Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля
2009 г. N 13347
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 14
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 58
ПРИКАЗ
от 28 января 2009 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
Во исполнение
пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г.
N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных
средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст.
1619) приказываем:
Утвердить
прилагаемые Требования к образовательным программам профессиональной
переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
Министр транспорта
Российской
Федерации
И.Е.ЛЕВИТИН
Министр юстиции
Российской
Федерации
А.В.КОНОВАЛОВ
Министр внутренних
дел
Российской
Федерации
Р.Г.НУРГАЛИЕВ
Утверждены
Приказом Минтранса
России,
Минюста России, МВД
России
от 28 января 2009
г. N 14/24/58
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
I. Общие
положения
1. Настоящие
Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и
повышения квалификации экспертов-техников (далее - Требования) разработаны в
целях осуществления единой государственной политики в реализации дополнительной
профессиональной образовательной программы для выполнения нового вида
профессиональной деятельности - независимой технической экспертизы
транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, а также образовательной программы для
повышения квалификации по данному виду профессиональной деятельности.
2. Требования
разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы
транспортных средств" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619.
II.
Требования к образовательным программам
профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
экспертов-техников
3. Образовательная
программа профессиональной переподготовки экспертов-техников должна включать
следующие компоненты:
общепрофессиональные
дисциплины;
специальные
дисциплины;
итоговую
государственную аттестацию.
4.
Общепрофессиональные дисциплины предназначены для теоретической подготовки
слушателей.
Специальные
дисциплины предусматривают изучение теоретических материалов, а также включают
практикумы, целью которых является закрепление профессиональных знаний,
полученных в результате теоретической подготовки, а также формирование
организаторских и профессиональных умений и навыков проведения независимой
технической экспертизы транспортных средств.
Итоговая
государственная аттестация проводится в виде защиты выпускной аттестационной
работы и государственного экзамена.
Обязательный
минимум содержания образовательной программы профессиональной переподготовки
экспертов-техников должен отвечать требованиям приложения N 1 к настоящим
Требованиям.
Примерный учебный
план образовательной программы профессиональной переподготовки
экспертов-техников приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
5. Образовательная
программа повышения квалификации экспертов-техников должна включать следующие
компоненты:
обязательные
дисциплины;
дисциплины по
выбору;
итоговую
аттестацию.
6.
Обязательные дисциплины предусматривают изучение отдельных положений
специальных дисциплин, изучаемых по образовательной программе профессиональной
переподготовки экспертов-техников, актуализированных с учетом произошедших
изменений:
в законодательстве
Российской Федерации по безопасности дорожного движения, обязательному
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств,
независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в конструкции и
технической эксплуатации современного модельного ряда транспортных средств;
в номенклатуре
современных конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в
автомобилестроении и технической эксплуатации транспортных средств;
в методическом и
информационном обеспечении независимой технической экспертизы транспортных
средств при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
а также накопленный
практический опыт:
в организации и
проведении независимой технической экспертизы транспортного средства при
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств;
в разрешении споров
между страховщиками, экспертами-техниками и потерпевшими при проведении
независимой технической экспертизы транспортного средства.
Дисциплины по
выбору предназначены для углубленного изучения отдельных методических положений
независимой технической экспертизы с учетом специализации слушателя. Итоговая
аттестация проводится в виде сдачи соответствующего итогового зачета/экзамена
(итогового тестирования).
Обязательный
минимум содержания образовательной программы повышения квалификации
экспертов-техников должен отвечать требованиям, приведенным в приложении N 3 к
настоящим Требованиям.
Примерный учебный
план программы повышения квалификации экспертов-техников приведен в приложении
N 4 к настоящим Требованиям.
7. Повышение
квалификации экспертов-техников проводится с периодичностью в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение
N 1
к Требованиям (п.
4)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐
│ Наименование дисциплин и их основные
разделы │Трудоем- │
│
│кость, │
│
│аудитор- │
│
│ные часы
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.00 Общеобразовательные
дисциплины │ 176
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.01 Автомобильный
транспорт │ 24
│
│
│ │
│ Общие сведения об автомобильном транспорте и
автомобильной │ │
│промышленности.
Основные нормативные правовые акты и другие
│ │
│документы
по автомобильному транспорту. Основные тенденции │ │
│развития
автомобилестроения. Рынки транспортных средств. Виды, │ │
│классификации
и система обозначений транспортных средств.
