Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010 г. N 17088

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 29 марта 2010 г. N 236

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032400 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 29 марта 2010 г. N 236

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032400 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО          - высшее профессиональное образование;

ООП          - основная образовательная программа;

ОК           - общекультурные компетенции;

ПК           - профессиональные компетенции;

УЦ ООП       - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО     - федеральный государственный образовательный стандарт

               высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
     ООП    

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
     включая    
 последипломный 
     отпуск     

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП    
магистратуры

      68     

   магистр  

     2 года     

  120 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, преподавательскую, организационно-управленческую, экспертно-аналитическую и культурно-просветительскую работу, связанную с изучением истории и культуры человечества на всех этапах его развития.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

человек и общество в культурном многообразии;

процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;

государственная национальная политика;

этнонациональные и федеративные отношения;

современные этнические и этноконфессиональные процессы;

этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;

миграционные процессы;

организация социальной жизни в различных сообществах;

современные межнациональные сети развитие культур мира;

универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения (этология человека);

права этнических и религиозных меньшинств;

пол и возраст в различных культурах;

этика и этикет в различных культурах;

вариативные формы духовной жизни человека.

4.3. Магистр по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

педагогическая;

организационно-управленческая;

экспертно-аналитическая;

культурно-просветительская.

Виды профессиональной деятельности магистров связаны с работой в качестве научных сотрудников, преподавателей, государственных служащих, экспертов, аналитиков и консультантов в государственном и корпоративном секторах, сотрудников музеев, архивов и учреждений культуры, сотрудников совместных предприятий и представительств российских компаний за рубежом, сотрудников посольств и консульств в России и за рубежом, переводчиков и референтов, менеджеров, сотрудников средств массовой информации.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих высшего антропологического и этнологического образования;

подготовка и проведение научно-исследовательских работ, анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

применение знаний, умений и навыков в поиске и аналитической обработке информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (в том числе в условиях полевой работы);

поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;

подготовка и проведение научных конференций, семинаров, редактирование научных публикаций, в том числе мультимедийного характера и на Интернет-ресурсах;

письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, в том числе и на английском (или ином иностранном) языке;

подготовка аналитических обзоров, рецензий, аннотаций, библиографии по тематике проводимых исследований;

использование в исследовательской практике современного компьютерного программного обеспечения, в том числе в целях разработки мультимедийных изданий, тематических сетевых ресурсов и баз данных;

педагогическая деятельность:

преподавание в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования: разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;

практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования;

реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, национализма, экстремизма;

применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

организационно-управленческая деятельность:

применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;

организация полевых антропологических и этнографических работ;

участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов;

подготовка и проведение конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;

сбор и подготовка информации для обсуждения проблем и принятия решений в органах власти и управления;

участие в организации управленческих процессов государственных организаций, управление проектами, включая анализ рисков;

работа с базами данных и информационными системами пои реализации организационно-управленческих функций;

экспертно-аналитическая деятельность:

сбор и обработка аналитической информации, консалтинговая деятельность для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки, образования и культуры;

информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;

культурно-просветительская деятельность:

разработка проектов и участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;

распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, кино и телевидение правдивой информации о народах, этнонациональных и культурных традициях;

популяризация антропологических и этнологических знаний.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

широкой эрудицией в области общенаучных знаний о человеке и его социальных системах, а также глубоким пониманием процессов развития социальных, гуманитарных и биологических наук (ОК-1);

высокой культурой мышления, способностью к анализу и обобщению обширной информации междисциплинарного характера, самостоятельной постановке исследовательских и практических задач, выбору путей их достижения, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, как на русском, так и на иностранных языках (ОК-2);

глубоким пониманием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать и нести нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-3);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-4);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-5);

навыками организации исследовательских и проектных работ, а также навыками руководства исследовательским или проектным коллективом (ОК-6);

инициативностью, в том числе в ситуациях риска, способностью брать на себя всю полноту ответственности (ОК-7);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в научных областях, непосредственно не связанных с профессиональной сферой деятельности (ОК-8);

