Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010 г. N 17081

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 29 марта 2010 г. N 222

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 021000 ГЕОГРАФИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 География (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 29 марта 2010 г. N 222

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 021000 ГЕОГРАФИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 021000 География образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ГИС        - географические информационные системы;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
  освоения ООП 
(для очной формы
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 бакалавриата

      62     

  бакалавр  

     4 года    

  240 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год приравнивается к 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021000 География включает проектную, производственную, научно-исследовательскую, контрольно-ревизионную, административную и педагогическую работу, связанную со знаниями о земле.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности; программы устойчивого развития; социально-экономический и статистический мониторинг; федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития; миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 021000 География готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектная;

производственная;

научно-исследовательская;

контрольно-ревизионная;

административная;

педагогическая.

Бакалавр по направлению подготовки 021000 География должен быть подготовлен к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 021000 География должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в проектной и производственной деятельности:

разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;

эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;

региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;

разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию;

территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;

проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;

мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных и этнокультурных процессов;

проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;

решение инженерно-географических задач;

в научно-исследовательской деятельности:

проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

оценка воздействий на окружающую среду, выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, решение эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, форм организации жизни общества, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

в контрольно-ревизионной деятельности:

подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;

участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите;

участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения;

в административной деятельности:

участие в работе административных органов управления;

в педагогической деятельности:

учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (согласно профилю ООП бакалавриата).

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5);

обладанием базовыми представлениями об основах философии и умеет их использовать в конкретных исследованиях (ОК-6);

владением базовыми представлениями об основах правоведения (ОК-7);

обладанием базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества (ОК-8);

владением базовыми знаниями в области информатики и современных геоинформационных технологий, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы сети Интернет, владением ГИС-технологиями (ОК-9);

наличием навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-10);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11);

обладанием базовыми представлениями об основах педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-12);

обладанием способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

наличием ясных представлений о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-14);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучными компетенциями:

владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом в географических науках, для обработки информации и анализа географических данных (ПК-1);

владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ПК-2);

наличием профессионально профилированных знаний и практических навыков в области фундаментальных разделов общей геологии и способностью их использовать в области общей и физической географии (ПК-3);

общепрофессиональными компетенциями:

владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4);

знанием теоретических основ экономической и социальной географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики и умением их использовать в географических исследованиях (ПК-5);

знанием основы картографии, умением применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6);

владением знаниями общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, материков и океанов (ПК-7);

знанием общих и теоретических основ экономической и социальной географии России и мира и умением их использовать в географических исследованиях (ПК-8);

знанием географических основ устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ПК-9);

обладанием способностью использовать теоретические знания на практике (ПК-10);

знанием и владением навыками безопасности жизнедеятельности (ПК-11);

компетенциями в области "Общая география":

владением основными подходами и методами географического районирования (ПК-12);

владением теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования (ПК-13);

умением применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования (ПК-14);

компетенциями в области "Физическая география и ландшафтоведение":

владением теоретическими основами природопользования (ПК-15);

владением базовыми и теоретическими знаниями по геофизике и геохимии ландшафтов, палеогеографии (ПК-16);

умением применять методы физико-географических исследований для обработки, анализа и синтеза полевых и лабораторных источников физико-географической информации, методы физико-географического районирования (ПК-17);

компетенциями в области "Экономическая и социальная география":

владением и умением применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития; в области географического и экономико-географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности (ПК-18);

умением применять на практике теоретические знания и прикладные основы региональной политики, политической географии и геополитики (ПК-19);

умением применять на практике методы экономико-географических исследований, географического и экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20);

компетенциями в области "Рекреационная география и туризм":

умением применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму; оценить роль рекреации и туризма в социально-экономическом развитии страны и региона; анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения в зависимости от региональной специфики; рекреационные и туристские ресурсы России и мира, их аттрактивность; виды рекреационной и туристской деятельности; особенности развития туристской инфраструктуры; своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме; механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности (ПК-21);

