Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 16 декабря 1996 г. N 481

 

О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО УЧЕТУ И ДАЛЬНЕЙШЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время в учреждениях образования и науки Министерства разработано и накоплено значительное количество информационных ресурсов (базы данных и знаний, электронные журналы, экспертные системы, автоматизированные учебные курсы, обучающие системы, практикумы, тренажеры, инструментальные средства и др.).

Однако сведения об этих информационных ресурсах не систематизированы, а информационное обслуживание отечественных и зарубежных потенциальных пользователей обеспечивается недостаточно. Это не способствует повышению эффективности управления и координации работ по информатизации, маркетинговой политике, учебной и научной деятельности вузов и научных организаций Министерства, развитию международного сотрудничества, а также академической мобильности ученых, преподавателей и студентов.

В целях повышения эффективности использования информационных ресурсов учреждений образования и науки Министерства приказываю:

1. Утвердить разработанные Центром информатизации (Центр "Информика") и Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования (ЦИАН) анкету "Информационные ресурсы высшей школы России" (Приложение N 1) и Порядок анкетирования и требования к оформлению анкеты (Приложение N 2).

2. Руководителям высших учебных заведений, научно - исследовательских организаций, региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий Министерства в срок до 15 апреля 1997 года обеспечить сбор сведений об информационных ресурсах учреждений и организаций, заполнение анкет и их отправку в ЦИАН (117917, Москва, Ленинский проспект, 65, ЦИАН) по почте (дискеты) или по электронной почте (E-mail: infocad@system.unicor.ac.ru), а также представление актуализированной информации.

3. ЦИАНу (Попову В.В.) до 15.12.97:

3.1. Обеспечить прием анкет, их анализ, разработку и наполнение автоматизированного кадастра "Информационные ресурсы высшей школы России" для информационного обслуживания пользователей на основе доступа к кадастру из глобальных сетей.

3.2. Представить результаты работы в отдел информатизации Управления научно-исследовательских работ (Куракину Д.В.).

4. Центру "Информика" (Иванникову А.Д.) и ЦИАНу (Попову В.В.) до 30.12.97 подготовить и направить в подведомственные организации министерства рекламу кадастра.

5. Управлению научно-исследовательских работ (Суворинову А.В.) предусмотреть финансирование работ ЦИАНа в рамках программы "Перспективные информационные технологии в высшей школе" в 1996 году - 30 млн. рублей, в 1997 году - 270 млн. рублей.

6. Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.) предусмотреть финансирование работ ЦИАНа в 1997 году по заказам министерства в объеме 100 млн. рублей.

7. Отделу информатизации (Куракину Д.В.) до 30.12.97 организовать приемку работ и проинформировать о результатах анкетирования руководителей подразделений центрального аппарата министерства.

8. Руководителям подразделений центрального аппарата министерства учитывать результаты анкетирования при определении рейтингов вузов, степени участия в программах информатизации, а также при распределении вычислительной техники.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Первый заместитель Министра

общего и профессионального

образования России

А.Н.ТИХОНОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Министерства

общего и профессионального

образования России

от 16 декабря 1996 г. N 481

 

АНКЕТА

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ"

 

1. Общая информация об информационном ресурсе

 

1.1. Краткое название информационного ресурса

 

Ключевое слово: #RESOURCE

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка до 80 символов.

Примечание. Рекомендуется приводить лаконичное название ИР; развернутое название приводится в следующем разделе.

 

Пример:

#RESOURCE

База данных публикаций сотрудников энского университета.

 

1.2. Полное название информационного ресурса

 

Ключевое слово: #TITLE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 10 строк).

Пример:

#TITLE

База данных результатов экспериментов по проекту 09-0728 за период с мая по сентябрь 1995 года на установке "Дельта-11", проведенных лабораторией 026 энского университета.

 

1.3. Класс информационного ресурса

 

Ключевое слово: #CLASS

Статус: обязательный

 

Таблица 1.1

 

КЛАССЫ И ВИДЫ ИР

 

┌────────┬──────────────────────────────────────────────┬────────┐

│Класс ИР│                    Вид ИР                    │ Код ИР │

├────────┼──────────────────────────────────────────────┼────────┤

   1    │Автоматизированная библиотечная система         1.1  

        │База данных / база знаний                       1.2  

        │Информационно-поисковая система                 1.3  

        │Информационно-справочная система                1.4  

        │Компьютерный справочник / энциклопедия          1.5  

        │Файловый массив                                 1.6  

        │Электронный журнал                              1.7  

       │Прочие                                          1.8  

                                                             

   2    │Автоматизированная система управления учебной  2.1  

        │и/или научной деятельностью подразделений вуза│       

        │Учебно-исследовательская АСНИ                   2.2  

        │Учебно-исследовательская САПР                   2.3  

        │Система компьютерного моделирования             2.4  

        │Специализированный пакет прикладных программ    2.5  

        │Экспертная система                              2.6  

        │Прочие                                          2.7  

                                                             