навыками профессиональной эксплуатации современного оборудования, приборов и компьютерных программ (ОК-9).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

глубокими знаниями в области истории, теории и методологии этнологии, социокультурной и биологической антропологи и их ведущих субдисциплин (ПК-1);

глубоким пониманием прикладных задач и возможностей социо-антропологических и биолого-антропологических знаний (ПК-2);

навыками творческой работы, умением организовать свой труд, оценить качество результатов своей деятельности, готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональных компетенций (ПК-3);

разносторонними практическими профессиональными навыками, прежде всего, навыками сбора этнологической, социо-антропологической и биолого-антропологической информации в полевых условиях, в архивах, музеях и библиотеках (ПК-4);

навыками углубленного исследовательского поиска, критического анализа современных достижений различных направлений этнологии и антропологии (ПК-5);

способностью формировать программы научного исследования, умением собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию (ПК-6);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; умением использовать самые разнообразные формы обучения (ПК-7);

навыками подготовки и редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания (ПК-8);

свободным владением новыми информационными технологиями как средствами поиска и обработки информации, необходимой для решения широкого спектра профессиональных задач, и прикладного, и научно-исследовательского характера, в том числе для создания разнообразных этнологических и антропологических баз данных (ПК-9);

педагогическая деятельность:

готовностью применять знания в педагогической деятельности (ПК-10);

навыками составления образовательных программ и разработки учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога (ПК-11);

способностью реализовать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия национализма, ксенофобии и экстремизма (ПК-12);

способностью обучать новые поколения методикам антропологического и этнологического научного поиска, приемам работы с различными источниками антропологической и этнографической информации, в том числе электронными и аудиовизуальными (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

умением адаптироваться к новым социальным и профессиональным ситуациям, готовностью принимать организационно-управленческие решения в условиях различных мнений и в нестандартных ситуациях (ПК-14);

умением работать в кооперации с коллегами в рамках международных и междисциплинарных проектов, работать в смежных областях (ПК-15);

знанием принципов организации и методов проведения полевых антропологических и этнографических работ, мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-16);

навыками организации и проведения конференций, семинаров, круглых столов, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-17);

способностью выполнять функции лидера (ПК-18);

экспертно-аналитическая деятельность:

навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и социокультурной антропологии (ПК-19);

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий биологической антропологии при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-20);

готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного управления, местного самоуправления (ПК-21);

умением организовывать консалтинговые мероприятия для обеспечения практической деятельности учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров, организаций коммерческого и некоммерческого секторов (ПК-22);

культурно-просветительская деятельность:

умением и готовностью пропагандировать в широкой общественности уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям различных народов, толерантное восприятие социальных, культурных, конфессиональных и расовых различий между людьми (ПК-23);

глубоким пониманием роли своей профессии в социуме и ее просветительских функций, готовностью участвовать в научном информационном освещении истории и культуры народов мира, их этнонациональных традиций, популяризировать антропологические и этнологические знания (ПК-24);

готовностью к организации проектов, направленных на противодействие национализму, ксенофобии и экстремизму, на защиту прав национальных меньшинств, сохранение их культурного наследия, а также к поиску эффективных путей для разрешения этнополитических, этноконфессиональных социальных конфликтов (ПК-25).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌────┬────────────────────┬──────────────┬────────────────┬──────────────┐

