Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 февраля 1997 г. N ЕВ-09-28/744

 

О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 28.08.96 N 1274

 

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с поступающими запросами региональных отделений о применении Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" разъясняет следующее.

Действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 распространяется только на одну организационно - правовую форму юридического лица, а именно, учреждение. Как следует из текста Указа, учреждения финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и эти средства идут в том числе на оплату труда работников этих учреждений. Следовательно, данный Указ распространяется только на государственные (федеральные) и муниципальные учреждения (далее - государственные и муниципальные) и не распространяется на органы управления, входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (системы здравоохранения, культуры, науки, социальной защиты населения).

К числу государственных и муниципальных учреждений относятся учреждения, которые создаются в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.

При рассмотрении вопроса о применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 к тому или другому юридическому лицу региональным отделениям необходимо определить:

является ли это юридическое лицо государственным или муниципальным учреждением в соответствии с его государственной регистрацией;

финансируется ли оплата труда работников учреждения из бюджета (всех уровней);

относится ли это учреждение к учреждениям науки, просвещения, здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения.

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации учреждение является юридическим лицом (статья 50 ГК РФ), действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а также на основании общего положения об организации данного вида, имеет имущество на праве оперативного управления (ст. ст. 296, 299 ГК РФ), а также самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

В соответствии со статьей 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В настоящее время закон о регистрации юридических лиц пока не принят, действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". По данному Положению подлежат государственной регистрации учреждения, имеющие право в соответствии с учредительными документами заниматься предпринимательской деятельностью. Учреждения, которым не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, в настоящее время регистрируются в субъектах Российской Федерации на основании положений о регистрации, утверждаемых органами власти субъектов Российской Федерации (например, Москва - на основании Положения о регистрации некоммерческих организаций, утвержденного распоряжением мэра г. Москвы от 29.12.92 N 598-РМ). Основанием для рассмотрения вопроса о применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 должны являться учредительные документы учреждения, зарегистрированные в установленном порядке.

Региональным отделениям необходимо выяснить порядок регистрации некоммерческих организаций в регионе. Отделения должны запрашивать и рассматривать учредительные документы учреждений на основании статьи 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно:

а) для государственных и муниципальных учреждений обязательно наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о создании данного учреждения и устава, утвержденного данным органом. В уставе определяется наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно - правовую форму (учреждение), источники формирования имущества (это важно для определения финансирования учреждения из бюджета), предмет и цели деятельности (для отнесения деятельности учреждения к науке, просвещению, здравоохранению, культуре, системе социальной защиты);

б) для некоторых государственных учреждений утверждаются индивидуальные положения постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Положение о Политическом музее, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 884, Положение о Государственном академическом Мариинском театре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 N 1142, Устав Российской академии ракетных и артиллерийских наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.96 N 325 и т.д.). Для этих видов учреждений индивидуальных учредительных документов не требуется;

в) некоторые виды государственных и муниципальных учреждений в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об учреждениях данного вида (например, Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650, Типовое положение об общеобразовательной школе - интернате, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612, Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 9 сентября 1996 г. N 1058).

2. Для подтверждения финансирования оплаты труда учреждения необходимо запросить смету, утвержденную в установленном порядке, и справку от финансирующего органа о фактическом поступлении средств из бюджетов.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с Законом РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" для бюджетных организаций и учреждений в порядке исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт (статья 17).

Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата исполнительной власти и местного самоуправления включаются в бюджет соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

В связи с этим учреждения и органы законодательной и исполнительной власти финансируются с различных статей бюджета.

3. При решении вопроса об отнесении государственного или муниципального учреждения к науке, просвещению, здравоохранению, культуре, системе социальной защиты населения следует тщательно анализировать учредительные документы, в которых должны быть указаны характер, предмет и цели деятельности учреждения, а также его учредитель.

К учреждениям науки относятся учреждения, в учредительных документах которых предусмотрена научная и (или) научно - техническая деятельность.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике" это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона научные организации подразделяются на:

1) научно - исследовательские;

2) научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;

3) опытно - конструкторские, проектно - конструкторские, проектно - технологические;

4) иные организации, осуществляющие научную и (или) научно - техническую деятельность.

К учреждениям просвещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" относятся образовательные учреждения. Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

дошкольные;

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

учреждения дополнительного образования взрослых;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования;

учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;

учреждения дополнительного образования детей.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

К учреждениям здравоохранения относятся учреждения, входящие в государственную и муниципальную систему здравоохранения (в соответствии со ст. ст. 12 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1), а именно находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

лечебно - профилактические и научно - исследовательские учреждения;

образовательные учреждения;

фармацевтические учреждения;

аптечные учреждения;

санитарно - профилактические учреждения государственной системы здравоохранения;

учреждения судебно - медицинской экспертизы, иные учреждения.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно - профилактические учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации, помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения субъектов Российской Федерации.