│ │
│Технические,
конструктивные, функциональные и эксплуатационные │ │
│характеристики
транспортных средств. Конструкция транспортных
│ │
│средств,
основные агрегаты, узлы, системы и элементы. │ │
│Материалы,
применяемые при изготовлении транспортных средств. │ │
│Конструктивная
безопасность транспортных средств, ее виды и
│ │
│характеристики.
│ │
│ Требования к транспортным средствам,
составным частям их │ │
│конструкции
и предметам дополнительного оборудования по │ │
│условиям
конструктивной безопасности. Внесение изменений в │ │
│конструкцию
транспортных средств. Контроль соответствия │ │
│транспортных
средств установленным требованиям по │ │
│конструктивной
безопасности. Установление соответствия номеров │ │
│транспортного
средства номерам в документах на транспортное
│ │
│средство │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.02 Безопасность дорожного
движения │ 32
│
│ │ │
│ Законодательство Российской Федерации,
регулирующее │ │
│безопасность
дорожного движения в части: административных │ │
│правонарушений,
обеспечения безопасности дорожного движения,
│ │
│правила
дорожного движения и т.п. Факторы, влияющие на │ │
│безопасность
движения, и методы ее обеспечения. Допуск │ │
│транспортных
средств к эксплуатации, в том числе при внесении │ │
│изменений
в их конструкцию. Требования к транспортным │ │
│средствам,
находящимся в эксплуатации, по условиям │ │
│безопасности
движения.
│ │
│ Дорожно-транспортные происшествия, их
классификация, │ │
│причины,
порядок расследования, методы анализа, учет и │ │
│статистика.
Основные виды повреждений транспортных средств для │ │
│различных
классификационных групп дорожно-транспортных │ │
│происшествий
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.03 Техническая эксплуатация
транспортных средств │ 48
│
│ │ │
│ Цели, структура и нормативное обеспечение
технической │ │
│эксплуатации
транспортных средств. Связь технической │ │
│эксплуатации
с качеством, надежностью и техническим состоянием │ │
│транспортных
средств. Организация технической эксплуатации │ │
│транспортных
средств, основные виды предприятий технического │ │
│сервиса.
Классификация отказов и неисправностей транспортных │ │
│средств.
Техническое состояние и надежность транспортных │ │
│средств.
Методы поддержания и восстановления работоспособности │ │
│транспортных
средств. Назначение, виды и состав работ │ │
│технического
обслуживания и ремонта транспортных средств. │ │
│Диагностика
технического состояния транспортных средств. │ │
│Технологическое
обеспечение работ по восстановлению
│ │
│работоспособности
транспортных средств. Факторы, влияющие на
│ │
│надежность
и трудоемкость восстановления транспортного │ │
│средства.
Классификация условий эксплуатации. Методы │ │
│корректирования
нормативов технической эксплуатации. Методы
│ │
│восстановительного
ремонта транспортных средств. Материалы,
│ │
│применяемые
при восстановительном ремонте транспортных │ │
│средств.
Технологии восстановления геометрии и устранения │ │
│перекосов
кузова. Технологическое оборудование и оснастка для │ │
│кузовного
ремонта. Методы контроля размеров (контрольных │ │
│точек).
Технология ремонта агрегатов, узлов и деталей, │ │
│элементов
кузова и оперения. Оборудование и материалы для │ │
│ремонта.
Технология ремонта деталей из пластмассы. Технология │ │
│покраски
транспортных средств и их элементов. Подбор цвета, │ │
│подготовка
поверхности, нанесение защитного покрытия. │ │
│Оборудование
и материалы для покрасочных работ, их │ │
│классификация
и основные характеристики. Общие методы контроля │ │
│отремонтированного
автомобиля
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ОПД.04
Экономика технической эксплуатации транспортных средств │ 28
│
│
│ │
│ Факторы, влияющие на стоимость восстановления
транспортного │ │
│средства.