   3    │Автоматизированный лабораторный практикум       3.1  

        │Автоматизированная обучающая система            3.2  

        │Автоматизированная система контроля знаний      3.3  

        │Автоматизированный учебный курс                 3.4  

        │Компьютерный задачник                           3.5  

        │Компьютерный справочник учебного назначения     3.6  

        │Компьютерный тренажер                           3.7  

        │Прочие                                          3.8  

                                                             

   4    │Инструментальные средства для создания               

        │автоматизированных средств обучения:            4.1  

        │- автоматизированных лабораторных практикумов │  4.1.1 │

        │- автоматизированных обучающих систем и              

        │учебных курсов                                  4.1.2 │

        │- автоматизированных систем контроля знаний     4.1.3 │

        │- компьютерных задачников                       4.1.4 │

        │- компьютерных справочников учебного                 

        │назначения                                      4.1.5 │

        │- компьютерных тренажеров                       4.1.6 │

        │Инструментальные средства для создания               

        │автоматизированных библиотечных систем          4.2  

        │Оболочка для построения экспертных систем       4.3  

        │Система управления базами данных / базами            

        │знаний                                          4.4  

        │Прочие                                          4.5  

├────────┴──────────────────────────────────────────────┴────────┤

           Дополнительные классификационные признаки           

├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┤

│Готовность ИР для использования в системе                     

│дистанционного образования                               0.1  

│Использование CASE-технологии                            0.2  

│Использование гипертекста (гиперграфики)                 0.3  

│Использование мультимедиа технологии                     0.4  

└───────────────────────────────────────────────────────┴────────┘

 

Форма представления и объем: строка, содержащая до 5 кодов, соответствующих классу и виду ИР (табл. 1.1), разделяемых пробелами; после перечня кодов (через пробел) могут быть указаны коды дополнительных классификационных признаков ИР.

Содержание: первый указанный в строке код класса и вида ИР является определяющим, указанные далее коды - дополняющими.

Примечание. ИР делятся на четыре класса. К первому относятся ИР, в которых наибольшую ценность представляют собственно информационные массивы (информация). Это базы данных и знаний, информационно-поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы, файловые массивы и т.д. Ко второму классу ИР относятся различные автоматизированные системы учебного и научного назначения: учебно-исследовательские САПР и АСНИ, экспертные системы, автоматизированные системы управления учебной и научной деятельностью подразделений вуза и т.п. Третий класс объединяет автоматизированные средства обучения: автоматизированные учебные курсы, обучающие системы, компьютерные тренажеры, автоматизированные лабораторные практикумы и т.п. Об ИР этого класса собирается более подробная информация. Наконец, четвертый класс включает специализированные инструментальные средства для создания ИР первых трех классов.

Если описываемый ИР не подпадает ни под один раздел классификатора (табл. 1.1), следует отнести его к "прочим" одного из классов (коды 1.8, 2.7, 3.8, 4.5).

 

Пример:

#CLASS

1.2 1.6 0.3.

 

1.4. Организация - владелец информационного ресурса

 

Ключевое слово: #OWNER

Статус: обязательный

Форма представления и объем: текст (до 3 строк).

Содержание: полное название организации, обеспечивающей доступ к ИР или распространение ИР.

Примечание. Организация - владелец может отличаться от организации, создавшей (разработавшей) ИР.

 

Пример:

#OWNER

энский государственный университет.

 

1.5. Статус организации - владельца информационного ресурса

 

Ключевое слово: #OWNER STATUS

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка до 80 символов.

Содержание: для государственных вузов и организаций указывается ведомственная принадлежность, для негосударственных - их статус: общественная организация, негосударственное учебное заведение и т.д.

Пример:

#OWNER STATUS

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

 

1.6. Основания разработки информационного ресурса

 

Ключевое слово: #BASIS

Статус: обязательный для ИР, разработанных по грантам и государственным научно-техническим программам

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: для инициативных разработок указывается - "инициативная"; для ИР, разработанных по грантам, указывается ключевое слово "ГРАНТ", название организации, предоставившей этот грант, и номер проекта; для ИР, созданных в рамках работ по государственным научно-техническим программам, указывается статус и название программы, а также номер (шифр или название) проекта.

Примеры:

#BASIS

инициативная

#BASIS

ГРАНТ РФФИ 95-07-13536

#BASIS

Государственная научно-техническая программа "Информатизация России", шифр проекта 4.21.

 

1.7. Области применения информационного ресурса

 

Ключевое слово: #FIELDS

Статус: обязательный

Форма представления и объем: до 15 ключевых слов, набираемых строчными буквами и разделяемых символом "точка с запятой"; общий объем не должен превышать 10 строк.

Содержание: раздел может содержать как ключевые слова, так и словосочетания, отражающие области фактического и возможного применения ИР (предметные области, отрасли, технологические процессы, типы предприятий и организаций, классы задач и т.д.).

Пример:

#FIELDS

электроэнергетика; подготовка персонала; компьютерный тренаж; противоаварийные тренировки; отраслевые центры подготовки кадров.

