Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 мая 1997 г. N 15/567-6

 

О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ II ВСЕРОССИЙСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ

ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

 

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации направляет для ознакомления и использования в работе информационное письмо о II Всероссийской научно-практической конференции "Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы".

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

О II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

 

16 - 18 апреля 1997 года в Москве проходила II Всероссийская научно-практическая конференция "Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы". Организаторы конференции - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Институт коррекционной педагогики РАО.

В конференции принимали участие ученые, управленцы и практические работники из 43 регионов Российской Федерации. Были обсуждены теоретические, организационно-управленческие, психологические и методические аспекты компенсирующего обучения.

На конференции отмечалось, что в настоящее время во всех регионах России организовано в той или другой форме компенсирующее обучение. В 1993/94 учебном году им было охвачено 390074 учащихся, в 1994/95 учебном году - 441880, в 1995/96 учебном году - 459444, в 1996/97 учебном году - свыше 560000 учащихся. Большое внимание педагогической общественности к проблемам обучения детей риска школьной и социальной дезадаптации, целенаправленная работа в этом направлении педагогических коллективов во всех регионах России позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходит становление коррекционно-развивающей практики как важнейшего направления всей педагогической деятельности. Однако неподготовленность педагогических кадров, недостаточность учебно - методического обеспечения, проблемы финансирования не позволяют в настоящий момент охватить различными формами компенсирующего обучения всех нуждающихся в этом детей.

В общеобразовательных учреждениях России, кроме классов компенсирующего обучения, появились и другие формы организации коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Ряд педагогических коллективов Москвы и других территорий осуществляют коррекционно - развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими трудностями в обучении в отдельные группы. Коррекционно - развивающая работа с ними проводится учителями, психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности.

Одной из форм компенсирующего обучения являются классы педагогической поддержки. Такое название классы для детей риска получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене школы.

Следует заметить, однако, что опыт и данные экспериментальной работы показывают, что чем позднее создаются классы компенсирующего обучения, тем более ограниченными оказываются их коррекционно-развивающие возможности, поскольку в этих случаях первоначальная проблема ребенка многократно завуалирована, скрыта последующими наслоениями психологического и педагогического порядка, которые возникли на ее основе в условиях неадекватного обучения.

Нормативно-правовую базу в документах Минобразования получили два типа классов для детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе - классы выравнивания и классы компенсирующего обучения.

Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 N 333) были определены основные формы и направления коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных учреждениях. Но это Положение - примерное. В письме Минобразования России от 9 сентября 1992 г. N 30-95-6 указывалось, что не следует его рассматривать как нечто застывшее, раз и навсегда данное. По мере дальнейшего накопления опыта и данных научных исследований Положение может и должно уточняться, дополняться, что и происходит в реальности. В настоящее время этот процесс находится в развитии. Так, на основе Примерного положения, с учетом региональных особенностей разработаны положения о классах компенсирующего обучения в Московской, Новгородской, Иркутской, Кемеровской и других областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском крае. Комитетом образования г. Москвы и Институтом коррекционной педагогики РАО в 1995 году разработана концепция коррекционно-развивающего обучения и утверждено положение о классах коррекционно-развивающего обучения. В указанных документах концепция компенсирующего обучения и положение о классах компенсирующего обучения получили свое дальнейшее развитие. Как положительный момент в них отмечалась нацеленность на сохранение непрерывности реабилитационного пространства, раннюю диагностику и коррекцию, комплексный подход путем организации взаимодействия дошкольных учреждений общего и специального (коррекционного) типов, а также параллельных служб, обеспечивающих диагностику детей и консультирование их родителей и педагогов, пролонгирование коррекционно-развивающей работы на II ступень. За счет регионального и местного бюджетов предусмотрено финансирование коррекционно-развивающего обучения, введены дополнительные штатные единицы.

Органам управления образованием рекомендуется руководствоваться принципом вариативности при организации учебного процесса для детей с трудностями в обучении с учетом сложившейся педагогической практики, региональных кадровых и финансовых возможностей, научно-методического обеспечения. Возможны два варианта:

1. Организация классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов компенсирующего обучения для детей группы риска школьной и социальной дезадаптации.

2. Организация коррекционно-развивающего обучения для детей с трудностями в обучении в соответствии с концепцией коррекционно - развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и Комитетом образования правительства г. Москвы.