Структура стоимости нормо-часа работ по ремонту │ │
│транспортных
средств. Расчет стоимости нормо-часа работ по │ │
│ремонту
транспортных средств. Формирование стоимости │ │
│материалов
и запасных частей для ремонта транспортных средств. │ │
│Статистическое
оценивание стоимости нормо-часа работ по
│ │
│восстановлению
транспортных средств, стоимости запасных частей │ │
│и
материалов для восстановления транспортных средств на │ │
│товарных
рынках услуг по ремонту транспортных средств и │ │
│продаже
запасных частей и материалов для ремонта транспортных │ │
│средств.
Калькуляция затрат на восстановление транспортных │ │
│средств.
Источники ценовой информации по ремонту транспортных │ │
│средств
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.05 Обязательное страхование гражданской │ 16
│
│ ответственности владельцев транспортных
средств │ │
│
│ │
│ Страхование на автомобильном транспорте.
Виды, объекты, │ │
│риски
страхования. Обязательное страхование гражданской │ │
│ответственности
владельцев транспортных средств. Федеральный
│ │
│закон
от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном │ │
│страховании
гражданской ответственности владельцев │ │
│транспортных
средств" (Собрание законодательства Российской │ │
│Федерации,
2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. 2566, 2005, N │ │
│1 (ч. I), ст.
25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N 48, ст. 4942, │ │
│2007,
N 1 (ч. I), ст. 29) и другие нормативные правовые акты, │ │
│регулирующие
отношения по обязательному страхованию. Основные │ │
│принципы
обязательного страхования и система механизмов, │ │
│защищающих
интересы потерпевших. Объект страхования, страховой │ │
│риск
и страховой случай. Участники обязательного страхования и │ │
│их
правовое положение. Заключение договора обязательного │ │
│страхования,
его условия и действие. Порядок и организация │ │
│взаимодействия
потерпевшего и страховщика при причинении вреда │ │
│жизни,
здоровью или имуществу потерпевшего. Необходимость и │ │
│организация
проведения независимой технической экспертизы
│ │
│транспортного
средства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ ОПД.06 Правовое обеспечение независимой
технической │ 28
│
│ экспертизы транспортных средств │ │
│
│ │
│ Нормативные правовые акты Российской
Федерации по │ │
│экспертной
деятельности на транспорте, включая Федеральный │ │
│закон
от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно- │ │
│экспертной
деятельности в Российской Федерации" (Собрание │ │
│законодательства
Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291,
│ │
│2002,
N 1 (ч. I), ст. 2, 2007, N 7, ст. 831, N 31, ст. 4011), │ │
│Федеральный
закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об │ │
│обязательном
страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев
транспортных средств" (Собрание законодательства │ │
│Российской
Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. │ │
│2566, 2005, N 1 (ч.
I), ст. 25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N │
│
│48,
ст. 4942, 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), Постановление │ │
│Правительства
Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238
│ │
│"Об
организации независимой технической экспертизы │ │
│транспортных
средств" (Собрание законодательства Российской │ │
│Федерации,
2003, N 17, ст. 1619) и другие нормативные │ │
│правовые
акты, регламентирующие требования к экспертам- │ │
│техникам,
порядок их профессиональной подготовки и │ │
│аттестации,
а также другие аспекты формирования и развития │ │
│системы
независимой технической экспертизы транспортного │ │
│средства.
Правовые основы взаимодействия эксперта-техника со │ │
│страховщиком
и потерпевшим. Правовые аспекты претензионной │ │
│работы
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.00 Специальные
дисциплины │ 328
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.01 Общая характеристика независимой
технической │ 8
│
│ экспертизы транспортного
средства │ │
│ │ │
│ Цели и задачи независимой технической
экспертизы │ │
│транспортного
средства. Содержание и характеристика основных
│ │
│структурных
составляющих независимой технической экспертизы │ │
│транспортного
средства. Характеристика основных этапов
│ │
│независимой
технической экспертизы транспортного средства. │ │
│Алгоритм
проведения независимой технической экспертизы │ │
│транспортного
средства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.02 Теоретические основы независимой
технической │ 16
│
│ экспертизы транспортного средства │ │
│
│ │
│ Теоретические принципы, положения и основы
независимой │ │
│технической
экспертизы транспортного средства. Методология │ │
│независимой
технической экспертизы транспортного средства как │ │
│система
методов следующих видов экспертной деятельности: │ │
│транспортно-трасологическая
экспертиза; экспертиза
│ │
│технического
состояния транспортного средства; │ │
│металловедческая
экспертиза (экспертиза металлов и сплавов);
│ │
│экспертиза
лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий; │ │
│экспертиза
стекла и керамики; экспертиза пластмасс и других │ │
│полимерных
материалов; экспертиза шин и резинотехнических │ │
│изделий
(прокладки, сальники и т.д.); экспертиза топливо- │ │
│смазочных
материалов и специальных жидкостей; экспертиза │ │
│волокнистых
материалов и изделий из них; экспертиза │ │
│автомобильных
электроламп и других приборов светотехники;
│ │
│взрывотехническая
экспертиза в отношении транспортного
│ │
│средства;
пожарно-техническая экспертиза в отношении │ │
│транспортного
средства; химическая экспертиза. Общая
│ │
│характеристика
указанных видов экспертиз
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.03 Информационное обеспечение независимой
технической │ 40
│
│ экспертизы транспортного
средства │ │
│
│ │
│ Требования к информационному обеспечению
независимой │ │
│технической
экспертизы транспортного средства. Перечень │ │
│основных
источников информации для проведения независимой │ │
│технической
экспертизы транспортного средства. Классификатор │ │
│повреждений
транспортных средств в дорожно-транспортных │ │
│происшествиях.
