Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 июля 2012 г. по делу N 33-5616/2012г.

 

Судья Рекунова Т.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кондаковой Т.А., судей Крайневой Н.А. и Гаврилова В.С.,

при секретаре С.Е.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондаковой Т.А.

дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода

на решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 апреля 2012 года

по иску С.Н., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Г.Е.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода о признании отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным,

 

установила:

 

С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода о признании отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что ее дочь Г.Е. посещает негосударственное образовательное учреждение "". Полная стоимость за время обучения с 08.01.2012 года по 31.05.2012 года составляет *** рублей.

Для перечисления денежных средств за образовательные услуги она обратилась в управление Пенсионного фонда РФ по Приокскому району г. Н. Новгорода, представив все необходимые документы. Решением от 05.03.2012 г. в удовлетворении заявления ей было отказано, так как школа не имеет государственной аккредитации.

Истица просила признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода N 36 от 05.03.2012 г. незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода перечислить денежные средства в размере 9600 рублей из материнского капитала С.Н. на получение образовательных услуг несовершеннолетней дочери - Г.Е.С. *** г.р., путем перевода на расчетный счет НОУ "" *** в ОАО "***" г. Н. Новгород, ИНН ***, БИК ***, к/с ***.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности П.М.С. иск не признал.

Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 апреля 2012 года постановлено:

Исковые требования С.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ УПФ в Приокском районе г. Нижнего Новгорода N 36 от 05 марта 2012 года об отказе в удовлетворении заявления С.Н. о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода направить средства материнского капитала С.Н. в сумме *** рублей на получение образования дочерью Г.Е.С., *** г. рождения в Негосударственном образовательном учреждении "", путем перевода на расчетный счет НОУ ".." р/с *** в ОАО "" г. Н.Новгород, ИНН ***, БИК ***, к/с ***.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода поставлен вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Жалоба мотивирована тем, что истицей не представлено свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения "", чего требует действующее законодательство РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу истица С.Н. указывает на согласие с решением суда.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, так как оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно ст. 3 ФЗ N 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 года "право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения, (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ от 29.12.2006 г. лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 11 указанного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены: 1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 318-ФЗ).

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункты 8 (1), 8 (2), указанных Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года N 926 устанавливают, что средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При направлении средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в образовательном учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

Как следует из материалов дела, С.Н. имеет двоих детей - Г.Д., *** года рождения, Г.Е., *** года рождения (л.д. 11 - 12).

27 июня 2009 года на имя истицы выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на основании решения ГУ УПФ РФ в Приокском районе города Нижнего Новгорода (л.д. 9).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, дочь истца - Г.Е., *** года рождения, посещает Негосударственное образовательное учреждение " ", о чем свидетельствует договор N 36/11 от 01.02.2012 года (л.д. 14 - 15).

Согласно условиям договора, предметом договора является оказание стороной 1 платных обязательных услуг для Г.Е. 5 лет, *** г.р. (п. 1.1). Платные образовательные услуги оказываются по дисциплинам: музыкальное воспитание и психологические занятия. Срок обучение в соответствии с рабочим учебным планом составляет 9 учебных дней в месяц с 01.02.2012 г. по 31.05.2012 г. (п. 1.2). Во исполнение п. 1 договора, сторона 1 обязуется: обеспечивать получение детьми знаний, умений и навыков, согласно образовательным программам (п. 2.1). Полная стоимость за время обучения составляет *** рублей (п. 3.4).

Истица обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала в сумме *** рублей для оплаты пребывания дочери в негосударственном образовательном учреждении "" (л.д. 24 - 25).

Согласно уведомлению ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода в удовлетворении заявления и направлении средств на получение ребенком образования в сумме 9 600 рублей истице было отказано в связи с тем, что истицей не представлено свидетельство о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (л.д. 7 - 8).

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законом не предусмотрено предъявление свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения для дошкольного образовательного учреждения либо образовательного учреждения дополнительного образования детей при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на образование ребенка.

Данный вывод суда основан на положениях п. 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. (в ред. Постановления от 14.11.2011 года), в соответствии с которым при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии следующих документов: а) договор на оказание платных образовательных услуг; б) лицензия на право осуществления образовательной деятельности, выданная образовательному учреждению; в) свидетельство о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда. Доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются в силу следующего.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере образования, является Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.).

Согласно ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу п. п. 3, 4 Закона "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Согласно ч. 2 ст. 26 названного Закона к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности; в научных организациях.

В соответствии со ст. 33.2 указанного Закона государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Как следует из материалов дела, при подаче истицей в ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода заявления о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала для оплаты пребывания дочери в негосударственном образовательном учреждении "" в сумме *** рублей, к заявлению был приложен пакет документов, в том числе и договор N 36/11 от 01 февраля 2012 года, лицензия на право ведения образовательной деятельности регистрационный номер N 8443 от 29 марта 2011 года (л.д. 14 - 16).

Согласно приложения N 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности от 29.03.2011 года регистрационный N 8443 негосударственное образовательное учреждение "" является дошкольным образовательным учреждением дополнительного образования (л.д. 17 - 19). Учитывая данное обстоятельство, негосударственное образовательное учреждение "" согласно вышеприведенным положениям закона не подлежит государственной аккредитации. Таким образом, истица предоставила в ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода все необходимые документы, следовательно, отказ ответчика в удовлетворении заявления С.Н. о распоряжении частью средств материнского капитала на получение образования ребенком в сумме 9 600 рублей является незаконным. Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований С.Н.

При разрешении спора суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорных правоотношений, к которым применил норму права их регулирующий.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы позиции, занятой ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, они являлись предметом исследования суда первой инстанции, и данным доводам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, данные доводы сводятся к переоценке доказательств, что не может являться основанием к отмене судебного решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нарушений норм материального или норм процессуального права судом не допущено.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

определила:

 

Решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Приокском районе г. Н. Новгорода - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024