Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2010 г. N 16250

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 13 января 2010 г. N 12

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073000 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 13 января 2010 г. N 12

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073000 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

НИИ        - научно-исследовательские институты;

ОК         - общекультурные компетенции;

ООП        - основная образовательная программа;

ПК         - профессиональные компетенции;

СМИ        - средства массовой информации;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
  освоения ООП 
(для очной формы
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 магистратуры

      68     

   магистр  

     2 года    

  120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, по решению ученого совета вуза.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: культурно-эстетическую и музыкально-просветительскую среду, исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства, педагогические системы в области музыкального искусства, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы, музыкальное исполнительство, сочинение и аранжировку, рекламу и музыкальный менеджмент.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: средства массовой информации, издательства, редакции газет и журналов, авторы-создатели произведений музыкального искусства, культурная и духовная среда, внутренний мир человека, творческие коллективы, исполнители, произведения музыкального искусства и культуры, учреждения культуры и архивы, обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, профессиональные ассоциации, научно-исследовательские учреждения.

4.3. Магистр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

культурно-просветительской, музыкально-журналистской, рекламной и редакторской деятельности в средствах массовой информации (СМИ);

педагогической;

художественно-творческой;

организационно-управленческой;

научно-методической;

научно-исследовательской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области культурно-просветительской, музыкально-журналистской, рекламной и редакторской деятельности в СМИ:

осуществление постоянной связи со средствами массовой информации (радио, телевидение, интернет, периодические издания) с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры; подготовка и публикация информационных материалов о творческой жизни музыкального коллектива, автора музыкального произведения; участие в проведении пресс-конференций, других PR-акций; разработка тем лекций (лекций-концертов), выступление с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры; участие в качестве ведущего в концертных программах; участие в формировании репертуара для организаций музыкально-исполнительских искусств; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; готовность к работе в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах связей с общественностью, создание собственных материалов для СМИ, привлечение к сотрудничеству со СМИ культурной общественности и разных слоев аудитории; выполнение редакционной работы в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; участие в издательской деятельности в организациях отрасли культуры и искусства, выполнение переводов текстов в области музыкальной культуры и искусства, составление рекламных текстов на русском и иностранном языках;

в области педагогической деятельности:

преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей предметов в области музыкального искусства, в том числе и преподавание игры на музыкальном инструменте согласно профильной направленности ООП; планирование учебного процесса, изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса; осуществление профессионального и личностного роста;

в области художественно-творческой деятельности:

участие в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: осуществление исполнения музыкальных произведений и программ, в том числе в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества; сочинение музыкальных произведений и аранжировка; художественное руководство творческими коллективами (древнерусского певческого искусства, фольклорного творчества, хорового творчества), овладение навыками репетиторской работы с творческими коллективами, практическое освоение репертуара творческих коллективов; выстраивание драматургии концертной программы; выполнение обработок музыкального материала для радио, кино и телепередач, работа с электронной аппаратурой, совершенствование мастерства в области звукозаписи и трансляции звука, композиции;

в области организационно-управленческой деятельности:

осуществление функций руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации, учебные заведения), в творческих союзах и обществах; работа с авторами (композиторами, аранжировщиками, инсценировщиками, либреттистами, поэтами); рассмотрение авторских заявок и вынесение по ним заключений, осуществление учета и контроля за выполнением договорных обязательств, организация творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

в области научно-методической деятельности:

разработка образовательных программ, инновационных методик и дисциплин, учебно-методических комплексов, создание условий для внедрения инновационных методик и дисциплин в педагогический процесс; изучение ресурсов образовательных систем и проектирование программ развития образовательных систем в области музыкального искусства и педагогики;

в области научно-исследовательской деятельности:

самостоятельное определение исследовательской проблемы в области музыкального искусства, культуры, педагогики и выполнение научно-технической работы, научных исследований, в том числе в стационарных и полевых условиях, выполнение расшифровки и обработки экспедиционных материалов; осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях; исследование музыкально-исторических событий, произведений, слушательской аудитории и аудитории обучающихся; использование ресурсного обеспечения научных исследований, овладение основными приемами нахождения и научной обработки данных; оценка научно-практической значимости проведенного исследования; использование результатов исследования в своей профессиональной деятельности.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

на базе приобретенных знаний и умений, воспитания личностных качеств выпускник должен проявлять способность и готовность:

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-творческого профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