Технологическая документация по ремонту
│ │
│транспортных
средств. Методики сбора, анализа и обработки │
│
│статистической
обработки информации о ценах на запасные части, │ │
│материалы
и услуги по ремонту, а также другой статистической │ │
│информации,
необходимой для выполнения независимой │ │
│технической
экспертизы транспортного средства. Нормы и │ │
│нормативы
материальных, трудовых и финансовых затрат на │ │
│восстановление
транспортных средств. Характеристики основных
│ │
│компьютерных
программ по независимой технической экспертизе │ │
│транспортного
средства отечественного и импортного
│ │
│производства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.04 Методические основы и положения по
проверке │ 40
│
│ идентификационных параметров транспортного
средства как │ │
│ объекта независимой технической
экспертизы │ │
│ │ │
│ Идентификационная проверка объекта экспертизы
как первый │ │
│этап
независимой технической экспертизы транспортного │ │
│средства.
Основные идентификационные данные транспортного │ │
│средства
и места их расположения на транспортном средстве. │ │
│Возможные
методы и технологии изменения идентификационных │ │
│данных
транспортного средства. Методы проверки │ │
│идентификационных
данных транспортного средства.
│ │
│ Практикум: проверка основной и дополнительной
маркировки │ │
│транспортного
средства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│СД.05
Методические основы и положения по установлению наличия │
32 │
│ и характера технических повреждений
транспортного средства │ │
│
│ │
│ Виды, характер и классифицирование
повреждений транспортных │ │
│средств
в дорожно-транспортных происшествиях. Особенности │ │
│повреждений
элементов кузова. Особенности повреждения │ │
│лакокрасочных
покрытий. Особенности повреждений элементов
│ │
│транспортного
средства, изготовленных из различных материалов. │ │
│Вторичные
деформации транспортного средства. Скрытые виды │ │
│повреждений
транспортного средства. Основы метрологии, │ │
│средства
измерения и контроля параметров транспортных средств. │ │
│Инструментальные
и органолептические методы оценки
│ │
│технического
состояния поврежденных транспортных средств. │ │
│Определение
качественных и количественных характеристик │ │
│степени
повреждений транспортных средств. │ │
│ Практикум: проведение осмотра и проверки
технического │ │
│состояния
транспортных средств. Применение органолептических │ │
│методов
и средств технического диагностирования для │ │
│определения
видов, характера и степени технических повреждений │ │
│транспортных
средств. Описание повреждений транспортного │ │
│средства
в соответствии с действующей классификацией. │ │
│Документирование
технических повреждений средствами фото- и
│ │
│видеотехники,
составление акта осмотра. Проведение при
│ │
│необходимости
проверки функциональных характеристик
│ │
│транспортных
средств на ходу │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│
СД.06 Методические основы и положения по установлению причин │
56 │
│
возникновения технических повреждений транспортного средства │ │
│
│ │
│ Основные типы дорожно-транспортных
происшествий и │ │
│соответствующие
им виды повреждений транспортного средства.
