Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 августа 2012 г. по делу N 33-3692АП/2012г.

 

Судья Попова Т.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Кореневой И.В., Ушаковой Л.В.,

при секретаре К.,

рассмотрев в судебном заседании 27 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя О. С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 мая 2012 года, по которому в удовлетворении требований С. в интересах О. к Государственному учреждению УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК о признании отказа в продлении выплаты пенсии по потере кормильца незаконным, обязании продлить выплату пенсии, обязании выплатить пенсию с момента прекращения выплаты с учетом индексации и повышения размеров пенсии - отказано

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения представителя ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сыктывкаре М., судебная коллегия

 

установила:

 

Решением УПФР в г. Сыктывкаре отказано в выплате пенсии по потере кормильца О. до достижения возраста 23 лет по тому основанию, что пенсия по потере кормильца после исполнения ребенку 18 лет выплачивается обучающимся по очной форме студентам в период обучения, но не более, чем до достижения возраста 23 лет, в то время как О. является курсантом высшего военно-учебного заведения, и в период обучения является военнослужащей, получающей денежное довольствие, вследствие чего не может быть отнесена к категории обучающихся.

Не согласившись с данным решением, С. в интересах О. обратилась в суд с иском о признании отказа в продлении выплаты пенсии по потере кормильца незаконным, обязании продлить выплату пенсии, обязании выплатить пенсию с момента прекращения выплаты с учетом индексации и повышения размеров пенсии, указав, что... институт права и экономики, где обучается ее дочь, не является военным учебным заведением, а является ведомственным вузом Федеральной службы исполнения наказания России; абитуриенты поступают в ВУЗ и проходят обучение в установленном порядке на тех же основаниях, что и в других ВУЗах.

В судебном заседании истец не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя. Представитель истца на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с тем, что О. является сотрудником ФСИН, а не МВД России, контракт на прохождение военной или правоохранительной службы не заключала, заключенный ею контракт является ученическим договором, предусмотренным ст. ст. 198 - 199 ТК РФ, законом предусмотрено право обучающихся студентов получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими лицами, фактически получаемое ею денежное довольствие является стипендией, суд нарушил Конвенцию по правам человека в части запрета дискриминации по признаку социального происхождения и гарантирующей право на образование, соответствующее ее философским убеждениям, Конституцию РФ, гарантирующую социальное обеспечение в случае потери кормильца.

В заседание суда апелляционной инстанции истец и ее представитель не явились, направленные им заказной корреспонденцией повестки возвратились с отметкой об истечении срока хранения.

Судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает необходимым рассмотреть дела в отсутствие неявившихся истца и ее представителя, которые имели возможность получить повестку в организации почтовой связи до истечения срока хранения, но таким правом не воспользовались, непринятие ими мер по получению судебных повесток свидетельствует о том, что они самостоятельно распорядились своим правом на участие в рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного решения суда.

Как установлено материалами дела, с 20.05.2002 г. О. была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца до 25.03.2009 г. (достижения 18-летнего возраста).

С 26.03.2009 г. выплата пенсии О. была продлена по 30.06.2009 г. в связи с обучением в МОУ "..." г. Сыктывкара. С 01.07.2009 г. выплата пенсии О. была прекращена в связи с окончанием обучения.

Для возобновления выплаты истцом в УПФР в г. Сыктывкаре были представлены справки... института права и экономики ФСИН России от 29.09.2010 г. и от 27.07.2011 г. о том, что О. является курсантом института и сотрудником ФСИН России, состоит на денежном, вещевом и продовольственном довольствии. Управлением в выплате пенсии по потере кормильца по достижении 18 лет О. отказано, поскольку согласно представленным документам О. имеет статус сотрудника ФСИН России, а не учащейся.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений права истца на социальное обеспечение в случае потери кормильца, поскольку выплата пенсии по потере кормильца для обучающихся в высших учебных заведениях до достижения ими возраста 23 лет представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации конституционного права на образование категорией лиц, к числу которых истец не относится.

Судебная коллегия считает вывод суда соответствующим закону и установленным обстоятельствам дела.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае потери кормильца. Государственные пенсии устанавливаются законом. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым статьей 19 Конституции Российской Федерации и аналогичными нормами международного права. Данный конституционный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.

Согласно п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ предусматривает, что высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Как следует из материалов дела, приказом N... от 04.08.2009 г.... института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний О. зачислена с 04 августа 2009 года курсантом на 1 курс института по специальности "Юриспруденция" со сроком обучения 5 лет, очно, с присвоением специального звания "рядовой внутренней службы" и личного номера....

Приказом ФСИН РФ от 16.11.2005 N 863 утвержден перечень учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, в их состав входит, в том числе Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "..." (п. 15 перечня.).

В соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний N... от 21 марта 2011 г. тип федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "... институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" изменен федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "... институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний".

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава учредителем Института является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Институт находится в ведении ФСИН России.

Согласно п. 8.1 Устава к лицам, обучающимся в Институте, относятся курсанты, студенты, слушатели, адъюнкты, соискатели и другие категории лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8.4 Устава установлено, что курсанты и адъюнкты, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет ассигнований федерального бюджета, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства могут входить учебные и иные учреждения.

В силу статьи 24 названного закона к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ.

На основании указанных выше норм суд правомерно признал, что курсанты, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, относящихся к системе Федеральной службы исполнения наказаний, в период обучения состоят на службе в органах Федеральной службы исполнения наказаний.

Указанный вывод суда подтверждается тем, что Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми с О. (сотрудник) заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, по условиям которого последняя по окончании учебного заведения проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности в соответствии с полученной специальностью сроком не менее 5 лет, сотруднику предоставляется установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, а также другие установленные законодательством и иными нормативными актами РФ социальные гарантии для него и членов его семьи. Указанный контракт не может быть расценен как ученический договор, содержание которого предусмотрено положениями ст. 199 ТК РФ, поскольку по условиям контракта сотрудник обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, и контрактом; соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок.

Согласно справке от 14.05.2012 г. N..., выданной начальником отдела кадров... ФСИН России, О. является курсантом 3-го курса... ФСИН России, обучается очно, состоит на денежном, вещевом и продовольственном довольствии. На период обучения в институте с 01.09.2009 г. по настоящее время она зарегистрирована в общежитии института, но в связи с отсутствием санитарно-бытовых условий для проживания лиц женского пола в общежитии, осуществляет поднаем жилья за свой счет. 12 сентября 2009 года О. приняла присягу сотрудника внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем, на нее распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1.

Как следует из справки... ФСИН России N 5 от 10.05.2012 г., денежное довольствие курсанта О. состоит из: оклада по занимаемой штатной должности "курсант"; оклада по специальному званию "рядовой внутренней службы"; процентной надбавки за выслугу лет; надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; ежемесячное денежное поощрение; районный коэффициент. О. за период с августа 2009 г. по декабрь 2010 г. включительно получила денежное довольствие в общей сумме... руб., за 2011 г. -... руб., с января по апрель 2012 года включительно -... руб. В среднем размер денежного довольствия в 2012 году составляет... рублей ежемесячно.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что О. считается состоящей на службе в уголовно-исполнительной системе, что приравнивается к службе в органах внутренних дел, является получателем денежного содержания и, следовательно, не может быть признана нетрудоспособной, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

Само по себе оказание материальной поддержки матерью совершеннолетней дочери не свидетельствует о нетрудоспособности последней.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает подлежащими отклонению по основаниям, изложенным в решении суда и в настоящем определении, нарушений норм законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя О. С. без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024