Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 20 ноября 1996 г. N 344

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и руководствуясь Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.

2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до 1 февраля 1997 года на заседаниях ученых советов (советов) образовательных учреждений вопрос о состоянии и мерах улучшения работы по дополнительному профессиональному образованию педагогических работников и о результатах проведенной работы сообщить в отдел повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Безлепкина В.В.).

 

Первый заместитель Министра

общего и профессионального

образования России

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказом Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации

от 20 ноября 1996 г. N 344

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.

 

I. Общие положения

 

1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации) преподавателей понимается целенаправленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства.

Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности.

Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей. Их должностные перемещения, установление соответствующего размера заработной платы находятся в прямой зависимости от результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений.

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вводится система прогнозирования и планирования должностного роста преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва.

2. Дополнительное профессиональное образование преподавателей включает в себя следующие основные виды обучения: педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации, стажировку.

3. Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется на непрерывной основе. Обучение по различным образовательным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Периодичность прохождения преподавателем повышения квалификации или других видов дополнительного профессионального образования устанавливается руководителем образовательного учреждения на основе представления кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом интересов преподавателей.

При направлении на повышение квалификации, педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и стажировку преподаватели могут участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного прохождения дополнительного профессионального образования преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы.

4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих для этих целей соответствующие структурные подразделения, к которым относятся:

центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей;

факультеты повышения квалификации преподавателей.

Центр педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей - структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирование культуры личности.

Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений - структурное подразделение вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавателей в области научно-профессиональных знаний на основе современных технологий обучения и развивающих методов в образовательных процессах.

Деятельность указанных структурных подразделений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации преподавателей подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.

5. Структурные подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей (далее - структурные подразделения) организуются в ведущих вузах, располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по решению ученых советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие в своем составе структурные подразделения педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей, обеспечивают необходимые условия для их работы, создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный фонд и места для проживания в общежитии.

6. Общими задачами структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование преподавателей, являются:

организация и проведение повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений;

обновление и углубление знаний преподавателей в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования;

освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры преподавателя;

проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения;

разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий;

проведение научных исследований по актуальным проблемам педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей;

реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами;

организация обмена опытом в области дополнительного профессионального образования преподавателей.

Помимо перечисленных задач институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей осуществляют:

разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;

экспериментальные исследования в области новых форм и методов дополнительного профессионального образования преподавателей;

консультационную деятельность.

7. Методическое руководство учебной работой, научными исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

8. Структурные подразделения проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными заведениями.

9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений производится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

10. На основании настоящего Типового положения образовательное учреждение, в котором организовано структурное подразделение, разрабатывает соответствующее положение о нем, которое утверждается руководителем образовательного учреждения.

 

II. Организация деятельности структурных подразделений

 

1. Деятельность структурных подразделений регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, уставом вуза и настоящим Приказом.

2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема слушателей на обучение, устанавливаемыми на основе государственного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

При наличии кадровых и материальных резервов структурные подразделения могут организовывать обучение по прямым договорам с образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими лицами.

3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и обязанности слушателей и работников регулируются Типовым положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п. 26).

 

III. Учебная, научно-методическая и научная деятельность

 

1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

2. Сроки и формы педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей устанавливаются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213).

3. Учебные планы и образовательные программы разрабатываются структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях научно-методических советов (советов) и утверждаются руководителем высшего учебного заведения.

4. Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется штатными преподавателями, а также привлекаемыми в установленном порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами других образовательных учреждений и организаций.

5. Численность педагогического персонала структурных подразделений определяется исходя из среднегодового контингента слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.

6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, собеседования, тематические дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 - 50 минут.

7. Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.

8. Структурные подразделения выполняют научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, внедрения в учебный процесс активных методов и новых технологий обучения, вычислительной техники и технических средств, организуют выпуск учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий для слушателей.

Научно-исследовательская работа осуществляется структурными подразделениями в соответствии с тематикой, утверждаемой научно-методическими советами (советами) по актуальным психолого-педагогическим проблемам деятельности преподавателей.

 

IV. Финансовая и хозяйственная деятельность

 

1. Финансирование дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей, направляемых на обучение в соответствии с государственным заказом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Финансирование обучения преподавателей и заинтересованных граждан, обучаемых сверх государственного заказа, проводится за счет средств юридических и физических лиц по прямым договорам, заключаемым ими со структурными подразделениями.

2. Финансовая и хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет:

бюджетных ассигнований;

поступлений за обучение по прямым договорам;

средств, полученных за выполнение научно-исследовательских работ и от реализации учебных, методических, научных и других разработок;

общественных фондов и других источников, предусмотренных законодательством.

3. Структурные подразделения в установленном порядке представляют отчеты руководству вуза и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации.

 

V. Организация стажировки преподавателей высших

и средних специальных учебных заведений

 

1. Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.

2. Стажировка является индивидуальной формой повышения квалификации преподавателей. Ее главной задачей является обновление и углубление знаний в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной областях на основе ознакомления с современными достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, освоение новых форм, методов и средств обучения, изучение отечественного и зарубежного опыта.

3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреждениях, на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, учреждениях науки и культуры.

4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодичностью не менее одного раза в пять лет.

5. Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы преподавателя.

6. Стажировка организуется образовательным учреждением по согласованию с принимающими преподавателей организациями или учреждениями в соответствии с ежегодным планом повышения квалификации преподавателей, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.

7. Направление преподавателя на стажировку оформляется соответствующим приказом образовательного учреждения.

8. Руководитель предприятия (организации), в котором преподаватели проходят стажировку, назначает каждому стажеру консультанта из числа ведущих сотрудников учреждения и оформляет стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации).

9. Индивидуальный план работы стажера утверждается кафедрой по согласованию с предприятием (организацией), в котором проводится стажировка.

10. Индивидуальный план стажировки предусматривает выполнение преподавателем конкретной профессиональной технической или другой задачи.

11. По итогам стажировки преподаватель представляет отчет, утвержденный руководителем учреждения, в котором проводилась стажировка. Кафедра (структурное подразделение образовательного учреждения) на своем заседании заслушивает отчет преподавателя и принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а также дает рекомендации по использованию результатов стажировки в учебном процессе.

 

Начальник отдела

повышения квалификации и

переподготовки специалистов

В.В.БЕЗЛЕПКИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018