Формирование и функционирование классов компенсирующего обучения, классов и групп коррекционно-развивающего обучения все чаще представляет собой мобилизацию усилий педколлективов на создание условий, адекватных проблемам личности, направленных на профилактику школьной дезадаптации. В большинстве случаев отмечается профессиональный рост специалистов, работающих в этих классах и группах.

На конференции приводились данные, свидетельствующие об эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми риска (Москва, Московская, Новгородская, Кемеровская, Иркутская и другие области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.). В условиях компенсирующего обучения сокращается число школьников, имеющих хроническую неуспеваемость, оставленных на повторный курс, выводимых во вспомогательные учреждения и школы - интернаты. Однако, к сожалению, до сих пор наблюдаются случаи открытия классов компенсирующего обучения без должной профессиональной и психологической подготовки кадров. Это дискредитирует идею, затрудняет объективный анализ.

Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми риска обозначил и проблемы, с которыми столкнулись практические работники: недостаточная разработанность критериев отбора детей, адекватных коррекционно-развивающих программ обучения, трудности диагностирования, дефицит учебно-методических разработок, отсутствие педагогических кадров со специальной подготовкой и др. Проблемы возникают уже при комплектовании классов и групп компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. В некоторых территориях к этой работе привлекаются медико-психологические службы, консультации. В их обязанности вменяются оказание помощи учреждениям образования, родителям по раннему выявлению детей, которым нужна коррекционная помощь, отбор учащихся в классы компенсирующего обучения, отслеживание динамики в их психофизическом развитии, а также тесное взаимодействие с органами здравоохранения по медицинскому обслуживанию школьников, своевременной коррекции их здоровья.

Однако создание консультативно-диагностических служб, обеспечивающих диагностирование детей и консультирование их родителей и учителей, идет крайне медленно.

Отсутствием качественной и своевременной диагностики, низким уровнем работы психолого-медико-педагогических консилиумов (а в ряде случаев и отсутствием таковых) объясняются многие просчеты в организации коррекционно-развивающего обучения.

Не везде осуществляется ранняя диагностика и коррекция детей группы риска. Анализ сети образовательных учреждений показывает небольшое количество выявленных детей с задержками психического развития и детей риска в дошкольных учреждениях и резкое увеличение в начальной школе количества классов для этих детей.

Не всегда осуществляется преемственность в работе дошкольных учреждений и начальной школы, начальной и средней школ. И, как следствие, растет выбытие детей из средней школы, нежелание и неспособность указанного контингента к дальнейшему обучению.

Педколлективы, органы управления образованием не всегда анализируют усвоение программ учащимися классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, не обеспечивают динамический перевод детей с учетом результатов их учебной деятельности, поэтому нередко в школах нарушается право ребенка на получение адекватных его развитию условий образования.

Продолжается превышение учебной нагрузки, невыполнение санитарно-гигиенических требований к учебному режиму. Не везде организован медицинский контроль за детьми, нуждающимися в наблюдении и систематическом лечении.

В учебно-воспитательном процессе для детей с трудностями в обучении не всегда осуществляется коррекционная направленность.

Не организован должным образом досуг детей группы риска. В дополнительном образовании городов и районов не осуществляются мероприятия для организации занятости детей, которые в большей мере нуждаются в этом.

Конечно, значительная часть указанных недостатков вызвана отсутствием средств на образование, которое ведет к сокращению расходов на создание специальных структур (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций, коррекционных групп в дошкольных учреждениях, классов в общеобразовательных школах) и оплату педагогического труда.

Ощутим и дефицит специалистов в школах и органах управления образованием, способных оценить образовательную ситуацию и предложить решение проблемы.

Участники конференции отмечали необходимость взвешенного подхода к организации обучения детей группы риска, с одной стороны, максимально расширяющего возможности образовательного учреждения в решении задач компенсирующего обучения, с другой, - исключающего профанацию, волюнтаризм, администрирование в этой деликатной сфере.

Необходимо с большей мерой ответственности и надлежащим педагогическим обеспечением подойти к целесообразности комплектования классов и групп коррекционно-развивающего обучения в среднем звене школы.

Следует активнее приобщать к коррекционно-развивающей работе с конкретным ребенком и семью. По данным исследований, около 80% родителей не воспринимают ребенка таким, каким он есть. Становится очевидной необходимость организации постоянной консультативной службы для родителей.

