Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 г. N 69-Г10-14

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Алешиной П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульчевского В.В. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Кульчевского В.В. о признании частично недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Поповой М.Н., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 года N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" утверждено Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которым установлен коэффициент уровня образования для руководителей, специалистов и служащих образовательных учреждений, кроме учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (таблица 1 приложения 1 к Положению) и для руководителей, специалистов и служащих образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (таблица 2 приложения 1 к Положению): для магистра - 1,60, для дипломированного специалиста - 1,50.

Кульчевский В.В., работающий преподавателем в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования <...>, обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления в части установления более высокого коэффициента уровня образования (1,60) для магистра по сравнению с дипломированным специалистом (1,50).

Кульчевский В.В. полагал, что установление разных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста противоречит пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и нарушает его права, поскольку он, являясь дипломированным специалистом и обладая одинаковым с магистром уровнем образования, получает меньшую заработную плату из-за применения при ее расчете более низкого коэффициента уровня образования.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявления Кульчевского В.В. отказано.

В кассационной жалобе Кульчевского В.В. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Кульчевского В.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении требований Кульчевского В.В., суд исходил из того, что оспариваемый им акт принят в пределах компетенции Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года N 77-оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; размер базового коэффициента для специалистов с высшим профессиональным образованием установлен не только в соответствии с уровнем высшего профессионального образования, но и с учетом квалификации.

Действительно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

Изложенное свидетельствует о правильности вывода суда о принятии оспариваемого постановления в пределах компетенции Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Вместе с тем, решение суда постановлено без учета положений части 3 статьи 37 Конституции РФ, статей 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Анализ указанной нормы свидетельствует о том, что специалист и магистр являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования, поэтому установление оспариваемым постановлением различных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста является дискриминацией при установлении условий оплаты труда.

Из материалов дела следует, что Кульчевский В.В. является дипломированным специалистом: в 2006 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <...> по специальности "юриспруденция", согласно диплому ему присуждена квалификация юриста.

Установление для него как для дипломированного специалиста более низкого (1,50) по сравнению с магистром (1,60) коэффициента уровня образования является дискриминацией в сфере труда и нарушает его права.

Учитывая изложенное, нельзя согласиться с выводом суда о том, что Кульчевский В.В., не обладающий квалификацией магистра, оспаривает нормативный правовой акт, не затрагивающий его права.

Нельзя признать правильным и вывод суда об отказе в удовлетворении заявления Кульчевского В.В. со ссылкой на установление коэффициента уровня образования не только в зависимости от уровня образования, но и от квалификации.

Как уже отмечалось, магистр и специалист являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования, между тем, для них установлен разный коэффициент уровня образования.

Поскольку суд, разрешая заявление Кульчевского В.В., неправильно истолковал норму пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановленное им решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Ссылка Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на пункт 3 статьи 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающий виды документов об уровнях высшего профессионального образования (диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра), не свидетельствует о возможности установления различных коэффициентов уровня образования для лиц с одним уровнем образования.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда, принять новое решение об удовлетворении требований Кульчевского В.В.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2010 года отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявления Кульчевского В.В., которым признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 года N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" в части установления различных коэффициентов уровня образования для магистров (1,60) и дипломированных специалистов (1,50).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024