Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 8 мая 1997 г. N 866

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,

ПРИНИМАЕМЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1039 "О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" и от 25.04.95 N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР" для обеспечения предвузовской подготовки специалистов для зарубежных стран приказываю:

1. Утвердить Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (далее - Требования), разработанные Координационным советом центров предвузовской подготовки иностранных специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и рабочей группой, включающей представителей Московского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета), Санкт-Петербургского государственного технического университета, Тверского государственного технического университета.

2. Управлению подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.), Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву В.Н.), Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с Координационным советом центров (Ременцовым А.Н.):

2.1. Осуществлять контроль за реализацией Требований, проводить тестовую оценку уровня подготовки кандидатов на обучение в соответствии с выбранной специальностью.

2.2. Обеспечить аттестацию подготовительных факультетов (отделений, центров предвузовской подготовки) в соответствии с Требованиями.

2.3. Создать рабочую группу из представителей вузов, имеющих большой опыт подготовки специалистов для зарубежных стран, для модернизации учебных планов и программ предвузовской подготовки. Проекты учебных планов и программ представить на утверждение до 01.07.97.

3. Управлению подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.) направлять иностранных граждан, принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации для прохождения предвузовской подготовки, только на аттестованные подготовительные факультеты (отделения, центры предвузовской подготовки).

 

Министр

В.Г.КИНЕЛЕВ

 

 

 

 

 

Утверждены

Приказом Минобразования России

от 8 мая 1997 г. N 866

 

ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ)

 

Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) предназначены для центров и факультетов предвузовской подготовки иностранных граждан и устанавливают основные организационные и методические нормативы процесса обучения.

Работа над академическими требованиями к образовательной программе предвузовской подготовки иностранных граждан осуществлялась по решению Координационного совета центров предвузовской подготовки иностранных граждан при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

В работе принимали участие:

- Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного технического университета;

- подготовительный факультет Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета);

- подготовительный факультет Российского университета дружбы народов;

- факультет иностранных студентов Тверского государственного технического университета;

- центр международного образования Московского государственного университета.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Предвузовская подготовка иностранных граждан - подготовка лиц, не владеющих русским языком, имеющих право поступления в высшие учебные заведения, подтвержденное соответствующим документом об образовании, к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке.

 

1.1. Содержание и область применения отраслевого стандарта

 

1.1.1. Настоящий отраслевой стандарт устанавливает:

1) общие требования к программе предвузовской подготовки иностранных граждан и условиям ее реализации;

2) общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем;

3) перечень профилей предвузовской подготовки иностранных граждан;

4) требования к уровню подготовленности студентов, завершивших обучение по образовательной программе предвузовской подготовки (по профилям);

5) обязательный минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки (по профилям);

6) приложения.

1.1.2. Приложения содержат:

1) соответствие профилей предвузовской подготовки направлениям и специальностям высшего профессионального образования;

2) возможности вуза по изменению сроков и объема обучения;

3) документы о предвузовской подготовке иностранных граждан и их форму;

4) образец (форму) свидетельства о предвузовской подготовке.

 

1.2. Общие требования к предвузовской подготовке и условиям

ее реализации

 

1.2.1. Завершение предвузовской подготовки должно позволить иностранному студенту продолжить обучение на русском языке в высшем учебном заведении России по направлению или специальности, соответствующим профилю предвузовской подготовки. Соответствие профилей предвузовской подготовки и направлений (специальностей) высшего профессионального образования устанавливается классификатором профилей предвузовской подготовки.

1.2.2. Образовательная программа предвузовской подготовки должна предусматривать изучение иностранным студентом русского языка (не менее 50% общего количества учебных часов) и общеобразовательных дисциплин на русском языке как иностранном в соответствии с профилем подготовки. Конкретный перечень дисциплин образовательной программы предвузовской подготовки и их объем отражаются в итоговом документе (сертификате) о предвузовской подготовке.

1.2.3. Обязательный минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки по профилям устанавливается настоящими государственными академическими требованиями к предвузовской подготовке. Образовательная программа предвузовской подготовки иностранных граждан наряду с обязательными дисциплинами может включать обязательные дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины.

 

1.3. Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем

 

1.3.1. Объем учебной нагрузки студента измеряется в академических часах. 1 академический час - 45 минут.

1.3.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

1.3.3. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 (при сокращенных сроках обучения - 40) академических часов в неделю в период теоретического обучения.

В указанные в данном пункте объемы не входят обязательные занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

1.3.4. Нормативный срок реализации образовательной программы предвузовской подготовки - 52 недели, из которых 38 недель теоретического обучения, 4 недели - аттестация (1 неделя - промежуточная, 3 недели - итоговая), 10 недель каникул (из них 2 - в зимний период).