│ │
│Причинная
связь между механическими повреждениями │ │
│транспортного
средства, его техническим состоянием и дорожно-
│ │
│транспортным
происшествием. Модели и механизмы дорожно- │ │
│транспортного
происшествия, учитывающие обстоятельства,
│ │
│способствующие
возникновению дорожно-транспортного
│ │
│происшествия,
а также причинную связь между техническими
│ │
│повреждениями
транспортного средства и событием происшествия.
│ │
│Следы,
возникающие на транспортном средстве в результате │ │
│дорожно-транспортного
происшествия. Экспертный осмотр следов
│ │
│на
транспортном средстве. Определение угла взаимного │ │
│расположения
транспортных средств в момент столкновения, а │ │
│также
других параметров их механического взаимодействия. Виды │ │
│и
методы реконструкции дорожно-транспортных происшествий. │ │
│Методы
транспортно-трасологической экспертизы, │ │
│металловедческой
экспертизы, экспертизы лакокрасочных
│ │
│материалов,
дорожно-технической экспертизы, экспертизы по │ │
│исследованию
технического состояния транспортных средств, а │ │
│также
других видов экспертиз, предназначенных для установления │ │
│причин
возникновения технических повреждений транспортного │ │
│средства.
Программные продукты для проведения реконструкции │ │
│дорожно-транспортных
происшествий.
│ │
│ Практикум: организация
транспортно-трасологической
│ │
│экспертизы,
металловедческой экспертизы, экспертизы │ │
│лакокрасочных
материалов, экспертизы по исследованию
│ │
│технического
состояния транспортных средств, а также других │ │
│видов
экспертиз, предназначенных для установления причин │ │
│возникновения
технических повреждений транспортного средства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│СД.07
Методические основы и положения по установлению методов, │ 100
│
│технологии,
объема и стоимости ремонта транспортного средства │ │
│ с учетом наличия и характера его технических
повреждений │ │
│
│ │
│ Методы и организация работ по ремонту
транспортных средств. │ │
│Виды
ремонта и классификация ремонтных воздействий. │ │
│Технологические
операции и пооперационные нормы времени.
│ │
│Взаимосвязь
между видом и степенью повреждения и методом │ │
│(технологией)
его ремонта. Технологические карты и технологии
│ │
│постового
и цехового ремонта конкретных марок, моделей и │ │
│модификаций
транспортных средств. Выбор технологического │ │
│оснащения
для проведения работ по ремонту. Методы сбора, │ │
│анализа
и обработки статистической информации о ценах на │ │
│запасные
части, материалы и услуги по ремонту, а также │ │
│другой
статистической информации, необходимой для выполнения │ │
│экспертизы.
Методы расчета стоимости ремонта транспортного │ │
│средства.
│ │
│ Практикум: назначение по установленным
техническим │ │
│повреждениям
транспортного средства методов, технологии и │ │
│видов
ремонтных воздействий по их устранению. Использование │ │
│справочников
с технической и технологической информацией по │ │
│установлению
методов, технологии и видов ремонтных │ │
│воздействий.
Использование справочников с ценовой информацией │ │
│для
расчета стоимости ремонта. Проведение сбора и обработки │ │
│статистической
информации по товарным рынкам запасных частей и │ │
│материалов,
услуг по ремонту транспортных средств. Проведение │ │
│расчетов
стоимости ремонта поврежденного транспортного │ │
│средства
│ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ СД.08 Организация и проведение независимой
технической │ 36
│
│ экспертизы транспортного
средства │ │
│ │ │
│ Основы деловой этики общения с заказчиком
независимой │ │
│технической
экспертизы. Организация приема заказов, проведение │ │
│переговоров
с заказчиками, оформление договора на проведение │ │
│независимой
технической экспертизы. Проведение независимой │ │
│технической
экспертизы в соответствии с нормативно- │ │
│технической,
инструктивно-методической и иной документацией. │ │
│Типовая
форма договора на проведение независимой технической │ │
│экспертизы
транспортного средства и экспертного заключения. │ │
│Консультирование
заказчиков по вопросам, связанным с
│ │
│проведением
экспертизы. │ │
│ Практикум: деловая игра по принятию заказов,
проведению │ │
│переговоров
с заказчиками, оформлению договора на проведение │ │
│независимой
технической экспертизы транспортного средства. │
│
│Составление
в письменной форме экспертного заключения, в том │ │
│числе
с использованием средств вычислительной техники. │ │
│Проверка
экспертного заключения на соответствие нормативной, │ │
│методической
и организационно-технологической документации │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│Всего
часов обучения
│ 504 │
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.00
Итоговая государственная аттестация │ 12
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.01
Государственный экзамен │ 4
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ИГА.02
Подготовка и защита аттестационной работы │ 8
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│Нормативная
трудоемкость программы │ 516
│
└───────────────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘
Приложение
N 2
к Требованиям (п.