использовать на практике знания и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

свободно анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-7);

осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях (ОК-8);

аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);

использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-10);

использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

на базе приобретенных знаний и умений, воспитания личностных качеств выпускник должен проявлять способность и готовность:

в области культурно-просветительской, музыкально-журналистской, рекламной и редакторской деятельности в СМИ:

разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации музыкального искусства и культуры в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей средств массовых коммуникаций (ПК-1);

участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие PR-акции (ПК-2);

выполнять функции главного редактора в издательствах, в периодических изданиях искусств, а также в разделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-3);

осуществлять авторскую журналистско-критическую деятельность в форме проблемных статей, крупных обзоров, книг (разделов книг) (ПК-4);

проводить консультации по музыкально-культурным и историческим вопросам при создании, исполнении или постановке произведений музыкального и музыкально-театрального искусства (ПК-5);

в области педагогической деятельности:

преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования дисциплины, соответствующие профилю ООП (ПК-6);

разрабатывать учебно-методические комплексы, методические пособия и материалы в соответствии с профилем преподаваемых предметов (ПК-7);

анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, владеть разнообразными педагогическими технологиями и методами в области музыкального образования (ПК-8);

в области художественно-творческой деятельности:

осуществлять художественно-творческую деятельность и представлять ее результаты общественности (ПК-9);

создавать художественно-творческую среду, в том числе уметь создавать музыкальные произведения различных жанров и делать аранжировки (ПК-10);

в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:

выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, образовательных учреждениях (ПК-11);

разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов (ПК-12);

осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в музыкально-театральных и концертных организациях (ПК-13);

применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-14);

осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства по пропаганде и распространению их продукции, выполнять заказы организаций в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства (ПК-15);

применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-16);

в области научно-методической деятельности:

разрабатывать новые образовательные программы и создавать условия для их внедрения в практику (ПК-17);

проводить мониторинги, организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-18);

в области научно-исследовательской деятельности:

выполнять научные исследования в области истории, теории музыкального искусства, культуры и образования (ПК-19);

руководить отдельными этапами (разделами) НИР, небольшими исследовательскими проектами, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-20);

осуществлять различные исследования в области социально-культурной сферы, в том числе зрительской/слушательской аудитории (ПК-21);

организовывать и проводить работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением образцов музыкально-фольклорного творчества или древнерусского певческого искусства (ПК-22);

ориентироваться в проблемном поле искусствоведения и педагогической науки (ПК-23);

применять основные положения и методы психолого-педагогических наук и искусствоведения, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального искусства и образования (ПК-24);

оперировать основными теоретическими знаниями в области музыкального искусства и педагогики (ПК-25).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌───┬───────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬─────────┐

│Код│   Учебные циклы, разделы и    │Трудоем- │    Перечень     │Коды    

     проектируемые результаты их  │кость      дисциплин для  │формируе-│

              освоения            │(зачетные│    разработки   │мых     

                                  │единицы) │    примерных    │компетен-│

                                  │<*>         программ, а   │ций     

                                           │ также учебников │        

                                               и учебных            

                                                пособий             

├───┼───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

│М.1│Общенаучный цикл               │ 20 - 30 │1. Философия     │ОК-1 - 11│

   │Базовая часть                    7 - 10 │науки и          │ПК-2    

   │В результате изучения базовой           │искусства        │ПК-13   

   │части цикла обучающийся должен:│         │2. Иностранный   │ПК-14   

   │знать:                                  │язык             │ПК-20   

   │методологические   подходы    к│                          │ПК-21   

   │историческим  и   теоретическим│                          │ПК-23   

   │исследованиям      в      сфере│                          │ПК-24   

   │искусства,  культуры  и  науки;│                          │ПК-25   

   │современные            проблемы│                                  

   │искусствоведения и музыкального│                                  

   │искусства;             основные│                                  

   │закономерности         развития│                                  

   │искусства в контексте  мирового│                                  

   │культурного           процесса;│                                  

   │философские  аспекты   познания│                                   

   │закономерностей   научного    и│                                  

   │художественного     творчества;│                                  

   │иностранный  язык   в   объеме,│                                  

   │достаточном  для   бытового   и│                                  

   │профессионального      общения;│                                  

   │уметь:                                                           