│Код │   Учебные циклы,   │ Трудоемкость │    Перечень         Коды    

│ УЦ │     разделы и        (зачетные   │ дисциплин для  │ формируемых 

│ООП │   проектируемые    │ единицы) <*> │   разработки   │ компетенций 

       результаты их                     примерных                 

          освоения                      программ, а                 

                                      │также учебников │             

                                         и учебных                 

                                          пособий                  

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

│М.1.│Общенаучный цикл       20 - 30    │Теория и        │ОК-1         

    │Базовая часть          10 - 15    │практика        │ОК-2         

    │В результате                      │перевода и      │ОК-3         

    │изучения базовой                  │реферирования   │ОК-4         

    │части цикла                       │научных текстов │ОК-5         

    │обучающийся должен: │              │на иностранных  │ОК-8          

    │знать:                            │языках (не менее│ОК-9         

    │- классические и                  │двух иностранных│ПК-4         

    │современные теории и│              │языков,         │ПК-9         

    │методологические                  │английский -    │ПК-11        

    │подходы                           │обязательный)   │ПК-13        

    │гуманитарных,                     │Теория и        │ПК-20        

    │социальных наук и                 │методология     │ПК-22        

    │биологического                    │современного    │ПК-24        

    │знания о человеке                 │социо-гуманитар-│ПК-1         

    │(как отечественные, │              │ного знания     │ПК-2         

    │так и зарубежные);                │Теория и                     

    │уметь:                            │методология                  

    │- аналитически                    │изучения                     

    │обрабатывать                      │биологии                     

    │информацию                        │человека                     

    │общетеоретического и│              │Современные                  

    │методологического                 │информационные               

    │характера;                        │технологии в                 

    │- применять ее в                  │социо-гуманитар-│             

    │профессиональных                  │ных и                        

    │исследованиях и при │              │биологических                

    │постановке и решении│              │науках                       

    │прикладных задач;                                              

    │- использовать                                                  

    │междисциплинарные                                              

    │подходы;                                                       

    │- квалифицированно и│                                           

    │доходчиво излагать                                             

    │на русском и                                                   

    │иностранном (по                                                

    │выбору) языках                                                 

    │полученные знания и │                                           

    │результаты                                                     

    │собственной                                                    

    │аналитической                                                  

    │работы;                                                        

    │владеть:                                                       

    │- концептуальным и                                             

    │терминологическим                                              

    │аппаратом                                                      

    │современного                                                    

    │научного знания о                                              

    │человеке и обществе,│                                           

    │как на русском, так │                                           

    │и на иностранных (не│                                           

    │менее двух) языках; │                                           

    │- навыками                                                     

    │современных                                                    

    │высокотехнологичных │                                           

    │поиска и обработки                                             

    │информации                                                     

    │общегуманитарного,                                             

    │социологического и                                             

    │биолого-антропологи-│                                           

    │ческого характера;                                             

    │- методами                                                     

    │критической оценки                                             

    │содержания и                                                    

    │достоверности                                                  

    │найденной                                                      

    │информации;                                                    

    │- приемами и                                                  

    │навыками делового                                              

    │общения и работы в                                             

    │коллективе                                                     

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

    │Вариативная часть      10 - 15                    │ОК-1         

    │(знания, умения,                                  │ОК-2         

    │навыки определяются │                              │ОК-3         

    │ООП вуза)                                         │ОК-4         

                                                      │ОК-6         

                                                      │ОК-7         

                                                      │ПК-1         

                                                      │ПК-2         

                                                      │ПК-3         

                                                     │ПК-4         

                                                      │ПК-7         

                                                      │ПК-8         

                                                      │ПК-10        

                                                      │ПК-12        

                                                      │ПК-13        

                                                      │ПК-15        

                                                      │ПК-16        

                                                      │ПК-17        

                                                      │ПК-18        

                                                      │ПК-19        

                                                      │ПК-22        

                                                      │ПК-24        

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

│М.2 │Профессиональный       30 - 40    │Классика        │ПК-5         

    │цикл                   10 - 15    │отечественной и │ПК-6         

    │Базовая                           │зарубежной      │ПК-9          

    │(общепрофессиональ- │              │этнологии и     │ПК-12        

    │ная) часть не                     │социокультурной │ПК-14        

    │выделяется                        │антропологии    │ПК-16        

    │В результате                      │Современные     │ПК-19        

    │изучения базовой                  │течения         │ПК-20        

    │части цикла                       │отечественной и │ПК-21        

    │обучающийся должен: │              │зарубежной      │ПК-22        

    │знать:                            │этнологии и     │ПК-23        

    │- классику и                      │социокультурной │ПК-24        

    │современные течения │              │антропологии    │ПК-25        

    │мировой и                         │Статистический  │ПК-1         

    │отечественной                     │анализ в        │ПК-2         

    │биологической                     │антропологии и               

    │антропологии и                    │этнологии                    

    │этнологии/социальной│              │Биологическая                

    │(культурной)                      │антропология                 

    │антропологии;                     │Этология и                   

    │уметь:                            │эволюционная                 

    │- критически                      │психология                   

    │анализировать                                                  

    │исследовательские                                              

    │методики и                                                     

    │методологию                                                    

    │антропологических и │                                            

    │этнологических                                                 

    │теорий;                                                        

