Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 г. N 64-Г08-8

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Пирожкова В.Н.

судей - Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора, участвующего в деле, на решение Сахалинского областного суда от 8 апреля 2008 года, которым прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 2 Закона Сахалинской области от 28 декабря 2007 года N 130-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства)".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

20 декабря 2007 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 130-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства)".

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 названного Закона статья 1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2006 года N 20-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства) дополнена пунктами 9 - 11, в соответствии с которыми органам местного самоуправления муниципальных образований в Сахалинской области переданы следующие государственные полномочия Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства):

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений Сахалинской области и муниципальных образовательных учреждений на первую и вторую квалификационные категории;

организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.

В соответствии со статьей 2 названного Закона он вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 статьи 1, который вводится в действие со дня вступления в силу Закона Сахалинской области о внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2008 год", предусматривающего предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей со дня вступления в законную силу решения суда статьи 2 Закона Сахалинской области от 28 декабря 2007 года N 130-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства)" в части вступления в силу абзацев 2, 3 подпункта "б" пункта 1 статьи 1 данного Закона с 1 января 2008 года и абзаца 4 подпункта "б" пункта 1 статьи 1 - со дня вступления в силу Закона Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете на 2008 год", предусматривающего предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В обоснование заявленных требований указал, что пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статья 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают в качестве условия введения в действие законов субъектов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, передачу указанным органам материальных и финансовых ресурсов для их реализации. В этой связи полагает, что законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, должны вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, в котором предусмотрены денежные средства на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, а не вступать в силу. Кроме того, отмечает, что закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен вводиться в действие только на соответствующий год, тогда как из смысла оспариваемой нормы следует, что действие ЗСО N 130 в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не будет ограничено.

Решением Сахалинского областного суда от 8 апреля 2008 года в удовлетворении заявления прокурора Сахалинской области отказано.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Отказывая прокурору Сахалинской области в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 2 Закона Сахалинской области от 28 декабря 2007 года N 130-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства)", суд пришел к выводу об отсутствии для этого предусмотренного законом основания, указав, что факта противоречия оспариваемого Закона области федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не установлено.

Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации установлен федеральным законодателем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации".

Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Аналогичные нормативные положения предусмотрены законодателем Сахалинской области в статье 46 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 года (с последующими изменениями) и статье 3 (части 21 и 2) Закона области от 20 февраля 2002 года N 320 "О порядке подписания, обнародования, вступления в силу и толкования законов Сахалинской области".

Иной порядок введения в действие установлен в отношении законов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Так, согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона области от 20 февраля 2002 года N 320 "О порядке подписания, обнародования, вступления в силу и толкования законов Сахалинской области", законом области может быть предусмотрен специальный порядок вступления его в силу, а также порядок, устанавливающий самостоятельные (специальные) сроки вступления в силу отдельных его частей.

Судом проверен порядок принятия, подписания и опубликования оспариваемого Закона Сахалинской области и нарушений при этом не установлено.

Судом установлено, что Законом Сахалинской области от 28 февраля 2008 года N 10-ЗО внесены изменения в Закон области от 13 декабря 2007 года N 118-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2008 года", где предоставлены субвенции органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства) на соответствующий финансовый год.

Законы области от 13 декабря 2007 года N 118-ЗО и 28 февраля 2008 года N 10-ЗО, как правильно указал в решении суд, представляют собой единое целое, единый закон о бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

Является правильным в этой связи вывод в решении суда о том, что статья 2 оспариваемого Закона Сахалинской области не противоречит федеральному закону или другом нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и отмене не подлежит.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационного представления.

Доводы прокурора, связанные с иным толкованием норм материального права, являлись предметом исследования суда и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия не имеет.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Сахалинского областного суда от 8 апреля 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024