   │оперировать основными  знаниями│                                  

   │в области философии искусства и│                                  

   │культуры    на    основе     их│                                  

   │критического        осмысления;│                                  

   │применять    методы    научного│                                  

   │исследования явлений искусства;│                                  

   │формулировать и решать  задачи,│                                  

   │возникающие  в   ходе   научно-│                                  

   │исследовательской деятельности,│                                  

   │выбирать   необходимые   методы│                                  

   │исследования,    модифицировать│                                  

   │существующие  и   разрабатывать│                                  

   │новые научные  подходы,  исходя│                                  

   │из      задач       конкретного│                                  

   │исследования,      обрабатывать│                                  

   │полученные          результаты,│                                  

   │анализировать и осмысливать  их│                                  

   │с  учетом  современных  научных│                                  

   │данных,   свободно   вести   на│                                  

   │иностранном языке беседу-диалог│                                  

   │с носителем языка по  проблемам│                                  

   │искусствознания,         читать│                                  

   │литературу  по   специальности,│                                  

   │переводить      тексты       по│                                  

   │специальности   без    словаря,│                                  

   │составлять  научные  тексты  на│                                  

   │иностранном              языке;│                                  

   │совершенствовать  и   развивать│                                  

   │свой интеллектуальный уровень в│                                  

   │профессиональной         сфере;│                                  

   │осуществлять        комплексное│                                   

   │научное исследование;                                            

   │владеть:                                                         

   │навыками           критического│                                  

   │осмысления  явлений  искусства;│                                  

   │методологией  ведения   научных│                                  

   │исследований     в      области│                                  

   │музыкального    искусства     и│                                  

   │педагогики;    профессиональной│                                  

   │культурой изложения материала и│                                  

   │навыками   научной    полемики;│                                  

   │проблематикой и методологией  в│                                  

   │области  музыкальной  науки   и│                                  

   │педагогики на уровне требований│                                  

   │программы      соответствующего│                                  

   │приемного      экзамена       в│                                  

   │аспирантуру;      одним      из│                                  

   │иностранных  языков  на  уровне│                                  

   │требований приемного экзамена в│                                  

   │аспирантуру; знаниями в области│                                  

   │философских  наук   на   уровне│                                  

   │требований     соответствующего│                                  

   │приемного      экзамена       в│                                  

   │аспирантуру; методами  научного│                                  

   │исследования,    инновационными│                                  

   │технологиями     и     методами│                                  

   │выявления       проблем       в│                                  

   │профессиональной сфере                                            

   ├───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть              │ 13 - 20 │                         

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

│М.2│Профессиональный  цикл         │ 40 - 30 │1. Проблемы      │ОК-9    

   │Базовая (общепрофессиональная) │ 13 - 10 │музыкальной      │ОК-10   

   │часть                                   │педагогики и     │ОК-11   

   │В результате  изучения  базовой│         │психологии       │ПК-1    

   │части цикла обучающийся должен:│         │2. Современные   │ПК-2    

   │знать:                                  │проблемы         │ПК-5    

   │историю развития и  современные│         │музыкального     │ПК-6    

   │проблемы           музыкального│         │искусства и      │ПК-7    

   │образования;           основные│         │науки            │ПК-8    

   │закономерности его  развития  в│         │3. Исполнительст-│ПК-9    

   │контексте              мирового│         │во на музыкальном│ПК-10   

   │образовательного  пространства;│         │инструменте      │ПК-17 - 

   │принципы             реализации│                          │25      

   │образовательных,  в  том  числе│                                  

   │инновационных  программ,   виды│                                   

   │педагогической  деятельности  и│                                  

   │методической работы,  различные│                                  

   │отечественные   и    зарубежные│                                  

   │методики  обучения   в   высших│                                  

   │учебных заведениях;                                              

   │уметь:                                                           

   │грамотно  разбирать,   свободно│                                  

   │читать  с  листа  и   исполнять│                                  

   │музыкальные        произведения│                                  

   │согласно  стилевым   нормам   и│                                  

   │традициям;                                                       

   │владеть:                                                         

   │навыками           критического│                                  

   │осмысления проблем музыкального│                                  

   │образования,          методикой│                                  

   │преподавания,   в   том   числе│                                  

   │инновационного    обучения    в│                                  

   │высших   учебных    заведениях;│                                  

   │навыками        художественного│                                  

   │исполнения    на    музыкальном│                                  

   │инструменте произведений разных│                                  

   │стилей и жанров                                                  

   ├───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,     │ 27 - 20 │                         

   │умения, навыки определяются ООП│                                  

   │вуза)                                                            