 

1.8. Поисковый образ информационного ресурса

 

Ключевое слово: #IMAGE

Статус: обязательный

Форма представления и объем: до 15 ключевых слов, набираемых строчными буквами и разделяемых символом "точка с запятой"; общий объем не должен превышать 10 строк.

Содержание: раздел может содержать как ключевые слова, так и словосочетания, характеризующие содержание ИР.

Пример:

#IMAGE

компьютерные тренажеры; оперативные переключения;

электрические станции и подстанции; электроэнергетические системы; распределительные сети; щит управления; релейный щит; релейная защита и автоматика.

 

1.9. Код поискового образа информационного ресурса

 

Ключевое слово: #CODE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка до 80 символов.

Содержание: код по УДК поискового образа, приведенного в подразделе 1.8 анкеты.

Примечание. Необходимо указывать только код по УДК, без слова "УДК".

 

Пример:

#CODE

620.9.002.5+621.396.6.

 

1.10. Виды услуг, оказываемых владельцем информационного ресурса

 

Ключевое слово: #SERVICE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка, содержащая коды услуг (табл. 1.2), разделяемые пробелами.

Содержание: указываемые коды отражают комплекс услуг, оказываемых владельцем ИР.

 

Таблица 1.2

 

ВИДЫ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ИР

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┬─────┐

                        Вид услуги                        │ Код │

├──────────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│Предоставление теледоступа к поисковому массиву по ИР       1 

│Выдача справки о наличии искомого документа в ИР            2 

│Выдача копии документа из ИР                                3 

│Высылка рекламных материалов по ИР                          4 

│Высылка расширенного описания ИР                            5 

│Предоставление ответов по запросам в регламентном режиме      

│(раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал при поступлении │    

│в ИР новых документов)                                      6 

│Предоставление ответов по запросам в режиме ожидания          

│(при поступлении в ИР новых документов, соответствующих       

│запросу)                                                    7 

│Предоставление ИР 2-го, 3-го или 4-го классов для             

│ознакомительного использования через "удаленное               

│приписывание" (login)                                       8  

│Пересылка ИР после оплаты заказчиком его стоимости          9 

│Консультации по использованию ИР для приобретших его          

│пользователей                                               10 │

│Предоставление модифицированных и новых версий ИР             

│пользователям, приобретшим его предыдущие версии            11 │

│Прочие                                                      12 │

└──────────────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

Примечание. Общая информация о правах доступа к ИР приводится в подразделе 1.11, конкретные условия доступа к ИР уточняются через контакты с владельцем ИР (раздел 3).

 

Пример:

#SERVICE

1 2 3 10 11

 

1.11. Права доступа к информационному ресурсу

 

Ключевое слово: #ACCESS

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка, содержащая коды видов прав доступа к ИР (табл. 1.3); разделяемые пробелами.

Содержание: указываемые коды отражают виды прав доступа, предоставляемых пользователям организацией - владельцем ИР.

Пример:

#ACCESS

3.1 3.3.

 

Таблица 1.3

 

ВИДЫ ПРАВ ДОСТУПА К ИР

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┬─────┐

                 Вид права доступа к ИР                   │ Код │

├──────────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│Открытый доступ (бесплатный)                              │ 1  

│Бесплатный доступ с регистрацией пользователя у владельца │    

│ИР                                                        │ 2  

│Платный доступ:                                               

│- оплата единицы времени использования ИР;                │ 3.1 │

│- оплата на основании количества запросов к ИР;           │ 3.2 │

│- абонентская оплата (ежемесячная, ежеквартальная,            

  ежегодная и т.д.);                                      │ 3.3 │

│- плата за приобретение отдельных ИР (документов)         │ 3.4 │

│Прочие                                                    │ 4  

└──────────────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

1.12. Требования к аппаратному обеспечению, на базе которого функционирует информационный ресурс

 

Ключевое слово: #HARDWARE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: характеристика аппаратного обеспечения, необходимого для использования ИР.

Пример:

#HARDWARE

Персональный компьютер на базе процессора Pentium с частотой 100 МГц, ОЗУ объемом 16 Мб, жестким диском объемом 850 Мб.

 

1.13. Требования к программному обеспечению, на базе которого функционирует информационные ресурс

 

Ключевое слово: #SOFTWARE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: характеристика программного обеспечения, необходимого для использования ИР: операционная система (операционная среда), пакеты программ общего назначения, СУБД и т.п.

Пример:

#SOFTWARE

Операционная среда MS-Windows 3.1,

СУБД FoxPro for Windows 3.5.

 

1.14. Языки представления информационных документов

 

Ключевое слово: #LANGUAGE

Статус: обязательный

Форма представления и объем: текст (до 3 строк), содержащий перечень языков, набираемых строчными буквами и разделяемых символом "точка с запятой".

Содержание: перечень языков, на которых в ИР описаны информационные документы.

Пример:

#LANGUAGE

русский; английский; немецкий; французский.