К учреждениям культуры относятся учреждения, в учредительных документах (уставах) которых предусмотрена деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. В соответствии со статьей 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1 этот нормативный правовой акт регулирует культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Учреждения культуры действуют на основании уставов и должны быть зарегистрированы в установленном порядке (статья 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 609 утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Данное Положение распространяется на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности. Для организаций культуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, данное Положение носит рекомендательный характер.

В Положении дан примерный перечень организаций культуры:

профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и искусства), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительные коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительных искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;

библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие (специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер;

иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

В тех субъектах Российской Федерации, в которых аналогичные положения не утверждены, следует руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о культуре и настоящими разъяснениями ПФР.

К учреждениям системы социальной защиты населения относятся государственные и муниципальные учреждения, подведомственные органам социальной защиты населения.

В соответствии со статьей 3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 466, учреждения, подведомственные органам социальной защиты, входят "в систему социальной защиты". Правопреемником Минсоцзащиты России в настоящее время является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

К учреждениям социального обслуживания (в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации") относятся:

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого - педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры (отделения) социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);

геронтологические центры;

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Кроме того, Пенсионный фонд обобщил обращение ОПФР по вопросам применения Указа Президента от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" и данное Обобщение прилагается к настоящему письму.

 

Заместитель

Председателя Правления

Е.ВАСИЛЬЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

ОБОБЩЕНИЕ

ЗАПРОСОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПФР В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 28.08.96 N 1274

 

1. ОПФР по Волгоградской области (письмо от 23.10.96 N ВС-1948/01); ОПФР по Смоленской области (письмо от 06.11.96 N 746); ОПФР по Ивановской области (письмо от 05.11.96 N 05-11-1926); ОПФР по Архангельской области (письмо от 18.10.96 N 06-15/2448); ОПФР по Новосибирской области (письмо от 30.10.96 N 403); ОПФР по Республике Хакасия (письмо от 17.10.96 N 04-02/747); Финансовое управление Администрации Вологодской области просят разъяснить, как применять вышеназванный Указ Президента Российской Федерации к учреждениям просвещения, здравоохранения, культуры, обслуживание которых производится централизованными бухгалтериями районных и сельских администраций.

Считаем, что при применении данного Указа Президента Российской Федерации и региональные отделения должны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и разъяснениями ПФР, в соответствии с которыми учреждение - это юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию, имеющее в оперативном управлении имущество, а также самостоятельный баланс или смету.

Однако, учитывая многочисленные обращения по поводу учреждений органов местного самоуправления, Пенсионным фондом подготовлен запрос в Минфин России для уточнения данного вопроса.

2. ОПФР по Архангельской области (письмо от 05.11.96 N 3893); ОПФР по Томской области (письмо от 15.11.96 N ПН-08-940), Западно - Сибирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 23.10.96 N 21-74) просят разъяснить, распространяется ли данный Указ Президента Российской Федерации на управления (отделы) образования, здравоохранения, просвещения и другие органы федеральной и исполнительной власти.

На органы управления (органы исполнительной власти) данный Указ не распространяется, т.к. понятие и деятельность "учреждения" регулируется ГК РФ.

3. ОПФР по г. Москве (письмо от 01.11.96 N 4-6525); ОПФР по Ярославской области (письмо от 30.10.96 N 06-04/571) просят разъяснить, можно ли при отнесении того или иного учреждения к учреждениям науки, культуры и т.д. применять Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", а также использовать Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства".

Вышеназванный Федеральный закон является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а организационно - правовой статус юридического лица определяется на основании его учредительных документов (ГК РФ).

Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" утвержден в 1976 году. В связи с этим многие наименования, указанные в нем, изменились, а также изменился организационно - правовой статус этих учреждений. Поэтому данный классификатор с учетом наших рекомендаций считаем возможным использовать в случаях, когда в учредительных документах есть неточности, которые вызывают сомнение при отнесении учреждений к одной из отраслей.

4. ОПФР по Республике Бурятия (письмо от 21.11.96 N 1776) просит разъяснить, можно ли отнести Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к учреждениям науки на основании справки вышестоящего органа.

Нет. Отделению должны быть представлены учредительные документы Центра и свидетельство о государственной регистрации.

5. ОПФР по Свердловской области (письмо от 11.12.96 N 05-01/209) представило Положение о Центре военно - технических проблем биологической защиты.

К указанному Центру может быть применен Указ Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 в случае его государственной регистрации. Если государственной регистрации Центр не подлежит, следовательно, это войсковая часть, которая является подразделением Минобороны России. Кроме того, в Положении установлено, что Центр имеет в "полном хозяйственном ведении" обособленное имущество, что тоже не соответствует статусу "учреждения".

6. Главное финансовое управление администрации Челябинской области (письмо от 10.11.96 N 09-2) считает необходимым распространить Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 на учреждения сельского хозяйства, правоохранительных органов и т.д.

Распространить действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 на учреждения сельского хозяйства, правоохранительных органов и т.д. не представляется возможным в связи с тем, что данными полномочиями Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018