │кускового торфа;                                                                                 

        технологию добычи и переработки кускового                                                      

      │торфа, выстилки его на поля, сушки, уборки и                                                     

      │транспортировки;                                                                                 

        правила ведения работ по добыче, переработке, │                                                 

      │выстилке, сушке, уборке и транспортировке                                                        

      │кускового торфа;                                                                                 

        правила содержания и технического обслуживания│                                                 

      │машин и механизмов по добыче и переработке                                                       

      │кускового торфа;                                                                                 

        инструкции по техническому обслуживанию машин │                                                  

      │и механизмов и их регулированию;                                                                 

        рабочие параметры механизмов и машин по добыче│                                                 

      │и переработке кускового торфа и правила их                                                       

      │регулирования;                                                                                   

        методы и виды диагностирования машин и                                                         

      │механизмов по добыче кускового торфа при                                                         

      │определении неисправностей;                                                                      

        правила и инструкции по устранению дефектов и │                                                 

      │неисправностей в работе машин и механизмов;                                                      

        виды, периодичность, объем выполняемых работ и│                                                 

      │технологию ремонта машин, механизмов и                                                           

      │комплексов оборудования по добыче и переработке │                                                 

      │кускового торфа;                                                                                 

        нормы расхода горюче-смазочных материалов;                                                     

        охрану труда при технической эксплуатации и                                                    

      │ремонте машин, механизмов и комплексов                                                            

      │оборудования по добыче и переработке кускового                                                   

      │торфа;                                                                                           

        слесарное дело                                                                                 

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПМ.02 │Управление тракторами и прицепным оборудованием,│                        │МДК.02.01.    │ОК 1 - 7   

      │самоходными и пневматическими валкователями                             │Технология    │ПК 2.1 - 2.3│

      │и другим оборудованием по добыче и переработке                          │добычи и                 

      │фрезерного торфа                                                        │переработки              

      │В результате изучения профессионального модуля                          │фрезерного               

      │обучающийся должен:                                                     │торфа                    

      │иметь практический опыт:                                                                         

        управления тракторами и прицепным                                     │МДК.02.02.               

      │оборудованием, самоходными и пневматическими                            │Техническое              

      │валкователями, самоходными и саморазгружающими                          │обслуживание и│           

      │прессами, фрезбарабанами, машинами по                                   │ремонт машин             

      │обогащению торфа аммиачной жидкостью, машинами                          │по добыче и               

      │по погрузке и рассеву минеральных удобрений,                            │переработке              

      │самоходными окараванивающими машинами;                                  │фрезерного               

        обслуживания и регулирования машин и                                  │торфа                    

      │механизмов, применяемых при добыче и                                                             

      │переработке фрезерного торфа с шириной захвата                                                   

      │свыше 18 м, уборочных машин с бункером                                                           

      │вместимостью до 14 м3 и тракторов с двигателем                                                   

      │мощностью до 58,9 кВт (80 л.с.);                                                                 

        выявления и устранения неисправностей в работе│                                                 

      │тракторов, машин и механизмов, применяемых при                                                   

      │добыче и переработке фрезерного торфа,                                                           

      │планово-предупредительного ремонта;                                                              

      │уметь:                                                                                           

        управлять фрезбарабанами, плоскорезами и                                                       

      │рыхлителями; самоходными и пневматическими                                                       

      │валкователями; самоходными саморазгружающими                                                      

      │прессами; машинами для уборки фрезерного торфа; │                                                 

      │штабелирующими машинами; машинами по прессованию│                                                 

      │торфяной подстилки в кипы; оборудованием                                                         

      │по механизированному отбору и усреднению проб                                                    

      │торфа из навалов, машинами по обогащению торфа                                                   

      │аммиачной жидкостью, самоходными                                                                 

      │окараванивающими машинами;                                                                       

        управлять тракторами и прицепным оборудованием│                                                 

      │при добыче и переработке фрезерного торфа;                                                       

        обслуживать и регулировать рабочие механизмы                                                   

      │обслуживаемых машин по добыче и переработке                                                      

      │фрезерного торфа;                                                                                

        обслуживать трактора и прицепное оборудование │                                                 

      │при добыче и переработке фрезерного торфа;                                                       

        выявлять и устранять неисправности в работе                                                    

      │торфодобывающих машин и механизмов;                                                               

        участвовать в планово-предупредительном                                                        

      │ремонте тракторов, машин и механизмов,                                                           

      │применяемых при добыче и переработке фрезерного │                                                 

      │торфа;                                                                                           

        соблюдать правила безопасности труда,                                                          

      │промышленной санитарии, противопожарной                                                          

      │безопасности при управлении и обслуживании                                                       

      │машин по добыче и переработке фрезерного торфа; │                                                 

      │знать:                                                                                           

