Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 июня 1997 г. N 06-51-34ин/25-02

 

О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

Особенностью современной политики в области образования стала децентрализация управления системой образования.

В соответствии с определенным Законом Российской Федерации "Об образовании" порядком разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления.

Вместе с тем Закон не дает детальной регламентации распределения полномочий.

В связи с этим необходима отработка вариативных моделей организационных структур управления региональными и муниципальными системами образования.

Особенно острой является проблема управления образованием на уровне местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о создании муниципального органа управления образованием либо о передаче его функций иным структурам.

С целью оптимизации управления образованием на уровне местного самоуправления министерство направляет для использования в работе рекомендации, подготовленные участниками международного проекта ТАСИС "Планирование управления образованием в России". Просим направить данные материалы главам местной администрации.

 

Первый заместитель Министра

А.Н.ТИХОНОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.

Структура управления образованием (отраслевая вертикаль) не изменилась, в ней сохранились 4 основных уровня управления:

- федеральный,

- региональный,

- муниципальный (с учетом городов, имеющих районное деление),

- образовательного учреждения.

Однако в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение.

В настоящее время управляющие подсистемы появились на каждом уровне управления, так как перераспределение полномочий способствовало необходимости ставить цели, формулировать задачи, подбирать соответствующие средства, организовывать работу и контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления свидетельствуют об изменении их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной в ходе реформы децентрализации управления.

В последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем - на муниципальный уровень.

Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Многие проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.

Данное обстоятельство явилось причиной пристального внимания Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации к проблемам муниципального управления образованием.

В связи с этим в рамках программы ТАСИС был разработан проект "Планирование управления образованием", задачами которого являлись:

- оценка ситуации в системе управления образованием конкретных территорий;

- построение различных схем управления и проверка их результативности в реальной работе муниципальных органов управления образованием областных и городских инфраструктур;

- подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности органов управления образованием муниципалитетов, работающих в различных социально - экономических, демографических и социокультурных условиях.

Анализ ситуации в системе управления образованием конкретных территорий позволил выделить проблемы управления образованием на муниципальном уровне.

I блок проблем:

- отсутствует опыт самоуправления, в том числе опыт управления образованием на муниципальном уровне в изменившихся условиях;

- крайне медленно происходит профессионализация управленческой деятельности на муниципальном уровне;

- формирование местных структур управления приняло затяжной характер;

- государственная поддержка местному самоуправлению в области образования оказывается недостаточно согласованно;

- местное сообщество с трудом приобщается к управлению образованием.

II блок проблем:

- местное самоуправление в России имеет многообразные структуры и формы;

- существует значительная дифференциация функций муниципальных органов управления образованием;

- уровень самостоятельности районного звена в условиях города с районным делением не определен;

- ряд относительно самостоятельных управляющих структур, имеющих отношение к сфере образования, трансформировался в общую иерархическую управляющую подсистему.

III блок проблем:

- отсутствует четкое разграничение полномочий в управлении образованием по отраслевому принципу (вертикаль) и при взаимодействии с другими муниципальными структурами, отвечающими за образование (горизонталь) на уровне муниципалитета;

- не выделен инвариант содержания деятельности органов управления муниципального звена в условиях децентрализации управления образованием и значительной автономии образовательных учреждений;

- не определена оптимальная структура муниципального органа управления образованием;

- не определен оптимальный численный состав аппарата управления образованием на муниципальном уровне.

IV блок проблем:

- отсутствует единая система информационного обеспечения;

- отсутствуют параметры и методики определения эффективности деятельности управленческих структур в образовании (в том числе на муниципальном уровне);

- отсутствуют независимые службы контроля, экспертизы и прогнозирования;

- отсутствуют эффективные финансовые механизмы, которые могут быть использованы в образовании на муниципальном уровне.

V блок проблем:

- отсутствует опыт формирования социального заказа на образование.

В поисках путей решения приведенных выше проблем и поставленных в этой связи задач приняли участие органы управления образованием различных уровней Новосибирской, Пермской, Кемеровской областей, Красноярского края и Выборгского района Ленинградской области.