 

1.4. Перечень профилей

 

1.4.1. Образовательная программа предвузовской подготовки имеет следующие профили:

1) гуманитарный;

2) естественнонаучный;

3) медико-биологический;

4) технический;

5) экономический.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

2.1. Общие требования к подготовленности студентов,

завершивших предвузовскую подготовку

 

Иностранный студент, завершивший обучение по образовательной программе предвузовской подготовки, должен быть способен продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, то есть:

- владеть русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах;

- владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе;

- быть психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него социокультурной среды.

 

2.2. Обязательный минимум содержания и требования

к подготовленности выпускника

 

2.2.1. Обязательный минимум содержания и требования

к подготовленности выпускника, общие для всех

профилей подготовки

 

2.2.1.1. Русский язык (для всех профилей подготовки)

 

Обязательный минимум содержания

Языковой материал

Фонетика. Русский алфавит. Звуко-буквенное соответствие. Ударение и ритмика. Интонационные конструкции русского языка.

Морфология. Системы склонения имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, основные значения падежей и употребление их в русском языке, инфинитив, система спряжения, видовременные формы глагола, глаголы движения, глагольные формы: причастие и деепричастие. Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы и их функции в русском языке.

Словообразование. Основа слова и окончание. Приставка, суффикс и их назначение.

Синтаксис. Простое и сложное предложение. Субъект и предикат в предложении и их согласование. Порядок слов в предложении. Виды сложного предложения. Выражение определительных отношений, времени, места, причины, условия, уступки, цели в простом и сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Активные и пассивные конструкции.

 

Требования к знаниям и речевым умениям

Студент должен знать:

- основы фонетической системы, правила современного русского литературного произношения;

- основы грамматики русского языка;

- основные правила речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Студент должен уметь:

Применительно к чтению:

- понять основное содержание прочитанного текста учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной тематики и его отдельные факты, положения, логические и причинно-следственные связи между ними;

- читать со скоростью 150 - 180 слов в минуту при ознакомительном чтении;

- читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно-научных текстов.

Применительно к аудированию:

- понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в монологической и диалогической речи, в тексте учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной тематики;

- понять на слух учебную лекцию по профилю будущего обучения;

- воспринимать на слух тексты при темпе 180 - 240 слогов в минуту и однократном предъявлении.

Применительно к говорению:

- воспроизводить содержание прочитанного или прослушанного текста учебно-бытовой и страноведческой тематики, учебно-научного текста с опорой на план, вопросы;

- построить собственное высказывание по одной из тем, предложенных программой;

- принять участие в диалоге по предложенной ситуации, в беседе по изученной теме;

- говорить со скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту.

Применительно к письму:

- записать предъявленный на слух учебный материал или материал учебника;

- составить план прочитанного или прослушанного текста;

- изложить письменно собственное высказывание по предложенной теме;

- законспектировать учебно-научный текст, учебную лекцию.

Форма итогового контроля

Экзамен (письменный и устный, с выставлением общей оценки).

 

2.2.1.2. Общеобразовательные дисциплины

 

Общие требования к языковым знаниям и речевым умениям (для всех профилей подготовки)

Студент должен владеть:

- языком предмета как средством получения учебной информации.

Студент должен уметь:

Применительно к чтению:

- прочитать учебно-научный текст по предмету и понять его содержание, отдельные факты, положения, логические и причинно-следственные связи между ними;

- читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно-научных текстов.

Применительно к аудированию:

- понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в учебном материале (лекции) по предмету;

- воспринимать тексты при темпе 180 - 240 слогов в минуту и однократном предъявлении.

Применительно к говорению:

- отвечать на вопросы по изученной теме;

- передать содержание прочитанного или прослушанного учебно-научного текста с опорой на план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и т.д.);

- построить собственное высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и т.д.);

- говорить со скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту.

Применительно к письму:

- записать (законспектировать) учебно-научный текст, предъявленный в устной или письменной форме, с использованием принятых сокращений и символики.

 

2.2.2. Обязательный минимум содержания и требования

к подготовленности выпускника по профилям подготовки

 

2.2.2.1. Гуманитарный профиль

 

Русский язык (1008 ч / 672 ч) <*>

--------------------------------

<*> Число часов теоретического обучения указывается в виде дроби: в числителе - общий объем учебной нагрузки студента, включающей все виды занятий, в знаменателе - число часов обязательных аудиторных занятий.

 

См. п. 2.2.1.1.