        устройство и технические характеристики                                                        

      │обслуживаемых машин по добыче и переработке                                                      

      │фрезерного торфа;                                                                                

        устройство и технические характеристики                                                        

      │обслуживаемых тракторов, прицепного                                                              

      │оборудования;                                                                                    

        правила управления машинами по добыче и                                                         

      │переработке фрезерного торфа;                                                                    

        правила ведения технологических работ при                                                      

      │управлении тракторами и прицепным оборудованием;│                                                 

        правила перемещения трактора с прицепным                                                       

      │оборудованием;                                                                                   

        технологические схемы сушки торфа,                                                             

      │фрезерования торфяной залежи, цикловые графики                                                   

      │работ;                                                                                           

        правила обслуживания машин по добыче и                                                         

      │переработке фрезерного торфа;                                                                    

        предельные нагрузки прицепного оборудования;                                                   

        нормы влажности убираемого торфа и подачи                                                      

      │аммиачной воды в зависимости от циклового                                                        

      │сбора торфа;                                                                                     

        схему расположения, размеры штабелей                                                           

      │фрезерного торфа и расстояния между ними;                                                         

        методы и виды диагностирования машин,                                                          

      │тракторов и оборудования при определении                                                         

      │неисправностей;                                                                                  

        правила и инструкции по устранению дефектов и │                                                 

      │неисправностей в работе машин и механизмов;                                                      

        виды, периодичность и объем выполняемых работ;│                                                 

        технологию ремонта торфодобывающих машин,                                                      

      │механизмов и комплексов оборудования;                                                            

        нормы расхода горюче-смазочных материалов;                                                     

        охрану труда при технической эксплуатации и                                                    

      │ремонте торфодобывающих машин, механизмов и                                                      

      │комплексов оборудования по добыче и переработке │                                                 

      │фрезерного торфа                                                                                 

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПМ.03 │Управление самоходными машинами, тракторами с                           │МДК.03.01.    │ОК 1 - 7   

      │прицепным и навесным оборудованием при                                  │Технология    │ПК 3.1 - 3.3│

      │подготовке торфяных месторождений к эксплуатации│                        │подготовки               

      │В результате изучения профессионального модуля                          │торфяных                 

      │обучающийся должен:                                                     │месторождений │           

      │иметь практический опыт:                                                │к эксплуатации│           

        управления самоходными машинами, тракторами с │                                                 

      │прицепным и навесным оборудованием с мощностью                          │МДК.03.02.               

      │двигателей от 44,2 кВт до 58,9 кВт (от 60 до                            │Техническое              

      │80 л.с.) при выполнении технологических                                 │обслуживание и│           

      │операций по подготовке, ремонту и текущему                              │ремонт машин             

      │содержанию площадей для добычи торфа;                                   │по подготовке │           

        выполнения технологических операций по                                │торфяных                 

      │подготовке, ремонту и текущему содержанию                               │месторождений │           

      │площадей для добычи торфа (валки леса и                                 │к эксплуатации│           

      │кустарника; корчевки пней; планировки и                                                          

      │профилирования площадей, заделки дренажа; сбора │                                                 

      │пней и древесины в валы, разборки древесины                                                       

      │из навалов; обрубки сучьев, разделки стволов,                                                    

      │погрузки и разгрузки; вывоза грузов и                                                            

      │материалов; рытья и прочистки канав, пожарных                                                    

      │водоемов, засыпки каналов, канав, траншей и                                                      

      │оврагов; производства вскрышных работ, работ                                                     

      │по сплошному глубокому фрезерованию торфяных                                                     

      │залежей);                                                                                        

        обслуживания и регулирования машин и                                                           

      │механизмов, применяемых при подготовке                                                           

      │торфяных месторождений к эксплуатации;                                                           

      │устранения неисправностей в их работе,                                                           

      │перемещения по ходу работы на другие участки;                                                    

      │уметь:                                                                                           

        управлять тракторами с прицепным и навесным                                                    

      │оборудованием при выполнении технологических                                                     

      │операций по подготовке, ремонту и текущему                                                        

      │содержанию площадей для добычи торфа;                                                            

        управлять машинами для осушения торфяной                                                       

      │залежи, для корчевки и сбора пней, погрузки и                                                    

      │вывозки пней, для глубокого фрезерования                                                         

      │торфяной залежи;                                                                                 

        выполнять технологические операции по                                                          

      │подготовке, ремонту и текущему содержанию                                                        

      │площадей для добычи торфа (валку леса, корчевку │                                                 

      │пней, планировку и профилирование площадей,                                                      

      │вывоз грузов и материалов, рытье и прочистку                                                     

      │канав осушительной системы);                                                                     

