Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2010 г. N 16218

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2009 г. N 769

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 151900 КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 декабря 2009 г. N 769

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 151900 КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

3.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах <*>) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование ООП

  Квалификация (степень)  

  Нормативный 
 срок освоения
ООП (для очной
     формы    
  обучения),  
    включая   
последипломный
    отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

ООП магистратуры

      68     

  магистр  

  2 года <*>

  120 <**>

 

--------------------------------

<*> Иные нормативные сроки освоения ООП магистратуры устанавливаются Правительством Российской Федерации.

<**> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

совокупность методов, средств, способов и приемов науки и техники, направленных на создание и производство конкурентоспособной машиностроительной продукции за счет эффективного конструкторско-технологического обеспечения;

исследования, направленные на поддержание и развитие национальной технологической среды;

исследования, направленные на создание новых и применение современных производственных процессов и машиностроительных технологий, методов проектирования, средств автоматизации, математического, физического и компьютерного моделирования;

исследования с целью обоснования, разработки, реализации и контроля норм, правил и требований к машиностроительной продукции различного служебного назначения, технологии ее изготовления и обеспечения качества;

создание технологически ориентированных производственных, инструментальных и управляющих систем различного служебного назначения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

машиностроительные производства, их основное и вспомогательное оборудование, комплексы, инструментальная техника, технологическая оснастка, средства проектирования, автоматизации и управления;

производственные и технологические процессы машиностроительных производств, средства их технологического, инструментального, метрологического, диагностического, информационного и управленческого обеспечения, их исследование, проектирование, освоение и внедрение;

складские и транспортные системы машиностроительных производств; системы машиностроительных производств, обеспечивающие подготовку производства, управление им, метрологическое и техническое обслуживание, безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды;

средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения;

нормативно-техническая и плановая документация, системы стандартизации и сертификации;

средства и методы испытаний и контроля качества машиностроительной продукции.

4.3. Магистр по направлению подготовки 151900 Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

сервисно-эксплуатационная;

специальные виды деятельности.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "магистр" присваивается специальное звание "магистр-инженер".

4.4. Магистр по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

формулирование целей проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, определение приоритетов решения задач;

подготовка заданий на модернизацию и автоматизацию действующих в машиностроении производственных и технологических процессов и производств, средств и систем, необходимых для реализации модернизации и автоматизации;

подготовка заданий на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средств и систем их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения;

проведение патентных исследований, обеспечивающих чистоту и патентоспособность новых проектных решений, и определение показателей технического уровня проектируемых процессов, машиностроительных производств и изделий различного служебного назначения;

разработка обобщенных вариантов решения проектных задач, анализ вариантов и выбор оптимального решения, прогнозирование его последствий, планирование реализации проектов;

участие в разработке проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, обеспечивающих их эффективность;

составление описаний принципов действия проектируемых процессов, устройств, средств и систем конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;

разработка эскизных, технических и рабочих проектов машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения;

проведение технических расчетов по выполняемым проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средств и систем оснащения;

разработка функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

оценка инновационного потенциала выполняемого проекта;

разработка на основе действующих стандартов, регламентов методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации выполненных проектов;

оценка инновационных рисков коммерциализации проектов;

производственно-технологическая деятельность:

разработка и внедрение оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий;

модернизация и автоматизация действующих и проектирование новых эффективных машиностроительных производств различного назначения, средств и систем их оснащения, производственных и технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства;

выбор материалов, оборудования и других средств технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий;

эффективное использование материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств автоматизации, контроля, диагностики, управления, алгоритмов и программ выбора и расчета параметров технологических процессов, технических и эксплуатационных характеристик машиностроительного производства;

организация и эффективное осуществление контроля качества материалов, технологических процессов, готовых изделий;

обеспечение необходимой надежности элементов машиностроительных производств при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, планирование мероприятий по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции;

анализ состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;

разработка методик и программ испытаний изделий элементов, машиностроительных производств;

метрологическая поверка основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции;

стандартизация и сертификация продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов, изыскание повторного использования отходов производства и их утилизации;

исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его исправлению и устранению;

разработка мероприятий по обеспечению надежности и безопасности производства, стабильности его функционирования;

выбор систем экологической безопасности машиностроительных производств;

организационно-управленческая деятельность:

организация процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения;

организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;

организация работы по проектированию новых машиностроительных производств, их элементов, модернизации и автоматизации действующих;

