Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 1997 г. N 8/1

 

О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Заслушав и обсудив вопрос "О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации", коллегия отмечает, что в настоящее время в России созданы необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

На территории Российской Федерации функционируют 260 государственных образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного педагогического образования и их филиалов, в которых ежегодно проходят обучение около 500 тыс. человек. Образовательные учреждения укомплектованы квалифицированными научно - педагогическими кадрами, около 40% из них имеют ученые степени и звания. В целях обеспечения непрерывного педагогического образования методическую работу с кадрами ведут 2200 муниципальных методических кабинетов и центров.

В системе учреждений дополнительного педагогического образования создается нормативно - правовая база для ее эффективной работы, большинство образовательных учреждений имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Содержание повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования формируется с учетом проблем реформируемой системы образования, обновления содержания школьных программ, введения набора новых учебников, аттестации педагогических работников, новых подходов к управлению образованием. В ряде учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования для учителей начальных классов реализуются программы подготовки к работе по вариативным системам обучения. Институты повышения квалификации, усовершенствования учителей, развития образования принимают участие в разработке программ, научно - методических комплексов регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, подготовке региональных стандартов образования, ведут прикладные исследования по андрагогике, особенностям реализации личностно - ориентированного подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров.

В 16 педагогических вузах, на 34 факультетах переподготовки и повышения квалификации организаторов народного образования при педагогических вузах, в институтах повышения квалификации, усовершенствования учителей, развития образования ведется подготовка и повышение квалификации руководящих кадров образовательных учреждений всех типов и видов, муниципальных органов управления образованием. В порядке эксперимента на некоторых факультетах (Московского, Ростовского, Уральского педагогических университетов) открыты магистратуры по подготовке профессиональных кадров в области управления образованием.

Наряду с учебной деятельностью в последние годы значительно расширилось участие учреждений дополнительного педагогического образования в разработке и реализации региональных программ развития образования. Институты участвуют в аттестации педагогических и руководящих кадров, в экспертизе инновационной образовательной деятельности, формируют базы данных и педагогической информации, издают материалы о современном педагогическом опыте. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России совместно с Московским педагогическим государственным университетом им. В.И. Ленина создан банк педагогической информации, пользователями которого являются 63 учреждения дополнительного педагогического образования и 60 учреждений муниципальной методической службы.

В то же время в организации повышения квалификации и переподготовки работников образования имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы. Отсутствие Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании", отраслевой программы развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, устаревшая нормативно - правовая база деятельности факультетов переподготовки и повышения квалификации организаторов народного образования при педагогических вузах, учреждений муниципальной методической службы отрицательно сказываются на работе учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров образования.

Требуют значительного улучшения и переработки уставная, регламентирующая и учебно - методическая документация большинства учреждений дополнительного педагогического образования.

Необходимо также решить вопрос о правомерности функционирования аспирантуры в учреждениях дополнительного педагогического образования.

В регионах участились случаи ликвидации учреждений муниципальной методической службы, имеют место факты закрытия самостоятельных институтов повышения квалификации, усовершенствования учителей или введения их в структуру педагогических вузов без сохранения статуса, финансирования и учебно - материальной базы.

Многие институты не получают в достаточном объеме средств на содержание и развитие учебно - материальной базы.

Снижение финансирования, отсутствие научно обоснованных нормативов материально - технического и финансового обеспечения образовательных учреждений системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования отрицательно сказываются на реализации непрерывного образования педагогических и руководящих кадров отрасли, продолжительности и периодичности повышения их квалификации.

В целях совершенствования деятельности образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации коллегия решила:

1. Одобрить в основном деятельность образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников по организации и проведению обучения руководителей и специалистов сферы образования.

2. Принять примерную схему организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации (Приложение).

3. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В. Безлепкину):

3.1. Совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным), Научно - методическим советом по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, Советом по педагогическому образованию, Учебно - методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию подготовить соответствующие материалы к проекту Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании" для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3.2. До 1 октября 1997 года подготовить и направить письма в адрес глав администраций (правительств) республик, краев и областей Российской Федерации о необходимости сохранения и развития учреждений дополнительного педагогического образования, упорядочения уставной и регламентирующей документации, повышения их роли в социально - экономическом развитии регионов, реализации федеральной и региональных программ развития образования.

3.3. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы о необходимости совместного с Минобразованием России учредительства образовательных учреждений дополнительного педагогического образования, а также разработать к концу 1997 года программы развития их материально - технической базы.

3.4. Совместно с Управлением по работе с научно - педагогическими и руководящими кадрами (Ю.А. Ганькиным) ежегодно разрабатывать сводный план повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений дополнительного педагогического образования.

3.5. Совместно с Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным) подготовить новое Типовое положение об учреждениях муниципальной методической службы и до 1 января 1998 года представить на утверждение руководству Минобразования России.

3.6. Совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным), Советом по педагогическому образованию разработать до 1 марта 1998 года типовую (примерную) учебно - методическую документацию для образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного педагогического образования.

3.7. Изучить опыт проведения послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях дополнительного педагогического образования и подготовить соответствующие предложения.

3.8. Совместно с Управлением финансирования научных исследований и инноваций (Ю.В. Шленовым) до 1 октября 1997 года подготовить предложения о включении в план научно - исследовательских работ тематики по проблемам дополнительного педагогического образования.

4. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (В.Н. Гуничеву) и Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России до 1 ноября 1997 года решить вопрос о порядке лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного педагогического образования.

5. Руководителям образовательных учреждений дополнительного педагогического образования установить тесные контакты с педагогическими вузами и университетами в целях обеспечения преемственности содержания педагогического образования.

6. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитину):

6.1. Обеспечить тесное взаимодействие с организациями и учреждениями Российской академии образования в целях интеграции педагогической науки, образования и инновационного опыта в систему дополнительного педагогического образования.

6.2. Подготовить и представить к 1 ноября 1997 года в Минобразование России план работы Академии как головного образовательного учреждения системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

6.3. До 30 ноября 1997 года разработать план технического оснащения Академии для обеспечения ее функционирования в среде Internet как головной структуры в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

6.4. До 1 марта 1998 года подготовить предложения по научно обоснованным нормативам финансирования и материально - технического обеспечения образовательных учреждений дополнительного педагогического образования.

6.5. Совместно с Учебно - методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию, Управлением по работе с научно - педагогическими и руководящими кадрами (Ю.А. Ганькиным) до 1 января 1998 года проанализировать качественный состав управленческих кадров органов управления образованием и образовательных учреждений, а также организацию повышения их квалификации.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя министра В.М. Жураковского.

 

Первый заместитель Министра

А.Н.ТИХОНОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

     Наименование категорий     │Наименование образовательного 

     работников образования              учреждения           

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│Руководители органов  управления│Государственный учебный центр 

│образованием субъектов          │профессиональной переподготовки│

│Российской Федерации,           │руководителей СПГТУ           

│их заместители                  │(Государственный учебный центр)│

                                                              

                                │Образовательные учреждения,   

                                осуществляющие повышение      

                                │квалификации и профессиональную

                                │переподготовку государственных

                                │служащих                      

                                │Академия повышения квалификации│

                                │и профессиональной переподго- 

                                │товки работников образования  

                                │(Академия)                    

                                                              

│Главные   бухгалтеры    краевых,│Академия                      

│областных, окружных   управлений│Высшие учебные заведения      

│образованием, ИУУ, ИПК, ИРО,  их│социально - экономического    

│заместители, резерв             │профиля                       

                                                              

│Руководители                    │Академия                      

│планово - экономических,        │Высшие учебные заведения      

│финансовых и хозяйственных служб│социально - экономического    

│министерств, управлений, отделов│профиля                       

│органов управления,           их│                              

│заместители                                                   

                                                               

│Руководители районных, городских│Академия                      

│органов управления образованием,│Факультеты повышения квалифика-│

│их заместители                  │ции и профессиональной перепод-│

                                │готовки работников образования │

                                │(ФПК РО)                      

                                                              

│Ректоры           педагогических│Академия                      

│институтов, проректоры,   деканы│Государственный учебный центр 

│факультетов                                                   

                                                              

│Ректоры ИПК, директора ИУУ, ИРО │Академия                      

                                                              

│Директора    общеобразовательных│Академия                      

│школ всех типов, их заместители,│Институты повышения квалифика- │

│руководители учреждений         │ции, усовершенствования учите- │

│начального и   среднего         │лей, развития образования     

│профессионального образования   │(ИПК, ИУУ, ИРО), ФПК РО       

                                                              

│Директора       республиканских,│Академия                       

│краевых, областных    учреждений│ИПК, ИУУ, ИРО                 

│дополнительного   (внешкольного)│                              

│образования, их заместители                                   

                                                               

│Директора детских     домов,    │ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО         

│школ - интернатов всех  типов,                                

│спецшкол, их заместители                                      

                                                              

│Руководители дошкольных         │ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО         

│учреждений, их заместители                                    

                                                              

│Руководители,        специалисты│Образовательные учреждения    

│учебно - научно -               │дополнительного профессиональ- │

│производственных центров,       │ного образования соответствую- │

│их заместители; заводов         │щего профиля                  

│школьного оборудования                                        

                                                              

│Руководители районных, городских│Академия                      

│методических,                   │ИПК, ИУУ, ИРО                  

│информационно - диагностических │                              

│кабинетов, объединений, центров │                              

                                                              

│Учителя всех типов школ         │ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО         

                                │Академия                      

                                                              

│Методисты районных   (городских)│ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК ПК         

│методических кабинетов,                                        

│педучилищ                                                     

                                                              

│Воспитатели всех типов          │ИПК, ИУУ, ИРО                 

│учреждений системы образования                                

                                                              

│Специалисты в области           │ИПК, ИУУ, ИРО, высшие учебные 

│информационных технологий       │заведения соответствующего    

                                │профиля                       

                                                              

│Методисты учреждений            │ИПК, ИУУ, ИРО                 

│дополнительного   (внешкольного)│                              

│образования                                                   

                                │Высшие учебные заведения      

│Специалисты                     │социально - экономического    

│планово - экономических,        │профиля, ИПК, ИУУ, ИРО        

│финансовых служб,     бухгалтеры│                              

│учреждений системы образования                                

                                                              

│Работники хозяйственных    служб│Образовательные учреждения    

│ОКСов, УКСов                    │дополнительного профессиональ- │

                                │ного образования соответствую- │

                                │щего профиля                  

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018