Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

 

Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.

 

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Вводный раздел

 

Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.

В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ.

 

При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:

Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),

Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",

письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).

 

1. Порядок расчета норматива расходов

на реализацию государственного образовательного

стандарта общего образования

 

1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;

норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.

1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:

--------------------------------

<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.

 

количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;

количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.

--------------------------------

<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

 

1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.

1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.

1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:

 

     sn    sn

    R   = З   + Р     ;

     i     i     учеб.

 

    где:

     sn

    З    - расходы   по   заработной плате в i-том   муниципальном

     i

образовании   на   реализацию    государственного образовательного

стандарта общего образования   в расчете   на  одного обучающегося

по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).

    Р       - расходы   на обеспечение образовательного процесса в

     учебн.

расчете на одного обучающегося.

     sn

    З   определяется по формуле:

     i

 

          a

          - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12

     sn   d

    З   = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;

     i                    m

 

где:

a - количество часов по БУП;

d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;

b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;

--------------------------------

<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система).

 

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;

12 - количество месяцев в году;

m - нормативная наполняемость классов;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);

w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1);

c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);

R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.

    1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса  Р

                                                            учебн.

определяются   на   каждого   обучающегося   по   ступеням  общего

образования, в процентном отношении   к   общему размеру норматива

расходов, в соответствии со  сложившимися расходами  при ежегодном

постепенном увеличении доли этих расходов.

1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:

месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);

количество классов в общеобразовательном учреждении;

реализация программ дополнительного образования;

предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).

Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1);

повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);

повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).

Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.

1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.

 

2. Порядок расчета объема субвенций

 

2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.

2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.

2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

 

          3    o    o      3    g    g      3    k    k

    S  = SUM (R  x H )  + SUM (R  x H )  + SUM (R  x H ) ;

     i   n=1   i    i n   n=1   i    i n   n=1   i    i n

 

    где:

    S  - объем  субвенции  для  i-го   муниципального   бюджета на

     i

реализацию основных общеобразовательных программ;

     o   g   k

    R , R , R  - нормативы    расходов  на   реализацию   основных

     i   i   i

общеобразовательных   программ   в  расчете на одного обучающегося

соответственно   в обычных, гимназических (лицейских), специальных

(коррекционных) классах;

     o   g   k

    Н , Н , Н  - прогнозируемая на соответствующий финансовый  год

     i   i   i

среднегодовая   численность  обучающихся соответственно в обычных,

гимназических (лицейских), специальных   (коррекционных) классах в

общеобразовательных     учреждениях     на     территории     i-го

муниципального образования;

n - ступени общего образования.

 

3. Методы обязательной адаптации при переходе

к формированию бюджетов на нормативной основе

 

3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:

 

                                                 нормативная наполняемость

    Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.

                                                 фактическая наполняемость

 

"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.

3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).

Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:

сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;

выявление отклонений, анализ причин;

определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к методическим рекомендациям

 

РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

 

Таблица N 1

 

Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

 

 

Удорожание в зависимости от различных  факторов

   от   
 деления
 классов
на группы
   К1   

от наличия
   групп  
продленного
    дня    
    К2    

  от наличия  
   программ   
дополнительного
  образования 
      К3      

   общее 
удорожание
    по   
 ступеням
 К1 x К2 x
    К3   

начальное общее
образование   

  1,04  

    1,4   

     1,03     

   1,50  

основное общее
образование   

  1,12  

     1    

     1,03     

   1,15  

среднее(полное)
общее         
образование   

  1,22  

     1    

     1,03     

   1,26  

 

                                       (25 час. + 1 час.)

    начальное общее образование 1,04 = ------------------;

                                           25 час.

                                       (34 + 4)

    основное общее образование  1,12 = --------;

                                          34

                                              (36 + 8)

    среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.

                                                 36

 

Таблица N 2

 

Коэффициенты удорожания по видам классов

 

Общеобразовательные            

     1     

Гимназические/лицейские        

    1,15   

Специальные (коррекционные)    

    1,2    

 

Таблица N 3

 

Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

 

 

Часы по БУП

 Коэффициенты 
  удорожания  

начальное общее образование        

    25    

       1      

основное общее образование         

    34    

     1,36     

среднее (полное) общее образование 

    36    

     1,44     

 

    начальное общее образование 1 = (25 часов)

 

                                      (34 часа)

    основное общее образование 1,36 = ---------

                                       25 час.

                                              (36 час.)

    среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------

                                               25 час.

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

 

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ

ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

                   Общеобразовательные классы                  

1 ступень 
общего    
образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
   x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5 

2 ступень 
общего    
образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15 

3 ступень 
общего    
образования

{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26 

                Гимназические и лицейские классы               

1 ступень 
общего    
образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x
                        1,5                        

2 ступень 
общего    
образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x
                        1,15                       

3 ступень 
общего    
образования

{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x
                        1,26                       

             Специальные (коррекционные) классы                

1 ступень 
общего    
образования

{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5

2 ступень 
общего    
образования

{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33
  x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 
                        1,15                       

 

Заместитель

директора Департамента

экономики и финансов

Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024