 

1.15. Кодировка русских символов в информационных документах

 

Ключевое слово: #ENCODING

Статус: обязательный

Примечание. Этот раздел указывается только в том случае, если в подразделе 1.14 в списке языков представления информационных документов указан русский язык.

 

Форма представления и объем: строка (до 80 символов), содержащая список кодов кодировок (табл. 1.4) символов русского языка в информационных документах, разделяемых пробелами.

Содержание: список кодов кодировок символов русского языка в информационных документах.

Пример:

#ENCODING

1 2

 

Таблица 1.4

 

КОДИРОВКА СИМВОЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┬─────┐

           Кодировка символов русского языка              │ Код │

├──────────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│CP-866 (используется в DOS)                                 1 

│CP-1251 (используется в Windows)                            2 

│KOI8-R  (используется в Unix)                               3 

│ISO-8859 (используется в Unix)                              4 

│Другая                                                      5 

└──────────────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

1.16. Языки диалога с пользователем

 

Ключевое слово: #CONVERSATIONAL LANGUAGE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 3 строк), содержащий перечень языков, набираемых строчными буквами и разделяемых символом "точка с запятой".

Содержание: перечень языков, на которых пользователь ведет диалог с ИР (язык представления меню, системных сообщений, справки, подсказки и т.д.).

Пример:

#CONVERSATIONAL LANGUAGE

русский; английский.

 

1.17. Объемные характеристики информационного ресурса

 

Ключевое слово: #CAPACITY

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка до 80 символов, содержащая одну или две числовые характеристики, разделенные пробелом.

Содержание: указывается общий объем ИР в мегабайтах; дополнительно для ИР 1-го класса указывается число документов в нем, а для ИР 3-го класса - контактное время с обучаемым в часах.

Пример:

#CAPACITY

45 12.

 

1.18. Источники формирования информационного ресурса

 

Ключевое слово: #SOURCE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 15 строк)

Содержание: перечень основных источников формирования ИР 1-го класса (названия реферируемых журналов, организаций, проводящих экспериментальные исследования, и т.д.).

Примечание. Данный подраздел следует заполнять только при описании ИР 1-го класса.

 

Пример:

#SOURCE

Лаборатория 026 энского университета.

 

1.19. Период обновления информационного ресурса

 

Ключевое слово: #PERIOD

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка до 80 символов.

Содержание: период обновления информации в ИР 1-го класса (число раз за календарный период); для ИР, формируемых по результатам экспериментальных исследований, следует отразить факт их обновляемости.

Примечание. Данный подраздел следует заполнять только при описании ИР 1-го класса.

 

Примеры:

#PERIOD

ежеквартально

#PERIOD

3 раза в месяц

#PERIOD

по завершении экспериментальных исследований.

 

1.20. Описание информационного ресурса

 

Ключевое слово: #DESCRIPTION

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 60 строк).

Содержание: приводятся основные характеристики, особенности и преимущества ИР, требующиеся для предварительного ознакомления с ним потенциальных пользователей.

 

2. Уточняющая информация об информационном ресурсе

 

В данном разделе анкеты уточняется информация об информационном ресурсе, который в подразделе 1.3 был отнесен к классу 3 (автоматизированные обучающие средства). Если ИР не относится к классу 3, данный раздел, в том числе подразделы, отмеченные как обязательные, не заполняются.

 

2.1. Предмет обучения

 

Ключевое слово: #EDUCATION SUBJECT

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка (до 80 символов), набираемая строчными буквами.

Содержание: указывается предмет обучения

Примечание. Если ИР охватывает несколько предметов, для каждого предмета заполняется пара подразделов 2.1 и 2.2.

 

Пример:

#EDUCATION SUBJECT

математический анализ.

 

2.2. Раздел предмета обучения

 

Ключевое слово: #EDUCATION SECTION

Статус: обязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк), содержащий перечень разделов, охватываемых ИР, набираемых строчными буквами и разделяемых символом "точка с запятой".

Содержание: указывается список разделов, охватываемых ИР.

Пример:

#EDUCATION SECTION

обыкновенные дифференциальные уравнения; дифференциальные уравнения в частных производных.

 

2.3. Вид передаваемой информации

 

Ключевое слово: #EDUCATION INFORMATION

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка, содержащая до 5 кодов, соответствующих виду передаваемой информации (табл. 2.1), разделяемых пробелами.

Содержание: указываются один или несколько кодов вида передаваемой информации.

Пример:

#EDUCATION INFORMATION

2 4.

 

2.4. Способ передачи информации

 

Ключевое слово: #EDUCATION MEDIA

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка, содержащая до 5 кодов, соответствующих способу передачи информации (табл. 2.2), разделяемых пробелами.

Содержание: один или несколько кодов, соответствующих способу передачи информации между обучаемым и ИР и/или преподавателем.

Примечание. Более подробная информация о доступе к ИР приводится в разделе 4.