Одним из результатов проведенной работы явились настоящие Методические рекомендации, в которых:

1) на основании анализа законов об образовании и о местном самоуправлении показано распределение компетенции между различными уровнями управления образованием (см. таблицу);

2) выделен инвариант функционала муниципального органа управления образованием.

 

Таблица

 

 Со-
дер-
жание
 уп-
рав-
лен-
чес-
 кой
дея-
тель-
ности

  Федеральный  
    уровень    

 Региональный 
   уровень    

 Муниципаль-
 ный уровень

  Уровень 
 образова-
 тельного 
учреждения
    (ОУ)  

  1 

       2       

       3      

      4     

     5    

Обес-
пече-
ние 
госу-
дарс-
твен-
ных 
га- 
ран-
тий 
обра-
зова-
ния 

 - обеспечение и
защита      прав
граждан на обра-
зование;       
 - создание пра-
вовых   гарантий
для   свободного
функционирования
и развития  сис-
темы   образова-
ния;           
 -   определение
прав, обязаннос-
тей   и  ответс-
твенности  физи-
ческих  и юриди-
ческих лиц в об-
ласти  образова-
ния,    правовое
регулирование их
отношений в дан-
ной области;   
 -   определение
порядка   созда-
ния, реорганиза-
ции и ликвидации
ОУ;            
 - создание  фе-
дерального фонда
стабилизации   и
развития системы
образования;   
 -  установление
федеральных нор-
мативов финанси-
рования  обучаю-
щихся  и  воспи-
танников  и  по-
рядка финансиро-
вания ОУ;      
 -  установление
льгот обучающим-
ся  и  педагоги-
ческим  работни-
кам;  видов норм
материального  
обеспечения    

 - обеспечение
и защита права
граждан на    
образование;  
 - поддержка  
национально-  
культурных и  
региональных  
традиций в об-
разовании;    
 - подготовка 
специалистов  
для осуществ- 
ления  образо-
вательного    
процесса на   
языках народов
Российской    
Федерации;    
 - создание   
региональных  
фондов стаби- 
лизации и     
развития обра-
зования;      
 - финансовое 
подкрепление  
государствен- 
ных гарантий  
доступности и 
обязательности
основного обще-
го образования
(выделение    
субвенций     
местным       
бюджетам);    
 - установле- 
ние региональ-
ных налогов и 
сборов;       
 - установле- 
ние льгот     
обучающимся и 
педагогическим
работникам;   
видов и норм  
материального 
обеспечения   

 - обеспече-
ние и защита
конституцион-
ного права  
граждан на  
основное    
общее образо-
вание;      
 - создание 
сети ОУ;    
 - поддержка
местных и на-
ционально - 
культурных  
традиций в  
образовании;
 - создание 
необходимого
количества  
ОУ, классов 
и групп, а  
также усло- 
вий, обеспе-
чивающих по-
лучение обра-
зования на  
родном языке;
 - установле-
ние местных 
налогов и   
сборов;     
 - создание 
условий для 
самостоятель-
ной деятель-
ности ОУ,   
свободы и   
плюрализма  
в образова- 
тельном     
процессе    

 - адап-  
тивность  
образова- 
тельного  
процесса  
к условиям
и особен- 
ностям раз-
вития и   
подготовки
учащихся; 
 - преем- 
ственность
образова- 
тельных   
программ; 
 - предо- 
ставление 
всех воз- 
можных форм
получения 
образова- 
ния;      
 - нахожде-
ние вне по-
литических
партий, об-
щественно -
политичес-
ких и рели-
гиозных   
движений  и
организаций

Повы-
шение
уров-
ня  
про-
фес-
сио-
на- 
лизма
уп- 
рав-
лен-
чес-
ких 
кад-
ров 

 - осуществление
мониторинга и  
непрерывности  
информационных 
потоков о со-  
стоянии и раз- 
витии;         
 - создание сис-
темы подготовки
и переподготов-
ки управленчес-
ких кадров      