 

Литература (324 ч / 216 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Фольклор. Древнерусская литература X - XVII вв. "Слово о полку Игореве", "Хождение за три моря", "Повесть временных лет". Агиографическая литература. Русская литература XVIII в. Творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Д.Н. Фонвизина, Н.М. Карамзина. Русская литература XIX в.: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Русская литература XX в. Основные направления в русской литературе начала XX в. А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский. Проза начала века: А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Русская советская литература. А.М. Горький, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов. Литература периода Великой Отечественной войны. А. Твардовский, К. Симонов, М.А. Шолохов. Современная литература (общее представление). Основные направления в литературе последних десятилетий. Творчество Ф. Искандера, А. Битова, А.И. Солженицына. Литература русского зарубежья.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о закономерностях развития литературных процессов;

- об основных периодах развития русской литературы;

- о творчестве выдающихся русских писателей;

- об основных сведениях из области теории литературы;

- об основных литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.

Студент должен знать:

- минимум литературоведческой терминологии.

Студент должен уметь:

- читать адаптированные художественные и учебные тексты по литературе;

- пересказать прочитанный, воспринятый на слух учебный текст, ответить на вопросы по тексту;

- построить монологическое высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы;

- принять участие в диалоге, в беседе по изученной теме;

- понимать на слух монологическую и диалогическую речь на литературную тему;

- записать содержание воспринимаемой на слух информации на литературную тему;

- конспектировать учебно-научный текст по литературе;

- изложить письменно собственное высказывание на заданную литературную тему.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Страноведение (204 ч / 136 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Общественно-исторический аспект. Из истории России и СССР. От древнерусского государства до российской империи начала XX века. Октябрь 1917 года. Образование, становление и развитие советского социалистического государства. Распад СССР. Образование суверенной России. Накануне XXI века.

Экономический аспект. Место России в системе мировых цивилизаций. Экономические реформы в России на разных этапах исторического развития государства. Экономические реформы в России сегодня.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о месте России в истории мировых цивилизаций;

- о важных периодах исторического и экономического развития страны;

- об основных методах и способах государственного, социального и экономического реформирования страны на разных этапах исторического развития;

- о выдающихся государственных, общественных, военных деятелях России;

- о причинах распада социалистического лагеря, СССР и об образовании суверенной России;

- о месте России в мировой цивилизации накануне XXI века.

Студент должен знать:

- основную общественно-научную и социально-экономическую терминологию;

- основную хронологию становления и развития российского государства;

- о роли личности в истории государства;

- о месте и роли России в системе мировых цивилизаций;

- о значении социальных и экономических преобразований в историческом развитии государства.

Студент должен уметь:

- оперировать общественно-научной и социально-экономической терминологией;

- распознавать причинно-следственные связи фактов, событий, процессов;

- анализировать факты и явления с позиции логического суждения.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

География (180 ч / 120 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Россия на карте мира. Основы физической географии. Географическая среда. Природная среда и человек. География населения. Промышленность. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Внешняя торговля. Международные экономические отношения.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о влиянии физических, социальных факторов на развитие страны и ее экономики;

- о специфических особенностях международного разделения труда и о месте России в МРТ;

- о структуре мирового хозяйства;

- о месте и роли России в международных экономических отношениях.

Студент должен знать:

- влияние географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее регионов;

- характеристику основных экономических регионов России;

- структуру мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства;

- влияние демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие;

- место и роль России в международном разделении труда и в международных экономических отношениях.

Студент должен уметь:

- оперировать научной терминологией предмета;

- анализировать статистические таблицы, коэффициенты, графики;

- работать с картами, понимать их условные обозначения;

- выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (282 ч / 188 ч)

Рекомендуемые дисциплины:

- естествознание;

- информатика;

- культурология;

- спорт.

 

Факультативы (54 ч / 36 ч)

Общий объем теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч

Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч

 

2.2.2.2. Естественнонаучный профиль

 

Русский язык (966 ч / 644 ч)

См. п. 2.2.1.1.

 

Математика (300 ч / 200 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Основные понятия элементарной геометрии.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о математике как особом методе познания;

- о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, первообразная, интеграл, геометрическая фигура;

- о базисных методах решения математических задач.

Студент должен знать:

- определения основных понятий элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии;

- основные теоремы элементарной алгебры, начал математического анализа, элементарной геометрии и методы математических доказательств;

- определения, свойства и графики элементарных функций;

- основные формулы элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии;

- методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений;

- методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;

- методы исследования основных свойств функций;

- основные методы геометрических построений.

Студент должен уметь:

- оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;

- выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений;

- решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;

- доказывать теоремы элементарной алгебры и геометрии, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения;

- исследовать функции и строить их графики;

- находить простейшие производные и интегралы;

- решать основные задачи комбинаторики;

- решать типовые задачи элементарной геометрии.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Физика (240 ч / 160 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Механика: кинематика (физическое тело и его модели, виды движения); динамика (сила, механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа, энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Механические колебания. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия, теплота, фазовые переходы). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля - Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции). Основные законы геометрической оптики.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции;

- о состояниях в природе и их изменениях со временем;

- о категории времени;

- об измерениях физических величин и их специфике в различных разделах физики.