 

Таблица 2.1

 

ВИД ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

                ┌───────────────────────────┬───┐

                │Вид передаваемой информации│Код

                ├───────────────────────────┼───┤

                │Текст                      │ 1 │

                │Гипертекст                 │ 2 │

                │Графика                    │ 3 │

                │Анимация                   │ 4 │

                │Звук                       │ 5 │

                │Видеоизображение           │ 6 │

                │Прочее                     │ 7 │

                └───────────────────────────┴───┘

 

Пример:

#EDUCATION MEDIA

4 6

 

Таблица 2.2

 

СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

 

           ┌─────────────────────────────────────┬───┐

                  Способ передачи информации    │Код│

           ├─────────────────────────────────────┼───┤

           │Почта                                │ 1 │

           │Средства массовой информации         │ 2 │

           │Кассеты, компакт-диски (аудио, видео)│ 3 │

           │Дискеты, компакт-диски (компьютерные)│ 4 │

           │Электронная почта                    │ 5 │

           │Средства World Wide Web              │ 6 │

           │Телеконференция                      │ 7 │

           │Видеоконференция                     │ 8 │

           │Прочее                               │ 9 │

           └─────────────────────────────────────┴───┘

 

2.5. Целевой сегмент

 

Ключевое слово: #EDUCATION SEGMENT

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка, содержащая один или несколько кодов, соответствующих ориентации ИР на сегмент обучаемых (табл. 2.3), разделяемых пробелами.

Содержание: указываются один или несколько кодов, соответствующих ориентации ИР на сегмент обучаемых.

Пример:

#EDUCATION SEGMENT

1 2 3.

 

2.6. Дата разработки

 

Ключевое слово: #EDUCATION DATE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка.

Содержание: указывается год разработки ИР.

 

Таблица 2.3

 

СЕГМЕНТ ОБУЧАЕМЫХ

 

          ┌─────────────────────────────────────┬─────┐

                       Сегмент                 │ Код │

          ├─────────────────────────────────────┼─────┤

          │Дети дошкольного возраста              1 

          │Школьники                              2 

          │Студенты технических специальностей    3 

          │Студенты гуманитарных специальностей │  4 

          │Специалисты со средним образованием    5 

          │Специалисты с высшим образованием      6 

          │Преподаватели технических дисциплин    7 

          │Преподаватели гуманитарных дисциплин │  8 

          │Прочие                                 9 

          └─────────────────────────────────────┴─────┘

 

Пример:

#EDUCATION DATE

1993.

 

2.7. Особенности использования информационного ресурса в системе дистанционного образования

 

Ключевое слово: #DISTANCE EDUCATION DESCRIPTION

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 15 строк).

Содержание: указываются программные, методические и организационно-технические особенности ИР, обеспечивающие возможность его использования при дистанционном образовании.

Пример:

#DISTANCE EDUCATION DESCRIPTION

Для организации групповых и индивидуальных консультаций и контроля используются электронная почта и специализированные средства. Традиционные методы контроля дополнены возможностью постановки преподавателем нестандартных вопросов в естественно - языковой форме. В этом случае обучаемые также могут излагать свои ответы на естественном языке и пересылать их по электронной почте. В данном режиме преподаватель может успешно работать с группой до 10 обучаемых. Время ожидания не превышает 11 секунд.

 

3. Контактная информация

 

В данном разделе анкеты указывается, к кому следует обращаться за дополнительной информацией об ИР. Могут быть указаны одно или несколько лиц (одно - обязательно). Для каждого контактного лица заполняются подразделы 3.1 и 3.2 (обязательные) и 3.3, 3.4, 3.5 (необязательные).

 

3.1. Фамилия, имя и отчество лица, ответственного за контакты

 

Ключевое слово: #NAME

Статус: обязательный

Форма представления и объем: строка (до 80 строк).

Содержание: фамилия, имя и отчество лица, ответственного за контакты.

Пример:

#NAME

Иванов Петр Степанович.

 

3.2. Почтовый адрес

 

Ключевое слово: #ADDRESS

Статус: обязательный

Форма представления и объем: текст.

Содержание: в русскоязычном варианте анкеты используется следующий формат: индекс, город, улица, дом, организация, подразделение; в англоязычном варианте анкеты: подразделение, организация, дом, улица, город, индекс, Russia.

Примечание. Не следует указывать в данном подразделе фамилию, имя и отчество лица, ответственного за контакты, так как эта информация уже была определена в подразделе 3.1.

 

Пример:

#ADDRESS

111111, г. Москва, ул. Тверская, д. 21, Международный гуманитарный университет, кафедра Истории права.

 

3.3. Адрес электронной почты

 

Ключевое слово: #CONTACT EMALL

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка (до 80 символов).

Содержание: адрес электронной почты.

Примечание. Перед адресом электронной почты не следует указывать название сети.

 

Пример:

#CONTACT EMALL

inform@xxx.yyy.ac.ru.

 

3.4. Номер телефона

 

Ключевое слово: #PHONE

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка (до 80 символов).

