Зарегистрировано в
Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16299
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 ноября 2009 г. N 655
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В
соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007;
2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378;
N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), приказываю:
Утвердить
прилагаемые федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и ввести их в действие со
дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 23 ноября 2009
г. N 655
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие
положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают
нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части
определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения
обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные
требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.3. На основе
федеральных требований разрабатываются:
примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.4. На основе
федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных
программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности
и государственной аккредитации образовательных учреждений.
II.
Требования к структуре основной общеобразовательной
программы
дошкольного образования
2.1. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа)
разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на
основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования,
разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным
органом на основе федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
2.3. Содержание
Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа
должна:
соответствовать
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы
научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,
при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования);
соответствовать
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивать
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
основываться на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
2.5. Программа
состоит из двух частей:
1) обязательной
части;
2) части,
формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная
часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении,
реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый
и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных
общеобразовательных программ начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы
включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений
деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и
процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому,
художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
2.8. Время,
необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени
пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от
возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида
группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем
обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для
реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного
процесса - не более 20% общего объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном
учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты
соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного
учреждения.
Для всех
образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного
возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного
учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования.
2.11. Общий объем
обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное на:
образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную
деятельность детей;
взаимодействие с
семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
2.12. Общий объем
обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах
компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом
направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную
деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную
деятельность детей;
взаимодействие с
семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.13. В группах
сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества
дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14. Обязательная
часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная
записка;
2) организация
режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3)
содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд",
"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной
литературы", "Художественное творчество", "Музыка";
4) содержание
коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
6) система
мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
III.
Требования к разделам обязательной части основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная
записка должна раскрывать:
1) возрастные и
индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном
учреждении;
2) приоритетные
направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи
деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности
осуществления образовательного процесса (национально-культурные,
демографические, климатические и другие);
5) принципы и
подходы к формированию Программы.
3.2. Организация
режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:
1) описание
ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их
возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к
организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование
воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом
воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд",
"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной
литературы", "Художественное творчество", "Музыка"
ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно
в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим
сопровождением.
3.3.1. Содержание
образовательной области "Физическая культура" направлено на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение
следующих специфических задач:
развитие физических
качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и
обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у
воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
3.3.2. Содержание
образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей
охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение
следующих задач:
сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание
культурно-гигиенических навыков;
формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание
образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности
и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира) через решение следующих задач:
формирование
представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и
способах поведения в них;
приобщение к
правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям
знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства;
формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и
окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание
образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей
освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в
систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой
деятельности детей;
приобщение к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание
образовательной области "Труд" направлено на достижение цели
формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой
деятельности;
воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
формирование
первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
3.3.6. Содержание
образовательной области "Познание" направлено на достижение целей
развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование
элементарных математических представлений;
формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание
образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей
овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми через решение следующих задач:
развитие свободного
общения со взрослыми и детьми;
развитие всех
компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической
форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание
образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено
на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг через решение следующих задач:
формирование
целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие
литературной речи;
приобщение к
словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание
образовательной области "Художественное творчество" направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд);
развитие детского
творчества;
приобщение к
изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание
образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели
развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
развитие
музыкально-художественной деятельности;
приобщение к
музыкальному искусству.
Основные
общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления
воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических
пособий.
3.4. Раздел
программы "Содержание коррекционной работы" разрабатывается при
воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении Программы.
Содержание
коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел
должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их
интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы,
предусматривающих в том числе:
описание системы
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью
выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание
специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
В содержании
коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и
реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов
образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или
инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области
коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и
других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае
невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном
порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной
работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование
практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования подразделяются на итоговые и
промежуточные.
Планируемые итоговые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может
приобрести в результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный,
активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и
вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В
случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально
отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает
персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир
природы;
овладевший
средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль
общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое
плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в
общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым,
так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения
задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить
его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных
традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и
принадлежности к нему; о мире;
овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Промежуточные
результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных
качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем
направлениям развития детей.
3.6. Система
мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее
- система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых
и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и
содержания мониторинга.
В процессе
мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества
ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных
методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования,
скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка
и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.)
методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность
мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать
возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не
приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного
процесса.
Содержание
мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и
воспитания детей.
Обязательным требованием
к построению системы мониторинга является использование только тех методов,
применение которых позволяет получить необходимый объем информации в
оптимальные сроки.