В обучении детей группы риска в настоящее время является актуальной совместная работа с дефектологами по выработке общих педагогических стратегий. Необходимо устранить разночтения в понятийном аппарате, более строго определиться с понятиями "компенсирующее" и "коррекционно-развивающее" обучение. Ученым Российской академии образования пора определиться в понятийном аппарате, чтобы окончательно не запутать практиков.

Требует пристального внимания подготовка и переподготовка педагогических кадров по вопросам работы с детьми риска. Ведь в настоящее время даже опытные учителя с тревогой говорят о своей неподготовленности к работе с указанным контингентом детей. Положение усугубляется тем, что в таком же положении оказываются руководители школ и многие методисты.

Первые шаги в решении вопроса подготовки кадров уже сделаны. Для студентов педвузов разработан курс "Коррекционная педагогика", в котором имеется раздел "Дети риска". С этого учебного года этот курс в качестве обязательного вводится во всех педвузах.

В Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования организованы курсы для преподавателей педвузов и педколледжей по указанной проблематике. В регионах во многих педвузах и институтах повышения квалификации организованы и функционируют кафедры коррекционно-развивающего образования.

Многое предстоит еще сделать и по учебно-методическому обеспечению компенсирующего обучения. Над ним работает лаборатория под руководством к.п.н. С. Шевченко в Институте коррекционной педагогики РАО, лаборатория проблем реабилитационной педагогики Института общего образования Минобразования РФ (руководитель - Е. Горшкова, к.п.н.), коллектив ученых под руководством д.п.н., профессора Г. Кумариной (ИПК и ПРНО Московской области) и др. Но даже те достижения коррекционной педагогики, которые уже имеются, с большим трудом пробиваются к потребителям - практическим педагогам. С другой стороны, накопилось немало вопросов, на которые еще нет достаточно определенных ответов. Причина, по мнению участников конференции, в отсутствии тесного сотрудничества между учеными и практиками. И конечно же, необходима педагогическая индустрия для учебно-методического обеспечения системы компенсирующего обучения.

В перспективе владение методами коррекционно-развивающего обучения должно стать органичной частью профессиональной деятельности педагога в любом типе образовательного учреждения.

Компенсирующее обучение - это качественно новый уровень образовательного процесса, который позволяет удовлетворить потребности и интересы конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование, сохранить и укрепить здоровье.

Но эта проблема комплексная. Чтобы ее решить, надо преодолеть все еще существующую разобщенность усилий в деятельности представителей различных ведомств и научных дисциплин, имеющих отношение к предмету воспитания - ребенку (педагогов, психологов, врачей, социальных работников и др.).

Таким образом, в настоящее время в учреждениях образования создаются реальные предпосылки для дифференциации обучения различных контингентов детей, но пока сохраняется отставание в разработке механизма психолого-педагогической диагностики и соответствующих ее результатам методов коррекционной педагогики. Педагогические коллективы вправе ждать помощи в этом вопросе от педагогической науки.

Участники конференции отметили, что сейчас все более упрочивается взгляд на человека будущего как на саморазвивающуюся систему. Поэтому новый подход к реализации на практике идей и приемов коррекционно-развивающего обучения будет, по-видимому, предполагать замещение в будущем корригирующих воздействий учителя на обучение ребенка приемами самокоррекции и саморегуляции. Уже получает достаточно широкое распространение направление: помощь к самопомощи. Думается, за учителем, способным обучать детей и подростков приемам комплексной самокоррекции и саморегуляции, активно вовлекая их в этот процесс, - будущее.

В заключение необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что внедрение различных форм коррекционно-развивающей работы с детьми риска в общеобразовательных учреждениях России имеет в настоящее время много проблем, опыт этой работы свидетельствует о том, что организация адекватных условий обучения и воспитания указанной категории детей дает, в основном, положительный эффект и обеспечивает их социальную адаптацию. Это ожидаемый от педагогики и педагогов вклад в решение глобальной проблемы экологии детства.

 

Начальник Управления

реабилитационной работы и

специального образования

Д.С.ШИЛОВ

 

 

 

 

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

от 16 - 18 апреля 1997 года

 

II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

 

Принципы государственной политики в области образования - гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию личностного потенциала - определяют направления совершенствования образования на современном этапе жизни общества.

Предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов государственной политики в области образования - принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов усиление внимания к вопросам охраны здоровья обучающихся, созданию системы общедоступного, адаптивного, личностно-ориентированного образования для детей группы риска, с трудностями в обучении, профилактике возникновения и развития школьной дезадаптации.

Социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных исследователей и практиков - педагогов, психологов, физиологов, коррекционных и социальных педагогов, логопедов, медиков и др. к вопросам формирования гибкой модели единого образовательного пространства, разработке разнообразных организационных форм и методов, отвечающих образовательным потребностям и возможностям детей указанных категорий. В теории и на практике четко обозначился комплексный психолого-педагогический подход к диагностике, коррекции и социализации детей.

Обновляются и совершенствуются формы помощи детям риска, разрабатываются методы коррекционно-развивающего образования. Значительно больше внимания стало уделяться выявлению, диагностике и профилактике возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреждениях. Разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс принципиально новые технологии обучения, адекватные психофизическим возможностям детей, создаются новые и модифицируются действующие программы, учебники и учебные пособия.

Участники конференции отмечают, что в различных регионах страны разрабатываются концепции и модели системы коррекционно - развивающего образования детей группы риска, с трудностями в обучении. При своевременном использовании форм, методов, технологий коррекционно-развивающего образования отмечается заметная положительная динамика в развитии детей, снимаются проявления школьной дезадаптации.

Однако, наряду с положительными тенденциями в решении проблем компенсирующего обучения, коррекционно-развивающего образования остаются актуальными следующие научные и практические вопросы:

- методологические аспекты проблемы и понятийный аппарат коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования;

- дальнейшая разработка типологии детей риска, детей с трудностями в обучении дошкольного и школьного возраста с целью осуществления дифференцированного подхода к их обучению, развитию общих способностей и коррекции;

- раннее дошкольное выявление детей, отстающих в развитии, их воспитание в системе коррекционно-развивающего образования; обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;

- совершенствование систем педагогического, психологического, медицинского диагностирования с целью определения адекватного коррекционно-развивающего процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;

- дальнейшая разработка учебно-методического оснащения компенсирующего обучения, коррекционно-развивающего образования (программ, учебников, методических пособий, наглядных и технических средств обучения);

- создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;

- определение содержания и коррекционной направленности внеурочной деятельности (спортивные кружки, секции, кружки художественного творчества и др.);

- определение задач и содержания социально-трудовой подготовки детей риска к условиям рынка труда;

- отработка и широкая апробация критериев и методики оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- разработка моделей служб консультативной помощи семье;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования по коррекционной педагогике, проблематике коррекционно-развивающего образования.

По итогам обсуждения кардинальных проблем компенсирующего обучения конференция рекомендует:

Российской Академии образования, учреждениям вузовского и послевузовского педагогического образования направить усилия на дальнейшую разработку:

- методических основ и понятийного аппарата коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования;

- критериев и инструментария дифференциальной диагностики детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии;

- здоровье сохраняющих технологий обучения;

- критериев и методики анализа и экспертизы результатов коррекционно-развивающей образовательной практики.

Институту коррекционной педагогики РАО разработать краткий справочник терминов коррекционной педагогики с целью устранения разночтений в понятийном аппарате.

Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации:

- создать в рамках научно-методического Совета по проблемам защиты детства при Управлении реабилитационной работы и специального образования Минобразования России секцию по коррекционно-развивающему образованию с участием представителей регионов для координации деятельности научных школ, внутридисциплинарных и междисциплинарных исследований по проблемам обучения и воспитания детей риска, учащихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении;

- обеспечить создание единого информационного пространства по обмену опытом по проблеме коррекционно-развивающего образования;

- издать подборку федеральных нормативных документов по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи детям и подросткам;

- выйти с предложениями в издательства журналов "Народное образование", "Педагогика", "Начальная школа", а также в редакцию "Учительской газеты" об открытии в них рубрики "Коррекционно - развивающее образование".

Органам управления образованием:

- рассматривать коррекционно-развивающее образование как приоритетное направление современной образовательной практики;

- соблюдать принцип вариативности при внедрении системы коррекционно-развивающего образования с учетом сложившейся педагогической практики, региональных кадровых и финансовых возможностей, научно-методического обеспечения;

- в рамках управленческих и методических структур выделить отдельные ставки для специалистов коррекционно-развивающего образования.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018