Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 октября 1996 г. N 1983/29-11

 

О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Генпрокуратурой России Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации внесено представление от 05.09.96 N 21-22-96 "О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся".

Организованные Генпрокуратурой России проверки, проведенные в 20 регионах субъектов Российской Федерации, выявили грубые нарушения законодательства об охране жизни и здоровья граждан, общающихся в образовательных учреждениях.

В последние годы почти по всем основным группам болезней устойчиво растет заболеваемость детей. Анализ и прогнозирование состояния здоровья обучающихся показывает, что при существующих условиях к 2000 году больными будут оканчивать общеобразовательные учреждения 96 процентов выпускников от общего их количества. За период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4 - 5 раз, в два раза возрастает количество хронически больных детей.

Такое крайне неблагополучное положение с охраной здоровья и жизни детей является не случайным. Генпрокуратурой России повсеместно установлены нарушения ст. 51 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании". В образовательных учреждениях большинства регионов не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Вместе с тем органы управления образованием в ряде регионов не располагают комплексными аналитическими материалами о состоянии здоровья детского населения по причине недостаточного взаимодействия с органами здравоохранения, поэтому не разрабатываются соответствующие программы по укреплению здоровья обучающихся, а там, где такие программы приняты, они реализуются чрезвычайно медленно.

По итогам проверок организации профилактико - оздоровительной работы указано, что только каждое третье общеобразовательное учреждение Новосибирской области имеет медицинский кабинет, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Свердловской области, г. Москве они не работают по причине неукомплектованности медицинскими кадрами.

В ряде территорий Республики Саха (Якутия), Томской, Орловской областей в нарушение пп. 1 - 3 ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медосмотры детей не проводят по несколько лет. В Новгородской области углубленные медицинские осмотры обучающихся проводятся лишь в областном центре. В г. Москве ежегодно до 30 тысяч учеников 2, 4, 5 классов остаются вне осмотра специалистов, неудовлетворительно осуществляются медицинские осмотры школьников в Пермской области.

Особенно неблагополучное положение в интернатных учреждениях. Лечение детей с хроническими заболеваниями осуществляется несвоевременно либо не проводится вообще. Руководители многих школ - интернатов не располагают всеми необходимыми сведениями о состоянии здоровья своих воспитанников.

В нарушение действующего законодательства учебная нагрузка на обучающихся устанавливается без учета рекомендаций органов здравоохранения, вместе с тем проведение сдвоенных и строенных уроков и сокращение продолжительности перемен сказывается на состоянии здоровья обучающихся. Не соответствует санитарным нормам состояние большинства помещений школьных зданий во Владимирской, Волгоградской, Курганской, Новгородской и других областях, г. Екатеринбурге: недостаточная освещенность и низкий температурный режим, несоответствие школьной мебели росто - возрастным особенностям обучающихся. Не единичны факты загрязнения школьных помещений парами ртути и другими вредными веществами. Например, в мастерской профессионально - технического училища N 7 г. Новгорода рабочие места были загрязнены свинцом.

В нарушение ст. 33 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" во многих регионах образовательные учреждения функционируют, не имея лицензии на право ведения образовательной деятельности, так как им санитарно - эпидемиологической службой не выданы соответствующие заключения из-за несоблюдения санитарно - гигиенических правил.

Санитарно - эпидемиологической службой Пермской области была приостановлена деятельность 718 образовательных учреждений. За систематическое нарушение санитарных правил и норм в 1995 году к административной ответственности привлечены 153 должностных лица образовательных учреждений г. Первоуральска Свердловской области. Такие же нарушения выявлены в Республике Калмыкия, Волгоградской и Новгородской областях. Вместе с тем каждое третье предложение по актам проверок служб санэпиднадзора остается невыполненным.

В Краснодарском крае, г. Москве и г. Нарьян - Мар Ненецкого автономного округа выявлены многочисленные факты нарушений требований законодательства по установлению инвалидности детям, имеющим для этого законные основания.

Особую тревогу вызывает количество несчастных случаев с детьми и подростками. В три раза возросло число несчастных случаев в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Свердловской области, при этом 67 процентов травм произошло с детьми на переменах и уроках физической культуры из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей учителями и педагогами.

В Республике Татарстан, Волгоградской, Курганской, Омской областях, г. Москве установлены факты нарушения положения "О порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования Российской Федерации".

