Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2012 г. N 92-АПГ12-4

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Васильченко А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 февраля 2012 года, которым частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Тыва: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими статья 8 в части, часть 1 статьи 15 в части, часть 1 статьи 19 в части Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва Ховалыга Т.К., возражавшего против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1 статьи 2 (в части), абзаца второго пункта 1 статьи 5 (в части), абзаца третьего части 2 статьи 7, статьи 8, части 2 статьи 9 (в части), части 1 статьи 10 (в части), части 1 статьи 11 (в части), части 1 статьи 12 (в части), статьи 15, части 1 статьи 19 (в части) Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва".

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 февраля 2012 года заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими статья 8 в части, часть 1 статьи 15 в части, часть 1 статьи 19 в части Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва"; в удовлетворении остальной части заявления отказано.

В апелляционном представлении заместителя прокурора Республики Тыва ставится вопрос об отмене указанного решения в части отказа в удовлетворении заявления прокурора как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

В части, в которой заявление прокурора удовлетворено, решение суда не обжалуется (по статьям 8, 15 и 19 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене в части.

Частью 1 статьи 2 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва" установлено, что государственными языками Республики Тыва являются тувинский и русский языки.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 5 Закона ведению Республики Тыва в лице органов государственной власти Республики в сфере охраны и использования языков подлежит обеспечение равноправного функционирования тувинского и русского языков как государственных языков Республики Тыва.

Заместитель прокурора Республики Тыва просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 1 статьи 2 Закона в части слов "и русский", абзац второй пункта 1 статьи 5 Закона в части слов "как государственных языков Республики Тыва", полагая, что установление русского языка в качестве государственного языка Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, устанавливающему русский язык в качестве государственного языка Российской Федерации.

В обоснование своей позиции прокурор сослался на статью 68 Конституции Российской Федерации и статью 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", согласно которым государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык; республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Кроме того, прокурор полагал, что оспариваемые нормы приняты с превышением полномочий, поскольку государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации установлены федеральным законодательством. При этом прокурор сослался на статью 2 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", устанавливающую государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации.

Суд, разрешая заявление прокурора, проанализировал положения федерального законодательства, которым, по мнению прокурора, противоречат нормы части 1 статьи 2 и абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва", и не усмотрел противоречия последних федеральному законодательству. Суд обоснованно указал в решении, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые согласно статье 68 Конституции Российской Федерации употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Установление русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации не предполагает запрета на использование его в качестве государственного языка республик.

С учетом того, что норма абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 оспаривается прокурором только в части слов "как государственных языков Республики Тыва" и в связи с тем, что русский язык не может являться государственным языком Республики Тыва, она не противоречит федеральному законодательству по основаниям, изложенным выше.

Ссылка в апелляционном представлении на статью 6 Федерального закона от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", относящую вопросы обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации к ведению Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку норма абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Республики Тыва регулирует иные отношения, связанные с обеспечением равноправного функционирования государственных языков (тувинского и русского) Республики Тыва.

Согласно части 2 статьи 9 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва" языком проектов конституционных законов Республики Тыва, проектов законов Республики Тыва и иных проектов, вносимых на рассмотрение Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва, являются государственные языки Республики Тыва.

Норма оспаривается прокурором в части слов "государственные языки Республики Тыва".

В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона Республики Тыва конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва, иные нормативные правовые акты официально публикуются на государственных языках Республики Тыва.

Норма оспаривается прокурором в части слов "государственных языках Республики Тыва".

Согласно части 1 статьи 11 Закона Республики Тыва при подготовке и проведении референдумов и выборов в представительные и исполнительные органы Российской Федерации и Республики Тыва используются государственные языки Республики Тыва.

Норма оспаривается прокурором в части слов "государственные языки Республики Тыва".

Часть 1 статьи 12 Закона Республики Тыва предусматривает, что в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Республики Тыва используются государственные языки Республики Тыва.

Норма оспаривается прокурором в части слов "государственные языки Республики Тыва".

По мнению прокурора, приведенные нормы противоречат статье 68 Конституции Российской Федерации и статье 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", предусматривающим, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также статьям 11, 13, 14 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления осуществляется на государственном языке Российской Федерации. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.

Согласно статье 13 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.

Статья 14 того же Закона предусматривает, что при подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации; при подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации республики наряду с государственным языком Российской Федерации вправе использовать государственные языки республик.

Разрешая заявление прокурора в этой части, суд исходил из того, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству, поскольку установление русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации не предполагает запрета на использование его в качестве государственного языка республик.

Суд правильно указал в решении, что отсутствие в оспариваемых нормах положений, касающихся русского языка как государственного языка Российской Федерации, не свидетельствует о противоречии норм федеральному законодательству, поскольку вопрос обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

Содержание оспариваемых норм свидетельствует о том, что при официальном опубликовании законов и других нормативных правовых актов Республики Тыва, при проведении референдумов и выборов в представительные и исполнительные органы в Республике Тыве, в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Республики Тыва использование русского языка, являющегося государственным языком Республики Тыва, является обязательным.

Учитывая изложенное, не представляется возможным согласиться с доводом апелляционного представления о том, что нормы статей 9, 10, 11 и 12 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках Республики Тыва" допускают возможность альтернативного применения языков, в частности, тувинского языка без русского языка.

Что касается решения суда по абзацу третьему части 2 статьи 7 Закона Республики Тыва "О языках в Республике Тыва", то в этой части решение суда подлежит отмене.

Согласно названной норме изучение тувинского и русского языков с включением в обучение и воспитание элементов национальных обрядов, обычаев и этики начинается с детских дошкольных учреждений.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд сослался на статью 6 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", определяющую компетенцию Российской Федерации в сфере охраны, изучения и использования языков народов Российской Федерации, и указал, что вопросы обеспечения функционирования и развития государственных языков республик не входят в компетенцию Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку оспариваемой нормой регулируются вопросы изучения тувинского и русского языков в детских дошкольных учреждениях.

Анализ статей 6, 7, 9, 10, 12, 13, 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" свидетельствует о том, что требования, предъявляемые к изучению языков, установлены федеральным законодательством. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, к числу основных общеобразовательных программ относится программа дошкольного образования; к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы. Языки, на которых ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяются учредителями образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, оспариваемая норма, предписывающая изучение тувинского и русского языков начиная с детских дошкольных учреждений, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 февраля 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца третьего части 2 статьи 7 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва" и вынести в этой части новое решение, которым признать абзац третий части 2 статьи 7 Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 462 ВХ-1 "О языках в Республике Тыва" противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда законную силу; в остальной части решение суда оставить без изменения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024