Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 5 мая 1997 г. N 844

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕБНО -

МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Во исполнение Приказа Минобразования России от 15.12.96 N 480 "О разработке проектов нормативных актов, связанных с введением Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" приказываю:

1. Утвердить Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации согласно Приложению.

2. Председателям советов учебно-методических объединений в двухмесячный срок представить положения об учебно-методических объединениях для утверждения в Минобразование России.

3. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) в месячный срок разработать и представить к утверждению Положение о Координационном совете учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России и состав его президиума.

4. Считать утратившим силу Приказ Госкомвуза России от 18.12.95 N 1663.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление образовательных стандартов и программ (Шестакова Г.К.).

 

Первый заместитель Министра

общего и профессионального

образования России

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 5 мая 1997 г. N 844

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Общие положения

 

1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации (далее - учебно-методическое объединение, УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, создаваемым с целью координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для соответствующей отрасли науки, техники, технологии или социальной сферы.

1.2. Основными задачами учебно-методического объединения являются разработка предложений по структуре закрепленной за ним области высшего профессионального образования и содержанию основных образовательных программ, разработка и экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в соответствии с потребностями личности, общества, основными тенденциями развития науки, культуры, техники и технологии.

1.3. УМО создается (реорганизуется и ликвидируется) на правах структурного подразделения вуза приказом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием. За УМО закрепляются направления и специальности высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка специалистов для определенной области науки, техники, технологии или социальной сферы.

Вуз, на базе которого создается УМО (базовый вуз), должен располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться основные образовательные программы по большинству направлений и специальностей высшего профессионального образования, относящихся к компетенции УМО.

1.4. В состав учебно-методического объединения в качестве его членов с правом решающего голоса входят независимо от ведомственной подчиненности все государственные высшие учебные заведения Российской Федерации и негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специальностям предприятия, учреждения и организации.

В состав УМО по решению его совета могут входить не прошедшие государственную аккредитацию негосударственные высшие учебные заведения Российской Федерации, а также в качестве ассоциированных членов с правом совещательного голоса - вузы других государств, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО.

Вузы, предприятия, учреждения и организации, входящие в состав УМО, сохраняют установленные отношения подчиненности.

1.5. Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах равноправия всех входящих в УМО вузов, предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.

1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными документами органов исполнительной власти в области образования, решениями Координационного совета учебно - методических объединений и научно-методических советов (НМС), положением об УМО, разработанным на основе настоящего Типового положения, во взаимодействии с соответствующими государственными, общественными и государственно-общественными организациями Российской Федерации и других государств.

1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно отчитывается о проделанной работе перед федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с установленной формой.

1.8. Решения учебно-методического объединения принимаются в соответствии с регламентом, устанавливаемым Положением об УМО. Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности решения и рекомендации УМО.

 

2. Функции учебно-методического объединения

 

Для решения поставленных задач УМО в соответствующей области высшего профессионального образования:

2.1. Разрабатывает проекты требований к уровню подготовки выпускников и содержанию образовательных программ.

2.2. Формирует перечень аннотированных программ специализированной подготовки магистров и перечень специализаций в рамках специальностей.

2.3. Разрабатывает проекты основных образовательных программ высшего профессионального образования.

2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документации по подготовке специалистов всех ступеней высшего профессионального образования.

2.5. Участвует в разработке перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования.

2.6. Участвует по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.

2.7. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего образования.

2.8. Участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава.

2.9. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий преподавателям высших учебных заведений.

2.10. Вносит в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием предложения по реализации государственной политики в области образования.

2.11. Участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности и преемственности со стандартами высшего профессионального образования.

2.12. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по специальности.

2.13. Участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений.

2.14. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.

2.15. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование рукописей учебников и учебных пособий, подготовленных к изданию.

2.16. Вносит в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием предложения по совершенствованию учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах.

2.17. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего образования, студенческие олимпиады и конкурсы.

 

3. Управление УМО и организация деятельности

 

3.1. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет его совет, сформированный из представителей вузов, федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. В перерывах между заседаниями совета руководство деятельностью УМО осуществляет президиум, избираемый советом УМО.

Совет учебно-методического объединения принимает положение об УМО, которое утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Председателем совета УМО и его президиума является ректор вуза, на базе которого организовано УМО. В случае, если УМО организуется на базе нескольких вузов, один из ректоров этих вузов утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием председателем его совета или ректоры утверждаются сопредседателями совета.

3.2. Председатель совета учебно-методического объединения направляет и организует работу совета и его президиума, представляет УМО в органах управления высшим профессиональным образованием, осуществляет связь с предприятиями, организациями, привлекает профессорско-преподавательский состав вузов, входящих в УМО, для работы в его советах и комиссиях.

3.3. В высшем учебном заведении, на базе которого создается УМО, вводится должность проректора по учебно-методической работе - заместителя председателя совета УМО, который назначается и освобождается ректором вуза - председателем совета УМО по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием независимо от ведомственной подчиненности базового вуза.

Заместитель председателя совета УМО принимается на работу на должность проректора по учебно-методической работе по трудовому договору (контракту) сроком на 5 лет, при этом срок окончания трудового договора (контракта) совпадает со сроком окончания полномочий ректора. В случае освобождения от занимаемой должности (по собственному желанию, при достижении предельного возраста и др.) заместитель председателя совета УМО переводится с его согласия на иную должность, соответствующую его квалификации.

Заместитель председателя совета организует работу по выполнению решений совета УМО, осуществляя непосредственное оперативное руководство деятельностью учебно-методического объединения.

3.4. Для координации функций, согласованности стратегии, принципов и методов работы создается Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, в котором каждое учебно - методическое объединение имеет своего представителя в лице заместителя председателя совета УМО.

3.5. УМО создает учебно-методические советы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к его компетенции. Составы учебно-методических советов формируются из числа ведущих преподавателей по представлению ректоров вузов, входящих в состав УМО.

УМО может самостоятельно формировать другие организационные структуры, необходимые для выполнения возложенных функций.

3.6. Для обеспечения функционирования учебно-методического объединения в вузе, на базе которого создано УМО, могут быть введены (не более пяти) дополнительные штатные должности.

 

4. Финансовое обеспечение

 

4.1. Финансирование деятельности учебно-методического объединения осуществляется из средств, выделяемых базовому вузу органом управления высшим профессиональным образованием, в ведении которого он находится, а также из внебюджетных источников.

4.2. Внебюджетными источниками финансирования учебно - методического объединения являются:

ежегодные добровольные взносы вузов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. Размер годового взноса определяется советом УМО;

пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц (в том числе и иностранных);

средства от реализации авторских программ, методических пособий и т.п.;

платные услуги.

4.3. Платными услугами УМО являются:

консультации по учебно-методическим вопросам;

экспертиза документов по вопросам деятельности УМО;

обеспечение учебно-методическими материалами и др.

Стоимость платных услуг УМО устанавливается Координационным советом УМО и НМС и утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

4.4. В базовом вузе создается фонд денежных средств учебно - методического объединения, поступающих из внебюджетных источников.

Использование средств фонда осуществляется по смете, утвержденной ректором по представлению совета учебно-методического объединения.

Контроль за расходованием средств осуществляет президиум совета УМО. Ежегодный отчет о формировании фонда и расходовании его средств утверждается на заседании совета УМО.

4.5. Часть средств указанного фонда (не менее 10%) ежегодно перечисляется в централизованный фонд Координационного совета УМО и НМС.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018