Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 апреля 1997 года

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

"О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ"

 

Участники парламентских слушаний, всесторонне обсудив сложившуюся в Российской Федерации ситуацию с реализацией конституционного права граждан Российской Федерации на образование, отмечают, что:

- конституционное право граждан Российской Федерации на образование, установленное статьей 43 Конституции Российской Федерации, по некоторым нормам не выполняется. Прежде всего не всегда обеспечивается право граждан на получение основного общего образования, с точки зрения создания необходимых условий обучения, воспитания и получения качественного образования. С каждым годом ухудшается материально - техническая база общеобразовательной школы, увеличивается число учеников, обучающихся во вторую и третью смены, зачастую нарушаются санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к учебному процессу, во многих образовательных учреждениях фактически прекращено питание учащихся, нет средств для оплаты коммунальных услуг, своевременной выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений, которая сегодня почти в два раза занижена относительно ее размера, установленного федеральным законом, остро ощущается нехватка учебников, учебно - наглядных пособий. Возмущение работников образования своим нищенским существованием сегодня переросло в организованные массовые забастовки, нередко с политическими требованиями. Аналогичная ситуация характерна для начального и среднего профессионального образования;

- в связи с несоответствием норм статьи 43 Конституции Российской Федерации системе российского образования не обеспечивается общедоступность среднего профессионального образования, общедоступность и бесплатность дошкольного образования;

- происходит рост фактического неравенства на получение образования, когда условия обучения и воспитания зависят от материальных возможностей родителей или обучающегося оплатить образование;

- в основе критической ситуации в системе образования лежит сложившаяся в последние годы практика неудовлетворительного финансирования системы образования из бюджетов всех уровней, следствием чего является снижение доступности образования для значительной массы граждан России;

- проводимая в настоящее время политика сворачивания федерального финансирования учебного книгоиздания ведет к ограничению возможностей реализации конституционного права граждан России на образование, поскольку учебник является неотъемлемым и необходимым компонентом учебного процесса;

- кризис кадрового обеспечения системы образования, проявляющийся в оттоке квалифицированных педагогических кадров в другие отрасли экономики, крайне негативно отражается на качестве образования и воспитания подрастающего поколения россиян;

- из-за отсутствия достаточных условий на реализацию конституционного права на образование увеличивается прослойка детей, покинувших образовательные учреждения, что привело к росту преступности в молодежной среде и является постоянно действующим фактором криминализации российского общества.

Участники парламентских слушаний констатируют, что сложившаяся ситуация в системе российского образования, ставшая следствием недооценки роли образования со стороны органов государственной власти Российской Федерации и политических структур, не обеспечивает необходимых и достаточных условий для реализации многими гражданами права на образование.

Участники парламентских слушаний обращают внимание Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, что беспрецедентная экономия бюджетных средств за счет образования приведет к разрушению российской системы образования, к окончательной потере Россией своего интеллектуального потенциала, перспектив ее духовного и экономического возрождения.

Руководствуясь чувством гражданского долга и ответственности за судьбу подрастающего поколения россиян, осознавая необходимость сохранения и развития интеллектуального, нравственного и физического потенциала нации, учитывая решающее значение образования как определяющего фактора социально - экономического развития России и с целью обеспечения конституционного права граждан на образование, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации:

1.1. Как гаранту Конституции Российской Федерации взять под личный контроль соблюдение конституционных прав граждан на образование.

1.2. Рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение федерального законодательства в области образования.

1.3. Поддержать конституционный закон о пересмотре положений статьи 43 Конституции Российской Федерации с целью расширения конституционного права граждан на образование.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

2.1. Обеспечить создание (доработку), рассмотрение и последующее принятие Федеральных законов:

- "О государственной аттестационной службе в Российской Федерации";

- "О федеральной программе развития образования в России";

- "О государственном образовательном стандарте основного общего образования";

- "О государственной поддержке начального профессионального образования";

- "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)";

- "О федеральном комплекте учебников";

- "О дополнительном образовании".

2.2. Рассмотреть и принять Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год", предусматривающий увеличение расходов федерального бюджета на 1997 год на нужды образования.

2.3. При рассмотрении Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотреть соответствие объемов бюджетных ассигнований на нужды образования правовым нормам Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в целом федеральному законодательству в области образования.

2.4. С 1998 года законодательно ввести федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений.

2.5. При работе над Налоговым кодексом, Земельным кодексом, иными законодательными актами, которые затрагивают вопросы образовательного права, исходить из необходимости законодательного обеспечения реализации приоритетного развития образования.

2.6. Начать работу над Образовательным кодексом Российской Федерации.

2.7. Законодательно установить систему финансовой поддержки регионов Российской Федерации по развитию общего образования.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Принять неотложные меры по финансированию системы образования в рамках бюджета 1997 года, не допускать задержек с выплатами заработной платы работникам образовательных учреждений, обеспечить защищенность расходов на образование в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год".

3.2. Ликвидировать задолженность федерального бюджета за 1996 год всем образовательным учреждениям.

3.3. Обеспечить в полном объеме финансирование федеральных целевых программ, направленных на развитие системы образования.

3.4. Рассмотреть вопрос об открытии резервного централизованного финансирования для издания полного федерального комплекта учебников на 1997/1998 учебный год.

3.5. При подготовке проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотреть финансирование образования в объемах, определенных федеральным законодательством в области образования.

3.6. Разработать меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и оплаты ежегодных отпусков работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

3.7. Рассмотреть вопрос о персональной ответственности лиц, допустивших неисполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" в части финансирования образования по защищенным статьям.

4. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

4.1. Активнее осуществлять прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в области образования.

4.2. Проанализировать практику выполнения статьи 43 Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование и проинформировать о результатах проверки Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

5. Органам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечивать приоритетное выделение бюджетных ассигнований на финансирование образовательных учреждений и реализацию региональных программ развития образования. В кратчайший срок ликвидировать задолженность по заработной плате работникам подведомственных образовательных учреждений.

5.2. Погасить задолженность по платежам из регионального бюджета учреждениям системы образования за 1996 год и за первый квартал 1997 года.

5.3. Принять меры по созданию для детей - сирот, детей, лишившихся попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для детей из социально незащищенных семей необходимых и достаточных условий, гарантирующих им реализацию конституционного права на образование.

5.4. Активизировать законотворческую работу по созданию региональной правовой базы образования, направленной на обеспечение реализации конституционного права граждан России на образование. Рекомендовать создание в субъектах Российской Федерации образовательных кодексов.

 

Председатель Комитета

Совета Федерации по науке,

культуре, образованию,

здравоохранению и экологии

В.В.СУДАРЕНКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024