организация работ по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий;

поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии;

оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества изделий машиностроения;

контроль за испытанием готовых изделий, средствами и системами машиностроительных производств, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных технологий, методов проектирования, автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством;

руководство разработкой нормативно-правовой документации, регламентирующей функционирование машиностроительных производств, адаптацией научно-технической документации к прогнозируемому совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, средств и систем машиностроительных производств;

подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;

оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности;

организация в подразделении работ по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, действующих технологий, производств, их элементов, по разработке проектов стандартов и сертификатов;

подготовка отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения;

организация работы по авторскому надзору при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий, объектов, внедрению технологий;

проведение маркетинга и подготовка бизнес-плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;

участие в разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;

участие в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем;

профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений;

научно-исследовательская деятельность:

разработка теоретических моделей, позволяющих исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований;

использование проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов машиностроительных производств;

разработка алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;

сбор, обработка, анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследований, выбор методов и средств решения практических задач;

разработка методик, рабочих планов и программ проведения научных исследований и перспективных технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей, научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований;

управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

фиксация и защита интеллектуальной собственности;

научно-педагогическая деятельность:

участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований;

постановка и модернизация отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам направления;

проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы студентов;

применение новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения;

сервисно-эксплуатационная деятельность:

организация и контроль работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламенту, техническому, эксплуатационному обслуживанию оборудования, средств и систем машиностроительных производств, участие в работах;

практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств;

выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств;

участие в организации диагностики технологических процессов, оборудования, средств и систем автоматизации и управления машиностроительных производств;

участие в организации приемки и освоения вводимых в производство: оборудования, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления;

составление заявок на оборудование, элементы машиностроительных производств;

специальные виды деятельности:

проведение работ по повышению квалификации сотрудников подразделений, занимающихся конструкторско-технологическим обеспечением машиностроительных производств.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских, проектных и производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способностью адаптироваться к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6);

способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-7);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);

способностью анализировать и критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-10).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

проектно-конструкторская деятельность:

способностью формулировать цели проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, строить структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач (ПК-1);

способностью реализовывать технические задания на модернизацию и автоматизацию действующих в машиностроении производственных и технологических процессов и производств, средства и системы, необходимые для реализации модернизации и автоматизации (ПК-2);

способностью разрабатывать технические задания на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средства и системы их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения (ПК-3);

способностью проводить патентные исследования, обеспечивающие чистоту и патентоспособность новых проектных решений, и определять показатели технического уровня проектируемых процессов, машиностроительных производств и изделий различного служебного назначения (ПК-4);

способностью разрабатывать обобщенные варианты решения проектных задач, анализировать и выбирать оптимальные решения, прогнозировать их последствия, планировать реализацию проектов (ПК-5);

способностью участвовать в разработке проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров (ПК-6);

способностью составлять описания принципов действия проектируемых процессов, устройств, средств и систем конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств (ПК-7);

способностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения (ПК-8);

способностью проводить технические расчеты по выполненным проектам, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средствам и системам оснащения (ПК-9);

способностью выполнять разработку функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования (ПК-10);

способностью проводить оценку инновационного потенциала выполняемого проекта (ПК-11);

способностью разрабатывать на основе действующих стандартов, регламентов методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации выполненных проектов (ПК-12);

способностью оценивать инновационные риски коммерциализации разрабатываемых проектов (ПК-13);

производственно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать и внедрять эффективные технологии изготовления машиностроительных изделий (ПК-14);

способностью участвовать в модернизации и автоматизации действующих и проектирование новых эффективных машиностроительных производств различного назначения, средств и систем их оснащения, производственных и технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-15);

способностью выбирать материалы, оборудование и другие средства технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий (ПК-16);

способностью эффективно использовать материалы, оборудование, инструменты, технологическую оснастку, средства автоматизации, контроля, диагностики, управления, алгоритмы и программы выбора и расчета параметров технологических процессов, технических и эксплуатационных характеристик машиностроительных производств (ПК-17);

способностью организовывать и эффективно осуществлять контроль качества материалов, технологических процессов, готовых изделий (ПК-18);

способностью разрабатывать мероприятия по обеспечению необходимой надежности элементов машиностроительных производств при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, планировать мероприятия по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции (ПК-19);

