Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 сентября 2012 г. по делу N 33-550\2012

 

Судья Рощина М.П.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Гришиной С.Г.

судей Сыч О.А., Боташевой М.М.

при секретаре судебного заседания Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Г. к администрации Урупского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Лицей пос. Медногорский", муниципальному казенному учреждению "Отдел образования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики", Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия по выплате компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности и взыскании задолженности по этим расходам

по апелляционной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Урупского районного суда КЧР от 06 июля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Боташевой М.М., объяснения представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Р., действующей на основании доверенности N ... от 7 декабря 2011 года, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Урупского района КЧР обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что Г., как педагогическому работнику муниципального казенного общеобразовательного учреждения (далее по тексту - МКОУ) "Лицей пос. Медногорский", проживающей и работающей в сельской местности, в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" и Закона Карачаево-Черкесской Республики "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 мая 2010 года N 32-РЗ) полагаются компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года, которые до настоящего времени не выплачены в результате бездействия МКОУ "Лицей пос. Медногорский", администрации Урупского муниципального района и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. В связи с этим прокурор просил суд признать бездействие МКОУ "Лицей пос. Медногорский", администрации Урупского муниципального района и Правительства Карачаево-Черкесской Республики по оплате жилья и коммунальных услуг Г., как педагогу, проживающему и работающему в сельской местности, незаконными, и взыскать с МКОУ "Лицей пос. Медногорский" из средств казны Карачаево-Черкесской Республики в ее пользу задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 20 мая 2010 г. по 22 сентября 2010 года в сумме рубля копеек.

В ходе судебного разбирательства прокурор поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков - МКОУ "Лицей пос. Медногорский", администрации Урупского муниципального района КЧР, муниципального казенного учреждения "Отдел образования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" заявленные исковые требования признали.

Г., надлежаще извещенная судом о дате, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, удовлетворить заявленные исковые требования.

Ответчик - Правительство Карачаево-Черкесской Республики, извещенное о дате, времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В письменных возражениях на исковое заявление прокурора Урупского муниципального района ответчик заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что прокурором пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обжалование действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов. Кроме этого, ответчик полагает, что в результате бездействия администрации Урупского муниципального района, не подавшей заявки на оплату данных мер социальной поддержки педагогическим работникам, бюджетом Российской Федерации Правительству КЧР не были выделены субсидии на данные выплаты, в связи с чем, ответственность по иску должна быть возложена на казну Урупского муниципального района.

Представители Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и третьего лица Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия их представителей.

Дело рассмотрено в отсутствие Г., ответчиков - Правительства КЧР, Министерства финансов КЧР и третьего лица Министерства образования и науки КЧР.

Решением Урупского районного суда КЧР от 06 июля 2012 года исковые требования прокурора Урупского района КЧР удовлетворены. Суд признал незаконными бездействие МКОУ "Лицей пос. Медногорский", администрации Урупского муниципального района и Правительства Карачаево-Черкесской Республики и взыскал с МКОУ "Лицей пос. Медногорский" в пользу Г. задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года в сумме рублей копеек за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.

В апелляционной жалобе Правительство КЧР просит отменить решение суда в части признания бездействия Правительства КЧР незаконным и взыскании задолженности в пользу истицы за счет средств казны КЧР, и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к Правительству КЧР и казне КЧР требований, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Урупского района КЧР, МКОУ "Лицей пос. Медногорский", администрация Урупского муниципального района КЧР, муниципальное казенное учреждение "Отдел образования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Правительства КЧР - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства КЧР Р. поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить по изложенным в ней доводам в части признания бездействия Правительства КЧР незаконным и взыскании задолженности в пользу истицы за счет средств казны КЧР, и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к Правительству КЧР и казне КЧР требований.

Прокурор Мурадова А.Ю. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Представители Министерства финансов КЧР, Министерства образования и науки КЧР, администрации Урупского муниципального района КЧР, муниципального казенного учреждения "Отдел образования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики", МКОУ "Лицей п. Медногорский" а также истец Г., будучи извещенными о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Дело в соответствии с требованиями ст. ст. 167, 327 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В связи с чем, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, были регламентированы Законом КЧР N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года (в редакции Закона КЧР N 32-РЗ от 12 мая 2010 года).

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности взыскания задолженности за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, не являющейся федеральным бюджетом, не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку суд первой инстанции дал оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, исходя из требований законодательства.

Закон КЧР N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года (в редакции Закона КЧР N 32-РЗ от 12 мая 2010 года) "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики", действовавший в период с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года, в соответствии со ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" определял размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики. Возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме (ст. 3 Закона).

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что педагогическому работнику образовательного учреждения Г., компенсационные выплаты должен выплачивать ее работодатель.

Из содержания ст. ст. 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате жилья, а также по оплате отопления и платы за электроэнергию. Субъекты Российской Федерации, реализуя предоставленные им полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, не могут снижать установленный федеральным законодательством уровень социальной поддержки.

Из материалов дела усматривается, что Г. является педагогическим работником, работающей с 2005 года в МКОУ "Лицей п. Медногорский", проживает в сельской местности и имеет право на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе, за указанный выше период, что не оспаривается сторонами.