Содержание: указывается код города (в скобках) и номер внутригородского телефона; если номер не семизначный, то перед ним необходимо указать группу добавочных цифр; в случае наличия коммутатора в организации, после номера телефона следует указать ключевое слово EXT (латинскими буквами) и дополнительный номер.

Примеры:

#PHONE

(095) 1234567

#PHONE

(09876) 22 54321 EXT 032.

 

3.5. Номер факса

 

Ключевое слово: #FAX

Статус: необязательный

Форма представления и объем: строка (до 80 символов).

Содержание: указывается код города (в скобках) и внутригородской номер; если этот номер не семизначный, то перед ним необходимо указать группу добавочных цифр.

Примеры:

#FAX

(095) 1234567

#FAX

(09876) 22 54321.

 

4. Методы доступа к информационному ресурсу

 

Для каждого ИР в подразделах 4.1 - 4.7 анкеты указываются методы сетевого доступа. Если к ИР нет сетевого доступа, то заполняется только подраздел 4.8.

 

4.1. Метод доступа - протокол HTTP

 

Ключевое слово: #HTTP

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола HTTP. Первая строка содержит имя сервера и путь к ИР, разделенные пробелом. Если порт, на котором работает сервер, отличен от стандартного, сразу после имени сервера через символ "двоеточие" должно быть указано значение порта. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям работы с сервером, кодировке символов русского языка и др.

Пример:

#HTTP

www.free.net /FREEnet/ENTRY.ru.html

Кодировка символов русского языка выбирается автоматически

#HTTP

www.mgul.ac.ru:8000 /ENTRY.html.

 

4.2. Метод доступа - Gopher

 

Ключевое слово: #GOPHER

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола Gorher. Первая строка содержит имя сервера и путь к ИР, разделенные пробелом. Если порт, на котором работает сервер, отличен от стандартного, сразу после имени сервера через символ "двоеточие" должно быть указано значение порта. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям работы с сервером.

Пример:

#GOPHER

center.rc.ac.ru:70 1/RAS.

 

4.3. Метод доступа - протокол FTP

 

Ключевое слово: #FTP

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк)

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола FTP. Первая строка содержит имя сервера и путь к ИР, разделенные пробелом. Если порт, на котором работает сервер, отличен от стандартного, сразу после имени сервера через символ "двоеточие" должно быть указано значение порта. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям работы с сервером, методам архивации и др.

Пример:

#FTP

ftp.free.net /net/works

#FTP

ftp.free.net /pub/net/netscape.zip.

 

4.4. Метод доступа - электронная почта

 

Ключевое слово: #EMAIL

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью электронной почты. Первая строка содержит собственно адрес электронной почты. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям доступа к ИР и др.

Пример:

#EMAIL

listserv@free.net

Для получения справки следует послать письмо, состоящее из одной команды HELP.

 

4.5. Метод доступа - протокол TELNET

 

Ключевое слово: #TELNET

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк)

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола TELNET. Первая строка содержит имя сервера, имя входа (login name) и пароль, разделенные пробелами. Если порт, на котором работает сервер, отличен от стандартного, сразу после имени сервера через символ "двоеточие" должно быть указано значение порта. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям работы с сервером, тип терминала и др.

Пример:

#TELNET

xxx.msk.su guest guest.

 

4.6. Метод доступа - протокол X.25

 

Ключевое слово: #X25

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк)

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола X25. В тексте в произвольной форме могут быть указаны инструкции по доступу к ИР с помощью протокола X.25 и дополнительные сведения (например, тип терминала).

Пример:

#X25

123456789012 public.

 

4.7. Метод доступа - протокол WAIS

 

Ключевое слово: #WAIS

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк)

Содержание: описание способа доступа к ИР с помощью протокола WAIS. Первая строка содержит имя сервера и имя ИР, разделенные пробелом. Если порт, на котором работает сервер, отличен от стандартного, сразу после имени сервера через символ "двоеточие" должно быть указано значение порта. В тексте, начинающемся со второй строки, могут быть указаны дополнительные инструкции по особенностям работы с сервером и др.

Пример:

#WAIS

xxx.ac.ru: 9000 people.

 

4.8. Прочие методы доступа

 

Ключевое слово: #OTHER

Статус: необязательный

Форма представления и объем: текст (до 5 строк).

Содержание: описание способов доступа к ИР, выходящих за рамки методов, описанных в подразделах 4.1 - 4.7.

Пример:

#OTHER

Распространение ИР ведется путем пересылки дискет по почте.

 

Начальник Управления

научно-исследовательских работ

А.В.СУВОРИНОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Министерства

общего и профессионального

образования России

от 16 декабря 1996 г. N 481

 

ПОРЯДОК

АНКЕТИРОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АНКЕТЫ

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ"

 

1. Порядок анкетирования

 

Под информационными ресурсами (ИР) учебного и научного назначения подразумеваются базы данных и знаний, информационно - поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы, экспертные системы, автоматизированные учебные курсы, обучающие системы, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные тренажеры, учебно-исследовательские АСНИ и САПР, автоматизированные системы управления учебной и научной деятельностью подразделений вуза, а также специализированные инструментальные средства для разработки перечисленных выше видов ИР.

