МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 2010 г. N 03-956
О РАЗРАБОТКЕ ВУЗАМИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В связи с
многочисленными запросами, поступающими от образовательных учреждений высшего
профессионального образования, о разработке основных образовательных программ
(далее - ООП) для реализации федеральных государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования, Департамент совместно с
Координационным советом учебно-методических объединений высших учебных
заведений Российской Федерации и научно-методических советов Минобрнауки России подготовил в помощь разработчикам ООП
соответствующие разъяснения (прилагаются).
Директор
Департамента
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
РАЗРАБОТЧИКАМ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Вопрос: Должен
ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части
основной образовательной программы (ООП), следовать перечню профилей,
установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе
(ПООП)?
Ответ: При
проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП
вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной
основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза -
разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан
двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на
перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных
программах вузов-разработчиков.
Вуз может
разработать ООП и без указания профиля подготовки.
2. Вопрос: Может ли
вуз разработать и реализовать инновационную образовательную программу или
предложить новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет,
получивший право работать по собственным образовательным стандартам, не
придерживаться перечня профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?
Ответ: Вуз может
разработать и реализовать инновационную образовательную программу или
предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого
отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для
этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в
порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня
2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной
инфраструктуры в сфере образования".
При этом следует
иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные
области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно
совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.
Университет,
получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и
требования к ним, самостоятельно определяет профили подготовки бакалавров или
реализует ООП без профилей.
3. Вопрос: Каков
порядок введения новой специализации в рамках специальности?
Ответ: Для того
чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий
Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО
определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009
г. N 142.
4. Вопрос: Можно ли
в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько
учебных планов?
Ответ: Можно, с
учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.
5. Вопрос: Сколько
магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления
подготовки?
Ответ: В рамках
одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных
образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии
выполнения требований ФГОС ВПО.
6. Вопрос: Имеет ли
право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять
редакцию компетенций, приведенных во ФГОС?
Ответ: Компетенции,
приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных
образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные
компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной
программы.
7. Вопрос: Имеет ли
право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять
требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2
"Структура ООП")?
Ответ: Требования
ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для
выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных
программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может
вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.
8. Вопрос: Являются
ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2
"Структура ООП")?
Ответ: Наименования
дисциплин "История", "Философия", "Иностранный
язык", "Физическая культура", "Безопасность
жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных
образовательных программ бакалавриата и подготовки
специалистов.
Лишь в случаях,
когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием
направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких
дисциплин.
Наименование других
дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к
знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2).
Для направлений
подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для
выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства,
внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.),
обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может
быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
9. Вопрос:
Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной
(профильной) части примерного учебного плана?
Ответ: Вуз
формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах
суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным
планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в
примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации
вузом компетенций, определенных примерной ООП.
Для
направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов
для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного
производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины,
транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части
профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим
федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится
данный вопрос.
10. Вопрос: Могут
ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?
Ответ: Нет. В
случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например,
математика 1, математика 2).
11. Вопрос: Может
ли вуз при формирования
учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать
вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только
профессионального цикла?
Ответ: При формирования учебного плана для
конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную
часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин
соответственно направленности циклов.
12. Вопрос: Должны
ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных
образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?
Ответ: В
соответствии с п. 7.5 ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен
составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и
Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся
могут быть не в каждом цикле.
13. Вопрос: Каков
порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом)
дисциплин?
Ответ: Согласно
ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины,
являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате
и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к
ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме,
определяемом вузом самостоятельно.
Высшее учебное
заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного
резерва в 2 - 5 учебных недель, образующегося за счет варьирования
продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.
14. Вопрос:
Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование
принципа асинхронного ("нелинейного") обучения?
Ответ: Для
реализации компетентностного подхода предпочтительно
вводить элементы "асинхронного" обучения (формирование индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся).
15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с
обязательным применением модульного формата?
Ответ: Согласно
Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением
Правительством Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г.: "Основная
образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся...". На эту формулировку
опирается и ФГОС ВПО.
Эффективность
реализации компетентностного подхода, разработки
совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и
преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации
образовательного процесса в модульном формате.
Таким образом, вузу
рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не
является обязательным требованием ФГОС.
16. Вопрос: Должны
ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах?
Ответ: Вуз вправе
самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки
преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.
