КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 1997 г. N 8/1
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив
вопрос "О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и
переподготовки работников образования Российской Федерации", коллегия
отмечает, что в настоящее время в России созданы необходимые условия для
повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических
работников.
На территории Российской
Федерации функционируют 260 государственных образовательных учреждений и
структурных подразделений дополнительного педагогического образования и их
филиалов, в которых ежегодно проходят обучение около 500 тыс. человек.
Образовательные учреждения укомплектованы квалифицированными научно -
педагогическими кадрами, около 40% из них имеют ученые степени и звания. В
целях обеспечения непрерывного педагогического образования методическую работу
с кадрами ведут 2200 муниципальных методических кабинетов и центров.
В системе
учреждений дополнительного педагогического образования создается нормативно -
правовая база для ее эффективной работы, большинство образовательных учреждений
имеют лицензии на право ведения образовательной
деятельности.
Содержание повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
формируется с учетом проблем реформируемой системы образования, обновления
содержания школьных программ, введения набора новых учебников, аттестации
педагогических работников, новых подходов к управлению образованием. В ряде
учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования для учителей начальных классов реализуются программы подготовки к
работе по вариативным системам обучения. Институты повышения квалификации,
усовершенствования учителей, развития образования принимают участие в
разработке программ, научно - методических комплексов регионального и школьного
компонентов Базисного учебного плана, подготовке региональных стандартов
образования, ведут прикладные исследования по андрагогике, особенностям
реализации личностно - ориентированного подхода к повышению квалификации и
профессиональной переподготовке педагогических кадров.
В 16 педагогических
вузах, на 34 факультетах переподготовки и повышения квалификации организаторов
народного образования при педагогических вузах, в институтах повышения
квалификации, усовершенствования учителей, развития образования ведется
подготовка и повышение квалификации руководящих кадров образовательных учреждений
всех типов и видов, муниципальных органов управления образованием. В порядке
эксперимента на некоторых факультетах (Московского, Ростовского, Уральского
педагогических университетов) открыты магистратуры по подготовке
профессиональных кадров в области управления образованием.
Наряду с учебной
деятельностью в последние годы значительно расширилось участие учреждений
дополнительного педагогического образования в разработке и реализации
региональных программ развития образования. Институты участвуют в аттестации
педагогических и руководящих кадров, в экспертизе инновационной образовательной
деятельности, формируют базы данных и педагогической информации, издают
материалы о современном педагогическом опыте. Академией повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России
совместно с Московским педагогическим государственным университетом им. В.И.
Ленина создан банк педагогической информации, пользователями которого являются
63 учреждения дополнительного педагогического образования и 60 учреждений
муниципальной методической службы.
В то же время в
организации повышения квалификации и переподготовки работников образования
имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы. Отсутствие Федерального
закона "О дополнительном профессиональном образовании", отраслевой
программы развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров,
устаревшая нормативно - правовая база деятельности факультетов переподготовки и
повышения квалификации организаторов народного образования при педагогических
вузах, учреждений муниципальной методической службы отрицательно сказываются на
работе учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки
кадров образования.
Требуют
значительного улучшения и переработки уставная, регламентирующая и учебно -
методическая документация большинства учреждений дополнительного
педагогического образования.
Необходимо также
решить вопрос о правомерности функционирования аспирантуры в учреждениях
дополнительного педагогического образования.
В регионах
участились случаи ликвидации учреждений муниципальной методической службы,
имеют место факты закрытия самостоятельных институтов повышения квалификации,
усовершенствования учителей или введения их в структуру педагогических вузов
без сохранения статуса, финансирования и учебно - материальной базы.
Многие институты не
получают в достаточном объеме средств на содержание и развитие учебно -
материальной базы.
Снижение
финансирования, отсутствие научно обоснованных нормативов материально -
технического и финансового обеспечения образовательных учреждений системы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
отрицательно сказываются на реализации непрерывного образования педагогических
и руководящих кадров отрасли, продолжительности и периодичности повышения их
квалификации.
