МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПРИКАЗ
от 26 августа 2003 г. N 3387
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО
ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
 
На основании
Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", Положения о лицензировании образовательной деятельности,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N
796, приказываю:
1.
Утвердить прилагаемый перечень документов, представляемых на лицензионную
экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного
профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные
образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или
в полном объеме (далее - перечень документов).
2. Установить, что
перечень документов, утвержденный п. 1 настоящего Приказа, представляется на
лицензионную экспертизу образовательным учреждением одновременно с аналогичными
документами каждого из филиалов, в которых осуществляется дистанционное
обучение.
3. Управлению
лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) на основании
лицензионных экспертиз, проведенных по заявлениям, поданным до 31.12.2003,
подготовить предложения по уточнению перечня документов, утвержденного п. 1
настоящего Приказа.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
Министра А.В. Пыжикова.
 
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
 
 
 
 
 
Утвержден
Приказом
Минобразования
России
от 26.08.2003 N
3387
 
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДАЛЕЕ - ДОТ)
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
 
1. Заявление
учредителя(ей) <*> образовательного учреждения
на проведение лицензионной экспертизы (форма 1 <**>).
--------------------------------
<*> Для
образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию
России, заявление подписывает руководитель образовательного учреждения.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
2. Выписка из
решения Ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки
по основным и дополнительным программам профессионального образования,
заявленным к лицензированию.
3. Копии Устава,
свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный
реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены
нотариально).
Филиал
образовательного учреждения представляет сведения о постановке на учет в
налоговом органе, копии решения о создании филиала и утвержденного в
установленном порядке положения о филиале.
4. Общие сведения
об образовательном учреждении, его филиалах и представительствах (таблица 1
прилагается).
5. Копии
действующей лицензии, приложений к ней.
6. Сведения об
укомплектованности штатов и численности обучающихся (таблица 2 прилагается).
7. Сведения о
зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного
процесса (форма 3 <*>).
Заверенные нотариально копии
зарегистрированных в установленном порядке документов, подтверждающих право
образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение
необходимой учебно-материальной базой, а также заключений органов
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и
Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и
помещений для осуществления образовательного процесса.
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
8. Сведения о
социально-бытовом обеспечении обучающихся (форма 3а
<*>). Заверенные нотариально копии документов об обеспеченности
обучающихся и работников питанием и медицинским обслуживанием, документов,
подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или
распоряжение объектами физической культуры и спорта, общежитиями.
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
9. Рабочие учебные
планы реализуемых профессиональных образовательных программ. Для
образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения
частично или в полном объеме, представляется специальный учебный план, в
котором дополнительно указываются виды ДОТ, с помощью которых ведется изучение
отдельных дисциплин (учебных курсов).
10. Сведения
<*> об обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой или
иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении (форма 4
<**>).
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
11. Сведения
<*> об обеспеченности образовательного процесса специализированным и
лабораторным оборудованием (форма 4а <**>). Заверенные нотариально копии
документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение,
пользование или распоряжение оборудованием.
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
12. Сведения о
местах проведения практик (форма 4б <*>).
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
13. Сведения
<*> о педагогических работниках (форма 5 <**>).
--------------------------------
<*> Сведения
представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам
(курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.
<**> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
14. Сведения о
научных руководителях (форма 5а <*>).
--------------------------------
<*> Формы
документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу
Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене
Минобразования России, 2001 г., N 8).
 
15. Пояснительные
записки к образовательным программам, реализуемым с использованием ДОТ
(структура пояснительной записки прилагается).
16. Опись
документов, представленных для получения лицензии (в 2-х экземплярах).
 
Таблица 1
 
"__" __________ 200_ г.
 
           ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
 
__________________________________________________________________
            
полное наименование соискателя лицензии
 
 
  | 
     N   
   п/п  
   | 
  
                   Наименование                 
   | 
  
     Сведения  
   
   и реквизиты  
   | 
 
 
  | 
     1.  
   | 
  
   Устав                                        
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     2.  
   | 
  
   Свидетельство     о  
  внесении    записи   о 
  юридическом  лице  в 
  Единый государственный 
  реестр юридических лиц                     
   
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     3.  
   | 
  
   Свидетельство    о 
  постановке  на   учет 
  в 
  налоговом органе юридического лица         
   
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     4.  
   | 
  
   Лицензия                                     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     5.  
   | 
  
   Свидетельство
  о государственной аккредитации 
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     6.  
   | 
  
   Предельная        численность    контингента 
  обучающихся,  
  приведенная   к  очной 
  форме 
  обучения,   установленная    лицензией    по 
  образовательному учреждению                
   
   | 
  
     
   | 
 
 
                  
Сведения о наличии филиалов
 
 
  | 
    N  
  п/п 
   | 
  
   Наименование 
   | 
  
   Место
   
  нахож- 
  дения  
   | 
  
   Приказ
  о  
  создании  
  (рекви-   
  зиты)     
   | 
  
    Лицензия 
   
  (реквизиты) 
   | 
  
       Предельная     
     численность     
     контингента     
     обучающихся,    
    установленная    
      лицензией      
   | 
 
 
  | 
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
              
Сведения о наличии представительств
                       (только для вузов)
 
 
  | 
    N  
  п/п 
   | 
  
   Наименование 
   | 
  
     Место  
   
  нахождения 
   | 
  
    Приказ о 
   
   создании   
  (реквизиты) 
   | 
  
   Согласование
  с органами  
  управления образованием  
    субъектов Российской   
    Федерации и органами   
  местного самоуправления  
        (реквизиты)        
   | 
 
 
  | 
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
    М.П.    Руководитель образовательного
           
учреждения                   
____________ ___________
                                            
подпись     Ф.И.О.
 
Таблица 2
 
"__" __________ 200_ г.
 