Из представленного истцом расчета по оплате жилья и коммунальных услуг усматривается, что за период с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года Г. начислена сумма в размере рублей копеек. Однако компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг за данный период Г. не выплачивались.

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В силу ст. 5 Закона КЧР N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года (в редакции Закона КЧР N 32-РЗ от 12 мая 2010 года) финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Средства предоставляются уполномоченному органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, а также государственным образовательным учреждениям на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

В силу Постановления Правительства РФ N 377 от 27 июня 2003 года, данные субсидии выделяются субъектам Российской Федерации только на основании представляемых ими ежеквартальных отчетов о фактически понесенных расходах. Следовательно, для получения данных субсидий, финансовые органы субъекта должны были представить в Министерство финансов РФ сведения о фактически понесенных расходах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанное Постановление Правительства РФ N 377 от 27 июня 2003 года, на которое ссылается суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не подлежит применению, являются необоснованными, поскольку данное Постановление не отменено, действует в настоящее время, а поэтому может быть применено к спорным правоотношениям. Также, не являются обоснованными доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не мог применять к спорным правоотношениям приказ Министерства финансов РФ N 68-Н от 25 июля 2003 года "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", так как данный приказ не отменен и действует в настоящее время.

Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются на основании ежемесячных заявок органов местного самоуправления, формируемых по заявкам образовательных учреждений. Органы местного самоуправления представляют свои заявки в уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования не позднее 25 числа отчетного месяца. Субвенции государственным образовательным учреждениям предоставляются на основании ежемесячных заявок (ст. 5 Закона КЧР N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года). Контроль за использованием бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования и финансовым органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов (ст. 6 данного Закона).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Отдел образования администрации Урупского муниципального района КЧР не предоставлял заявки в орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.

Финансовый орган Карачаево-Черкесской Республики и Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, являясь распорядителем бюджетных средств в нарушение требований п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрели в бюджете на 2010 год средства на возмещение расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках. Ввиду отсутствия в Законе КЧР N 80-РЗ от 17 декабря 2009 года "О Республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2010 год" данных мер социальной поддержки не освобождает исполнительную власть и органы местного самоуправления от исполнения установленной Федеральным законом обязанности.

Ответчики в соответствии с требованиями ст. 249 ГПК РФ (распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений) не представили суду первой инстанции доказательства об обстоятельствах, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий или бездействий, а именно не представили суду доказательств того, что субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления предпринимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским учителям, а сельские образовательные учреждения своевременно выплачивали учителям компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Решением Верховного суда КЧР от 8 июля 2010 года Закон КЧР N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики", признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (22 сентября 2010 года).

Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливают обязанность субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставить меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете в виде субвенций.

В связи с указанным выше, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными бездействия Отдела образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в неисполнении ими требований, как законодательства Российской Федерации, так и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующих права педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности на получение компенсационных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Исходя из требований вышеназванного Закона КЧР N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года (в редакции Закона КЧР N 32-РЗ от 12 мая 2010 года), действовавшего в период с 20 мая 2010 года по 22 сентября 2010 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учителю Г., в чьих интересах прокурором заявлен иск, возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг должен произвести Отдел образования администрации Урупского муниципального района КЧР, производящий оплату труда педагогических работников.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в федеральном и республиканском бюджете необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчиков от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях N 12-П от 17 июня 2004 года и N 5-П от 15 мая 2006 года, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.

Заявитель не лишен возможности решить вопрос о выделении ему средств, необходимых для предоставления указанных мер социальной поддержки, в межбюджетных отношениях.

При таких обстоятельствах, не могут в настоящем случае применяться положения ст. 1069 ГК РФ в части взыскания средств из муниципальной казны, поскольку обязательства по выплатам, взятые на себя субъектом Российской Федерации, подлежат исполнению. Исходя из того, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установлены законом субъекта, соответственно эти выплаты являются расходным обязательством субъекта, то есть Карачаево-Черкесской Республики.

Учитывая указанные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными положениями закона, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, соответственно, ссылки апелляционной жалобы, по существу направленные на установление обратного, не заслуживают внимания как основанные на ином толковании закона.

Обжалуемое судебное постановление прав ответчиков не нарушает, отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления таких мер, довод апелляционной жалобы в указанной части отклоняется как несостоятельный, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче искового заявления прокурором был пропущен срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обжалование действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, проверен. Данный довод жалобы не может являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку предоставление мер социальной поддержки данной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, бездействие носит длящийся характер и не обеспечивает социально незащищенным гражданам получение законных льгот.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил обстоятельства дела, выводы суда основаны на исследованных в суде доказательствах, не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы. Также, они не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Урупского районного суда КЧР от 06 июля 2012 года по исковому заявлению прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Г. к администрации Урупского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Лицей пос. Медногорский", муниципальному казенному учреждению "Отдел образования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики", Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия по выплате компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности и взыскании задолженности по этим расходам оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024