        выполнять вскрышные работы, работы по                                                          

      │сплошному глубокому фрезерованию торфяной                                                        

      │залежи с одновременной укаткой с фрезерованной                                                   

      │поверхности;                                                                                     

        обслуживать и регулировать рабочие механизмы                                                    

      │обслуживаемых машин по подготовке торфяных                                                       

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        обслуживать трактора и прицепное оборудование,│                                                 

      │применяемое при подготовке торфяных                                                              

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        ремонтировать трактора, машины и механизмы,                                                    

      │применяемые при подготовке торфяных                                                              

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        устранять неисправности в работе тракторов,                                                    

      │машин и механизмов;                                                                              

        соблюдать правила безопасности труда,                                                          

      │промышленной санитарии, противопожарной                                                          

      │безопасности при управлении и обслуживании                                                       

      │машин по подготовке торфяных месторождений к                                                     

      │эксплуатации;                                                                                    

      │знать:                                                                                            

        устройство и технические характеристики                                                        

      │самоходных машин по подготовке торфяных                                                          

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        устройство и технические характеристики                                                        

      │обслуживаемых тракторов с прицепным и навесным                                                   

      │оборудованием;                                                                                   

        правила управления машинами по подготовке                                                      

      │торфяных месторождений к эксплуатации;                                                           

        правила управления тракторами с прицепным и                                                    

      │навесным оборудованием;                                                                          

        технологический процесс подготовки торфяных                                                    

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        технические условия и схемы производства работ│                                                 

      │по подготовке и ремонту площадей для добычи                                                      

      │торфа;                                                                                           

        основные технологические показатели добычи                                                      

      │торфа;                                                                                           

        правила содержания и технического обслуживания│                                                 

      │машин и механизмов по подготовке торфяных                                                        

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        инструкции по техническому обслуживанию машин │                                                 

      │и механизмов и их регулированию;                                                                 

        рабочие параметры механизмов и машин по                                                        

      │подготовке торфяных месторождений к                                                              

      │эксплуатации и правила их регулирования;                                                         

        методы и виды диагностирования машин,                                                          

      │тракторов и оборудования при определении                                                         

      │неисправностей;                                                                                  

        правила и инструкции по устранению дефектов и │                                                 

      │неисправностей в работе машин и механизмов;                                                      

        виды, периодичность, объем выполняемых работ и│                                                 

      │технология ремонта машин, механизмов и                                                            

      │комплексов оборудования по подготовке торфяных                                                   

      │месторождений к эксплуатации;                                                                    

        нормы расхода горюче-смазочных материалов;                                                     

        охрану труда при технической эксплуатации и                                                    

      │ремонте торфодобывающих машин, механизмов и                                                      

      │комплексов оборудования                                                                          

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПМ.04 │Управление торфодобывающим многоковшовым                                │МДК.04.01.    │ОК 1 - 7   

      │экскаватором и дизельной установкой                                     │Технология    │ПК 4.1 - 4.3│

      │В результате изучения профессионального модуля                          │экскавации               

      │обучающийся должен:                                                     │торфяных                 

      │иметь практический опыт:                                                │залежей                  

        управления торфодобывающим многоковшовым                                                       

      │экскаватором с общей геометрической емкостью                            │МДК.04.02.               

      │ковшей от 1,0 до 1,5 м3 и дизельной установкой; │                        │Техническое              

      │механизмами выемки, переработки и подачи торфа                          │обслуживание и│            

      │в бункера или электростилочные машины;                                  │перегон                  

        ведения технологического процесса выемки                              │экскаваторов, │           

      │торфяной залежи на установленную глубину, ее                            │машин и                  

      │переработки и подачи торфа в бункера или                                │механизмов по │           

      │электростилочные машины;                                                │экскавации               

        осуществления периодической передвижки                                │торфяных                 

      │обслуживаемого экскаватора по заданной трассе                           │залежей                  

      │для разработки очередного забоя, перегона на                                                     

      │другое место работы;                                                                             

      │уметь:                                                                                           

        управлять торфодобывающими многоковшовыми                                                      

      │экскаваторами с общей геометрической емкостью                                                    

      │ковшей от 1,0 до 1,5 м3 и дизельной                                                              

      │установкой;                                                                                      

        управлять механизмами выемки, переработки и                                                    

      │подачи торфа в бункера или электростилочные                                                       

      │машины;                                                                                          

        вести технологический процесс выемки торфяной │                                                 

      │залежи, ее переработки и загрузки;                                                               

        выполнять выемку торфяной залежи на                                                            

      │установленную глубину экскаватором, работающим                                                   

      │в комплексе с бункером и одной или двумя                                                         

      │электростилочными машинами или оснащенным                                                        

      │канатным транспортером;                                                                          

        осуществлять погрузку добытой и переработанной│                                                 

      │торфяной массы в электростилочные машины;                                                        