├───┼───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

│М.3│Практики и научно-                57                     │ОК-1 - 11│

   │исследовательская работа                                 │ПК-1 - 25│

   │практические умения и навыки                                     

   │определяются ООП вуза                                            

├───┼───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

│М.4│Итоговая государственная           3                             

   │аттестация                                                       

├───┼───────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной       120                            

   │образовательной программы                                        

└───┴───────────────────────────────┴─────────┴─────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, культуры, науки, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

При реализации вузом профильной направленности ООП в области этномузыкологии, древнерусского певческого искусства, музыкальной педагогики высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров на базе учебных творческих коллективов, сформированных из студентов вуза, обучающихся по данной ООП не менее чем на 90 процентов.

В случае введения в ООП магистратуры дисциплины "дирижирование" вуз обязан планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения дисциплин "работа с хором", "вокальный класс" и "хоровой класс" вуз обязан планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, исполнительской, художественно-творческой), для ООП магистратуры являются семинар, практические занятия в виде репетиций и творческих выступлений, продолжающиеся на регулярной основе в период обучения.

К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП магистратуры должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки организационно-управленческой и художественно-творческой деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и реализация коллективных проектов, проведение мастер-классов, творческих встреч, ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:

Иностранный язык,

Проблемы музыкальной педагогики и психологии,

Современные проблемы музыкального искусства и науки,

Исполнительство на музыкальном инструменте.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры могут предусматриваться следующие виды практик:

научно-исследовательская;

педагогическая;

архивно-библиографическая;

лекторская;

журналистская;

исполнительская;

фольклорно-этнографическая (экспедиционная);

творческая;

музыкально-редакторская;

арт-менеджерская.

Конкретные виды практик определяются профильной направленностью ООП магистратуры. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым потенциалом, на базе учебно-творческих коллективов вуза. Фольклорно-этнографическая (экспедиционная) практика проводится за пределами теоретического курса после первого года обучения в течение 5 - 10 дней.

7.16. Научно-исследовательская и/или художественно-творческая работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общенаучных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской и/или художественно-творческой работы обучающихся:

научно-исследовательская работа:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

художественно-творческая работа:

планирование художественно-творческой работы, включающее выбор тематики, ознакомление с художественными образцами, подбор репертуара;

практическое освоение репертуара или музыкального произведения;

публичная презентация выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской и/или художественно-творческой работы и в ходе защиты/презентации ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в структурных подразделениях вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием у обучающегося профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной, научно-методической или художественно-творческой деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 85 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 85 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.

Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание заслуженный артист Российской Федерации.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, вести активную художественно-творческую деятельность в профильном виде искусства, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудиовидеофондами, мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один - два экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, соответствующих профессиональному циклу.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

Работа концертмейстеров в соответствии с п. 7.2 настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета от 100 до 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);

малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);

библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);

учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;

учебные аудитории для занятий по предметам профессионального цикла;

учебные аудитории (лаборатории), оборудованные аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением, электронными музыкальными инструментами, приборами синтеза и обработки звука.

Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами (для одного обучающегося по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями.

Вуз должен быть обеспечен диктофонами (не менее 0,5 единицы на одного студента), видеомагнитофонами, техникой кино- и видеосъемки (не менее одной единицы каждого вида техники на учебную группу). Необходимо наличие настольной издательской системы, специализированной лаборатории аудиовидеозаписи, фотолаборатории.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети Интернет в объеме не менее двух часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общенаучных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании индивидуальных оценочных средств должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских и художественно-творческих работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных образовательных учреждений, художественно-творческих организаций и объединений, предприятий, научно-исследовательских институтов, органов управления культуры), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации или художественно-творческого проекта в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой завершенную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида деятельности или видов деятельности, к которым готовится магистр.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в областях:

теории и истории музыкального искусства и культуры;

музыкальной педагогики и психологии;

музыкальной журналистики и редакторской деятельности в СМИ;

композиции;

аранжировки;

этномузыкологии;

древнерусского певческого искусства;

арт-менеджмента;

рекламной деятельности;

перевода профессиональных текстов;

музыкальной терапии.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общенаучные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, а также, в соответствии с профильной направленностью ООП, на высоком художественном уровне представлять результаты творческой (музыкально-исполнительской) работы.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024