Студент должен знать:

- основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества, магнетизма и оптики;

- законы сохранения;

- фундаментальные константы физики.

Студент должен уметь:

- употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов;

- применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;

- пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами;

- использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;

- работать с графиками физических величин.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Информатика (108 ч / 72 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности;

- о базисных понятиях информатики;

- об основных возможностях компьютера;

- о классификации и основных возможностях программного обеспечения;

- о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

Студент должен знать:

- определения основных понятий информатики;

- укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;

- структуру файловой системы хранения информации;

- основные типы алгоритмов;

- этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;

- элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);

- элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации.

Студент должен уметь:

- взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации;

- составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;

- ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами;

- программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Химия (150 ч / 100 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Растворы. Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции.

Неорганическая химия. Металлы. Неметаллы.

Органическая химия. Номенклатура органических соединений. Основные свойства различных классов органических соединений (в соответствии с узкой специализацией).

Химия будущему специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной, энергетической.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о химии как науке о веществах и процессах их превращения;

- о современных достижениях химии и месте химии в системе наук о природе;

- об экохимии и экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Студент должен знать:

- основные понятия и законы химии;

- классификацию неорганических соединений;

- состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;

- периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;

- типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики;

- основные закономерности протекания химических реакций;

- основные понятия химии растворов, теорию электролитической диссоциации;

- сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;

- общие свойства металлов и неметаллов;

- состав, строение, номенклатуру и свойства представителей различных классов органических соединений.

Студент должен уметь:

- формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой;

- решать расчетные и качественные задачи;

- писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);

- пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием;

- составлять отчеты по лабораторным работам.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (234 ч / 156 ч)

Рекомендуемые дисциплины:

- спорт;

- биология;

- география;

- страноведение.

 

Факультативы (54 ч / 36 ч)

Общий объем теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.

Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.

 

2.2.2.3. Медико-биологический профиль

 

Русский язык (966 ч / 644 ч)

См. п. 2.2.1.1.

 

Биология (34 ч / 156 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Общая биология. Строение, химический состав и функции клетки; обмен веществ и энергии; деление клетки. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основные понятия и законы генетики. Эволюция органического мира.

Ботаника. Прокариотические организмы (бактерии, цианеи) и неклеточные организмы (вирусы). Грибы. Общая характеристика растений. Низшие растения. Водоросли и лишайники. Высшие растения. Ткани и органы. Основные отделы.

Зоология. Беспозвоночные животные. Основные типы. Общая характеристика и представители. Позвоночные животные. Тип хордовые, его подтипы. Классы позвоночных животных.

Анатомия и физиология человека. Основные типы тканей. Органы и системы органов человека.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об уровнях организации живой материи;

- о закономерностях эволюции органического мира;

- об основных физиологических процессах живых организмов.

Студент должен знать:

- научную лексику предмета;

- основные понятия и закономерности живой природы;

- строение и классификацию живых организмов.

Студент должен уметь:

- пользоваться микроскопом;

- применять основные понятия общей биологии при объяснении строения, жизни и развития живых организмов;

- устанавливать связь между строением и функцией органов и их систем.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Химия (237 ч / 158 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Теоретические основы органической химии. Углеводороды. Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие соединения.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о химии как науке о веществах и процессах их превращения;

- об основополагающих связях химии с медициной, биологией, биохимией, фармакологией и т.д.

Студент должен знать:

- основные понятия и законы химии;

- классификацию неорганических и органических соединений;

- состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;

- периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;

- типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики;

- основные закономерности протекания химических реакций;

- основные понятия химии растворов, теорию электролитической диссоциации;

- сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;

- теоретические основы органической химии: классификацию, номенклатуру, изомерию, типы органических реакций;

- состав, строение и свойства представителей классов органических соединений: углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, аренов); кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот, эфиров, жиров, углеводов); азотсодержащих соединений (аминов, аминокислот, белков).

Студент должен уметь:

- формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой;

- решать расчетные и качественные задачи;

- писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);

- пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием;

- составлять отчеты по лабораторным работам.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Физика (171 ч / 114 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Механика: динамика (сила, механические свойства физических тел); импульс, энергия, замкнутые системы, закон сохранения и превращения энергии. Законы гидро- и аэростатики, давление. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Основы термодинамики (внутренняя энергия, теплота). Элементы акустики (колебания, звук, аудиометрия, порог слышимости). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля - Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции). Элементы электроники в медицине. Оптика (основные законы, оптика зрения).

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции;

- о состояниях в природе и их изменениях со временем;

- о категории времени;

- об измерениях физических величин и их специфике в различных разделах физики.

Студент должен знать:

- основные понятия, законы, модели и формулы механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества и магнетизма;

- законы сохранения;

- фундаментальные константы физики.