 - осущест-   
вление монито-
ринга и непре-
рывности ин-  
формационных  
потоков о сос-
тоянии и раз- 
витии системы 
образования;  
 - организация
подготовки    
управленческих
кадров;       
 - аттестация 
управленческих
кадров         

 - осущест- 
вление мони-
торинга и не-
прерывности 
информацион-
ных потоков 
о состоянии и
развитии сис-
темы образо-
вания;      
 - заказ на 
повышение   
квалификации
управленчес-
ких кадров  

 - осу-   
ществление
мониторинга
и непрерыв-
ности ин- 
формацион-
ных потоков
о состоянии
и развитии
системы   
образова- 
ния;      
 - заказ на
повышение 
квалифика-
ции кадров

Конт-
роль
за  
ка- 
чест-
вом 
обра-
зова-
ния.
Ли- 
цен-
зиро-
ва- 
ние,
ат- 
тес-
тация
и   
ак- 
кре-
дита-
ция 
ОУ. 
Ат- 
тес-
тация
кад-
ров 

 - нормативно -
правовое обес- 
печение;       
 - разработка  
квалификацион- 
ных характерис-
тик и должност-
ных инструкций 
для специалистов
системы образо-
вания;         
 - разработка  
типовых положе-
ний об учреж-  
дении системы  
образования;   
 - разработка  
государственных
образователь-  
ных стандартов;
 - разработка  
модели педагоги-
ческой деятель-
ности;         
 - установка   
норм и правил  
строительства  
образовательных
учреждений,    
охраны здоровья
обучающихся,   
оснащенности   
учебного про-  
цесса и обору- 
дования учеб-  
ных помещений; 
 - создание сис-
темы  аттестаци-
онно -  диагнос-
тических служб 

 - разработка 
национально - 
регионального 
компонента об-
разовательного
стандарта и   
создание усло-
вий для его   
выполнения;   
 - создание   
условий, орга-
низация и про-
ведение лицен-
зирования, ат-
тестации и    
аккредитации; 
 - установка  
дополнительных
норм и правил 
строительства 
образовательных
учреждений,   
охраны здоровья
обучающихся,  
оснащенности  
учебного про- 
цесса и обору-
дования учебных
помещений;    
 - аттестация 
кадров        

 -   создание
условий   для
выполнения  
национально -
регионального
компонента  
государствен-
ного  образо-
вательного  
стандарта;  
 - создание 
условий и ор-
ганизация ли-
цензирования
и аттестации;
 - создание,
реорганизация
и ликвидация
образователь-
ных учрежде-
ний          

 - разра- 
ботка     
школьного 
компонента
образова- 
тельного  
стандарта;
 - органи-
зация те- 
кущего    
контроля, 
проведение
самообсле-
дования   

Раз-
ра- 
ботка
и фи-
нан-
совая
под-
держ-
ка  
прог-
рамм
раз-
вития
обра-
зова-
ния 

 -   разработка,
финансовая  под-
держка,  органи-
зация  и коорди-
нация материаль-
но - техническо-
го   обеспечения
федеральной    и
межведомственных
программ  разви-
тия системы  об-
разования      

 - разработка,
финансовая под-
держка регио- 
нальных (от-  
раслевых) меж-
ведомственных 
целевых про-  
грамм развития
системы обра- 
зования       

 - разработ-
ка, финансо-
вая поддерж-
ка муници-  
пальных обра-
зовательных 
проектов и  
программ    
развития    
муниципальной
системы обра-
зования и об-
разовательных
учреждений  

 - разра- 
ботка и   
привлечение
дополни-  
тельного  
финансиро-
вания     
программы 
развития  
образова- 
тельного  
учреждения

Орга-
низа-
ция 
экс-
пер-
тизы
кон-
суль-
тиро-
вания
прог-
рамм
раз-
вития
обра-
зова-
ния и
обра-
зова-
тель-
ных 
прог-
рамм