    │- искать                                                       

    │статистическую                                                 

    │информацию в                                                   

    │антропологических и │                                           

    │этнологических базах│                                           

    │данных и                                                       

    │аналитически                                                   

    │обрабатывать ее с                                              

    │помощью современного│                                           

    │программного                                                   

    │обеспечения;                                                   

    │владеть:                                                       

    │- широким спектром                                             

    │методик                                                        

    │научно-                                                         

    │исследовательского                                             

    │поиска и прикладного│                                           

    │применения его                                                 

    │результатов                                                    

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

    │Вариативная часть      20 - 30                    │ПК-1         

    │(знания, умения,                                  │ПК-2         

    │навыки определяются │                              │ПК-4         

    │ООП вуза)                                         │ПК-5         

                                                      │ПК-6         

                                                      │ПК-7         

                                                      │ПК-10        

                                                      │ПК-11        

                                                      │ПК-12        

                                                      │ПК-14        

                                                      │ПК-15        

                                                      │ПК-16         

                                                      │ПК-19        

                                                      │ПК-20        

                                                      │ПК-21        

                                                     │ПК-22        

                                                      │ПК-23        

                                                      │ПК-24        

                                                      │ПК-25        

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

│М.3 │Практики и                57                      │ПК-2         

    │научно-исследовате- │                              │ПК-4         

    │льская работа                                     │ПК-5         

                                                      │ПК-6         

    │практические умения │                              │ПК-8         

    │и навыки                                          │ПК-9         

    │определяются ООП                                  │ПК-10        

    │вуза                                              │ПК-11        

                                                      │ПК-12         

                                                      │ПК-13        

                                                      │ПК-16        

                                                      │ПК-18        

                                                      │ПК-19        

                                                      │ПК-21        

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

│М.4 │Итоговая                  3       │Защита                       

    │государственная                   │магистерской                 

    │аттестация                        │диссертации                  

├────┼────────────────────┼──────────────┼────────────────┼──────────────┤

    │Общая трудоемкость       120                                   

    │основной                                                       

    │образовательной                                                

    │программы                                                      

└────┴────────────────────┴──────────────┴────────────────┴──────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, исполнительской), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения составляет 27 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих лидерские качества, навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):

М.1. "Теория и практика перевода и реферирования научных текстов на иностранных языках", "Методология современного социологического исследования", "Теория и методология изучения биологии человека", "Современные информационные технологии в социо-гуманитарных и биологических науках".

М.2. "Статистический анализ в антропологии и этнологии", "Биологическая антропология", "Этология и эволюционная психология".

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и педагогическая (или переводческая).

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрам.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

учебно-методический кабинет с необходимой информационной базой и учебно-методическими материалами;

компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, соответствующий санитарно-техническим нормам из расчета одно рабочее место на двоих студентов;

специально оборудованные кабинеты и мультимедийные аудитории;

специальное оборудование для экспедиционной и стационарной научно-исследовательской работы, позволяющие осуществлять запись, воспроизведение и обработку видео- и аудиоинформации:

средства защиты и другое оборудование в зависимости от конкретной образовательной программы, реализуемой в вузе.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечении компетентности преподавательского состава;

регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, экспертно-аналитической, культурно-просветительской).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, она должна отвечать профильной направленности будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и практики и решать конкретные задачи; она должна быть нацелена на выдвижение новых научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), и быть направлена на их логическое обоснование или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, на обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических фактов и закономерностей.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018