        наблюдать за работой электростилочных машин;                                                   

        обслуживать и регулировать рабочие механизмы                                                   

      │обслуживаемых торфодобывающих экскаваторов и                                                     

      │машин по выемке, переработке и загрузке                                                          

      │торфяной залежи;                                                                                 

        соблюдать правила безопасности труда,                                                           

      │промышленной санитарии, противопожарной                                                          

      │безопасности при управлении и обслуживании                                                       

      │машин по выемке, переработке и загрузке                                                          

      │торфяной залежи;                                                                                 

        участвовать в передвижке электростилочной                                                      

      │машины;                                                                                          

        передвигать обслуживаемые экскаваторы по                                                       

      │заданной трассе для разработки очередного                                                        

      │забоя;                                                                                           

        перегонять экскаваторы на другое место работы;│                                                 

      │знать:                                                                                           

        устройство обслуживаемых экскаваторов и                                                        

      │кинематические схемы его механизмов;                                                             

        технические условия и правила эксплуатации                                                     

      │экскаваторов;                                                                                    

        правила управления торфодобывающими                                                             

      │многоковшовыми экскаваторами и дизельной                                                         

      │установкой;                                                                                      

        принцип работы обслуживаемых машин и                                                           

      │механизмов, электрооборудования;                                                                 

        правила производства работ по загрузке                                                         

      │электростилочных машин;                                                                          

        графики цикличности экскаваторных работ;                                                       

        методы экскавации торфяной залежи в                                                            

      │зависимости от ее типа и влажности;                                                              

        режим работы обслуживаемого экскаватора с                                                      

      │электростилочными машинами;                                                                      

        паспортные данные разрабатываемого карьера от │                                                 

      │глубины торфяной залежи, сечения торфяной                                                        

      │ленты и глубины стилки;                                                                          

        производительность экскавации в зависимости от│                                                 

      │показателей торфяной залежи;                                                                      

        правила перемещения обслуживаемых машин,                                                       

      │механизмов и установок через канавы, железные                                                    

      │дороги и под линиями электропередач;                                                             

        правила установки заземляющих устройств и                                                      

      │разъединителей;                                                                                  

        охрану труда при обслуживании торфодобывающих │                                                 

      │экскаваторов и машин при экскавации торфяной                                                     

      │залежи;                                                                                          

        электрослесарное дело                                                                          

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ФК.00 │Физическая культура                                  80          40                   │ОК 2       

      │В результате освоения раздела "Физическая                                             │ОК 3       

      │культура" обучающийся должен:                                                         │ОК 6       

      │уметь:                                                                                │ОК 7       

        использовать физкультурно-оздоровительную                                                      

      │деятельность для укрепления здоровья,                                                             

      │достижения жизненных и профессиональных целей;                                                   

      │знать:                                                                                           

        о роли физической культуры в общекультурном,                                                   

      │профессиональном и социальном развитии человека;│                                                 

        основы здорового образа жизни                                                                  

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │Вариативная часть циклов ОПОП (определяется          216         144                             

      │образовательным учреждением)                                                                     

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

      │Итого по обязательной части ОПОП, включая           1080         720                             

      │раздел "Физическая культура", и вариативной                                                      

      │части ОПОП                                                                                       

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│УП.00 │Учебная практика (производственное обучение)                                          │ОК 1 - 7   

├──────┼────────────────────────────────────────────────┤                        ├──────────────┤ПК 1.1 - 1.3│

│ПП.00 │Производственная практика                          19 нед.       684                  │ПК 2.1 - 2.3│

                                                                                            │ПК 3.1 - 3.3│

                                                                                            │ПК 4.1 - 4.3│

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ПА.00 │Промежуточная аттестация                           1 нед.                                        

├──────┼────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┤

│ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация              1 нед.                                        

└──────┴────────────────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴──────────────┴────────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая      
культура"                                             

          20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)          

          19 нед.

Производственная практика                             

Промежуточная аттестация                              

           1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                 

           1 нед.

Каникулярное время                                    

           2 нед.

Итого                                                  

          43 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной

    нагрузке 36 часов в неделю)                                 57 нед.

    промежуточная аттестация                                     3 нед.

    каникулярное время                                          13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

технического черчения;

электротехники;

технической механики;

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности;

технологии добычи и переработки торфа;

технологии подготовки торфяных месторождений;

технологии экскавации торфяных залежей;

устройства тракторов и машин по добыче и переработке торфа;

слесарно-ремонтного дела и технического обслуживания;

правил дорожного движения.

Лаборатории:

тракторов;

торфодобывающих машин.

Мастерские:

слесарная;

ремонтная.

Полигоны:

Трактородром.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер управления транспортным средством.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024