Анкеты "Информационные ресурсы высшей школы России" представляются в виде электронных писем или на дискетах в виде текстовых файлов ASCII-формата.

Заполнение анкет производится на русском и английском языках. Каждый файл (электронное письмо) может содержать описание одного или нескольких информационных ресурсов (т.е. одну или несколько заполненных анкет).

В случае представления анкет в виде файла он должен быть помещен на дискету под именем IR.TXT. Электронные письма присылаются на адрес электронной почты (E-mail) infocad@system.unicor.ac.ru с указанием темы сообщения (Subject) ir. Не следует прикреплять (attach) файл к электронному письму. Анкеты должны помещаться непосредственно в текст письма.

После обработки анкеты каждому информационному ресурсу присваивается регистрационный номер. Если анкета была передана в виде электронного письма, на адрес отправителя также будет послано электронное письмо с уведомлением о регистрации информационного ресурса с указанием его регистрационного номера. В том случае, если анкета была передана в виде файла, такое уведомление будет отправлено по электронной почте лицу, ответственному за контакты (указанному в разделе 3 анкеты). Если контактных лиц несколько, уведомление будет отправлено первому по списку, имеющему адрес электронной почты. Если же адреса электронной почты нет ни у одного из контактных лиц, уведомление будет отправлено первому по списку в виде обычного письма.

Дискеты, на которых представляются файлы анкет, не возвращаются.

 

2. Порядок обновления информации

 

Обновление информации об информационных ресурсах включает в себя представление информации о вновь созданных ИР и актуализацию сведений о зарегистрированных ИР при изменении ранее представленных сведений, а также в случае прекращения поддержки ИР.

Информация о вновь созданных ИР представляется в порядке, описанном в разделе 1.

Для актуализации сведений о ранее зарегистрированных ИР представляются анкеты в виде электронного письма или на дискетах в виде текстовых файлов ASCII-формата. В случае представления анкет в виде файла он должен быть помещен на дискету под именем IRUPDATE.TXT. Электронные письма присылаются на адрес электронной почты (E-mail) infocad@system.unicor.ac.ru с указанием темы сообщения (Subject) irupdate.

Порядок уведомления об обновлении информации об информационном ресурсе такой же, как и при первоначальной регистрации (см. раздел 1).

 

3. Общие требования к оформлению файлов анкеты

и электронных писем

 

Каждый файл анкеты (электронное письмо) может содержать описание одного или нескольких информационных ресурсов (т.е. одну или несколько заполненных анкет). Заполнение анкет производится на русском и английском языках. При этом объем одного электронного письма не должен превышать 32 КБайт.

Для указания служебной информации, разделения описаний различных информационных ресурсов (ИР) и подразделов анкеты используются ключевые слова, набираемые прописными латинскими буквами, начиная с первой позиции строки. Первым символом всех ключевых слов является решетка (#). Строка, в которой записано ключевое слово, не должна содержать никакой другой информации.

Каждый подраздел анкеты начинается с идентифицирующего его ключевого слова. Информация подраздела набирается начиная со строки, следующей за содержащей соответствующее ключевое слово строкой. Описание полей анкеты и идентифицирующих их ключевых слов приведено в Приложении N 1.

В зависимости от подраздела анкеты информация в нем может быть представлена в виде символьной строки или текста. Максимальная длина строки (как отдельной, так и в составе текста) - 80 символов. Максимальный объем текста оговаривается для каждого конкретного подраздела (см. Приложение N 1). В ряде случаев в символьных строках следует указывать коды из специальных классификаторов, приведенных в Приложении N 1.

Для заполнения анкет необходимо использовать редакторы, позволяющие создавать и редактировать текстовые файлы ASCII - формата, не содержащие управляющих символов, например, MultiEdit, Norton Editor и др. Запрещается использовать специализированные редакторы типа Word, Word Perfect, ChiWriter, Лексикон и т.п.

При оформлении файлов анкет следует соблюдать следующие правила:

- символьные строки (как отдельные, так и в составе текстов) должны начинаться с первой колонки, без отступов и не должны выравниваться;

- текст не должен содержать переносов слов;

- абзацы внутри поля анкеты, допускающего ввод текста, отделяются друг от друга пустой строкой;

- нельзя смешивать в словах латинские и русские буквы, имеющие сходные начертания; например, "C" (си) и "C" (эс), "P" (пи) и "P" (эр) и т.д.;

- не следует использовать букву "е", вместо нее следует использовать "е".

