Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 30 мая 1997 г. N 1050

 

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

С целью развития и совершенствования методов дистанционного образования и повышения образовательного уровня населения приказываю:

1. Утвердить Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования.

2. Утвердить следующий состав участников эксперимента:

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

негосударственное образовательное учреждение "Современный гуманитарный институт";

негосударственное образовательное учреждение "Московская высшая банковская школа";

негосударственное образовательное учреждение "Московский международный университет бизнеса и информационных технологий";

негосударственное образовательное учреждение "Международный институт гостиничного менеджмента и туризма";

негосударственное образовательное учреждение "Международный университет бизнеса и новых технологий";

негосударственное образовательное учреждение "Международный центр дистанционного обучения "ЛИНК";

(введено Приказом Минобразования РФ от 07.05.1998 N 1141)

негосударственное образовательное учреждение "Международный институт экономики и права".

(введено Приказом Минобразования РФ от 07.05.1998 N 1141)

3. Участникам эксперимента:

3.1. Разрешить в порядке эксперимента на период 1997 - 1999 годов создать в установленном порядке сеть филиалов для организации в них образовательного процесса по технологиям дистанционного образования по специальностям (направлениям) подготовки кадров из числа указанных в лицензиях вышеназванных вузов.

3.2. Организацию филиалов осуществить за счет внебюджетных средств вузов.

3.3. Представить в Управление лицензирования, аккредитации и нострификации необходимые документы для получения филиалами лицензий.

3.4. Ежегодно и по завершении эксперимента представлять отчеты о полученных результатах с предложениями по совершенствованию технологий дистанционного образования в Научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики и управления.

3.5. В договорах (контрактах) на обучение, заключаемых с обучающимися в филиалах, указывать, что в случае прекращения эксперимента, обучение будет продолжено в вузах по заочной форме обучения.

4. Научно-методическому совету по дистанционному образованию в области экономики и управления (Тихомирову В.П.):

4.1. Совместно с заинтересованными организациями разработать и до 01.10.97 представить в Министерство предложения по минимальным требованиям к материально-технической оснащенности образовательного учреждения (филиала) для реализации образовательных программ по технологиям дистанционного образования.

4.2. В составе совета с участием заинтересованных организаций сформировать рабочую группу по обобщению опыта применения технологий дистанционного образования.

4.3. Ежегодно и по завершении эксперимента обобщать результаты и вносить предложение о продлении (завершении) эксперимента в Министерство.

5. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву В.Н.):

5.1. Оформить и выдать лицензии филиалам указанных в п. 2 вузов на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по технологиям дистанционного образования сроком на 2 года (до 01.07.99). Оформление лицензий осуществить по представлении в Управление документов согласно п. п. 1, 4 - 9, 11, 12, 15 приложения N 1 к Приказу Госкомвуза России от 07.02.94 N 108, а также утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Сведения по п. 9, 12 упомянутого приложения могут быть заменены данными об обеспеченности филиалов учебно-дидактическими материалами или телевизионными и компьютерными средствами обучения.

5.2. При установлении контрольных нормативов лицензий и предельного контингента обучающихся:

применять норматив обеспеченности учебно-дидактическими материалами, а также телевизионными и компьютерными средствами обучения по дисциплинам образовательных программ, соответствующий 1,0 экземпляру на одного обучающегося:

использовать нормативы по обеспечению общей площадью, применяемые для очно-заочной (вечерней) формы обучения.

6. Рекомендовать использование дистанционных методов обучения в первую очередь для переподготовки специалистов или на территориях, слабо обеспеченных квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, но имеющих достаточную материально-техническую оснащенность.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского.

 

Министр

В.Г.КИНЕЛЕВ

 

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказом Минобразования России

от 30 мая 1997 г. N 1050

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Постановления Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.05.95 N 6 "О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России", Приказа Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 29.12.95 N 1726 "О структуре и организации работы Головного совета по дистанционному образованию" в целях создания и развития системы дистанционного образования.

 

1. Общие положения

 

1.1. Дистанционное образование (ДО) является одним из методов получения образования по заочной форме обучения, основанном на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах связи и передачи информации.

1.2. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организационную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

Гибкость. Обучающиеся системы дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, учебный курс которых освоен обучающимся, создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных методов образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по очной форме. Относительная низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например в выходные дни.

Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Специализированный контроль качества знаний. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные контрольные мероприятия (экзамены, тестирование).

Использование специализированных технологий и средств обучения. Технологии дистанционного образования - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного под контролем преподавателя освоения определенного массива знаний. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах, предназначенных для ДО, и соответствует государственным образовательным стандартам (госстандартам).

1.3. Технологии дистанционного образования включают в себя:

комплекты ("кейсы") специальных учебных пособий для системы ДО в твердых копиях;

электронную почту;

телеконференции по электронной почте;

электронные библиотеки;

доступ к базам данных в оперативном режиме;

голосовую почту;

видеокассеты;

электронные учебники;

лазерные диски и учебные пособия в среде мультимедиа;

системы телекоммуникаций;

телевидение.

1.4. Обучение в СДО предполагает самостоятельное изучение обучающимися отдельных учебных курсов под руководством преподавателя - консультанта (тьютора) с использованием учебно-практических пособий для СДО, а также современных средств обучения (компьютерных, телекоммуникационных и т.п.).

Телевизионные средства обучения включают видеолекции коллективного или индивидуального использования с помощью кабельного или спутникового телевидения, а также телевизионные занятия в интерактивном режиме.

Компьютерные средства обучения включают электронные учебники, мультимедийные курсы, тренинговые программы с обратной связью (супертьюторы), учебные задачи на профессиональных программах (профтьюторы), операционные игры (комплеи) с роботом или сетевые игры, а также занятия с использованием сетей типа "Интернет".

Дистанционные средства обучения включают активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, а также проблемные и междисциплинарные лекции, читаемые в виртуальных образовательных средах.

 

2. Порядок проведения эксперимента

 

2.1. Основной задачей проведения эксперимента является апробирование методов дистанционного образования с целью представления образовательных услуг всем лицам, заинтересованным в получении высшего и дополнительного профессионального образования.

2.2. В эксперименте участвуют:

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

негосударственное образовательное учреждение "Современный гуманитарный институт";

негосударственное образовательное учреждение "Московская высшая банковская школа";

негосударственное образовательное учреждение "Московский международный университет бизнеса и информационных технологий";

негосударственное образовательное учреждение "Международный институт гостиничного менеджмента и туризма";

негосударственное образовательное учреждение "Международный университет бизнеса и новых технологий".

2.3. При проведении эксперимента в течение второго года состав его участников решением Министерства может быть расширен за счет вузов, использующих технологии дистанционного образования и имеющих достаточную материально-техническую оснащенность филиалов.

2.4. Обучение в СДО проводится по специальностям (направлениям) подготовки кадров из числа указанных в лицензиях соответствующих высших учебных заведений, участвующих в эксперименте, в соответствии с госстандартом.

2.5. Продолжительность эксперимента составляет два года (с 01.07.97 по 01.07.99).

2.6. Для проведения эксперимента филиалы вузов, участвующих в эксперименте, получают лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования сроком на два года (до 01.07.99).

2.7. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики до 01.07.97 разрабатывает и экспериментально внедряет технологии дистанционного образования.

2.8. Научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики и управления является координирующим органом по проведению эксперимента.

2.9. Для обобщения промежуточных и итоговых результатов эксперимента создается рабочая группа, включающая представителей учебных заведений, участвующих в эксперименте, и Научно-методического совета по дистанционному образованию в области экономики и управления.

 

3. Обучение в системе дистанционного образования

 

3.1. Прием студентов в вуз на дистанционное обучение по программам высшего профессионального образования производится в соответствии с правилами приема студентов, установленными для заочной формы обучения соответствующего вуза.

Гражданин, принятый на дистанционное обучение, по правам и обязанностям (статусу) приравнивается к студенту заочной формы обучения этого вуза.

3.2. Обучение в СДО по программам высшего профессионального образования проводится по дисциплинам различных уровней обучения:

3.2.1. Первый (базовый) уровень СДО составляет совокупность дисциплин, изучение которых позволяет учащимся получить необходимую теоретическую подготовку по основам будущей (возможной) специальности. Изучение дисциплин базового уровня дает начальные знания по специальности. Области применения базового уровня:

профориентация учащихся выпускных классов средней школы;

адаптация к системе дистанционного образования;

введение в специальность;

удовлетворение общих образовательных потребностей личности.