Студент должен уметь:

- употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов;

- применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;

- пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами;

- использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;

- работать с графиками физических величин.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Математика (162 ч / 108 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Интеграл.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о математике как особом методе познания;

- о базисных понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, интеграл;

- о базисных методах решения математических задач.

Студент должен знать:

- определения основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа;

- основные свойства и графики элементарных функций;

- основные формулы элементарной алгебры и начал математического анализа;

- методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств.

Студент должен уметь:

- оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;

- выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений;

- решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;

- строить графики функций;

- находить простейшие производные и интегралы.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Информатика (51 ч / 34 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности;

- о базисных понятиях информатики;

- об основных возможностях компьютера;

- о классификации и основных возможностях программного обеспечения;

- о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

Студент должен знать:

- определения основных понятий информатики;

- укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;

- структуру файловой системы хранения информации;

- этапы решения функциональных задач с помощью компьютера;

- элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);

- элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации.

Студент должен уметь:

- взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации;

- составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;

- ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами;

- программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.

Форма итогового контроля

Зачет.

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (177 ч / 118 ч)

Рекомендуемые дисциплины:

- спорт;

- страноведение;

- медицинская графика;

- история медицины.

 

Факультативы (54 ч / 36 ч)

Общий объем теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.

Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.

 

2.2.2.4. Технический профиль

 

Русский язык (966 ч / 644 ч)

См. п. 2.2.1.1.

 

Математика (258 ч / 172 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Элементы векторной алгебры.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о математике как особом методе познания;

- о базисных понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, первообразная, интеграл;

- о базисных методах решения математических задач.

Студент должен знать:

- определение основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа;

- основные теоремы элементарной алгебры и начал математического анализа;

- определения, свойства, графики элементарных функций;

- основные формулы элементарной алгебры и начал математического анализа;

- методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений;

- методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;

- методы исследования основных свойств функций.

Студент должен уметь:

- оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;

- выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений;

- решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;

- доказывать теоремы элементарной алгебры, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения;

- исследовать функции и строить их графики;

- находить простейшие производные и интегралы.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Физика (246 ч / 164 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Механика: кинематика (физическое тело и его модели, движение); динамика (сила, механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа, энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия, теплота, фазовые переходы). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля - Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции).

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции;

- о состояниях в природе и их изменениях со временем;

- о категории времени;

- об изменениях физических величин и их специфике в различных разделах физики.

Студент должен знать:

- основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества и магнетизма;

- законы сохранения;

- фундаментальные константы физики.

Студент должен уметь:

- употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов;

- применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;

- пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами;

- использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;

- работать с графиками физических величин.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Информатика (81 ч / 54 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности;

- о базисных понятиях информатики;

- об основных возможностях компьютера;

- о классификации и основных возможностях программного обеспечения;

- о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

Студент должен знать:

- определения основных понятий информатики;

- укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;

- структуру файловой системы хранения информации;

- основные типы алгоритмов;

- этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;

- элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);

- элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации.

Студент должен уметь:

- взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации;

- составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;

- ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами;

- программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Химия (150 ч / 100 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.

Неорганическая химия. Металлы. Неметаллы.

Химия будущему специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной, энергетической.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о химии как науке о веществах и процессах их превращения;

- о современных достижениях химии;

- об экохимии и экологических принципах рационального природопользования и охраны природы.

Студент должен знать:

- основные понятия и законы химии;

- состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;

- периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;

- типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики;

- основные закономерности протекания химических реакций;

- основные понятия химии растворов; теорию электролитической диссоциации;

- сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;

- основные электрохимические процессы, явление коррозии металлов, процесс и законы электролиза;

- общие свойства металлов и неметаллов.

Студент должен уметь:

- формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой;

- решать расчетные и качественные задачи;

- писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);

- пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием;

- составлять отчеты по лабораторным работам.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Инженерная графика (123 ч / 82 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Техника чертежных работ; геометрические построения; методы проецирования; комплексный чертеж; аксонометрические проекции; построение технических форм; нанесение размеров; эскизы и рабочие чертежи; построение разрезов и сечений.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о графических моделях реальных объектов и способах их получения;

- о нормативах графических работ.

Студент должен знать:

- основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения.

Студент должен уметь:

- использовать основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения;

- употреблять графическую символику;

- читать и выполнять чертежи.

Форма итогового контроля

Зачет.

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (174 ч / 116 ч)

Рекомендуемые дисциплины:

- основы геометрии;

- спорт;

- страноведение.

 

Факультативы (54 ч / 36 ч)

Общий объем теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.

Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.

 

2.2.2.5. Экономический профиль

 

Русский язык (996 ч / 664 ч)

См. п. 2.2.1.1.