4)
ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
Наименование учебной
дисциплины
|
Общая
трудо-
емкость,
аудито-
рные
часы
|
Количество аудиторных
часов
|
Форма
контроля
|
лек-
ции
|
семи-
нары
|
прак-
тичес-
кие и
трени-
нговые
заня-
тия
|
кон-
троль
|
ОПД.00
Общие профессиональные
дисциплины
|
176
|
80
|
44
|
16
|
36
|
|
ОПД.01
Автомобильный транспорт
|
24
|
12
|
8
|
-
|
4
|
Зачет
|
ОПД.02
Безопасность дорожного
движения
|
32
|
16
|
8
|
4
|
4
|
Зачет
|
ОПД.03
Техническая
эксплуатация транспортных
средств
|
48
|
20
|
12
|
8
|
8
|
Экзамен
|
ОПД.04
Экономика технической
эксплуатации транспортных
средств
|
28
|
12
|
4
|
4
|
8
|
Экзамен
|
ОПД.05
Обязательное
страхование гражданской
ответственности владельцев
транспортных средств
|
16
|
8
|
4
|
-
|
4
|
Зачет
|
ОПД.06
Правовое обеспечение
независимой технической
экспертизы транспортных
средств и других видов
экспертной деятельности в
отношении транспортных средств
|
28
|
12
|
8
|
-
|
8
|
Экзамен
|
СД.00
Специальные дисциплины
|
328
|
144
|
52
|
76
|
56
|
|
СД.01
Общая характеристика
независимой технической
экспертизы транспортного
средства
|
8
|
8
|
-
|
-
|
4
|
Зачет
|
СД.02
Теоретические основы
независимой технической
экспертизы транспортного
средства
|
16
|
12
|
-
|
-
|
4
|
Зачет
|
СД.03
Информационное
обеспечение независимой
технической экспертизы
транспортного средства
|
40
|
12
|
8
|
16
|
4
|
Зачет
|
СД.04
Методические основы и
положения идентификации
транспортного средства как
объекта независимой
технической экспертизы
|
40
|
16
|
8
|
8
|
8
|
Экзамен
|
СД.05
Методические основы и
положения по установлению
наличия и характера
технических повреждений
транспортного средства
|
32
|
12
|
4
|
8
|
8
|
Экзамен
|
СД.06
Методические основы и
положения по установлению
причин возникновения
технических повреждений
транспортного средства
|
56
|
24
|
8
|
16
|
8
|
Экзамен
|
СД.07
Методические основы и
положения по установлению
методов, технологии, объема и
стоимости ремонта
транспортного средства с
учетом наличия и характера его
технических повреждений
|
100
|
40
|
16
|
24
|
16
|
Курсовая
работа,
экзамен
|
СД.08
Организация и проведение
независимой технической
экспертизы транспортного
средства
|
36
|
20
|
8
|
4
|
4
|
Зачет
|
ИГА.00
Итоговая
государственная аттестация
|
12
|
-
|
-
|
-
|
12
|
|
ИГА.01
Государственный экзамен
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Экзамен
|
ИГА.02
Подготовка и защита
аттестационной работы
|
8
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Аттеста-
ционная
работа
|
Всего
часов
|
516
|
224
|
96
|
92
|
104
|
|
Приложение
N 3
к Требованиям (п.
6)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│ Наименование дисциплин и их основные
разделы │Трудоемкость,
│
│
│ аудиторные │
│
│ часы │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ОД.00 Обязательные
дисциплины │ 52
│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│в
том числе:
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│
ОД.01 Правовое регулирование деятельности по независимой │ 8
│
│ технической экспертизе транспортных
средств при │ │
│ обязательном страховании гражданской
ответственности │ │
│ владельцев транспортных
средств │ │
│
│ │
│ Изменения в законодательстве Российской Федерации
по │ │
│безопасности
дорожного движения.
