Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-2661-2012

 

Председательствующий по делу

судья Осипов М.П.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Иванова А.В.

Судей Доржиевой Б.В., Усольцевой С.Ю.

с участием прокурора Чадовой Е.А.

при секретаре Б.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 04 сентября 2012 года гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34", Администрации городского округа "Город Чита", Комитету по финансам Администрации городского округа "Город Чита" о понуждении к исполнению обязанности,

по апелляционным жалобам представителя Комитета по финансам Администрации городского округа "Город Чита" А. и представителя Администрации городского округа "Город Чита" К.

на решение Черновского районного суда города Читы от 06 июня 2012 года, которым постановлено иск прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с Администрации городского округа "Город Чита" за счет бюджета городского округа "Город Чита" денежные средства в сумме на приобретение хозяйственных материалов на для МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34" г. Читы.

Обязать МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34" приобрести на выделенные денежные средства хозяйственные материалы на

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Согласно представленным МБДОУ N 34 нормам расходов в, для приобретения хозяйственных материалов необходима сумма. В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год на хозяйственные расходы и материалы детскому саду выделена сумма. Прокурор ссылался на недостаточность финансирования на хозяйственные нужды. По мнению процессуального истца, сумма денежных средств, необходимая учреждению, составляет

Уточняя исковые требования, прокурор Черновского района г. Читы просил суд взыскать с взыскать с Администрации городского округа "Город Чита" за счет бюджета городского округа денежные средства в сумме на приобретение хозяйственных материалов на 2012 год для МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34" г. Читы.

Определением от 23 мая 2012 года в качестве соответчика привлечен Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита".

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа "Город Чита" К. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Черновского района г. Читы к Администрации ГО "Город Чита" отказать в полном объеме. Указывает на финансирование учреждений в виде субсидий, определение объемов расходных обязательств в плане финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений. Плановые объемы выплат, связанные с выполнением учреждением муниципального задания, формируются с учетом затрат, определенных в соответствии с утвержденным порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание их имущества, установленным главным распорядителем бюджетных средств. После утверждения в установленном порядке бюджета городского округа на очередной финансовый год план ФХД при необходимости может быть уточнен учреждением. Затраты на хозяйственные нужды МБДОУ N 34, предусмотренные планом ФХД, установлены в соответствии с расчетно-нормативными затратами на оказание учреждением муниципальных услуг и содержание имущества. Учитывая изложенное, взыскание денежных средств является необоснованным и кроме того, может повлечь увеличение родительской платы за содержание детей в дошкольном учреждении.

В апелляционной жалобе представитель Комитета по финансам Администрации городского округа "Город Чита" А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что судом не учтены нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям на выполнение муниципального задания. В настоящее время предусмотрено финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных ассигнований. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями осуществляется перечислением денежных средств из бюджета городского округа "Город Чита" через Комитет образования Администрации городского округа доводит объемы субсидий на выполнение муниципального задания до подведомственных учреждений, в том числе и до МДОУ "Детский сад N 34". Детализация субсидии по статьям затрат осуществляется самим ДОУ. Объем необходимых затрат учреждения отражается в ПФХД. Руководителю бюджетного учреждения предоставлено право вносить изменения в указанный план в течение финансового года. Необоснованно было взыскание денежных средств в первом полугодии в связи с тем, что финансовый год еще не был завершен. Приведенные доводы судом учтены не были. Поэтому полагает, что взыскание дополнительных денежных средств на приобретение хозяйственных материалов на 2012 год влечет за собой увеличение расчета нормативных затрат на оказание услуг и увеличение размера родительской платы и противоречит нормам действующего законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, которые поддержали представители ответчиков Б.С., К., П.А., выслушав прокурора Чадову Е.А., полагавшую решение постановленным законно и обоснованно, заведующую МБДОУ N 34 П.Н., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. К ним относятся неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие нарушения допущены судом при рассмотрении дела.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении иска, полагаясь только на общие нормы в области организации образования, а именно на ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" о государственной гарантии на общедоступность и бесплатность дошкольного образования для граждан; ст. 29 того же Закона о полномочиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования; ст. 31 Закона о полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Данные нормы, тем не менее, не регулируют вопросы в области финансового обеспечения дошкольных учреждений.

Обоснованны доводы апелляционных жалоб о том, что судом не установлены значимые для дела обстоятельства, не применены правовые нормы, подлежащие применению.

Представители ответчиков правомерно ссылались на предусмотренный действующим законодательством порядок финансирования выполнении государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий.

Так, Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов. С введено финансовое обеспечение образовательных учреждений, в том числе хозяйственных расходов. Это связано с тем, что от сметного финансирования государство переходит на финансовое обеспечение в порядке выделения субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Вновь установленный порядок можно характеризовать зависимостью финансового обеспечения от потребностей образовательного учреждения, возможностью для учреждения самостоятельно перераспределять средства, оставлением неизрасходованных средств в распоряжении учреждения.

В соответствии с п. 16 ст. 28 Закона "Об образовании" на федеральном уровне принимаются нормативные акты, устанавливающие федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, общие принципы финансового обеспечения образовательной деятельности.

Пунктом 4 ст. 69.1 БК РФ закреплено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств, в том числе, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В новой редакции пункт 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования определены в п. п. 3, 6.1, 9, 11 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" в части порядка финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской; обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в части финансирования расходов, в том числе, на хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пп. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов, в том числе, на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации).

В силу п. 3 ст. 31 Закона органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на

Согласно п. 1 ст. 31 Закона об образовании образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения в силу п. 2 ст. 32 Закона относятся, в том числе, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования).