 

Математика (306 ч / 204 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Элементы линейной алгебры. Комплексные числа. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Элементы векторной алгебры.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о математике как особом методе познания;

- о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, определитель, матрица, функция, предел, производная, первообразная, интеграл, вектор;

- о базисных методах решения математических задач.

Студент должен знать:

- определения основных понятий элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа;

- основные теоремы элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа и методы математических доказательств;

- определения, свойства и графики элементарных функций;

- основные формулы элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа;

- методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений;

- методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;

- методы исследования основных свойств функций;

- основные методы векторной алгебры.

Студент должен уметь:

- оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;

- выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений;

- решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;

- доказывать теоремы элементарной и линейной алгебры, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения;

- исследовать функции и строить их графики;

- находить простейшие производные и интегралы;

- решать основные задачи комбинаторики;

- решать типовые задачи векторной алгебры.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

Экономика (180 ч / 120 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Структура экономики. Экономические системы. Модели рынка.

Микроэкономика. Рынок и фирмы. Спрос. Предложение. Цена. Равновесие рынка. Формы организации бизнеса. Маркетинг.

Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Денежный рынок. Рынок труда. Деньги. Инфляция. Кредитно-денежная политика. Банки. Экономический цикл. Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об экономике как социально-экономической и гуманитарной науке;

- о базисных понятиях, категориях и законах микро- и макроэкономики; о принципах функционирования рыночной и смешанной экономики;

- о базисных методах решения экономических задач.

Студент должен знать:

- определения основных категорий микро- и макроэкономики;

- основные законы рыночной экономики;

- сущность явлений микро- и макроэкономики в условиях рыночных отношений;

- методы расчета основных макроэкономических показателей: ВОП, ВНП, НД, ЛД и других;

- методы построения и чтения графиков.

Студент должен уметь:

- оперировать экономической терминологией;

- решать типовые практические задания (задачи и тесты) по темам макро- и микроэкономики;

- оценивать экономические ситуации.

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен (устный).

 

География (180 ч / 120 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Основы физической географии. Географическая среда. Природная среда и человек. География населения. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Структура промышленности. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Внешняя торговля. Международные экономические отношения.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- о влиянии физических, социальных факторов на развитие экономики страны и ее регионов;

- о специфических особенностях международного разделения труда;

- о месте России в международном разделении труда;

- о структуре мирового хозяйства и о месте России в ней;

- о месте России в международных экономических отношениях.

Студент должен знать:

- влияние географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее регионов;

- характеристику основных экономических регионов России;

- структуру мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства;

- влияние демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие;

- место России в современном международном разделении труда и в международных экономических отношениях.

Студент должен уметь:

- оперировать научной терминологией предмета;

- анализировать статистические таблицы, коэффициенты;

- работать с картами, понимать условные обозначения;

- выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания.

Форма итогового контроля

Зачет или экзамен.

 

Информатика (81 ч / 54 ч)

 

Обязательный минимум содержания

Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера.

 

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

- об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности;

- о базисных понятиях информатики;

- об основных возможностях компьютера;

- о классификации и основных возможностях программного обеспечения;

- о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

Студент должен знать:

- определения основных понятий информатики;

- укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;

- структуру файловой системы хранения информации;

- основные типы алгоритмов;

- этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;

- элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);

- элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации.

Студент должен уметь:

- взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации;

- составить информационную модель и алгоритм решения задачи;

- ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами;

- программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.

Форма итогового контроля

Зачет.

 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (285 ч / 190 ч)

Рекомендуемые дисциплины:

- спорт;

- страноведение;

- история России;

- экономика России;

- экология.

 

Факультативы (54 ч / 36 ч)

Общий объем теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.

Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.

 

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

3.1. Соответствие профилей

предвузовской подготовки направлениям (специальностям)

высшего профессионального образования

 

3.1.1. Таблица 1 устанавливает соответствие профилей предвузовской подготовки областям знаний (направлениям) и группам специальностей (специальностям) высшего профессионального образования классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования.

 

3.2. Возможности вуза по изменению сроков и объема обучения

 

3.2.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает образовательную программу предвузовской подготовки иностранных граждан на основе положений настоящих академических требований.

3.2.2. Вуз (факультет) имеет право изменять объем часов, отведенных на освоение учебного материала для дисциплин, в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки.

3.2.3. Допускается осуществлять обучение по образовательной программе предвузовской подготовки лиц, не владеющих русским языком, с учетом их уровня образованности в сокращенные относительно нормативных сроки, но не менее 25 недель теоретического обучения или 1000 часов обязательных аудиторных занятий без учета обязательных занятий по физической культуре и занятий по факультативным дисциплинам. Сроки предвузовской подготовки лиц, владеющих русским языком, определяются высшим учебным заведением в каждом конкретном случае и данными академическими требованиями не нормируются.