│ │
│ Изменения в законодательстве Российской
Федерации по │ │
│обязательному
страхованию гражданской ответственности
│ │
│владельцев
транспортных средств.
│ │
│ Изменения в законодательстве Российской
Федерации о │ │
│независимой
технической экспертизе транспортного средства │ │
│при
обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев
транспортных средств.
│ │
│ Обзор практики разрешения споров по
вопросам │ │
│независимой
технической экспертизы транспортного средства │ │
│при
обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев
транспортных средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ОД.02
Конструкция и техническая эксплуатация транспортных │ 16
│
│ средств │ │
│
│ │
│ Современный модельный ряд транспортных
средств и его │ │
│конструктивные
особенности.
│ │
│ Современные конструктивные материалы в │ │
│автомобилестроении.
│ │
│ Современные методы восстановления
работоспособности │ │
│транспортных
средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ОД.03
Современные модели, методы и методики в независимой │ 16
│
│ технической экспертизе транспортных
средств при │ │
│ обязательном страховании гражданской
ответственности │ │
│ владельцев транспортных средств │ │
│
│ │
│ Современные модели, методы и методики в
экспертной │ │
│деятельности
по установлению наличия и характера
│ │
│технических
повреждений транспортного средства.
│ │
│ Современные модели, методы и методики в
экспертной │ │
│деятельности
по установлению причин возникновения
│ │
│технических
повреждений транспортного средства.
│ │
│ Современные модели, методы и методики в
экспертной │ │
│деятельности
по установлению технологии, объема и
│ │
│стоимости
ремонта транспортного средства с учетом наличия │ │
│и
характера его технических повреждений │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│
ОД.04 Информационное обеспечение независимой технической │ 12
│
│
экспертизы транспортных средств при
обязательном │ │
│ страховании гражданской ответственности
владельцев │ │
│ транспортных средств │ │
│ │ │
│ Изменения в информационном обеспечении
независимой │ │
│технической
экспертизы транспортного средства при
│ │
│обязательном
страховании гражданской ответственности
│ │
│владельцев
транспортных средств.
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ Новые информационные технологии при
проведении │ │
│независимой
технической экспертизы транспортного средства │ │
│при
обязательном страховании гражданской ответственности │ │
│владельцев
транспортных средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.00 Дисциплины по выбору │ 48
│
│
│ │
│
(общий объем дисциплин по выбору не должен превышать 48 │
│
│ часов) │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.01
Методические особенности идентификации транспортных │ 8
│
│ средств │ │
│
│ │
│ Современные диагностические средства и
материалы для │ │
│идентификации
транспортных средств. Источники информации
│ │
│для
проверки идентификационных данных транспортных средств│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.02
Классификация и кодирование повреждений транспортных│ 8
│
│ средств │ │
│
│ │
│ Номенклатура признаков для описания
повреждений │ │
│транспортных
средств. Методы классификации повреждений
│ │
│транспортных
средств. Системы кодирования повреждений
│ │
│транспортных
средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.03 Методы транспортно-трасологической
экспертизы │ 8
│
│
│ │
│ Классификация дорожно-транспортных
происшествий. Методы │
│
│установления
с помощью транспортно-трасологической
│ │
│экспертизы
причин повреждений транспортного средства.
│ │
│Использование
данных краш-тестов для уточнения
│ │
│результатов
транспортно-трасологической экспертизы
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.04 Методы экспертизы лакокрасочных
покрытий │ 8
│
│ транспортных средств │ │
│
│ │
│ Основные классификационные признаки для
установления │ │
│причин
повреждений лакокрасочных покрытий транспортных │ │
│средств.
Основные методы и инструментарий для проведения
│ │
│экспертизы
лакокрасочных покрытий транспортных средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.05 Методы установления технологии, трудоемкости
и │ 8
│
│ стоимости работ по устранению перекосов
транспортных │ │
│ средств │ │
│
│ │
│ Классификация работ по устранению перекосов
транспортных│ │
│средств.
