Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. N ГКПИ09-550

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудуковой Е.Ю.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петроченко Арсения Николаевича о признании частично недействующим Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 379,

 

установил:

 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 379 утвержден Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год (приложение N 1) (далее - Федеральный перечень), в который включен учебник "Английский язык" для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 декабря 2008 г. N 12955 и официально опубликован в "Российской газете", N 15, 30 января 2009 г.

Петроченко А.Н., являющийся учеником 11 класса общеобразовательной школы, 1990 года рождения, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Федерального перечня в части включения в него курса "Английский язык" для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, состоящего из учебника, книги для чтения и рабочей тетради, составленного коллективом авторов: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П. и др., который, по его мнению, не соответствует принципам государственной политики в области образования, государственным образовательным стандартам, установленным Законом Российской Федерации "Об образовании", и нарушает его право на получение качественного образования по предмету "Английский язык".

В судебном заседании представитель заявителя Петроченкова В.Т. поддержала заявленные требования.

Представители Министерства образования и науки Российской Федерации Линская Ю.В., Курдина Н.В., Кочерга Т.Н., Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что Приказ издан компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, права и законные интересы заявителя не затрагивает, поскольку из содержания заявления видно, что по существу им оспариваются результаты экспертизы учебника, а не включение его в Федеральный перечень.

Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованных лиц, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия федеральному закону, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей оставить заявление без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (далее - федеральные перечни учебников).

Пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно на основе экспертизы утверждает федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников (пункт 5.2.5).

Таким образом, федеральные перечни учебников утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 4 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы учебников, согласно которому задачей экспертизы является оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения (завершенной предметной линии учебников), и оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) (пункт 3).

Министерство образования и науки Российской Федерации Приказом от 11 января 2007 г. N 5 утвердило Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию".

Административным регламентом установлено, что основанием для включения учебника в федеральный перечень учебников являются экспертные заключения экспертных организаций, определяемых в установленном порядке: заключение о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также о принадлежности учебника завершенной предметной линии (с указанием авторов и наименования учебников, составляющих завершенную предметную линию) и заключение о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) (пункт 15).

В соответствии с пунктами 15 и 31 Административного регламента основанием для включения учебника в федеральный перечень учебников является наличие двух экспертных заключений экспертных организаций: экспертного заключения о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания образования), возрастным и психологическим особенностям общающихся; экспертного заключения о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения).

Согласно пункту 5 Положения экспертиза учебников проводится Российской академией образования (РАО) и Российской академией наук (РАН) или иными организациями, имеющими в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы научных и учебных материалов, включенными в список, формируемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Экспертное заключение должно содержать однозначный вывод о соответствии содержания учебника задаче экспертизы (пункт 11 Положения).

Учебник "Английский язык" для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. (издательство "Просвещение") прошел в 2007 году в установленном порядке экспертизу в РАО и РАН, которые представили положительные экспертные заключения (заключение РАО от 24 октября 2007 г. N 01-488/5/7д, заключение РАН от 31 октября 2007 г. N 10106-5215/281).

В экспертном заключении РАО содержится вывод о том, что содержание рассматриваемого учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, учебник составляет завершенную предметную линию: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. и др. "Английский язык" для 10 - 11 классов (л.д. 37 - 44).

По экспертному заключению РАН, учебно-методический комплект "English 10 - 11", авторы Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П. и др., представляет собой комплекс основательно разработанных учебных пособий, содержащих большой объем познавательного материала о стране изучаемого языка и адекватно отражающих современное состояние английского языка, особенности речи его носителей. Материалы в полной мере отвечают научным представлениям о языке. Содержание УМК в целом соответствует современным научным представлениям (л.д. 45 - 47).

На основании этих экспертных заключений указанный учебник был включен в Федеральный перечень на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы.

Следовательно, названный учебник включен в Федеральный перечень в пределах предоставленных Министерству образования и науки Российской Федерации полномочий и в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом.

Кроме того, образовательное учреждение в соответствии с пунктом 1, подпунктом 23 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, определении списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, и, следовательно, вправе выбрать любой из учебников, включенных в перечень.

Помимо оспариваемого заявителем учебника, находящегося в Федеральном перечне под N 792, Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано к использованию 9 учебников N N 785 - 791, 793, 794 (приложение N 1 к Приказу) и допущено к использованию 2 учебника N N 209, 210 (приложение N 2 к Приказу).

Из изложенного следует, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией, по содержанию оспариваемого положения, а также по форме, порядку принятия и обнародования самого акта соответствует требованиям закона, никаких прав заявителя не нарушает, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Петроченко Арсения Николаевича о признании частично недействующим Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 379, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024