Распространена практика сокрытия травм от учета. В каждой третьей из проверенных школ г. Москвы учет травматизма ведется неудовлетворительно или отсутствует вообще, расследование фактов несчастных случаев не проводится, акты по форме Н-2 не составляются. Сообщения о несчастных случаях в окружные управления образованием не направляются. По травмам, полученным в результате неправомерных действий ответственных лиц, сообщения не направляются и в органы внутренних дел. В школе N 1098 г. Москвы в 1995 - 1996 гг. обучающимися получено 17 травм, однако ни по одному факту расследование не проведено. В этой же школе 15.02.96 во время урока физической культуры при переходе улицы в неустановленном месте был совершен наезд легковой автомашины на учащегося 3 класса Кокорева. Несмотря на очевидность инвалидного исхода, администрацией школы сообщение о несчастном случае в окружное управление образованием и правоохранительные органы не направлено.

При проверке школы - интерната N 4 г. Усолье - Сибирское Иркутской области выявлено, что 22 травмы воспитанников были скрыты от учета и не прошли по данным государственной статистической отчетности. Заведующая детским комбинатом N 429 Новосибирской области с мая по сентябрь 1995 года укрыла от учета несколько несчастных случаев с воспитанниками, получившими переломы бедра, пальцев рук, стопы, а один ребенок - проникающее ранение глаза, повлекшее потерю зрения. Служебные расследования не проводились, виновные не устанавливались.

Такое положение стало возможным вследствие того, что органы управления образованием не осуществляют контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, не располагают достоверными данными о травматизме. К примеру, расхождение данных медицинской статистики и данных управления образованием Ненецкого автономного округа за 1995 г. составило около 1000 случаев.

Муниципальные органы управления образованием Белгородской области в 1995 г. не информировали вышестоящие ведомственные управленческие структуры о несчастных случаях с обучающимися, поэтому анализ причин травматизма и его профилактики в этом регионе находится на крайне низком уровне. Анализ причин детского травматизма, проведенный Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, показал, что преобладающее количество травм получено обучающимися общеобразовательных учреждений во время перемен, и в большинстве случаев является следствием отсутствия надлежащего контроля за поведением детей со стороны педагогических работников.

На выявленные органами прокуратуры нарушения законодательства об охране здоровья обучающихся и воспитанников неоднократно обращалось внимание руководителей органов управления образованием всех уровней и образовательных учреждений специалистами Государственной инспекции Минобразования России по итогам инспектирования, но вышеуказанное представление и материалы проверок в целом свидетельствуют о том, что установленный ст. 2 Федерального закона "Об образовании" принцип обеспечения приоритета охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников выполняется неудовлетворительно. На основании вышеизложенного рекомендуем:

 

1. Органам управления субъектов Российской Федерации

 

1.1. Совместно с органами здравоохранения и региональными структурами Рострудинспекции Министерства труда и социального развития Российской Федерации провести коллегии по вопросам охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

1.2. Разработать, внести на рассмотрение и утверждение законодательных, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации комплексные целевые программы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников дошкольных и интернатных образовательных учреждений.

1.3. Совместно с учреждениями дополнительного образования (институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, институты усовершенствования учителей) провести обучение руководящих кадров по вопросам охраны здоровья и жизни обучающихся, воспитанников.

1.4. Провести инспекторские проверки организации деятельности муниципальных органов управления образованием за осуществлением контроля по соблюдению условий образовательными учреждениями, указанных в лицензиях, дающих право на образовательную деятельность.

 

2. Муниципальным органам управления образованием

 

2.1. Разработать совместно с органами здравоохранения мероприятия, способствующие соблюдению законодательства об охране здоровья граждан, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях.

2.2. Провести обучение руководителей образовательных учреждений по вопросам соблюдения санитарно - гигиенических правил, норм и требований, обеспечивающих профилактику заболеваемости и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

2.3. Провести инспекторские проверки образовательных учреждений по выполнению нормативов, определенных документами Минобразования России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

2.4. Принять меры административного воздействия к руководителям образовательных учреждений, допустившим нарушения законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников.

 

3. Руководителям образовательных учреждений

 

3.1. Обеспечить условия деятельности медицинских структурных подразделений (кабинетов).

3.2. Принять меры совместно с органами здравоохранения к укомплектованию штатов образовательных учреждений медицинскими кадрами в соответствии с требуемыми нормами.

3.3. Обеспечить своевременные медицинские осмотры обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

3.4. Привести расписание учебных занятий и других форм организации образовательной деятельности в соответствие с рекомендациями органов здравоохранения.

 

4. Управлению инспектирования (Сауткину В.Ф.) в целях осуществления эффективного контроля внести в план работы на 1997 год проведение инспекторских проверок по вопросам исполнения законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в системе образования.

 

Первый заместитель Министра

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018