 - создание и  
нормативное    
обеспечение    
деятельности   
экспертного    
совета;        
 - формирование
и размещение   
заказа на раз- 
работку техно- 
логий эксперти-
рования и кон- 
сультирования  
программ раз-  
вития системы  
образования    
и образователь-
ных программ   

 - создание и 
нормативное   
обеспечение   
деятельности  
экспертного   
совета;       
 - подготовка 
и формирование
корпуса экс-  
пертов и кон- 
сультантов    

 - создание 
условий и   
организация 
квалифициро-
ванного кон-
сультирова- 
ния и экспер-
тизы образо-
вательных   
программ    

 - форми- 
рование за-
каза на   
консульти-
рование и 
экспертизу
учебных   
планов и  
программ  

Фор-
миро-
вание
сис-
темы
со- 
про-
вож-
дения
обра-
зова-
тель-
ных 
прог-
рамм

 - формирование
и размещение   
заказа на кад- 
ровое обеспече-
ние образова-  
тельных про-   
грамм;          
 - формирование
федерального   
комплекта учеб-
ной литературы 
и размещение   
его в издатель-
ствах;         
 - разработка  
примерных учеб-
ных планов и   
программ       

 - изучение   
конъюнктуры   
рынка педаго- 
гических кад- 
ров;          
 - формирова- 
ние и размеще-
ние заказа на 
кадровое      
обеспечение   
образователь- 
ных программ; 
 - формирование
и обеспечение 
заказа учеб-  
ной литературы;
 - формирование
и обеспечение 
заказа матери-
ально - техни-
ческого обес- 
печения обра- 
зовательных   
программ;     
 - разработка 
примерных     
учебных планов
и программ    

 - формирова-
ние заказа  
на кадровое 
обеспечение 
образователь-
ных программ;
 - формирова-
ние заказа и
обеспечение 
учебной     
литературой;
 - формирова-
ние и обеспе-
чение заказа
материально -
технического
обеспечения 
образователь-
ных программ;
 - разработка
примерных   
учебных пла-
нов и прог- 
рамм        

 - кадро- 
вое, про- 
граммное, 
учебно -  
методичес-
кое и     
материаль-
но - техни-
ческое    
обеспечение
учебного  
процесса  

 

Создавая, поддерживая и развивая систему образования, гарантирующую гражданам их конституционное право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, одним словом, выполняя свою главную задачу в этой области, муниципалитеты должны последовательно выстраивать структуру управления образованием, его отраслевую вертикаль, главное место в которой должно занять образовательное учреждение, непосредственно осуществляющее образовательный процесс.

К компетенции образовательных учреждений согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" отнесены:

- материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

- привлечение для осуществления образовательной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;

- подбор, прием на работу и расстановка кадров;

- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

- разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

- разработка и утверждение рабочих программ курсов и дисциплин;

- разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых учебных планов и расписаний занятий;

- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормами;

- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

- разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;

- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;

- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения.

В этой связи каждому образовательному учреждению надлежит отработать и утвердить в органах исполнительной власти свой устав, заключить с учредителем договор; получить лицензию, определиться в вопросах аттестации и аккредитации.

Изменение функционала образовательных учреждений неизменно требует соответствующей структурной перестройки управления образованием в муниципалитетах.

Право контроля за реализацией учреждениями образования объема образовательных программ, их соответствия учебным планам, расписанию занятий и графикам учебного процесса; качеством образования выпускников; обеспечением жизни и здоровья, а также прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в условиях децентрализации предполагает выделение инварианта функционала муниципального органа управления образованием и соответствующих управленческих структур.

Главная задача муниципальных органов управления образованием - обеспечение прав граждан на образование.

Решение этой задачи требует:

с одной стороны, выполнения в новых условиях функций, которые всегда выполнялись органами управления образованием;

с другой стороны, выполнения новых функций, связанных с необходимостью удовлетворения дополнительных образовательных услуг, обеспечения социализации обучающихся, специальной работы по обеспечению связи населения с региональной жизнью.

 

Инвариант функционала муниципального органа

управления образованием

 

1. Обеспечение выполнения государственных нормативно - правовых актов об образовании.