3.2.4. При реализации образовательной программы предвузовской подготовки в сокращенные относительно нормативного сроки обучения число часов по дисциплинам устанавливается вузом, но не должно составлять менее 70% от числа часов, указанного в обязательном минимуме содержания по данной дисциплине для соответствующего профиля. Обучение при этом должно вестись по специально разработанным интенсивным программам.

 

3.3. Документы о предвузовской подготовке

 

3.3.1. Лицам, завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, выдается государственный документ (сертификат) установленного образца, который дает студенту право продолжить образование в высшем учебном заведении Российской Федерации по программе высшего профессионального образования в соответствии с профилем предвузовской подготовки.

3.3.2. Лицам, не завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, по их просьбе выдается академическая справка установленного образца, в которой отражается перечень изучавшихся дисциплин и их объем.

3.3.3. Формы документа о предвузовской подготовке и академической справки устанавливает федеральный (центральный) орган управления высшим учебным образованием.

3.3.4. Форма сертификата о предвузовкой подготовке (далее - сертификат) должна соответствовать п. 3.4.

3.3.5. Бланки сертификата должны быть высокого качества с необходимой степенью защиты от подделки; без обложки; текст выполнен на русском языке.

 

Таблица 1

 

СООТВЕТСТВИЕ ПРОФИЛЕЙ

ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАПРАВЛЕНИЯМ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

 

--------------------------------

<*> Знаком "+" отмечено соответствие профиля предвузовской подготовки направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, знаком "-" - несоответствие.

 

┌─────────────────────────────┬──────┬───────┬────────┬────┬─────┐

                             │Гума- │Естест-│Медико- │Тех-│Эко- │

                             │нитар-│венно- │биологи-│ни- │номи-│

                             │ный   │научный│ческий  │чес-│чес- │

                             │про-  │профиль│профиль │кий │кий 

                             │филь                 │про-│про- │

                                                  │филь│филь │

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│510000 Естественные науки                                

│и математика (кроме 510600,                               

│510700)                        -      +       -     + │  - 

│510600 Биология                -      -       +     - │  - 

│510700 Почвоведение            -      -       +     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│520000 Гуманитарные и                                     

│социально-экономические науки│                             

│(кроме 521500, 521600,                                    

│521900 - 522300)               +      -       -     - │  - 

│521500 Менеджмент              +      -       -     - │  + 

│521600 Экономика               -      -       -     - │  + 

│521900 Физическая культура     -      -       +     - │  - 

│522000 Коммерция               -      -       -     - │  + 

│522100 Аграрная экономика                                 

│(Агроэкономика)                -      -       -     - │  + 

│522200 Статистика              -      +       -     + │  + 

│522300 Информационные                                     

│системы в экономике            -      +       -     + │  + 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│540000 Образование                                        

│540100 Естествознание          -      +       +     + │  - 

│540200 Гуманитарные знания     +      -       -     - │  - 

│540300 Социально-экономичес- │                             

│кие знания                     +      -       -     - │  + 

│540400 Профессиональное обу- │                             

│чение                          -      +       -     + │  - 

│540500 Педагогика              +      -       -     - │  - 

│540600 Искусство               +      -       -     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│550000 Технические науки       -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│560000 Сельскохозяйственные                               

│науки                          -      -       +     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│010000 Естественнонаучные                                 

│специальности (кроме                                      

│011600 - 012400, 013000)       -      +       -     + │  - 

│011600 Биология                -      -       +     - │  - 

│011700 Антропология            -      -       +     - │  - 

│011800 Зоология                -      -       +     - │  - 

│011900 Ботаника                -      -       +     - │  - 

│012000 Физиология              -      -       +     - │  - 

│012100 Генетика                -      -       +     - │  - 

│012200 Биофизика               -      +       +     + │  - 

│012300 Биохимия                -      +       +     + │  - 

│012400 Микробиология           -      -       +     - │  - 

│013000 Почвоведение            -      -       +     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│020000 Гуманитарно-социальные│                             

│специальности (кроме 022300) │  +      -       -     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│022300 Физическая культура и │                             

│спорт                          -      -       -     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│030000 Образование (кроме                                 

│030100 - 030600)               +      -       -     - │  - 

│030100 Информатика             -      +       -     + │  - 

│030200 Естествознание          -      +       +     + │  - 

│030300 Экономика               -      -       -     - │  + 

│030400 Допризывная и физичес-│                             

│кая подготовка                 -      -       +    - │  - 

│030500 Профессиональное обу- │                             

│чение                          -      +       -     + │  - 

│030600 Технология и предпри- │                             

│нимательство                   -      -       -     + │  + 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│040000 Здравоохранение         -      -       +     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│050000 Культура и искусство   +      -       -     - │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│060000 Экономика и управление│  -      -       -     - │  + 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│070000 Междисциплинарные                                  