умением применять на практике базовые теоретические знания по культурной географии, объектах природного и культурного наследия, а также о территориальных туристско-рекреационных системах России и мира (ПК-22);

освоением и умением применять методы рекреационно-географических исследований, умением проводить туристско-рекреационное районирование территории, владением информационными технологиями и методами обработки, анализа и синтеза географической информации (ПК-23).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌───┬──────────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬─────────┐

│Код│       Учебные циклы и        │Трудоем- │     Перечень     │Коды    

│УЦ │ проектируемые результаты их  │кость      дисциплин для   │формируе-│

│ООП│          освоения            │(Зачетные│    разработки    │мых     

                                 │единицы) │    примерных     │компетен-│

                                 │<*>      │ программ, а также│ций     

                                             учебников и            

                                            учебных пособий │        

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.1│Гуманитарный, социальный и    │ 30 - 40 │Экономика         │ОК-5    

   │экономический цикл                     │Социология        │ОК-6    

   │Базовая часть                 │ 15 - 20 │Философия         │ОК-8    

   │В результате изучения                  │История           │ОК-11   

   │базовой части цикла бакалавр           │Иностранный               

   │должен:                                │язык                      

   │знать:                                                           

   │основы экономики и социологии │                                   

   │и уметь их использовать в                                        

   │географическом анализе;                                          

   │владеть:                                                         

   │базовыми представлениями об                                      

   │основах философии, истории,                                      

   │понимать причинно-следственные│                                   

   │связи развития российского                                       

   │общества;                                                        

   │уметь:                                                           

   │использовать знание                                              

   │иностранного языка в                                             

   │профессиональной деятельности,│                                   

   │профессиональной коммуникации │                                   

   │и межличностном общении.                                          

   ├──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.2│Математический и              │ 40 - 50 │Математика        │ПК-1    

   │естественнонаучный цикл       │ 25 - 30 │Физика            │ПК-2    

   │Базовая часть                          │Химия             │ОК-9    

   │В результате изучения базовой │         │Экология          │ОК-10   

   │части цикла бакалавр должен:           │Биология          │ОК-15   

   │знать:                                 │Информатика       │ОК-16   

   │базовые положения                      │ГИС в                     

   │фундаментальных разделов               │географии                 

   │математики в объеме,                                             

   │необходимом для владения                                         

   │математическим аппаратом в                                       

   │географических науках, для                                       

   │обработки информации и анализа│                                   

   │географических данных;                                           

   │фундаментальные разделы                                           

   │физики, химии, биологии,                                         

   │экологии в объеме, необходимом│                                   

   │для освоения физических,                                         

   │химических и биологических                                       

   │основ в общей, физической и                                      

   │социально-экономической                                          

   │географии;                                                       

   │уметь:                                                           

   │использовать основы                                              

   │информатики и современных                                        

   │геоинформационных технологий; │                                   

   │владеть:                                                         

   │навыками использования                                           

   │программных средств и работы в│                                   

   │компьютерных сетях, умением                                      

   │создавать базы данных и                                          

   │использовать ресурсы                                             

   │Интернета, геоинформационными │                                   

   │технологиями.                                                    

   ├──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,                               │ПК-3    

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл         │120 - 130│Модуль            │ПК-4    

