Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 23 мая 1997 г. N 994

 

О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОБЛЕМАМ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУКИ И НАУЧНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

КОНКУРСОВ ПРОЕКТОВ

 

В целях создания конкурсных условий отбора инновационных проектов, объективности и обоснованности принятия решений по основным вопросам, связанным с инновационной деятельностью высшей школы, и в соответствии с Приказом Минобразования России от 25.02.97 N 260 приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о системе независимой экспертизы по проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы (Приложение N 1).

1.2. Порядок проведения конкурсов проектов (программ, разработок) в сфере инновационной деятельности высшей школы (Приложение N 2).

2. Поручить Фонду содействия инновационной деятельности высшей школы (Андрееву Г.Г.) формирование и ведение банка данных независимых экспертов из числа высококвалифицированных специалистов высшей школы и отраслей.

3. Ректорам высших учебных заведений, руководителям учреждений и организаций, подведомственных Минобразованию России, принять участие в формировании банка данных независимых экспертов.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Первый заместитель Министра

А.Н.ТИХОНОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Минобразования РФ

от 23 мая 1997 г. N 994

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОБЛЕМАМ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУКИ

И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Настоящее Положение разработано в соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 25.02.97 N 260 и призвано обеспечить создание конкурсных условий отбора инновационных программ и проектов, объективности и обоснованности принятия решений по основным проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы.

 

1. Общие положения

 

1.1. Независимая экспертиза в сфере науки и научного обслуживания высшей школы по проблемам инновационной деятельности (далее - экспертиза) представляет собой специализированную оценочно-аналитическую и (или) исследовательскую деятельность, направленную на информационное обеспечение решений по важнейшим видам инновационной деятельности.

1.2. Экспертиза является составной частью инновационной деятельности высшей школы.

1.3. Экспертиза представляет собой систему реализации установленных и регламентированных принципов и правил подготовки экспертно-аналитических данных по различным вопросам инновационной деятельности в системе высшей школы.

1.4. Организационная структура экспертизы объединяет Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы (далее - Фонд), филиалы и хозяйственные общества этого Фонда, с которыми взаимодействуют независимые экспертные организации, советы и комиссии, создаваемые или привлекаемые головными организациями по инновационным научно-техническим программам, высшими учебными заведениями и другими организациями, подведомственными Минобразованию России.

1.5. Экспертиза основывается на едином нормативном, организационном и методическом обеспечении, осуществляемом Минобразованием России, и непосредственно экспертной работе, проводимой Фондом и указанными в п. 1.4 настоящего Положения экспертными советами и комиссиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами Минобразования России, а также настоящим Положением.

1.6. Экспертиза, проводимая по поручению Минобразования России, по просьбам других министерств, ведомств, общественных и научных организаций, а также негосударственных организаций (предприятий, фирм, фондов), выполняется на договорной основе.

1.7. По результатам экспертизы Фонд составляет мотивированное экспертное заключение.

 

2. Цели экспертизы

 

Целями экспертизы являются:

всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором приоритетов, обоснованием размеров финансирования и распределением средств по отдельным приоритетным направлениям инновационной деятельности высшей школы;

создание конкурсных условий отбора объектов инновационной деятельности высшей школы;

объективная оценка научно-технической и народно-хозяйственной значимости представленных на экспертизу инновационных научно - технических программ и проектов;

выработка рекомендаций в части финансирования инновационной деятельности высшей школы и повышения эффективности контроля за расходованием средств, выделяемых на развитие инновационной деятельности высших учебных заведений;

научное и методологическое обеспечение развития инновационной деятельности высшей школы.

 

3. Принципы экспертизы

 

Экспертиза строится на принципах:

системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения;

независимости привлекаемых к работе экспертов и отсутствия их заинтересованности в искажении получаемых результатов;

соответствия используемой информационной и технической базы условиям проводимой экспертизы;

комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;

объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы;

гласности результатов экспертизы.

 

4. Виды экспертизы

 

4.1. Экспертиза осуществляется в виде комплексной или специализированной экспертизы, которая организуется и проводится Фондом или указанными в п. 1.4 настоящего Положения экспертными организациями, советами и комиссиями.

4.2. Комплексная экспертиза включает в себя научно-техническую, финансово-экономическую, патентно-правовую оценки объектов инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы.

4.3. Специализированная экспертиза включает в себя оценку объектов инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы по одному из направлений:

научно-техническому;

финансово-экономическому;

патентно-правовому.

Кроме того, при необходимости может быть проведена дополнительная специализированная экспертиза: юридическая, экологическая, в области охраны труда, а также по другим направлениям.

Научно-техническая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать научно-технический уровень работы (заявителя), ее новизну, четкость понимания заявителем решаемой проблемы и возможность ее эффективного решения, включая в необходимых случаях правильность понимания заявителем состояния рынка и принятой модели решения проблемы сбыта.