Классические и шаблонные стапели, технологии
│ │
│работ
с их использованием. Установление трудоемкости и │ │
│стоимости
работ по устранению перекосов транспортных
│ │
│средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.06 Методы установления технологии,
трудоемкости и │ 8
│
│
стоимости по замене поврежденных элементов транспортных │ │
│ средств │ │
│
│ │
│
Технологии замены съемных и несъемных
поврежденных │ │
│элементов
транспортных средств. Характеристики крепежных и│ │
│сварочных
работ. Установление трудоемкости и стоимости
│ │
│работ
по замене поврежденных элементов транспортных │ │
│средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.07 Методы установления технологии,
трудоемкости и │
8 │
│ стоимости ремонта основных лакокрасочных
покрытий │ │
│
│ │
│ Современные технологии ремонта основных
лакокрасочных │ │
│покрытий
транспортных средств. Методы установления
│ │
│трудоемкости
и стоимости ремонта основных лакокрасочных
│ │
│покрытий
независимо от марки и модели транспортного
│ │
│средства │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.08 Методы установления технологии,
трудоемкости и │ 8
│
│ стоимости устранения повреждений
дополнительных │ │
│ лакокрасочных покрытий │ │
│
│ │
│ Виды и классификация дополнительных
лакокрасочных │ │
│покрытий
транспортных средств (цветографические схемы,
│ │
│аэрография
и т.д.). Технологии работ по восстановлению
│ │
│дополнительных
лакокрасочных покрытий транспортных
│ │
│средств.
Методы установления трудоемкости и стоимости
│ │
│устранения
повреждений дополнительных лакокрасочных
│ │
│покрытий
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ ДВ.09 Методы установления доаварийной
стоимости │ 8
│
│ транспортного средства │ │
│
│ │
│ Прямые и косвенные методы расчета
стоимости │ │
│транспортных
средств. Методы расчета износа транспортных
│ │
│средств.
Методы сбора и обработки информации о рыночной
│ │
│стоимости
транспортных средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ДВ.10
Методы установления стоимости остатков транспортных │ 8
│
│ средств │ │
│ │ │
│ Классификация остатков транспортных
средств. Методы │ │
│установления
номенклатуры годных остатков транспортных
│ │
│средств.
Экспресс-методы расчета стоимости годных остатков│ │
│транспортных
средств
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ИА.00
Итоговая аттестация │ 4
│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ИА.01
Сдача итогового зачета/экзамена (итогового │ 4
│
│тестирования)
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Всего
часов
│ 104 │
└──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
Приложение
N 4
к Требованиям (п.
6)
ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
Наименование учебной дисциплины
|
Общая
трудо-
емкость,
аудиторные
часы
|
Количество
аудиторных
часов
|
лек-
ции
|
практи-
ческие и
тренин-
говые
занятия
|
ОД.00 Обязательные дисциплины
|
52
|
40
|
12
|
ОД.01
Правовое регулирование деятельности по
независимой технической экспертизе
транспортных средств при обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
|
8
|
8
|
-
|
ОД.02
Конструкция и техническая эксплуатация
транспортных средств
|
16
|
12
|
4
|
ОД.03
Современные модели, методы и методики
в независимой технической экспертизе
транспортных средств при обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
|
16
|
12
|
4
|
ОД.04
Информационное обеспечение независимой
технической экспертизы транспортных средств
при обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств
|
12
|
8
|
4
|
ДВ.00 Дисциплины по выбору
|
48
|
|
|
ДВ.01
Методические особенности идентификации
транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.02
Классификация и кодирование
повреждений транспортных средств
|
8
|
8
|
-
|
ДВ.03
Методы транспортно-трасологической
экспертизы
|
8
|
8
|
-
|
ДВ.04
Методы экспертизы лакокрасочных
покрытий транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.05
Методы установления технологии,
трудоемкости и стоимости работ по устранению
перекосов транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.06
Методы установления технологии,
трудоемкости и стоимости по замене
поврежденных элементов транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.07
Методы установления технологии,
трудоемкости и стоимости ремонта основных
лакокрасочных покрытий
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.08
Методы установления технологии,
трудоемкости и стоимости устранения
повреждений дополнительных лакокрасочных
покрытий
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.09
Методы установления доаварийной
стоимости транспортного средства
|
8
|
6
|
2
|
ДВ.10
Методы установления стоимости остатков
транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
ИА.00 Итоговая аттестация
|
4
|
|
|
ИА.01
Сдача итогового зачета/экзамена
(итогового тестирования)
|
4
|
|
|
Всего
часов
|
104
|
|
|