В целях совершенствования деятельности образовательных учреждений повышения
квалификации и переподготовки работников образования Российской
Федерации коллегия решила:
1. Одобрить в
основном деятельность образовательных учреждений повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических работников по организации и
проведению обучения руководителей и специалистов сферы образования.
2. Принять
примерную схему организации повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Российской Федерации (Приложение).
3. Отделу повышения
квалификации и переподготовки специалистов (В.В. Безлепкину):
3.1. Совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным), Научно - методическим
советом по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов, Советом по педагогическому образованию, Учебно - методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию
подготовить соответствующие материалы к проекту Федерального закона "О
дополнительном профессиональном образовании" для рассмотрения
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3.2. До 1 октября
1997 года подготовить и направить письма в адрес глав администраций
(правительств) республик, краев и областей Российской Федерации о необходимости
сохранения и развития учреждений дополнительного педагогического образования,
упорядочения уставной и регламентирующей документации, повышения их роли в
социально - экономическом развитии регионов, реализации федеральной и
региональных программ развития образования.
3.3. Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации рассмотреть
вопросы о необходимости совместного с Минобразованием России учредительства
образовательных учреждений дополнительного педагогического образования, а также
разработать к концу 1997 года программы развития их материально - технической
базы.
3.4. Совместно с
Управлением по работе с научно - педагогическими и руководящими кадрами (Ю.А.
Ганькиным) ежегодно разрабатывать сводный план повышения квалификации и
профессиональной переподготовки руководителей и специалистов органов управления
образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений
дополнительного педагогического образования.
3.5. Совместно с
Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Академией повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М.
Никитиным) подготовить новое Типовое положение об учреждениях муниципальной
методической службы и до 1 января 1998 года представить на утверждение
руководству Минобразования России.
3.6. Совместно с Академией
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитиным), Советом по педагогическому образованию разработать до 1 марта
1998 года типовую (примерную) учебно - методическую документацию для
образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного
педагогического образования.
3.7. Изучить опыт
проведения послевузовского профессионального образования в образовательных
учреждениях дополнительного педагогического образования и подготовить
соответствующие предложения.
3.8. Совместно с
Управлением финансирования научных исследований и инноваций (Ю.В. Шленовым) до
1 октября 1997 года подготовить предложения о включении в план научно -
исследовательских работ тематики по проблемам дополнительного педагогического
образования.
4. Управлению
лицензирования, аккредитации и нострификации (В.Н. Гуничеву) и Государственной
инспекции по аттестации учебных заведений России до 1 ноября 1997 года решить
вопрос о порядке лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений дополнительного педагогического образования.
5. Руководителям
образовательных учреждений дополнительного педагогического образования
установить тесные контакты с педагогическими вузами и университетами в целях
обеспечения преемственности содержания педагогического образования.
6. Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитину):
6.1. Обеспечить
тесное взаимодействие с организациями и учреждениями Российской академии
образования в целях интеграции педагогической науки, образования и
инновационного опыта в систему дополнительного педагогического образования.
6.2. Подготовить и
представить к 1 ноября 1997 года в Минобразование России план работы Академии
как головного образовательного учреждения системы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования.
6.3. До 30 ноября
1997 года разработать план технического оснащения Академии для обеспечения ее
функционирования в среде Internet как головной структуры в системе повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
6.4. До 1 марта
1998 года подготовить предложения по научно обоснованным нормативам
финансирования и материально - технического обеспечения образовательных
учреждений дополнительного педагогического образования.
6.5. Совместно с
Учебно - методическим объединением высших учебных заведений Российской
Федерации по педагогическому образованию, Управлением по работе с научно -
педагогическими и руководящими кадрами (Ю.А. Ганькиным) до 1 января 1998 года
проанализировать качественный состав управленческих кадров органов управления
образованием и образовательных учреждений, а также организацию повышения их
квалификации.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя министра В.М. Жураковского.