2. Управление качеством образования.

2.1. Рационализация сети образовательных учреждений и образовательных услуг (создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений).

2.2. Контроль и диагностика деятельности образовательных учреждений по обеспечению выполнения государственных стандартов образования.

2.3. Участие в аттестации учащихся и воспитанников, педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений.

2.4. Участие в лицензировании, аттестации, аккредитации муниципальных образовательных учреждений в соответствии с полномочиями.

2.5. Организация и мониторинг экспериментальной и инновационной деятельности в муниципалитете.

2.6. Информационно - аналитическая деятельность по оценке состояния муниципальной образовательной системы и направления ее развития.

3. Прогнозирование развития муниципальной системы образования.

Система действий по определению стратегических и тактических задач управления в изменяющихся условиях.

4. Регулятивно - коррекционная деятельность по отношению к работе образовательных учреждений

5. Обеспечение социализации детей, охрана прав и социальная защита детей.

5.1. Обеспечение прав граждан на образование.

5.2. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

5.3. Предупреждение безнадзорности несовершеннолетних путем объединения усилий заинтересованных ведомств.

5.4. Помощь в сохранении и укреплении здоровья детей в период образовательного процесса и каникулярного отдыха.

6. Создание необходимых консалтинговых и сервисных служб при органах управления для оказания помощи в деятельности образовательных учреждений и педагогов (методической, психологической, юридической, социологической и т.д.).

7. Работа с кадрами.

7.1. Формирование заказа на подготовку кадров.

7.2. Организация повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

7.3. Назначение и освобождение руководящих кадров.

7.4. Материальное и моральное стимулирование, награждение.

8. Социальная защита педагогических кадров

- совместная деятельность с органами местного самоуправления, профсоюзами (жилье, медобслуживание, охрана труда).

9. Участие в формировании местных бюджетов и фондов развития образования, привлечение дополнительных источников финансирования, планирование материально - технического обеспечения, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

10. Контроль деятельности подведомственных учреждений по исполнению бюджетной и финансовой дисциплины, осуществлению хозяйственной деятельности.

11. Регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в системе образования, контроль аренды.

12. Строительство, ремонт и эксплуатация зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.

Одним из способов решения важнейшего в настоящее время вопроса о повышении квалификации педагогических кадров может стать ваучеризация указанной системы, что будет способствовать естественной конкуренции между образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и приведет к повышению профессиональной подготовки слушателей курсов.

 

Направления оценки деятельности муниципального

органа управления образованием:

 

- степень рационализации сети муниципальной образовательной системы;

- диверсификация образовательных услуг;

- степень удовлетворенности потребностям образовательной системы функционирующих сервисных служб и их влияние на образовательную систему;

- степень удовлетворенности детей, родителей, общественности предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;

- положительная динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы (по качеству реализуемых образовательных услуг, через аттестацию образовательных учреждений);

- эффективность системы повышения профессионализма педагогов, оценка оперативного и опережающего характера обучения кадров (через аттестацию руководящих и педагогических кадров);

- наличие соответствующей нормативной правовой базы управления на муниципальном уровне;

- наличие комплексно - целевых программ и их направленность на развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;

- эффективность контроля, анализа деятельности муниципальных образовательных учреждений;

- оценка деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Новая политика в управлении образованием требует соответствующей политики и в области финансирования. Закономерен вывод о необходимости многоканального финансирования учебных заведений, т.к. если образовательное учреждение, реализуя базисный учебный план с его федеральной и национально - региональной составляющими, выступает своего рода сервисным учреждением, то должно рассчитывать на финансовую поддержку всех тех, кто претендует на трансляцию через него своего компонента знания. В противном случае надо материально поддерживать всех граждан, претендующих на получение образовательных услуг от педагогических коллективов, ставя их в равные условия как законных налогоплательщиков. Со стороны же муниципалитетов должен быть осуществлен переход на финансирование целевых программ и проектов развития образовательных учреждений.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018