Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 июня 1997 г. N 818/14-12

 

О СРОКАХ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Комплексный анализ действующей в России системы начального образования, проведенный коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, свидетельствует о том, что в последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, созданию новых учебников, внедрению новых образовательных систем.

Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.

В настоящее время большинство детей обучается в трехлетней начальной школе и лишь 36% заканчивают четырехлетнюю школу.

Учащиеся трехлетней начальной школы в основном должны освоить примерно тот же объем содержания образования, что и учащиеся четырехлетней школы.

При очевидном дефиците учебного времени резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведет к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся.

За три года не успевают полностью сформироваться необходимые общеучебные умения, навыки самоконтроля, самооценки.

Кроме того, трехлетний срок обучения в начальной школе не позволяет полно представить в учебном плане жизненно важные для развития младшего школьника предметы, которые обеспечивают формирование воображения, творчества, эстетической и физической культуры.

Исследования специалистов Института возрастной психологии показали, что четырехлетняя система обучения в большей мере соответствует возрастным функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности.

Четырехлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребенка из дошкольного детства к систематическому обучению.

Четырехлетний срок обучения в начальной школе создает условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поддержания их интереса к учению и углубляет познавательные интересы, а в учебном плане дает возможность шире представить предметы эстетического цикла и физической культуры.

Зарубежный опыт показывает, что трехлетний срок обучения не соответствует международным стандартам: большинство стран мира имеют четырехлетний и более продолжительные сроки обучения.

По результатам международных сравнительных исследований, проведенных в 46 странах мира, только 2 страны (Россия и Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7 лет. В Российской Федерации накоплен значительный опыт, свидетельствующий об эффективности работы четырехлетней начальной школы. Разработан и успешно используется полный комплект вариативных учебников и программ для 1 - 4-х классов, в институтах повышения квалификации сложилась система переподготовки учителей, средние и высшие педагогические учебные заведения готовят выпускников к работе в четырехлетней начальной школе.

С учетом вышеизложенного региональным и муниципальным органам управления образованием необходимо проанализировать состояние системы начального образования в регионе, контингент детей, которые будут обучаться в ближайшие годы, кадровый состав учителей, возможности повышения их квалификации и осуществить постепенный переход на четырехлетнее начальное образование.

При этом необходимо обеспечить право родителей на определение возраста поступления ребенка в школу, т.е. с 6 или 7 лет.

Региональным органам управления образованием и институтам повышения квалификации провести переподготовку учителей начальных классов для работы в четырехлетней начальной школе.

 

Первый заместитель Министра

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018