              СВЕДЕНИЯ ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ
ШТАТОВ
                 
И ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*>
 
__________________________________________________________________
            
полное наименование соискателя лицензии
 
 
  | 
     N   
   п/п  
   | 
  
   Наименование
  показателя 
   | 
  
    
  ____ г. 
   | 
  
    
  ____ г. 
   | 
  
    
  ____ г. 
   | 
  
    
  текущий г. 
   | 
  
    
  ____ г. 
   | 
 
 
  | 
     1.  
   | 
  
   Штатная    
  численность 
  работников соискателя   
  лицензии:               
  всего;                  
  в  т.ч.  педагогические 
  работники;              
  из них:                 
  штатные  педагогические 
  работники          (без 
  совместителей);         
  административно-        
  управленческий          
  персонал:               
  административно-        
  хозяйственные,          
  научно-педагогические   
  и др. работники,        
  работающие на  условиях 
  штатного   совместителя 
  (внутренние             
  совместители),        с 
  указанием долей ставок; 
  педагогические          
  работники,   работающие 
  на   условиях  штатного 
  совместителя   (внешние 
  совместители),        с 
  указанием долей ставок; 
  педагогические          
  работники,   работающие 
  на  условиях  почасовой 
  оплаты труда            
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     2.  
   | 
  
   Образовательный    ценз 
  педагогических          
  работников:             
  доктора наук;           
  кандидаты наук;         
  лица    без      ученой 
  степени,        имеющие 
  почетные звания;        
  лица      с      высшим 
  профессиональным        
  образованием;           
  лица    со      средним 
  профессиональным        
  образованием            
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     3.  
  <**> 
   | 
  
   Численность
  контингента 
  обучающихся         
  по 
  традиционной            
  технологии, приведенная 
  к очной форме  обучения 
  по    каждому    уровню 
  образования             
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
     4.  
  <***> 
   | 
  
   Численность
  контингента 
  обучающихся         
  по 
  дистанционным           
  технологиям,            
  приведенная   к   очной 
  форме    обучения    по 
  каждому          уровню 
  образования             
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
   
--------------------------------
    <*> Сведения  представляются  за 
три  года,  предшествовавших
лицензионной экспертизе, текущий год и один
последующий (план).
    <**> Из расчета  соответственно  1,0; 
0,25;  0,1  для  очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
    <***> Из расчета соответственно
1,0;  0,25;  0,04 
для  очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
 
    М.П.   Руководитель образовательного
          
учреждения                  
___________ ______________
                                         
подпись       Ф.И.О.
 
 
 
Структура
пояснительной записки
к образовательной
программе, реализуемой с применением
дистанционных
образовательных технологий
 
Пояснительная
записка к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных
образовательных технологий (далее - пояснительная записка), должна содержать:
1. Методику
образовательного процесса включая:
описание ДОТ,
применяемых для преподавания отдельных дисциплин (учебных курсов);
характеристику
учебно-методических комплексов, предоставляемых обучающемуся (названия материалов,
вид информационного носителя: печатный материал, видео-, аудиозапись, видеолекции, электронный носитель и др.), способы
комплектации (кейс, база данных и т.п.), объемные характеристики материалов;
способы доставки
учебных, учебно-методических материалов (рассылка почтой, распространение через
сеть территориально обособленных подразделений, передача по каналам связи
(радио, телевидение, телефония, Интернет и т.п.);
способы организации
взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и
административно-управленческим персоналом образовательных учреждений (занятия
по очной форме обучения, почта, телефон, электронная переписка,
видеоконференцсвязь и т.п. с указанием плановой периодичности и
продолжительности (объемов) контактов);
способы организации
лабораторных и практических занятий (учебные занятия в лабораториях, кабинетах
и в спортзалах, использование кейс-лабораторий,
лабораторий удаленного доступа, виртуальных лабораторных практикумов и т.п.);
способы организации
текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (традиционные
формы контроля, письменный экзамен в территориально обособленном структурном
подразделении с последующей обработкой результатов, автоматизированный
дистанционный контроль, дистанционный экзамен (зачет) с использованием средств
видео-, аудиоконтроля и
т.п.);
способы организации
документооборота (традиционный, электронный).
2.
Расчет-обоснование достаточности привлекаемых материально-технических,
учебно-методических, информационных ресурсов и педагогических работников,
которыми располагает образовательное учреждение, для обеспечения учебного
процесса с применением избранных ДОТ, включая:
аппаратно-программное
и иное оборудование учебных рабочих мест обучающихся и рабочих мест
педагогических работников, административно-управленческого и
инженерно-технического персоналов;
количество и
пропускную способность используемых каналов связи;
мощности
используемого серверного аппаратно-программного комплекса (объем дисковой
памяти, время отклика);
мощности,
пропускную способность и другие технические характеристики иных средств
телекоммуникации;
наличие
учебно-методических комплексов и других информационных образовательных ресурсов
дистанционного обучения для дисциплин (учебных курсов) заявленной образовательной
программы (программ);
количественный и
качественный состав педагогических работников, специально подготовленных для
работы в новой информационно-образовательной среде.
К
пояснительной записке прилагается документация, подтверждающая фактическое
наличие в распоряжении образовательного учреждения указанных в
расчете-обосновании ресурсов и их соответствие установленным нормам, стандартам
и требованиям (справки о приеме на баланс, договоры аренды, сертификаты
соответствия ДОТ технологическим требованиям государственных отраслевых
стандартов и т.д.), сведения о грифах учебных материалов Минобразования России,
учебно-методических объединений вузов Российской Федерации, иных грифах.
В пояснительной
записке требуется обосновать возможность освоения всех дисциплин (учебных
курсов), изучение которых согласно специальному учебному плану должно вестись с
помощью ДОТ.