способностью проводить анализ состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа (ПК-20);

способностью участвовать в разработке методик и программ испытаний изделий, элементов, машиностроительного производства (ПК-21);

способностью осуществлять метрологическую поверку основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции (ПК-22);

способностью выполнять работы по стандартизации и сертификации продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПК-23);

способностью разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов, изысканию повторного использования отходов производства и их утилизации (ПК-24);

способностью проводить исследования причин появления брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его сокращению и устранению (ПК-25);

способностью разрабатывать мероприятия по обеспечению надежности и безопасности производства, стабильности его функционирования (ПК-26);

способностью выбирать системы экологической безопасности машиностроительных производств (ПК-27);

организационно-управленческая деятельность:

способностью участвовать в организации процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения (ПК-28);

способностью организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений, определять порядок выполнения работ (ПК-29);

способностью организовывать работы по проектированию новых машиностроительных производств, их элементов, модернизации и автоматизации действующих (ПК-30);

способностью организовывать работы по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий (ПК-31);

способностью осуществлять поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии (ПК-32);

способностью оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение требуемого качества изделий машиностроения (ПК-33);

способностью выполнять контроль за: испытанием готовых изделий, средствами и системами машиностроительных производств, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных технологий; методов проектирования, автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-34);

способностью руководить разработкой нормативно-правовой документации, регулирующей функционирование машиностроительных производств, адаптацией научно-технической документации к прогнозируемому совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, средств и систем производств (ПК-35);

способностью разрабатывать заявки на изобретения и промышленные образцы в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств (ПК-36);

способностью оценивать стоимость объектов интеллектуальной деятельности (ПК-37);

способностью участвовать в организации в подразделении работ по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, действующих технологий, производств, их элементов, по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-38);

способностью готовить отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения (ПК-39);

способностью организовывать работу по авторскому надзору при: изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий, объектов, внедрению технологий (ПК-40);

способностью участвовать в проведении маркетинга и подготовке бизнес-плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПК-41);

способностью участвовать в разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-42);

способностью участвовать в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем (ПК-43);

способностью участвовать в профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращении экологических нарушений (ПК-44);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования современных научных методов исследования (ПК-45);

способностью ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения (ПК-46);

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования (ПК-47);

способностью сравнивать новые экспериментальные данные с данными принятых моделей для проверки их адекватности и при необходимости предлагать изменения для улучшения моделей (ПК-48);

способностью использовать научные результаты и известные научные методы и способы для решения новых научных и технических проблем (ПК-49);

способностью анализировать и синтезировать находящуюся в распоряжении исследователя информацию и принимать на этой основе адекватные решения (ПК-50);

способностью ставить и решать прикладные исследовательские задачи (ПК-51);

способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-52);

способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать различную информацию (ПК-53);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ПК-54);

способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-55);

способностью разрабатывать теоретические модели, позволяющие исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПК-56);

способностью выполнять математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований (ПК-57);

способностью использовать проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов машиностроительных производств (ПК-58);

способностью разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение машиностроительных производств (ПК-59);

способностью выполнять сбор, обработку, анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследований, выбирать методы и средства решения практических задач (ПК-60);

способностью разрабатывать методики, рабочие планы и программы проведения научных исследований и перспективных технических разработок, готовить отдельные задания для исполнителей, научно-технические отчеты, обзоры и публикации по результатам выполненных исследований (ПК-61);

способностью управлять результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-62);

способностью осуществлять фиксацию и защиту интеллектуальной собственности (ПК-63);

научно-педагогическая деятельность:

способностью участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований (ПК-64);

способностью осуществлять постановку и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профилей направления (ПК-65);

способностью проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов (ПК-66);

способностью применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения (ПК-67);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью организовывать контроль работ по: наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, техническому, регламентному, эксплуатационному обслуживанию оборудования, средств и систем машиностроительных производств (ПК-68);

способностью применять на практике современные методы и средства определения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств и средств программного обеспечения, сертификационных испытаний изделий (ПК-69);

способностью выбирать методы и средства измерения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств (ПК-70);

способностью участвовать в организации диагностики технологических процессов, оборудования, средств и систем автоматизации и управления машиностроительных производств (ПК-71);

способностью участвовать в организации приемки и освоения вводимых в производство оборудования, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления (ПК-72);