Финансово-экономическая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать степень экономической устойчивости заявителя, обоснованность финансового плана, реальную способность заявителя сделать в установленном порядке необходимые отчисления средств в Фонд.

Патентно-правовая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать наличие авторских прав заявителя на выполняемую работу (защищенных авторскими свидетельствами, патентами, оформленными "ноу-хау"), а в некоторых случаях - наличие сертификата качества или сертификата соответствия продукции нормативным требованиям.

 

5. Объекты экспертизы

 

5.1. Объекты экспертизы и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае ее заказчиками.

5.2. Объектами экспертизы являются представляемые на конкурс предложения, проекты, разработки, программы в сфере инновационной деятельности высшей школы, реализация которых отвечает интересам государства и требует привлечения финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов.

5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены:

инновационные научно-технические программы и проекты высшей школы, определяющие приоритеты научно-технического и технологического развития;

промежуточные и конечные результаты выполнения указанных программ и проектов, начиная с момента организации исследований и до предъявления готового продукта;

новые научные идеи, современные технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности производства, развитию социальной сферы, экономному расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации;

проекты и варианты решений, направленные на преобразование существующих и создание новых инновационных структур;

разработки и предложения, проекты нормативных, правовых и законодательных актов, относящихся к проблемам развития инновационной деятельности высшей школы.

Перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться Минобразованием России в зависимости от конкретных условий.

 

6. Субъекты экспертизы

 

6.1. Субъектами экспертизы являются юридические и физические лица, выполняющие основные функции экспертизы, связанные с ее организацией и проведением.

6.2. По характеру своего участия в процессе экспертизы субъекты подразделяются на ее заказчиков, заявителей, организаторов и исполнителей (экспертов).

6.3. Заказчиками экспертизы выступают Минобразование России и его подведомственные организации, инновационный совет при Минобразовании России, другие министерства и ведомства, негосударственные организации (фирмы, фонды и др.), заинтересованные в получении экспертного заключения.

6.4. Заявителями являются высшие учебные заведения, организации и учреждения, которые представляют заказчику необходимую документацию на объект экспертизы.

6.5. Организаторами экспертизы являются Фонд, филиалы и хозяйственные общества Фонда, а также экспертные организации, советы и комиссии, указанные в п. 1.4 настоящего Положения, проводящие конкретную организационную работу, в том числе при необходимости по договору (соглашению) с указанным Фондом.

6.6. Исполнителями экспертизы являются высококвалифицированные ученые и специалисты, высшие учебные заведения, существующие или специально создаваемые экспертные советы, комиссии, творческие коллективы, общественные, коммерческие и иные организации, профессионально занимающиеся экспертно-аналитической деятельностью.

6.7. Субъекты экспертизы в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобразования России и других органов государственного управления, настоящим Положением.

 

7. Организация экспертизы

 

7.1. Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, заявителями, организаторами и исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.

7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание ее организатору по согласованным стандартам, обеспечивает целевое финансирование проводимых экспертных работ, рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения и определяет свое отношение к ним. Заявитель несет расходы на проведение экспертизы в размере 0,3% от стоимости объекта экспертизы. НДС не входит в указанную сумму.

7.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы в соответствии с единой технологической схемой, при необходимости создает экспертную комиссию и назначает ее председателя, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает информационную, техническую, нормативно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, составляет и представляет заказчику мотивированное экспертное заключение.

7.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает предоставленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавливает и передает организатору экспертизы подписанное им обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в договорах. В случае создания экспертной комиссии указанное заключение рассматривается на заседании комиссии и с учетом этого рассмотрения подписывается председателем комиссии.

7.5. По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно и независимо с последующим сопоставлением заказчиком или организатором полученных результатов.

7.6. Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений по объектам экспертизы.

7.7. Экспертные заключения по объектам экспертизы, указанным в п. 5 настоящего Положения, могут быть положительными или отрицательными.

Положительное заключение экспертизы является одним из обязательных условий финансирования объекта экспертизы.

Последствием отрицательного заключения экспертизы является отказ от финансирования объекта экспертизы.

7.8. Конкретное использование результатов проведенной экспертизы относится к компетенции Минобразования России.

7.9. По просьбе заявителя его знакомят с экспертными заключениями без раскрытия имен экспертов.

7.10. В случае отрицательного заключения экспертизы заказчик по просьбе заявителя вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки заявителем с учетом замечаний, изложенных в экспертном заключении.

7.11. Субъекты экспертизы несут ответственность за нарушение ее принципов, организационных и правовых норм ее проведения, своих договорных обязательств в установленном законом порядке.

7.12. По просьбе заявителя организатор и исполнитель гарантируют конфиденциальность сведений, предоставленных заявителем на экспертизу.

7.13. Контроль за деятельностью системы экспертизы, расходованием выделяемых на нее средств, качеством получаемых результатов осуществляют попечительский совет Фонда и Минобразование России.

 

8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы

 

8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы включает законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты Минобразования России, а также другие документы, регламентирующие отношения и правила взаимодействия между субъектами экспертизы, технические схемы ее проведения, общие требования к экспертам, возможности получения и использования служебной информации.

