МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В
соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки
России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по
выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства
Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные
требования к программам дополнительного образования детей для использования их
в практической работе.
Директор
Департамента
А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение
ПРИМЕРНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой
аспект
В соответствии со
статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее -
Закон) образовательная программа определяет содержание образования
определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются
основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на
решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни
в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
К дополнительным
образовательным программам относятся образовательные программы различной
направленности, реализуемые:
в
общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального
образования за пределами определяющих их статус
основных образовательных программ;
в образовательных
учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными
(Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования
детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта
1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26,
п. 2).
Содержание
дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14
Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном
учреждении определяется образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно.
Содержание
образования является одним из факторов экономического и социального прогресса
общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у
обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности
в национальную и мировую культуру;
- формирование
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и
развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным
планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников
несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами
дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение
обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных
образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям
регионов;
- соответствующему
уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему
(полному) общему образованию);
-
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
-
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и
методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий
для развития личности ребенка;
- развитие
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику
асоциального поведения;
- создание условий
для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
- целостность процесса
психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление
психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие
педагога дополнительного образования с семьей.
Структура
программы дополнительного образования детей
Программа
дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные
элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную
записку.
3.
Учебно-тематический план.
4. Содержание
изучаемого курса.
5. Методическое
обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список
литературы.
Оформление
и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном
листе рекомендуется указывать:
- наименование
образовательного учреждения;
- где, когда и кем
утверждена дополнительная образовательная программа;
- название
дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на
которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации
дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность
автора(ов) дополнительной
образовательной программы;
- название города,
населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная
программа;
- год разработки
дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной
записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность
дополнительной образовательной программы;
- новизну,
актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи
дополнительной образовательной программы;
- отличительные
особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
образовательных программ;
- возраст детей,
участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации
дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного
процесса, этапы);
- формы и режим
занятий;
- ожидаемые
результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали,
соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может
содержать:
- перечень
разделов, тем;
- количество часов
по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание
программы дополнительного образования детей возможно
отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов
занятий).
5. Методическое
обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение
программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,
экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по
проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или
опытов и т.д.;
- дидактический и
лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика
опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список
использованной литературы.