способностью составлять заявки на оборудование, элементы машиностроительных производств (ПК-73);

специальные виды деятельности:

способностью выполнять работу по повышению квалификации сотрудников подразделений, занимающихся конструкторско-технологическим обеспечением машиностроительных производств (ПК-74).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌────┬──────────────────────────────┬─────────┬────────────────────┬──────┐

│Код │    Учебные циклы, разделы    │Трудоем- │ Перечень дисциплин │Коды 

    │и проектируемые результаты их │кость       для разработки   │форми-│

               освоения           │(зачетные│примерных программ, │руемых│

                                  │единицы) │а также учебников и │компе-│

                                  │<*>        учебных пособий   │тенций│

├────┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

│М.1 │Общенаучный цикл              │ 40 - 50 │Деловой             │ОК-1 

    │Базовая часть                 │ 10 - 14 │иностранный язык    │ОК-2 

    │В результате изучения базовой │         │Философские         │ОК-3 

    │части цикла обучающийся                │проблемы науки и    │ОК-4 

    │должен:                                │техники             │ОК-5 

    │знать:                                 │История и           │ОК-6 

    │- терминологию делового                │методология науки и │ОК-8 

    │иностранного языка;                    │производства        │ОК-10 │

    │- историю и тенденции                  │Экономическое       │ПК-1 

    │развития науки и техники;              │обоснование научных │ПК-4 

    │- современное состояние науки │         │решений             │ПК-5 

    │в отечественном и мировом              │Математическое      │ПК-10 │

    │машиностроении;                        │моделирование в     │ПК-11 │

    │- жизненный цикл изделий               │машиностроении      │ПК-12 │

    │машиностроительных произ-              │Компьютерные        │ПК-13 │

    │водств;                                │технологии в науке и│ПК-45 │

    │- структурный подход к                 │производстве        │ПК-46 │

    │проектированию, изготовлению, │                             │ПК-47 │

    │эксплуатации и переработки                                 │ПК-49 │

    │машиностроительных изделий -                               │ПК-50 │

    │методы решения научных и                                   │ПК-51 │

    │технических проблем в                                      │ПК-52 │

    │машиностроении;                                            │ПК-53 │

    │- проблемы: проектирования и                               │ПК-54 │

    │изготовления                                               │ПК-55 │

    │машиностроительных изделий;                                │ПК-56 │

    │производств, организации                                   │ПК-57 │

    │производственных потоков;                                  │ПК-58 │

    │- экономические и организа-                                │ПК-59 │

    │ционные аспекты компьютерного │                                  

    │интегрированного производства;│                                  

    │- методы и способы утилизации │                                  

    │изношенных изделий;                                             

    │- место науковедения в                                          

    │системе наук, взаимосвязи                                       

    │экономики и науковедения,                                       

    │структуру комплексной                                           

    │проблематики науковедения,                                      

    │характер развития науки;                                        

    │- организацию научного труда                                    

    │исследователей в области                                        

    │машиностроительных                                              

    │производств их                                                  

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения; │                                  

    │- методы оценки научной                                         

    │деятельности отдельных ученых │                                  

    │и коллективов исследователей; │                                  

    │- информационную концепцию                                      

    │научного процесса;                                              

    │- методику сравнительного                                       

    │анализа различных уровней                                       

    │научных знаний (базовый,                                        

    │новый, фактический,                                             

    │производственно-прикладной);                                    

    │- аспекты системности и                                         

    │математизации научных                                           

    │исследований;                                                   

    │- вопросы научного открытия,                                    

    │патентной информации,                                           

    │авторских прав, лицензий;                                       

    │- методы стоимостной оценки                                     

    │интеллектуальной                                                

    │собственности, определение                                      

    │затрат на ее разработку;                                        

    │- современные физико-                                           

    │математические методы,                                          

    │применяемые в инженерной и                                      

    │исследовательской практике;                                     

    │- методы построения моделей и │                                  

    │идентификации исследуемых                                       

    │процессов, явлений и                                            

    │объектов;                                                       

    │- технологию принятия                                           

    │статистических решений;                                         

    │- пакеты прикладных программ                                    

    │и компьютерной графике;                                         

    │- аспекты использования ЭВМ в │                                  

    │научных исследованиях;                                          

    │- методы компьютерного                                          

    │моделирования                                                   

    │машиностроительных                                              

    │производств, математические и │                                  

    │имитационные модели;                                            