8.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатывается по инициативе Минобразования России исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования механизмов управления развитием инновационной деятельности науки и научного обслуживания высшей школы.

8.3. На нормативном уровне обеспечение экспертизы осуществляет Минобразование России в лице его управлений, рассматривающих и представляющих на утверждение руководства необходимые нормативные документы, касающиеся экспертной деятельности.

8.4. На организационно-методологическом и научно-методическом уровнях обеспечение экспертизы осуществляет Фонд, имеющий право:

привлекать к проведению экспертизы на договорной (контрактной) основе научные или иные организации, зарубежные фирмы, временные творческие коллективы, а также отечественных и иностранных ученых и специалистов;

финансировать научно-методические разработки и организационные мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы и создание систем ее обеспечения;

получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от их характера, мест расположения и прав пользования;

предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведения конкретной экспертизы информацию в соответствии с существующими правилами пользования ею;

рассматривать спорные вопросы по организации и проведению экспертизы, а также участвовать в их обсуждении в соответствии с действующим законодательством;

отклонять или отправлять на доработку заключения, выполненные экспертами с нарушением законодательных норм, порядка проведения экспертизы, требований настоящего Положения;

привлекать на договорной основе ученых и специалистов высших учебных заведений, других организаций для проведения научных работ по проблемам экспертизы;

взаимодействовать в пределах своей компетенции с ведомственными, общественными и иными экспертными организациями и подразделениями, экспертными органами субъектов Российской Федерации и иностранных государств с целью проведения консультаций, комплексных экспертиз, обмена опытом и научно-методическими разработками;

проводить в установленном порядке совещания, семинары, конференции по вопросам экспертизы, а также публиковать информацию о результатах проведения экспертизы, ее методологическом, организационном и техническом обеспечении.

 

9. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы

 

9.1. Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее организации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки в оценках и др.) рассматриваются заказчиком и организатором указанных работ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобразования России, уставом Фонда, настоящим Положением.

9.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения административных или экономических санкций против ее организаторов и исполнителей (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

 

Заместитель Начальника

Управления финансирования

научных исследований

и инноваций

С.К.СЕРГЕЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Минобразования РФ

от 23 мая 1997 г. N 994

 

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОЕКТОВ (ПРОГРАММ, РАЗРАБОТОК)

В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 25.02.97 N 260 и призван обеспечить создание конкурсных условий отбора инновационных программ, проектов, разработок, объективности и обоснованности принятия решений по основным проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы, финансируемым за счет средств федерального бюджета.

 

1. Общие положения

 

1.1. Конкурсы проводятся в целях активизации деятельности в научно-технической сфере высшей школы и эффективного использования научного потенциала вузов для решения основных проблем, связанных с развитием этой деятельности.

1.2. Участие в конкурсах принимают юридические лица - высшие учебные заведения, учреждения и организации, подведомственные Минобразованию России. Конкурсы проводятся на постоянной основе или в течение ограниченного срока при объявлении конкурса по определенной тематике.

1.3. Объектами конкурсов являются проекты, разработки, программы в сфере инновационной деятельности высшей школы, реализация которых отвечает интересам государства и требует привлечения финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, в том числе:

инновационные научно-технические программы и проекты высшей школы, определяющие приоритеты научно-технического и технологического развития;

новые научные идеи, современные технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности производства, развитию социальной сферы, экономному расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации;

проекты и варианты решений, направленные на преобразование существующих и создание новых организаций, занимающихся инновационной деятельностью;

разработки и предложения, проекты нормативных правовых и законодательных актов, относящихся к проблемам развития инновационной деятельности высшей школы.

1.4. Заказчиком конкурсов является Минобразование России, а организатором - Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы.

1.5. Источниками финансирования отобранных по результатам конкурсов проектов (программ, разработок) являются бюджетные средства.

1.6. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением конкурсов, осуществляется за счет заказчика.

 

2. Условия конкурсов

 

Требования к представляемым проектам (программам, разработкам), а также формы и сроки их представления определяются условиями проведения конкретного объявляемого конкурса и являются одинаковыми для всех участников конкурса.

 

3. Порядок проведения конкурсов

 

3.1. Минобразование России объявляет о проведении конкурса приказом, который доводится до сведения всех потенциальных претендентов на участие в конкурсе.

3.2. Конкретные сроки и порядок проведения конкурса, его экспертное сопровождение определяются условиями проведения объявленного конкурса, а также Положением о системе независимой экспертизы по проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы.

3.3. После прохождения экспертизы и по результатам конкурса Минобразование России либо по его поручению организатор экспертизы сообщает о принятом решении победителям конкурса и тем претендентам, чьи заявки были отклонены.

Отклоненные заявки не возвращаются.

 

Заместитель Начальника

Управления финансирования

научных исследований

и инноваций

С.К.СЕРГЕЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018