Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2012 г. N 33-954

 

Судья: Шахрова О.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А..

судей Ворониной М.В., Муравьевой Е.А.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Островского муниципального района Костромской области на решение Островского районного суда Костромской области от 4 мая 2012 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации Островского муниципального района Костромской области, выразившееся в нарушении п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в п. Александровское Островского района Костромской области.

Запретить незаконную деятельность по содержанию детей в дошкольном образовательном учреждении Александровский детский сад Костромской области и оказанию общеобразовательных услуг до устранения нарушений требований законодательства о лицензировании, санитарно-эпидемиологического законодательства с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., прокурора Рылову Т.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Островского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Островского муниципального района Костромской области, выразившееся в нарушении п. 11 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в п. Александровское Островского района.

Обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения Александровский детский сад Костромской области обратиться в Департамент образования и науки Костромской области с заявлением о предоставлении лицензии на образовательную деятельность в срок до 01.08.2012 года.

Обязать администрацию Островского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия, необходимые для получения муниципальным дошкольным образовательным учреждением Александровский детский сад лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Свои требования мотивировал тем, что в результате проведенной в марте 2012 года прокуратурой Островского района проверки было установлено, что с 30.06.2005 года МДОУ "Александровский детский сад" в нарушение Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, осуществляет образовательную деятельность без установленной законом лицензии, тем самым нарушаются требования законодательства РФ о лицензировании, об образовании, создается потенциальная угроза для жизни и здоровья детей-воспитанников детского сада.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Островского муниципального района Костромской области, выразившееся в нарушении п. 11 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в п. Александровское; запретить незаконную деятельность по содержанию детей в дошкольном образовательном учреждении Александровский детский сад Костромской области и оказанию общеобразовательных услуг до устранения нарушений требований законодательства о лицензировании, санитарно-эпидемиологического законодательства с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Департамент образования и науки Костромской области.

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава Островского муниципального района П. просит принятое решение суда отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает неправильным вывод суда о том, что из-за отсутствия у МДОУ "Александровский детский сад" лицензии на право ведения образовательной деятельности существует потенциальная опасность жизни и здоровью детей. Отмечает, что администрация Островского района предпринимала неоднократные попытки для решения вопроса о лицензировании МДОУ "Александровский детский сад" в пределах установленных законом полномочий, поэтому вывод суда о бездействии администрации района не соответствует обстоятельствам дела.

В заседание суда апелляционной инстанции представители МДОУ "Александровский детский сад" Островского района, администрации Островского муниципального района, Департамента образования и науки Костромской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Прокурор Рылова Т.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Островского муниципального района П. - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований прокурора Островского района к МДОУ "Александровский детский сад" и администрации Островского муниципального района Костромской области, суд исходил из того, что деятельность образовательного учреждения и его учредителя, выражающаяся в осуществлении образовательной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии ставит в опасность жизнь и здоровье воспитанников МДОУ "Александровский детский сад" и является незаконной.

Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1.1 Устава МДОУ "Александровский детский сад" является дошкольным образовательным учреждением, основным видом деятельности которого, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, является предоставление дошкольного образования. Учредителем МДОУ "Александровский детский сад" является администрация Островского муниципального района Костромской области.

В ходе проведенной прокуратурой Островского района проверки установлено, что до 25 июня 2005 года МДОУ "Александровский детский сад" осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии 44 А 802647 от 30.06.2000 года со сроком действия до 29 июня 2005 года. С 30 июня 2005 года по настоящее время детский сад осуществляет образовательную деятельность без установленной законом лицензии. Невозможность получения лицензии на образовательную деятельность обусловлена отсутствием положительного санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, к которым в соответствии с подпунктом пунктом 4 этой же статьи относятся образовательные учреждения дошкольного типа.

Исходя из Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7-ми лет.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, которое неразрывно связано с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Согласно пункту 3 названного Положения лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Однако требования указанного законодательства в части осуществления образовательной деятельности при наличии лицензии (разрешения) в МДОУ "Александровский детский сад", не выполнены.

Из материалов дела видно, что срок действия лицензии на образовательную деятельность МДОУ "Александровский детский сад" истек 29 июня 2005 года. Вместе с тем в Департамент образования и науки Костромской области, в полномочия которого входит лицензирование образовательной деятельности, указанное дошкольное образовательное учреждение за получение лицензии с 2005 года по настоящее время не обращалось.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, основной причиной, по которой у детского сада отсутствует лицензия, является несоответствие помещения детского сада санитарно-эпидемиологическим нормам, и как следствие, отсутствие положительного заключения Роспотребнадзора.

В соответствии с актом проверки от 15.07.2011 года, составленному специалистом территориального отдела Роспотребнадзора в Островском районе ФИО8, в ходе проведенной проверки МДОУ "Александровский детский сад" были выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". А именно нарушены требования пунктов 1.14, 4.8, 4.20, 4.23, 4.30, 5.2, 5.5, 6.6., 6.18, 6.22, 9.6, 16.11 указанного СанПиНа, отраженные в акте проверки: отсутствие групповой изоляции, медицинского кабинета, нарушение технологического процесса приготовления пищи, отсутствие разводки воды по помещениям, канализации.

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 3 ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Указанное нарушение требований Закона РФ "Об образовании" создает реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2 ГК РФ).

Несоблюдение всех установленных требований для работы образовательного учреждения, при выполнении которых, выдается лицензия на образовательную деятельность, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, персоналу учреждения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

С учетом изложенного суд дал надлежащую оценку доводам прокурора о том, что его требования в части запрета незаконной деятельности по содержанию детей в дошкольном образовательном учреждении "Александровский детский сад" основаны на вышеназванных нормах закона и обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении.

Доводы апелляционной жалобы Главы Островского муниципального района о том, что судом сделаны выводы, не соответствующие материалам дела, не мотивированы и основанием к отмене решения не являются.

Также не являются основанием к отмене решения доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что администрация муниципального района, как учредитель дошкольного образовательного учреждения, предпринимала меры к реконструкции помещения, однако проблема не была разрешена из отсутствия денежных средств.

Дав анализ действующему законодательству, суд правильно применил нормы материального и процессуального права и оснований к отмене решения не установлено.

По доводам апелляционной жалобы решение отмене не подлежит, поскольку в жалобе оспариваются выводы суда со ссылкой на те же доводы, которые являлись предметом исследования суда и получили его оценку.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Островского районного суда Костромской области от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Островского муниципального района П. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024