Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 марта 2010 г. N 16568

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 25 января 2010 г. N 71

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033000 КУЛЬТУРОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 Культурология (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 25 января 2010 г. N 71

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033000 КУЛЬТУРОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 033000 Культурология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
  освоения ООП 
(для очной формы
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

     код     
в соответствии
 с принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 бакалавриата

      62     

  бакалавр  

     4 года    

  240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 033000 Культурология осуществляется в области культурологи и социально-гуманитарного знания, культурной политики и управления, сохранения культурного и природного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций, образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

фундаментальные проблемы теории и истории культуры;

культурные формы, процессы, практики в истории и современности;

культурное и природное наследие;

способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;

формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций;

межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях;

просвещение и образование в сфере культуры.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 033000 Культурология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; научные исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения;

организационно-управленческая деятельность в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры и разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;

проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях;

производственно-технологическая деятельность в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристических агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций;

культурно-просветительская деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах): определение и решение культурно-просветительских и социально-культурных задач в различных сферах жизни общества;

преподавательская деятельность в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 033000 Культурология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская:

применение теоретических и практических знаний в различных областях культурологии для авторских и коллективных научных исследований;

проведение научных исследований по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;

сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;

анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;

интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

составление разделов научных отчетов;

участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

написание статей;

подготовка презентаций;

устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований;

составление заявок на проекты;

научное описание социокультурных проектов;

организационно-управленческая:

работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением в сфере культуры, выявлением, сохранением культурного и природного наследия;

работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся подготовкой и реализацией научно-практических программ;

ведение и составление нормативной и технической документации (графики работ, инструкции, планы, заявки, отчеты), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

участие в организации и проведении семинаров, конференций, деловых встреч, консультаций, переговоров;

проектно-аналитическая и экспертная:

участие в разработке и реализации проектов, связанных с социокультурными процессами и практиками, сохранением и освоением культурного и природного наследия, с учетом определенных социальных, эстетических, экономических, технологических параметров (в составе творческого коллектива);

консультационная работа в рекламно-информационных агентствах, туристических фирмах и компаниях, государственных, общественных и бизнес-структурах, учреждениях культуры;

производственно-технологическая:

сбор, первичная обработка, организация, обобщение, хранение данных с использованием современных методов анализа и информационных технологий;

составление схем, таблиц, графиков и другой отчетности по утвержденным формам;

создание на основе стандартных методик и в рамках действующих нормативных документов различных типов текстов (академических, официально-деловых, публицистических, рекламных);

анализ и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных);

разработка нормативных методических документов в конкретных областях социокультурной деятельности;

культурно-просветительская:

реализация государственной культурной политики по приоритетным направлениям;

реализация социально-культурных программ и проектов в системе массовых коммуникаций;

культурно-досуговая творческая деятельность;

разработка, подготовка и осуществление художественно-творческих планов и художественных программ;

преподавательская:

работа в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;

педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса;

планирование и реализация учебно-воспитательной работы в системе образования;

разработка образовательных программ;

использование современных методик и форм учебной работы.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

способностью применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4);

способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

проектно-аналитическая и экспертная деятельность:

готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);

способностью разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9);

готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-10);

способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);

производственно-технологическая деятельность:

способностью применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания по культурологии (ПК-12);

готовностью обосновывать принятие конкретного решения при разработке технологических процессов в сфере социокультурной деятельности; способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-13);

способностью применять современные информационные технологии для формирования баз данных в своей предметной области (ПК-14);

культурно-просветительская деятельность:

готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15);

способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);

способностью к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);

готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);

преподавательская деятельность:

способностью осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях (ПК-19);

способностью к использованию современных методик и форм учебной работы в общеобразовательных учреждениях (ПК-20).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌───┬─────────────────────────────┬──────────┬──────────────────┬─────────┐

│Код│   Учебные циклы, разделы    │Трудоем-  │Перечень дисциплин│Коды    

│УЦ │      и проектируемые        │кость       для разработки  │формиру- │

│ООП│   результаты их освоения    │(зачетные │    примерных     │емых    

                                │единицы)  │программ, а также │компетен-│

                                │<*>           учебников     │ций     

                                          │и учебных пособий │        

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.1│Гуманитарный,   социальный  и│ 50 - 60  │Социально-гумани- │ОК-1    