 

4. Структура файла анкет (электронного письма)

 

Первым ключевым словом файла (электронного письма) является #FORM ENCODING. Следующая после него строка содержит информацию о том, какая кодировка символов русского языка используется в файле (электронном письме). В этой строке должен быть указан один из кодов кодировок, приведенных в табл. 4.1, например:

#FORM ENCODING

1

 

Таблица 4.1

 

КОДИРОВКА СИМВОЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФАЙЛЕ

(ЭЛЕКТРОННОМ ПИСЬМЕ)

 

           ┌───────────────────────────────────┬─────┐

           │ Кодировка символов русского языка │ Код │

           ├───────────────────────────────────┼─────┤

           │CP-866 (используется в DOS)          1 

           │CP-1251 (используется в Windows)     2 

           │KOI8-R  (используется в Unix)        3 

           │ISO-8859 (используется в Unix)       4 

           └───────────────────────────────────┴─────┘

 

Вторым ключевым словом является #PASSWORD. В следующей после него строке указывается пароль длиной от 8 до 32 символов. В том случае, если файл (электронное письмо) содержит анкеты регистрируемых ИР, это произвольная последовательность символов. При актуализации сведений о ранее зарегистрированных ИР здесь должен быть указан тот же самый пароль, что и при регистрации (если пароль будет указан неверно, обновления сведений об ИР не произойдет).

Далее в файле (электронном письме) следует одно или несколько описаний ИР (рис. 4.1).

 

СТРУКТУРА ФАЙЛА АНКЕТ (ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА)

 

              ┌───────────────────────────────────┐

              │#FORM ENCODING                    

              │Код кодировки русских символов    

              │#PASSWORD                          

              │Пароль                            

              │┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐│

                       Описание 1-го ИР         

              │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

              │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐│

                       Описание 2-го ИР         

              │└─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─  ─ ─ ─ ─ ┘│

              │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐│

                        ..............          

              │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

              │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐│

                       Описание N-го ИР         

              │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

              └───────────────────────────────────┘

                             Рис. 4.1

 

4.1. Описание информационного ресурса в файле (электронном письме) для регистрации

 

В случае регистрации описание каждого ИР содержит анкеты ИР на русском и английском языках (подробное описание полей анкеты см. в Приложении N 1). Анкета на русском языке начинается с ключевого слова #RUSSIAN и продолжается до ключевого слова #ENGLISH. Анкета ИР на английском языке, следующая после этого ключевого слова, продолжается либо до конца файла (для единственного или последнего содержащегося в файле описания ИР), либо до следующего ключевого слова #RUSSIAN (рис. 4.2). В том случае, если анкета ИР на английском языке не может быть представлена, вторая часть описания, включая ключевое слово #ENGLISH, опускается.

Анкета каждого ИР в файле (электронном письме) состоит из четырех основных разделов:

1) общая информация об ИР;

2) уточняющая информация об ИР;

3) контактная информация;

4) методы доступа к ИР.

В свою очередь каждый раздел содержит несколько подразделов, определяемых ключевыми словами. Подразделы могут быть как обязательными, так и необязательными для заполнения. Для того, чтобы информация об описанном в анкете ИР была включена в информационно-справочную систему, необходимо, чтобы все обязательные подразделы анкеты были заполнены.

 

ОПИСАНИЕ ИР В ФАЙЛЕ (ЭЛЕКТРОННОМ ПИСЬМЕ)

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ

 

                ┌───────────────────────────────┐

                │#RUSSIAN                      

                │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐│

                │ Анкета ИР на русском языке   

                │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

                │#ENGLISH                      

                │┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐│

                │ Анкета ИР на английском языке │

                │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

                └───────────────────────────────┘

                             Рис. 4.2

 

Те подразделы, информация в которых не зависит от языка (например, коды), в анкете ИР на английском языке указывать не следует.

 

4.2. Описание информационного ресурса в файле (электронном письме) для актуализации ранее представленных сведений

 

При актуализации информации об ИР его описание в файле (электронном письме) начинается с ключевого слова #RESOURCE ID, в следующей после которого строке указывается регистрационный номер этого ИР.

В случае изменения ранее представленных сведений последующее описание ИР такое же, как при регистрации (рис. 4.3). При этом не следует включать в описание все поля анкеты. Достаточно указать только те поля, информация в которых должна быть обновлена.

В случае прекращения поддержки ИР для удаления информации о нем описание ИР должно содержать ключевое слово #DELETE (рис. 4.4).

 

ОПИСАНИЕ ИР В ФАЙЛЕ (ЭЛЕКТРОННОМ ПИСЬМЕ)

ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ РАНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ

 

                ┌───────────────────────────────┐

                │#RESOURCE ID                  

                │Регистрационный номер ИР      

                │#RUSSIAN                      

                │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐│

                │ Анкета ИР на русском языке   

                │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

                │#ENGLISH                      

                │┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐│

                │ Анкета ИР на английском языке │

                │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘│

                └───────────────────────────────┘

                             Рис. 4.3

 

             ОПИСАНИЕ ИР В ФАЙЛЕ (ЭЛЕКТРОННОМ ПИСЬМЕ)

                  ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О НЕМ

 

                ┌───────────────────────────────┐

                │#RESOURCE ID                  

                │Регистрационный номер ИР      

                │#DELETE                       

                └───────────────────────────────┘

                             Рис. 4.4

 

Начальник Управления

научно-исследовательских работ

А.В.СУВОРИНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018