Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. N ГКПИ08-999

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж., Т., Я. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1.1.1 Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 65,

 

установил:

 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 65 "Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" утверждена Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов (далее - Инструкция).

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 13 апреля 2005 г. N 65081 и официально опубликован в "Российской газете", N 84, 22.04.2005, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 17, 25.04.2005.

Пунктом 1.1.1 Инструкции установлено, что диплом с отличием выдается выпускнику вуза на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, курсовым работам, практикам и итоговой государственной аттестации. По результатам итоговой государственной аттестации выпускник вуза должен иметь только оценки "отлично". При этом оценок "отлично", включая оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки - "хорошо". Зачеты в процентный подсчет не входят (абз. 1).

Для магистра дополнительным условием выдачи диплома с отличием является обязательное наличие у него документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием" (абз. 2).

Ж., Т. и Я. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1.1.1 Инструкции, ссылаясь на то, что данная Инструкция в новой редакции изменила правила выдачи дипломов магистра, введя в качестве дополнительного условия для получения диплома магистра с отличием обязательное наличие документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием".

Заявители указали, что на основании абзаца 2 п. 1.1.1 данной Инструкции ГАК отказала им в выдаче диплома магистра с отличием, т.к. они не имели диплома о предыдущем высшем профессиональном образовании "с отличием", хотя до введения этой нормы они по результатам обучения имели право на его получение.

Полагают, что оспариваемая норма фактически ставит в зависимость оценку качества полученного в магистратуре образования от того или иного диплома предыдущего высшего образования, что противоречит смыслу законодательства об образовании и нарушает право студентов на справедливую оценку знаний, предусмотренное п. 7 ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", право на получение диплома магистра с отличием.

Ж. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Т. в суд не явилась, о дне слушания дела извещена.

Я. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства образования и науки Российской Федерации Сафронова Е.И., Минаев А.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. возражали против удовлетворения заявления, указывая на то, что Инструкция разработана Минобрнаукой России в пределах предоставленной компетенции и абзац 2 пункта 1.1.1 Инструкции противоречий законодательству Российской Федерации не содержит.

Выслушав доводы заявителя Ж., представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 4 ст. 2).

Под получением гражданином (обучающимся) образования согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (п. 2 ст. 27), п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования, высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации.

Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ установлены следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра (п. 3 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ).

Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. N 9 утверждены образцы (формы) государственных документов о высшем профессиональном образовании как часть Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а именно: диплома бакалавра, диплома магистра, диплома с отличием магистра, диплома специалиста (приложения N 1 - 4).

Согласно Положению "О Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 1).

Оспариваемая заявителями Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5.2.4 пункта 5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, согласно которому Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Министерством образования и науки Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий.

Не может быть признан обоснованным довод заявителей о том, что введенное оспариваемой нормой дополнительное условие выдачи диплома с отличием магистра при обязательном наличии документа о предыдущем высшем профессиональном образовании "с отличием" противоречит федеральному законодательству об образовании.

Выдача диплома с отличием лицам, окончившим высшие учебные заведения, добившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в научной и общественной работе, была предусмотрена Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" (ч. 2 ст. 49).

В рамках предоставленных полномочий Министерство образования и науки Российской Федерации вправе установить форму и порядок выдачи дипломов о высшем профессиональном образовании, в т.ч. порядок и условия выдачи диплома "с отличием".

В соответствии с макетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистра, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ N 286 от 14 октября 1999 года "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников", нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года) (п. 1.2 приложения N 2).

Так, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521500 "Менеджмент" при очной форме обучения составляет 6 лет.

Как пояснили в судебном заседании представители Министерства образования и науки Российской Федерации, установление в качестве дополнительного условия для получения диплома магистра с отличием обязательного наличия документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием" вызвано тем, что в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра (4 года) и программы специализированной подготовки магистра (2 года), являющейся продолжением и по содержанию и по сроку программы бакалавра. Специализированная подготовка магистра составляет 4536 часов, подготовка бакалавра - 8000 часов. В связи с чем качество двухлетней специализированной подготовки магистра не определяет качество подготовки всего шестилетнего периода обучения магистра.

Учитывая изложенное, суд считает, что установленное оспариваемой нормой в качестве дополнительного условия выдачи диплома с отличием магистра наличие документа о предыдущем высшем профессиональном образовании "с отличием" не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителей на справедливую оценку знаний, поскольку результаты промежуточной и итоговой аттестации выпускников указываются в приложении к диплому.

Довод заявителей о том, что диплом "с отличием" является одним из видов морального поощрения обучающихся, нельзя признать обоснованным, поскольку документ об образовании удостоверяет получение гражданином образования соответствующего уровня и не относится к видам морального поощрения обучающихся. Кроме того, законодательством не установлено для лиц, получивших диплом с отличием, каких-либо льгот или преимуществ.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

Ж., Т., Я. в удовлетворении заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024