Пунктом 2 статьи 41 Закона финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Аналогичные положения содержатся в ст. 2, ст. 5 Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года N 168-ЗЗК "Об образовании".

Постановлением Мэра города Читы от 29 октября 2010 года N 188 утвержден Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа "Город Чита".

В соответствии с п. 3 Порядка План составляется учреждением на этапе формирования проекта Бюджета городского округа "Город Чита" на очередной финансовый год в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

Согласно п. 6 Порядка формирование показателей Плана по поступлениям и выплатам, включаемых в табличную часть Плана, учреждение осуществляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, исходя из представленной главным распорядителем бюджетных средств информации о планируемых объемах расходных обязательств: субсидий на выполнение муниципального задания; субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом решения о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее - целевая субсидия); бюджетных инвестиций; публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени главного распорядителя бюджетных средств планируется передать в установленном порядке учреждению.

В силу пункта 9 Порядка плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением муниципального задания, формируются с учетом затрат, определенных в соответствии с утвержденным порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание их имущества, установленным главным распорядителем бюджетных средств.

Приведенные нормы материального закона судом не учтены при принятии решения.

Кроме того, не дана оценка представленным в дело стороной ответчиков доказательствам, что противоречит положениям ст. 67 ГПК РФ.

Так, из ответа Администрации городского округа, данном суду первой инстанции, следует, что бюджет городского округа на и плановый период был утвержден решением Думы городского округа от 22 декабря 2011 года с дефицитом На хозяйственные расходы и материалы ДОУ предусмотрено.

Планирование денежных средств по статье "Хозяйственные расходы и материалы" производится на основе примерных норм расходов материалов на нужды бюджетных учреждений системы Министерства просвещения СССР, утвержденных приказом этого Министерства от 28 января 1986 года N 45, с учетом среднего уровня цен на

В МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 34" 6 групп. Потребность на на статью "хозяйственные расходы и материалы" составляет. Планом финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ определено финансовое обеспечение в размере. (л. 44).

Разрешая заявленные требования, суд должен был определить обстоятельства, подлежащие доказыванию о порядке финансового обеспечения дошкольного учреждения, вынести на обсуждение эти обстоятельства, предложить представить доказательства. Этой обязанности, вытекающей ст. 12 ГПК РФ, суд не выполнил.

Поскольку судом значимые вопросы не разрешены, не разъяснено сторонам бремя доказывания и не предложено, исходя из принципа состязательности, предоставить доказательства, судом апелляционной инстанции в рамках своих полномочий эти недостатки восполнены.

Из Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 34", представленного коллегии заведующей ДОУ, принятым в соответствии с ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", следует, что его учредителем является городской округ "Город Чита". Функции и полномочия учредителя осуществляются Администрацией городского округа, от имени которой действует Комитет образования Администрации (п. 1.6).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа "Город Чита" (п. 9.11).

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания (п. 9.12).

Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, являются - субсидии (бюджетные средства), добровольные пожертвования физических и юридических лиц, спонсорская помощь, разовая безвозмездная помощь родителей (п. 9.14).

Денежные средства учреждения расходуются также на хозяйственные расходы (п. 9.18).

Учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и Уставом (п. 10.1).

Учреждение в силу п. 10.4 обязано, в том числе, представлять учредителю необходимую финансово-хозяйственную документацию в полном объеме по утвержденным формам и по всем видам деятельности.

Для ДОУ N 34 в соответствии со ст. 9.2 указанного выше Федерального закона разработано муниципальное задание на и плановый период.

В соответствии с этим заданием составлен план финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год, подписанный руководителем учреждения. Субсидий на выполнение муниципального задания выделено из бюджета городского округа -

В данный план были внесены изменения приказом Комитета образования от 28 июня 2012 года, 13 августа 2012 года на основании письма заведующей ДОУ П.Н. по коду бюджетной классификации "340" - увеличение стоимости материальных запасов.

Из Бланка расходов Детского сада на период следует, что по указанному коду "340" денежные средства имеются.

Как следует из вышеизложенного ответчик - Администрация городского округа, действуя в рамках предоставленных законом полномочий, выполняя функции учредителя, создал муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 34", разработал для него муниципальное задание и на основе составленного руководителем учреждения Плана выделил субсидии в объеме бюджетных средств.

Доводы иска прокурора заключаются в недостаточности финансирования детского сада из бюджета городского округа. При этом, по мнению коллегии, не подкреплены правовыми нормами, основаны на примерных расчетах без достаточных к тому доказательств.

Между тем, анализ приведенного в определении законодательства и представленных стороной ответчиков доказательств свидетельствует о том, что субсидирование в установленном порядке осуществлено на, денежные средства на хозяйственные нужды у ДОУ имеются. Более того, в случае необходимости имеется возможность внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности детского сада по инициативе руководителя учреждения. В этом свете несостоятельны доводы представителя ДОУ П.Н. об отсутствии денежных средств, принимая во внимание также функции учреждения, предоставленные Уставом.

При изложенных обстоятельствах у суда не было законных оснований для удовлетворения требований прокурора, поэтому коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционных жалоб, отмене состоявшегося решения и отказе в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Черновского районного суда города Читы от 06 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ "Детский сад N 34", Администрации городского округа "Город Чита", Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" о понуждении к исполнению обязанности отказать в полном объеме.

Апелляционные жалобы представителя Комитета по финансам администрации ГО "Город Чита" А. и представителя Администрации ГО "Город Чита" К. удовлетворить.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024