Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 4 сентября 1997 г. N 21-19-97

 

О НЕЗАКОННОЙ ПРАКТИКЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

 

Пункт 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Механизм реализации этого права закреплен в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ч. 1, 3 ст. 11), а также в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (п. п. 16 - 19), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597. Согласно данным нормативным актам прием в высшие учебные заведения производится по результатам вступительных испытаний, на которых высшие учебные заведения должны обеспечить объективность оценки способностей и склонностей поступающих, чтобы выявить наиболее способных к освоению программы высшей школы.

В соответствии с разъяснением Госкомвуза России от 02.04.96 N 31-32-38ин/08, вытекающим из Федерального закона "Об образовании", вступительные испытания не являются дополнительной образовательной услугой, и взимание за них платы не допускается. Между тем практика ряда вузов свидетельствует о том, что вступительные испытания под разными предлогами коммерциализируются, что подрывает конституционный принцип конкурсности получения высшего образования, справедливости отбора в высшие учебные заведения.

Формированию такой практики способствуют некоторые постановления и разъяснения бывшего Госкомвуза России, направленные на места и имеющие нормативный характер.

Так, пунктом 10 Постановления от 27 декабря 1995 г. N 9 Госкомвуз разрешил вузам засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Однако известно, что подготовительные отделения работают на платной основе, а поскольку выпускные экзамены являются частью образовательного процесса подготовительных отделений, то соответственно и оплачиваются из средств слушателей. Такой порядок не способствует утверждению единых конкурсных требований и делит поступающих в вузы на тех, кто может заплатить деньги, и тех, кто такой возможности не имеет.

В письме заместителя председателя Госкомвуза России от 25.01.96 N 10-34-017ин/018 " О проведении репетиционных экзаменов и вступительных испытаний в ранние сроки", направленном министерствам (ведомствам) и ректорам высших учебных заведений, была осуждена незаконная практика вузов, которые проводили на платной основе начиная с февраля так называемые репетиционные экзамены, результаты которых затем засчитывали в качестве вступительных испытаний. В письме справедливо отмечалось, что такая практика ставит учащихся в неравные условия в зависимости от материального положения родителей и места жительства. Но вместо принятия принципиального решения о запрещении подобной коммерциализации вступительных испытаний Госкомвуз ограничился рекомендациями по снижению негативных последствий незаконного нововведения. При этом главный порок - платность вступительных испытаний - не только оставлен без реагирования, но и фактически легализован: рекомендовано по результатам "ранних вступительных испытаний" выдавать каждому выдержавшему эти испытания так называемый сертификат, который при поступлении в вуз может засчитываться в качестве результата "общих вступительных испытаний".

Письмо, затрагивающее права и интересы граждан и носящее нормативный характер, было издано и направлено на места в нарушение Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации нормативных актов" и от 23.07.93 N 722 "Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов". Данное письмо не прошло регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:

1. Привести в соответствие указанные нормативные акты Госкомвуза со статьей 43 Конституции Российской Федерации и законодательством об образовании.

2. Принять меры к пресечению практики введения в государственных и муниципальных вузах платности вступительных испытаний в любой форме.

Представление подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его получения.

О результатах рассмотрения сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

 

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

В.И.ДАВЫДОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024