Изучение дисциплин базового уровня завершается выдачей сертификата об окончании изучения дисциплин базового уровня.

3.2.2. Второй (начальный) уровень СДО включает изучение дисциплин в объеме получения неполного высшего образования. Этот уровень включает цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и часть цикла общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных госстандартами. При успешном освоении дисциплин второго уровня обучающемуся выдается диплом о неполном высшем образовании.

3.2.3. Третий (профессиональный) уровень обучения СДО включает изучение дисциплин в объеме бакалавриата. Кроме дисциплин двух предыдущих уровней, при обучении на третьем уровне продолжается изучение цикла общепрофессиональных дисциплин в соответствии с госстандартом, цикла специальных дисциплин, дополнительные виды подготовки, факультативы. Завершается обучение итоговой аттестацией. При успешном освоении дисциплин третьего уровня и прохождении итоговой аттестации обучающемуся присваивается степень бакалавра и выдается соответствующий диплом бакалавра.

3.2.4. Четвертый (специальный) уровень обучения СДО составляет совокупность дисциплин, изучение которых позволяет обучающемуся получить необходимую теоретическую и практическую подготовку по избранной специальности, приобрести необходимые профессиональные знания и навыки, соответствующие требованиям, предъявляемым к специалисту с высшим образованием. Завершается четвертый уровень обучения прохождением итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о присвоении квалификации специалиста и выдаче ему диплома по специальности.

3.3. Обучение в СДО осуществляется по индивидуальному принципу. В рамках обучения в СДО обучающийся может изучить отдельные дисциплины или курсы ряда дисциплин, закончить обучение на любом уровне СДО с получением документа об образовании.

3.4. Дистанционное обучение осуществляется по индивидуальному графику для каждого обучающегося.

3.5. Содержание образования определяется индивидуальными учебными планами в соответствии с уровнем обучения и образовательной программой.

3.6. Учебный план для реализации образовательных программ высшего профессионального образования составляется обучающимся с учетом рекомендаций вуза на основе государственного образовательного стандарта.

3.7. Учебный план для реализации соответствующей программы дополнительного образования составляется обучающимся на основе перечня образовательных услуг, предоставляемых вузом.

3.8. На основе учебного плана составляются календарный график учебного процесса индивидуально для каждого обучающегося с указанием времени, выделяемого на лабораторно-экзаменационную сессию, самостоятельную работу в межсессионный период, перечень контрольных мероприятий и т.д.

3.9. Индивидуальные учебные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации.

3.10. Лицам, принятым на дистанционное обучение, выдается комплект учебных материалов (учебный план, учебно-практические пособия и др.) на полный или частичный (по желанию обучающегося) период обучения в вузе.

3.11. Для лиц, принятых на дистанционное обучение, кроме основных видов учебных занятий могут проводиться установочная и лабораторно-экзаменационная сессии.

Установочная сессия проводится в вузе или в его филиалах, организуемых в местах компактного проживания поступивших на первый курс продолжительностью, как правило, 7 - 10 дней. Содержание и объем занятий, проводимых в установочную сессию, устанавливается выпускающей кафедрой.

Лабораторно-экзаменационная сессия - это завершение итогов самостоятельной работы обучающегося в межсессионный период.

Лабораторно-экзаменационная сессия может проводиться в течение всего учебного года по предварительной записи студентов в сроки, наиболее удобные для обучающихся, с чередованием потоков по курсам и группам обучения.

Лабораторно-экзаменационные сессии могут проводиться в вузе или в его филиалах, организуемых в местах компактного проживания обучающихся.

Организация и порядок проведения лабораторно-экзаменационных сессий устанавливается ректором вуза.

В качестве системы контроля занятий слушателей в СДО применяются:

проверка письменных работ;

тестирование:

зачеты;

экзамены.

3.12. В филиалах организуется весь образовательный процесс за исключением осуществляемых в базовых вузах обработки материалов вступительных испытаний и текущей аттестации по дисциплинам, оценка знаний по которым выносится в документы об образовании, проведения итоговой аттестации выпускников.

3.13. В целях обеспечения должного руководства самостоятельной работой студента, контроля выполнения им учебного плана и усвоения учебного материала в установленном объеме вводится прикрепление студента к преподавателю-консультанту (тьютору) как на весь период обучения, так и на период изучения конкретной дисциплины.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018