   │Базовая (общепрофессиональная)│ 55 - 60 │Землеведение      │ПК-5    

   │часть                                  │(Введение в       │ПК-6    

   │В результате изучения базовой │         │географию.        │ПК-7    

   │(общепрофессиональной)                 │Землеведение,     │ПК-8    

   │части цикла бакалавр должен:           │Геоморфология,    │ПК-9    

   │знать:                                 │Климатология с    │ПК-10   

   │общепрофессиональные                   │основами          │ПК-11   

   │теоретические представления о │         │метеорологии,     │ПК-12   

   │географии, географической              │Гидрология,       │ПК-13   

   │оболочке (землеведение),               │Биогеография,     │ПК-14   

   │геоморфологии, климатологии с │         │География почв    │ПК-15   

   │основами метеорологии,                 │с основами        │ПК-16   

   │гидрологии, биогеографии,              │почвоведения,     │ПК-17   

   │географии почв с основами              │Ландшафтоведение) │ПК-18   

   │почвоведения,                          │Модуль Социально- │ПК-19   

   │ландшафтоведении;                      │экономическая     │ПК-20   

   │теоретические основы                   │география         │ПК-21   

   │социальной и экономической             │(Социально-       │ПК-22   

   │географии, географии населения│         │экономическая     │ПК-23   

   │с основами демографии,                 │география,                

   │геоурбанистики; теоретические │         │География                 

   │основы картографии;                    │населения с                

   │общепрофессиональные и                 │основами                  

   │теоретические основы                   │демографии,               

   │физической географии и                 │Геоурбанистика)           

   │ландшафтов России, материков и│         │Модуль Картография│        

   │океанов; общепрофессиональные │         │(Топография,              

   │и теоретические основы                 │Картография)              

   │экономической и социальной             │Модуль Физическая │        

   │географии России и мира;               │география России и│        

   │географические основы                  │мира                      

   │устойчивого развития на                │(Физическая               

   │глобальном и региональном              │география и               

   │уровнях;                               │ландшафты                 

   │уметь:                                 │России,                   

   │понимать, излагать и                   │Физическая                

   │критически анализировать               │география и               

   │базовую информацию в географии│         │ландшафты                 

   │использовать теоретические             │материков и               

   │знания на практике;                    │океанов)                  

   │владеть:                               │Модуль                    

   │навыками и приемами и                  │Экономическая и           

   │необходимым инструментарием            │социальная                

   │комплексного географического           │география России и│        

   │анализа.                               │мира                      

                                          │(Экономическая            

                                          │и социальная              

                                          │география                 

                                          │России,                    

                                          │Экономическая             

                                          │и социальная              

                                          │география                 

                                          │мира)                     

                                          │Модуль                    

                                          │Устойчивое                

                                          │развитие                  

                                          │Безопасность              

                                          │жизнедеятельности │        

   ├──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза в соответствии с                                        

   │профилями подготовки)                                            

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.4│Физическая культура               2                      │ОК-14   

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.5│Учебная и производственная    │ 25 - 35 │                  │ОК-1    

   │практики                                                 │ОК-2    

   │практические умения и                                    │ОК-4    

   │навыки определяются ООП вуза                             │ОК-10   

   │Базовые учебные                                          │ОК-13   

   │общегеографические практики                              │ПК-4    

   │Профильные учебные практики                              │ПК-8    

                                                            │ПК-10   

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.6│Итоговая государственная          5                      │ОК-1    

   │аттестация                                               │ОК-2    

                                                            │ОК-5    

                                                            │ОК-10   

                                                            │ПК-1    

                                                            │ПК-4    

                                                            │ПК-10   

├───┼──────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной      240                             

   │образовательной программы                                        

└───┴──────────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ОПП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП бакалавриата, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: физики, химии, информатики, ГИС в географии; модули - землеведение, картография, физическая география России и мира, экономическая и социальная география России и мира, методы географических, физико-географических и экономико-географических исследований, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей);

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам учебной практики осуществляется руководителями практики от вуза. Аттестация по итогам производственной практики происходит на заседании кафедры и состоит из отчета, к которому прикладывается оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную научную литературу и другую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области общей, физической, социально-экономической географии и смежных наук;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной и специальной информации по теме (заданию);

участвовать в проведении научных исследований и разработок;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом или сообщением по теме исследования на конференциях, симпозиумах, научных семинарах и школах.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должны быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. До половины общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 лет.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: компьютерный класс с выходом в Интернет и программным обеспечением по ГИС, лаборатории и специально оборудованные кабинеты по усмотрению вуза в соответствии с выбранным профилем.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студентов к сетям типа Интернет исчисляется из соотношения одно место на шесть студентов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018