    │- системы автоматизированного │                                  

    │проектирования САПР,                                            

    │инструментальные системы и                                      

    │языки программирования САПР;                                    

    │- автоматизированные системы                                    

    │управления и контроля                                           

    │машиностроительных произ-                                        

    │водств, компьютерно-микропро- │                                  

    │цессорные контроллеры;                                          

    │системы сбора и обработки                                       

    │данных;                                                         

    │- современные информационные                                    

    │технологии в образовании,                                       

    │технические средства и методы │                                  

    │обеспечения;                                                    

    │- методы и средства хранения                                    

    │и защиты компьютерной                                           

    │информации;                                                     

    │уметь:                                                          

    │- применять знания                                              

    │иностранного                                                    

    │языка при проведении рабочих                                    

    │переговоров и составлении                                       

    │условных документов;                                            

    │- применять методы управления │                                  

    │жизненным циклом                                                

    │машиностроительной продукции                                    

    │и ее качеством;                                                 

    │- использовать структурный                                      

    │подход к проектированию,                                        

    │изготовлению, эксплуатации и                                    

    │переработке                                                     

    │машиностроительной продукции; │                                  

    │- применять методы решения                                      

    │научных, технических,                                           

    │организационных проблем                                         

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- применять методы и способы                                    

    │утилизации изношенных изделий │                                  

    │машиностроения;                                                 

    │- применять методы                                              

    │организации научного труда                                      

    │при выполнении исследований,                                    

    │оценки научной деятельности                                     

    │ученых и коллектива                                             

    │исполнителей, сравнительного                                    

    │анализа уровня знаний;                                          

    │- проводить патентные                                           

    │исследования, мероприятия по                                    

    │защите авторских прав;                                          

    │- применять методы                                              

    │стоимостной оценки                                              

    │интеллектуальной                                                

    │собственности, определения                                      

    │затрат на ее разработку;                                        

    │- применять физико-                                             

    │математические методы при                                       

    │моделировании задач в области │                                  

    │машиностроительных                                              

    │производств и их                                                

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения; │                                  

    │- использовать пакеты                                           

    │прикладных программ и                                           

    │компьютерной графики, при                                       

    │решении инженерных и                                            

    │исследовательских задач;                                        

    │- применять методы компью-                                       

    │терного моделирования машино- │                                  

    │строительных производств,                                       

    │математические и                                                

    │кинематические модели;                                          

    │- применять САПР,                                               

    │инструментальные системы,                                       

    │языки программирования при                                      

    │решении инженерных и научных                                    

    │задач;                                                          

    │- использовать на практике                                      

    │автоматизированные системы                                      

    │управления и контроля                                           

    │машиностроительных                                              

    │производств - применять                                         

    │современные информационные                                      

    │образовательные технологии,                                     

    │технические средства и методы │                                  

    │обучения;                                                       

    │- применять методы и средства │                                  

    │защиты компьютерной                                             

    │информации;                                                     

    │владеть:                                                        

    │- навыками общения на                                           

    │иностранном языке;                                              

    │- идеологией структурного                                       

    │подхода к проектированию,                                       

    │изготовлению, эксплуатации и                                    

    │переработке                                                     

    │машиностроительной продукции; │                                  

    │- идеологией управления                                         

    │жизненным циклом                                                

    │машиностроительной продукции                                    

    │и ее качеством;                                                 

    │- навыками решения научных,                                     

    │технических, организационных                                    

    │и экономических проблем                                         

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- навыками организации                                          

    │научного труда, оценки                                          

    │научной деятельности                                            

    │исследователей, анализа                                         

    │уровня их знаний;                                               

    │- навыками проведения                                           

    │патентных исследований,                                         

    │практической охраны                                             

    │интеллектуальной                                                

    │собственности и оценки ее                                       

    │стоимости;                                                      

    │- навыками оценки                                               

    │экономической эффективности                                     

    │проводимых мероприятий в                                        

    │области конструкторско-                                         

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- навыками построения моделей │                                  

    │и решения конкретных задач в                                    

    │области машиностроительных                                      

    │производств, их                                                 

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения; │                                   

    │- навыками использования при                                    

    │решении поставленных задач                                      

    │программных пакетов для ЭВМ;                                    

    │- навыками использования при                                    

    │решении задач САПР,                                             

    │инструментальных систем,                                        

    │языков программирования,                                        

    │систем управления и контроля, │                                  

    │систем сбора и обработки                                        

    │данных;                                                         