Первый заместитель
Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Наименование категорий │Наименование образовательного │
│ работников образования │ учреждения │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│Руководители
органов управления│Государственный
учебный центр │
│образованием
субъектов
│профессиональной переподготовки│
│Российской
Федерации, │руководителей
СПГТУ │
│их
заместители
│(Государственный учебный центр)│
│ │ │
│
│Образовательные учреждения,
│
│ │осуществляющие повышение │
│ │квалификации
и профессиональную│
│
│переподготовку государственных │
│
│служащих
│
│ │Академия
повышения квалификации│
│ │и профессиональной переподго- │
│ │товки
работников образования │
│
│(Академия)
│
│ │ │
│Главные бухгалтеры
краевых,│Академия │
│областных,
окружных управлений│Высшие
учебные заведения │
│образованием,
ИУУ, ИПК, ИРО, их│социально - экономического
│
│заместители,
резерв │профиля │
│ │ │
│Руководители │Академия │
│планово
- экономических,
│Высшие учебные заведения
│
│финансовых
и хозяйственных служб│социально - экономического │
│министерств,
управлений, отделов│профиля │
│органов
управления, их│ │
│заместители │ │
│ │ │
│Руководители
районных, городских│Академия │
│органов
управления образованием,│Факультеты повышения квалифика-│
│их
заместители │ции и
профессиональной перепод-│
│ │готовки
работников образования │
│ │(ФПК
РО) │
│ │ │
│Ректоры педагогических│Академия │
│институтов,
проректоры,
деканы│Государственный учебный центр │
│факультетов │ │
│ │ │
│Ректоры
ИПК, директора ИУУ, ИРО │Академия │
│ │ │
│Директора общеобразовательных│Академия │
│школ
всех типов, их заместители,│Институты повышения квалифика- │
│руководители
учреждений │ции,
усовершенствования учите- │
│начального
и среднего │лей, развития образования │
│профессионального
образования │(ИПК, ИУУ, ИРО), ФПК
РО │
│ │ │
│Директора республиканских,│Академия │
│краевых,
областных учреждений│ИПК, ИУУ,
ИРО │
│дополнительного (внешкольного)│ │
│образования,
их заместители │ │
│ │ │
│Директора
детских домов, │ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО │
│школ
- интернатов всех типов, │ │
│спецшкол,
их заместители │ │
│ │ │
│Руководители
дошкольных
│ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО
│
│учреждений,
их заместители │ │
│ │ │
│Руководители, специалисты│Образовательные
учреждения │
│учебно
- научно -
│дополнительного профессиональ- │
│производственных
центров, │ного образования
соответствую- │
│их
заместители; заводов │щего
профиля │
│школьного
оборудования │ │
│ │ │
│Руководители
районных, городских│Академия │
│методических, │ИПК, ИУУ, ИРО │
│информационно
- диагностических │ │
│кабинетов,
объединений, центров │ │
│ │ │
│Учителя
всех типов школ │ИПК, ИУУ,
ИРО, ФПК РО │
│
│Академия
│
│ │ │
│Методисты
районных (городских)│ИПК, ИУУ,
ИРО, ФПК ПК │
│методических
кабинетов, │ │
│педучилищ │ │
│ │ │
│Воспитатели
всех типов │ИПК, ИУУ,
ИРО │
│учреждений
системы образования │ │
│ │ │
│Специалисты
в области │ИПК, ИУУ, ИРО,
высшие учебные │
│информационных
технологий │заведения
соответствующего │
│ │профиля │
│ │ │
│Методисты
учреждений │ИПК, ИУУ,
ИРО │
│дополнительного (внешкольного)│ │
│образования │ │
│ │Высшие
учебные заведения │
│Специалисты │социально - экономического
│
│планово
- экономических,
│профиля, ИПК, ИУУ, ИРО
│
│финансовых
служб, бухгалтеры│ │
│учреждений
системы образования │ │
│ │ │
│Работники
хозяйственных служб│Образовательные
учреждения │
│ОКСов,
УКСов
│дополнительного профессиональ- │
│ │ного
образования соответствую- │
│ │щего
профиля │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