│естественнотехнические                                    

│специальности                  -      +       -     + │  + 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│080000 Геология и разведка                                

│полезных ископаемых            -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│090000 Разработка полезных                                 

│ископаемых                     -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│100000 Энергетика и энерго-                               

│машиностроение                 -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│110000 Металлургия             -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│120000 Машиностроение и                                  

│материалообработка             -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│130000 Авиационная и ракетно-│                             

│космическая техника            -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│140000 Морская техника         -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│150000 Наземные транспортные │                             

│средства                       -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│170000 Технологические машины│                             

│и оборудование                 -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│180000 Электротехника          -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│190000 Приборостроение         -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│2000000 Электронная техника, │                             

│радиотехника и связь           -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│210000 Автоматика и управле- │                             

│ние                            -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│220000 Информатика и вычисли-│                             

│тельная техника                -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│230000 Сервис (кроме 230500, │                             

│230600)                        -      +       -     + │  - 

│230500 Социально-культурный                               

│сервис и туризм                +      -       -     - │  + 

│230600 Домоведение             -      -       -     - │  + 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│240000 Эксплуатация                                       

│транспорта                     -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│250000 Химическая технология │  -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│260000 Воспроизводство и                                  

│переработка лесных ресурсов    -      +       +     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│270000 Технология продоволь- │                             

│ственных продуктов             -      +       +     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│280000 Технология товаров                                 

│широкого потребления           -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│290000 Строительство и архи- │                             

│тектура                        -      -       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│300000 Геодезия и картография│  -      +       -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│310000 Сельское и рыбное                                  

│хозяйство (кроме 311300 -                                 

│311600)                        -     -        +     - │  - 

│311300 Механизация сельского │                             

│хозяйства                      -     +        -     + │  - 

│311700 Электрификация и авто-│                             

│матизация сельского хозяйства│  -     +        -     + │  - 

│311800 Механизация переработ-│                             

│ки сельскохозяйственной про- │                             

│дукции                         -     +        -     + │  - 

│311900 Инженерные системы                                 

│сельскохозяйственного                                     

│водоснабжения, обводнения                                 

│и водоведения                  -     +        -     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│320000 Экология и                                         

│природопользование             -     +        +     + │  - 

├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤

│330000 Безопасность                                       

│жизнедеятельности              -     +        +     + │  - 

└─────────────────────────────┴──────┴───────┴────────┴────┴─────┘

 

3.4. Образец (форма) свидетельства

о предвузовской подготовке

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐

                СЕРТИФИКАТ                                     

        о предвузовской подготовке        │_____________________│

                                          │_____________________│

│Настоящий сертификат выдан в том, что     │_____________________│

│__________________________________________│_____________________│

              (фамилия, имя)              │ (название учебного 

│__________________________________________│     заведения)     

               (гражданство)                                  

│успешно завершил(а) курс предвузовской    │Регистрационный номер│

│подготовки                                │_____________________│

                                                              

│Документ об образовании, подтверждающий        Дата выдачи    

│право поступления в высшее учебное        │_____________________│

│заведение:                                                    

│__________________________________________│Выпускные экзаменаци-│

           (название документа)           │онные испытания одно-│

                                          │временно являются   

               Поступил(а)                │вступительными испы- │

│__________________________________________│таниями в высшие    

                  (дата)                  │учебные заведения   

│__________________________________________│Российской Федерации │

      (название учебного заведения)       │для получения высшего│

                                          │профессионального об-│

          Завершил(а) обучение            │разования в соответ- │

│__________________________________________│ствии с профилем    

                (дата)                    │предвузовской подго- │

│__________________________________________│товки.              

      (название учебного заведения)                           

                                                 РЕКТОР       

│Нормативный период обучения по очной                          

│форме:                                    │Декан           М.П. │

│__________________________________________│                    

              (срок обучения)                    Секретарь    

                                                              

│Профиль предвузовской подготовки:                             

│__________________________________________│                    

                                                              

└──────────────────────────────────────────┴─────────────────────┘

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Фамилия, имя ____________________

Дата рождения ___________________

 

За время обучения сдал(а) зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам:

 

┌───────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────┐

│Наименование дисциплин │Число часов аудиторных занятий│Итоговая │

                             (общее число часов)     │ оценка 

├───────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────┤

│1. Русский язык                                              

                                                             

│2. Математика                                                

                                                             

│3. Физика                                                    

                                                             

│4. Органическая химия                                        

                                                             

│5. Неорганическая химия│                                      

                                                             

│6. Основы маркетинга                                         

                                                             

│7. Черчение                                                  

                                                             

│8. Информатика                                               

                                                             

│9. Биология                                                  

                                                             

│10. Страноведение                                            

├───────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────┤

│Всего:                                                       

└───────────────────────┴──────────────────────────────┴─────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018