   │экономический цикл                     │тарный модуль:    │ОК-2    

   │Базовая часть                          │История           │ОК-3    

   │В результате изучения базовой│ 20 - 30  │Философия         │ОК-4    

   │части    цикла    обучающийся│          │Социология        │ОК-5    

   │должен:                                │Психология        │ОК-6    

   │знать:                                 │Правоведение      │ОК-7    

   │основы философии, социологии,│          │Этика             │ОК-8    

   │истории,     психологии     и│          │Педагогика        │ОК-9    

   │педагогики,          научные,│          │Коммуникативный   │ОК-14   

   │философские,      религиозные│          │модуль:           │ПК-1    

   │картины мира;                          │Иностранный язык          

   │взаимоотношения  человека   с│          │Русский язык и            

   │природой  и обществом; основы│          │культура речи             

   │права; нравственные  нормы  и│          │Экономико-                

   │обязанности  человека; основы│          │управленческий            

   │и           многовариантность│          │модуль:                   

   │исторического процесса;                │Экономика                 

   │место человека в историческом│          │Менеджмент                

   │процессе   и   в  организации│                                    

   │общества;   основы   делового│                                    

   │общения;               основы│                                    

   │функционирования     рыночной│                                    

   │экономики;           принципы│                                    

   │организации     и     функции│                                    

   │управления;                                                      

   │уметь:                                                           

   │применять          социально-│                                     

   │гуманитарную и  экономическую│                                    

   │терминологию;                                                    

   │анализировать   и   оценивать│                                    

   │социальную        информацию;│                                    

   │планировать   и  осуществлять│                                    

   │свою  деятельность  с  учетом│                                    

   │результатов          анализа;│                                    

   │использовать  знание русского│                                    

   │и    иностранного   языка   в│                                    

   │профессиональной                                                 

   │деятельности,   социальной  и│                                    

   │профессиональной коммуникации│                                    

   │и межличностном общении;                                         

   │анализировать      социально-│                                    

   │политическую      и   научную│                                    

   │литературу;         оценивать│                                    

   │и  прогнозировать последствия│                                    

   │своей       социальной      и│                                    

   │профессиональной                                                 

   │деятельности;                                                    

   │владеть:                                                         

   │навыками   аргументированного│                                    

   │изложения  собственной  точки│                                    

   │зрения,   ведения  дискуссии;│                                    

   │навыками              деловых│                                    

   │коммуникаций                в│                                    

   │профессиональной       сфере;│                                     

   │навыками работы в коллективе.│                                    

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная   часть  (знания,│                                    

   │умения,  навыки  определяются│                                    

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.2│Математический и               8 - 10  │Математико-       │ОК-10   

   │естественнонаучный цикл                │информационный    │ОК-11   

   │Базовая часть                  4 - 6   │модуль:           │ОК-12   

   │В результате изучения базовой│          │Математика в      │ОК-13   

   │части    цикла    обучающийся│          │социально-        │ПК-2    

   │должен:                                │гуманитарной сфере│        

   │знать:                                 │Информационные            

   │возможности    применения   в│          │технологии                

   │социально-гуманитарной  сфере│          │Естественнонаучный│        

   │теоретических основ и методов│          │модуль:                   

   │математики,  элементов теории│          │Концепции                 

   │множеств, теории вероятности,│          │современного              

   │математической    статистики;│          │естествознания            

   │методы накопления, передачи и│                                     

   │обработки     информации    с│                                    

   │помощью компьютера;                                              

   │принципы      и        основы│                                    

   │формирования    и    развития│                                    

   │научного   знания;   основные│                                    

   │концепции     естествознания,│                                    

   │принципы  самоорганизации   в│                                    

   │живой  и   неживой   природе,│                                    

   │принципы  воспроизводства   и│                                    

   │развития     живых    систем,│                                    

   │структуру     биосферы      и│                                    

   │ноосферы;     экосистемы    и│                                    

   │экологические        принципы│                                    

   │рационального   использования│                                    

   │природных   ресурсов и охраны│                                    

   │природы;                                                         

   │уметь:                                                           

   │использовать      современные│                                    

   │информационные технологии для│                                    

   │получения      доступа      к│                                    

   │источникам        информации,│                                    

   │хранения      и     обработки│                                    

   │полученной информации;                                           

   │формулировать    проблемы   и│                                    

   │использовать    эвристические│                                    

   │методы их решения;                                               

   │применять              навыки│                                     

   │использования    компьютерных│                                    

   │технологий   в   практической│                                    

   │профессиональной                                                 

   │деятельности;                                                    

   │владеть:                                                         

   │приемами       информационно-│                                    

   │описательной    деятельности,│                                    

   │систематизации        данных,│                                    

   │структурирования     описания│                                    

   │предметной области;  приемами│                                    

   │экологического    обеспечения│                                    

   │производства    и      защиты│                                    

   │окружающей среды.                                                

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная   часть  (знания,│                                    

   │умения,  навыки  определяются│                                    

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл        │130 - 140 │Безопасность      │ОК-1    