    │- навыками применения                                           

    │современных образовательных                                     

    │технологий, технологических                                     

    │средств и методов обучения;                                     

    │- навыками практического                                        

    │применения хранения и защиты                                    

    │компьютерной информации.                                        

    ├──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

│М.2 │Профессиональный цикл         │ 57 - 67 │Методология         │ПК-1 -│

    │Базовая                       │ 16 - 20 │научных             │72   

    │(общепрофессиональная) часть           │исследований в           

    │В результате изучения базовой │         │машиностроении           

    │части цикла студент должен:            │Нанотехнологии в         

    │знать:                                 │машиностроении           

    │- методы и средства научных            │Надежность и             

    │исследований, используемых в           │диагностика              

    │машиностроении и направленных │         │технологических          

    │на обеспечение выпуска изделий│         │систем                   

    │требуемого качества, заданного│         │Современные              

    │количества при наименьших              │проблемы                 

    │затратах общественного труда; │         │инструментального        

    │- новые материалы,                     │обеспечения              

    │используемые в                         │машиностроительных       

    │машиностроении, физическую             │производств              

    │сущность, сущность                     │Расчет,                  

    │нанотехнологий, области их             │моделирование и          

    │применения;                            │конструирование          

    │- основные положения                   │оборудования с           

    │трибологии;                            │компьютерным             

    │- основы математической и              │управлением              

    │физической теории надежности           │Технологическое          

    │элементов технологических              │обеспечение              

    │систем;                                │качества                 

    │- методический подход и                                         

    │процедура, необходимые для                                      

    │разработки систем диагностики │                                  

    │технологических систем;                                         

    │- структуру и состав                                            

    │обеспечивающей части,                                           

    │технологические алгоритмы                                       

    │систем диагностики;                                             

    │- проблемы инструментального                                    

    │обеспечения машиностроительных│                                  

    │производств,                                                    

    │отечественные и зарубежные                                      

    │инструментальные системы, их                                    

    │иерархическую структуру,                                        

    │области использования,                                          

    │функциональное назначение                                       

    │элементов систем и                                               

    │требования, предъявляемые к                                     

    │ним;                                                            

    │- методы, технологии                                            

    │проектирования и изготовление │                                  

    │инструментальных систем,                                        

    │автоматизированные системы их │                                  

    │контроля, диагностики;                                          

    │- транспортные и складские                                      

    │системы инструментообеспечения│                                  

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- технико-экономические                                         

    │показатели, критерии                                            

    │работоспособности,                                              

    │компоновки современного                                         

    │оборудования с компьютерным                                     

    │управлением, тенденции его                                      

    │развития;                                                       

    │- методы конструирования,                                       

    │расчета, моделирования и                                        

    │оптимизации основных                                            

    │подсистем и узлов                                               

    │оборудования с компьютерным                                     

    │управлением;                                                    

    │- методы и средства                                             

    │технологического обеспечения                                    

    │качества машиностроительных                                     

    │изделий;                                                        

    │уметь:                                                          

    │- использовать в практической │                                  

    │деятельности методы и                                           

    │средства научных исследований │                                  

    │при решении задач                                               

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- использовать нанотехнологии │                                  

    │для изготовления определенных │                                  

    │машиностроительных изделий;                                     

    │- выбирать способы продления                                    

    │ресурса быстроизнашивающихся                                    

    │деталей машин на всех этапах                                    

    │их жизненного цикла;                                            

    │- рассчитывать основные                                         

    │количественные показатели                                       

    │надежности технологических                                      

    │систем и их элементов;                                          

    │- выполнять исследования,                                       

    │необходимые для разработки                                      

    │систем диагностики, составить │                                  

    │алгоритмы диагностирования                                      

    │состояния элементов                                             

    │технологических систем;                                         

    │- проектировать и                                               

    │рассчитывать инструментальные │                                  

    │системы, выбирать технологии                                    

    │их изготовления, транспортные │                                  

    │и складские системы                                             

    │инструментообеспечения                                          

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- анализировать конструкции и │                                  

    │компоновки технологического                                      

    │оборудования с компьютерным                                     

    │управлением;                                                    

    │- рассчитывать основные                                         

    │технико-экономические                                           

    │показатели и критерии                                           

    │основных систем и подузлов                                      

    │оборудования;                                                   