Продолжительность
рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы)
для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений ВПО установлена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г.
N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников" и составляет
36 часов в неделю. Согласно Типовому
положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительством
Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для
педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением
самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до
900 часов в учебном году.
17. Вопрос: Может
ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять
установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года, равную 60 зачетным
единицам?
Ответ: Нет, не
может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной
образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по
семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть
распределено неравномерно.
18. Вопрос: Может
ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от
установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?
Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения
основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная
продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное
вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах
могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может
использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в
интервале от 32 до 38 академических часов.
19. Вопрос: Может
ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом
зачетных единиц?
Ответ: Трудоемкость
дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных
единиц.
20. Вопрос: На
физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы,
соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти
зачетные единицы по годам обучения?
Ответ: Возможно два
варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение
студентом физической культуры.
Первый вариант:
если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно
начислять по 1 з.ед. в год.
Второй вариант:
если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то можно начислять 2
зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в
течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента
(включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять
только с учетом отработанных студентом академических часов.
21. Вопрос:
Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или к
образовательной программе в целом?
Ответ: Требование к
количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а к
аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением
разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).
22. Вопрос: Можно
ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы
промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?
Ответ: Можно, при
условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.
Следует иметь в
виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой
экзамена. Согласно п. 7.4 ФГОС: "По дисциплинам, трудоемкость которых
составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка
("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и
при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).
23. Вопрос:
Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма "один семестровый экзамен
выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на
экзамен)", определенная в письме Министерства образования Российской
Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?
Ответ: При переходе
на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах,
включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины
(модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При
проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на
данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную
и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и
промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной
технологии и принятой в вузе системы контроля).
24. Вопрос: Как
определить трудоемкость учебного года программ бакалавриата,
программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации
основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам
обучения?
Ответ: Трудоемкость
учебного года программ бакалавриата, программ
магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных
образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения
определяется федеральным государственным образовательным стандартом по
соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и
установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке
освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной
программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.
25. Вопрос:
Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по
очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию
практик?
Ответ: Требования
федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне
зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения может быть организована по месту их работы.
26. Вопрос:
Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров
и специалистов?
Ответ: В
соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ
"получение высшего профессионального образования по сокращенным программам
подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается" (статья
1, п. 5 б).
Ускоренная
программа не является сокращенной. Следовательно, реализация ускоренных
магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов
возможна.
Минобрнауки России планирует в 2010 - 2011 годах разработку нормативного
документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных
образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные
сроки.
27. Вопрос: Что
может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?
Ответ: Основная
цель обновления ООП - гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет
новых достижений науки и техники. При обновлении основной образовательной
программы необходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении),
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2008 года N 71 (см. п. 39):
"...Высшее
учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в
части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в
учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических
материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной
технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы...".
При переработке основных
образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.
28. Вопрос: В какой
степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети
Интернет?
Ответ: Содержание
учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или
полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения)
с учетом соблюдения норм информационной безопасности.
29. Вопрос: Где
можно найти примерные основные образовательные программы высшего
профессионального образования?
Ответ:
Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы
размещены на сайтах вузов - разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web-странице Федерального института развития образования по
ссылке: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniva/koordinacionnyi-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx-obrazovatelnyx-programm/
Определение
используемых терминов
Область
профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной
деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном
проявлении;
объект
профессиональной деятельности - системы, предметы, явления, процессы, на
которые направлено воздействие;
вид
профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия
на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;
основная
образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации,
включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество
подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик,
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующей образовательной технологии; направление подготовки -
совокупность образовательных программ различного уровня в одной
профессиональной области;
специальность -
комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической
подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной
деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности;
профиль, специализация - направленность основной образовательной программы на
конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
модуль -
совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов),
имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным
целям и результатам воспитания, обучения;
учебный цикл -
совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы,
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;
зачетная единица -
мера трудоемкости образовательной программы;
результаты обучения
- усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;
компетенция -
способность применять знания, умения и личностные качества для успешной
деятельности в определенной области; сокращенная образовательная программа -
образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом
предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или
высшего) образования обучающегося (сокращение срока освоения программы
производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в
среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете
дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);
ускоренная
образовательная программа - образовательная программа высшего учебного
заведения, разработанная для обучающихся, способных
освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.