   │Базовая                      │ 60 - 70  │жизнедеятельности │ОК-2     

   │(общепрофессиональная) часть │          │Теоретико-        │ОК-3    

   │В результате изучения базовой│          │культурный модуль:│ОК-4    

   │части    цикла    обучающийся│          │Теория культуры   │ОК-5    

   │должен:                                │Философия культуры│ОК-6    

   │знать:                                 │История           │ОК-7    

   │основные   теории   культуры,│          │культурологии     │ОК-8    

   │методы   изучения  культурных│          │Социология        │ОК-9    

   │форм,  процессов  и  практик;│          │культуры          │ОК-15   

   │типологии  культуры;  формы и│          │Эстетика          │ПК-1    

   │практики          современной│          │Методы изучения   │ПК-2    

   │культуры;   основы   культуры│          │культуры          │ПК-3    

   │повседневности;        основы│          │Лингвистика и     │ПК-4    

   │изучения     и     сохранения│          │семиотика         │ПК-5    

   │памятников      истории     и│          │Социальная и      │ПК-6    

   │культуры; основы российской и│          │культурная        │ПК-7    

   │зарубежной     культуры     в│          │антропология      │ПК-8    

   │исторической динамике; основы│          │Техники анализа   │ПК-9    

   │истории      литературы     и│          │текстов культуры  │ПК-10   

   │искусства;   историю  религий│          │Методика          │ПК-11   

   │мира  в  контексте  культуры;│          │преподавания      │ПК-12   

   │основы          межкультурных│          │Культурологии     │ПК-13   

   │коммуникаций  и взаимовлияния│          │Культурно-        │ПК-14   

   │культур;          направления│          │исторический      │ПК-15   

   │межэтнического              и│          │модуль:           │ПК-16   

   │межконфессионального диалога;│          │История культуры  │ПК-17   

   │уметь:                                 │История религий   │ПК-18   

   │логично          представлять│          │История искусств  │ПК-19   

   │освоенное             знание,│          │История литературы│ПК-20   

   │демонстрировать     понимание│          │История                   

   │системных взаимосвязей внутри│          │повседневности            

   │дисциплины                  и│          │Модуль современных│        

   │междисциплинарных отношений в│          │культурных форм и │        

   │современной науке; критически│          │практик:                  

   │использовать           методы│          │Массовая культура │        

   │современной      науки      в│          │Визуальная                

   │конкретной  исследовательской│          │культура                  

   │и      социально-практической│          │Культура массовых │        

   │деятельности;                          │коммуникаций              

   │применять современные теории,│          │Культура                  

   │концепции  и   инструментарий│          │социальных групп и│        

   │культурологии  в практической│          │движений                  

   │социокультурной деятельности;│          │Межкультурные             

   │оценивать            качество│          │коммуникации              

   │исследований    в   контексте│          │Культурная                

   │социокультурных      условий,│          │политика                  

   │этических                норм│          │Менеджмент в              

   │профессиональной                       │социокультурной           

   │деятельности;     выстраивать│          │сфере                     

   │технологии   обучения  новому│                                    

   │знанию;          обеспечивать│                                    

   │межкультурный     диалог    в│                                    

   │обществе;                                                        

   │владеть:                                                         

   │понятийным         аппаратом;│                                    

   │познавательными  подходами  и│                                    

   │методами  изучения культурных│                                    

   │форм.                                                            

   ├─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Вариативная   часть  (знания,│                                    

   │умения,  навыки  определяются│                                    

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.4│Физическая культура              2                       │ОК-16   

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.5│Учебная   и  производственная│ 12 - 16                    │ПК-1 - 20│

   │практики                                                         

   │(Практические умения и навыки│                                    

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.6│Итоговая государственная         12                      │ПК-1 - 20│

   │аттестация                                                       

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной     240                              

   │образовательной программы                                        

└───┴─────────────────────────────┴──────────┴──────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).

Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим модулям базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области культурологии:

социально-гуманитарный модуль;

коммуникативный модуль;

экономико-управленческий модуль;

математико-информационный модуль;

естественнонаучный модуль;

теоретико-культурный модуль;

культурно-исторический модуль;

модуль современных культурных форм и практик,

а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Общие требования к аттестации обучающихся по результатам прохождения учебных, производственных и других практик, определенных ООП вуза, включают в себя:

способность понимать специфику изучаемых культурных объектов и использовать современные методы для решения конкретных задач профессиональной деятельности;

навыки практической работы для выполнения исследований в соответствии с профилем;

навыки использования различных методов для решения практических задач в соответствии с профилем;

умение самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении работ в соответствии с профилем;

способность самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку информации;

владение практическими навыками в области организации при проведении научно-исследовательских и прикладных работ в соответствии с профилем;

умение вести и оформлять документацию.

По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка (зачет).

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области культурологии и других областей социально-гуманитарных знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024