    │- конструировать основные                                       

    │детали, узлы и подсистемы                                       

    │оборудования с компьютерным                                     

    │управлением на современной                                      

    │элементной базе,                                                

    │разрабатывать их                                                

    │математические модели;                                          

    │- использовать методы и                                         

    │средства технологического                                       

    │обеспечения качества при                                        

    │изготовлении                                                    

    │машиностроительной продукции; │                                  

    │владеть:                                                        

    │- навыками использования                                        

    │методов и средств научных                                       

    │исследований в области                                          

    │конструкторско-                                                 

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- навыками использования                                        

    │новых материалов,                                               

    │нанотехнологий;                                                 

    │- навыками использования                                        

    │методов и средств научных                                       

    │исследований для решения                                        

    │задач конструкторско-                                           

    │технологического обеспечения                                    

    │машиностроительных                                              

    │производств;                                                    

    │- навыками расчета                                              

    │количественных показателей                                      

    │надежности технологических                                      

    │систем и их элементов;                                          

    │- навыками разработки систем                                    

    │диагностики технологических                                     

    │систем и их элементов;                                          

    │- навыками проектирования и                                     

    │расчета систем                                                  

    │инструментального обеспечения │                                  

    │машиностроительных                                              

    │производств и их подсистем;                                     

    │- навыками анализа                                              

    │конструкций, компоновок                                         

    │технологического оборудования │                                  

    │с компьютерным управлением,                                     

    │конструирования его основных                                    

    │деталей, узлов и подсистем;                                     

    │- навыками разработки средств │                                  

    │технологического обеспечения                                    

    │качества машиностроительной                                     

    │продукции.                                                      

    ├──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

    │Вариативная часть (знания,                                      

    │умения, навыки определяются                                     

    │ООП вуза)                                                       

├────┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

│М.3 │Практики и научно-                10                       │ОК-1 -│

    │исследовательская работа                                   │10   

    │В результате выполнения                                    │ПК-45 │

    │научно-исследовательской                                   │- 74 

    │работы студент должен                                           

    │получить практические навыки                                    

    │по методам проведения научных │                                  

    │исследований и обработки                                        

    │полученных результатов.                                         

    │Конкретные практические                                         

    │умения и навыки определяются                                    

    │ООП вуза.                                                       

├────┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

│М.4 │Итоговая государственная          8                        │ОК-1 -│

    │аттестация                                                 │10   

                                                               │ПК-1 -│

                                                               │74   

├────┼──────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼──────┤

    │Общая трудоемкость основной      120                            

    │образовательной программы                                       

└────┴──────────────────────────────┴─────────┴────────────────────┴──────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и разделов М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, опытно- технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО).

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формулирующим у обучающихся умения и навыки в области: делового иностранного языка, философских проблем науки и техники; истории и методологии науки и производства; экономического обоснования научных решений; математического моделирования в машиностроении; компьютерных технологий в науке и производстве; методологии научных исследований в машиностроении; надежности и диагностики технологических систем; современным проблемам инструментального обеспечения машиностроительных производств; расчета, моделирования и конструирования оборудования с компьютерным управлением; технологического обеспечения машиностроительных производств, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств и выбор темы исследования; написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты, аудитории и лаборатории по дисциплинам циклов М.1, М.2.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, прохождения практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценки содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий, НИИ, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

модернизация и автоматизация действующих в машиностроении производственных и технологических процессов и производств, средств и систем, необходимых для реализации и автоматизации;

разработка новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средств и систем их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения;

разработка проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, обеспечивающих их эффективность, оценка инновационного потенциала проекта;

разработка методик технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средств и систем оснащения;

разработка функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

разработка методик выбора эффективных материалов, оборудования и других средств технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления конкурентоспособной машиностроительной продукции;

организация эффективного контроля материалов, технологических процессов, готовых изделий;

анализ состояния и диагностики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;

разработка методик и программ испытаний изделий, элементов машиностроительных производств;

исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его устранению;

разработка мероприятий по обеспечению надежности и безопасности машиностроительных производств, стабильности их функционирования;

разработка нормативных, методических и производственных документов, регламентирующих функционирование машиностроительных производств;

разработка теоретических моделей для исследования качества выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

разработка алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;

разработка мероприятий по организации и контролю работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламенту, техническому эксплуатационному обслуживанию, диагностике оборудования, средств и систем машиностроительных производств.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024