Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2012 г. по делу N 33-5868/2012

 

Судья Карагодина Т.А.

22 июня 2012 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Андреева А.А.

судей Самойловой Н.Г., Алябьева Д.Н.

с участием прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф.

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Котовского района Волгоградской области к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,

по апелляционному представлению прокурора Котовского района Волгоградской области Кирина А.В.

на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований прокурору Котовского района Волгоградской области к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании п. 3 постановления главы Котовского муниципального района от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" недействующим - отказать.

Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Еланскову Л.Ф., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

 

установила:

 

Прокурор Котовского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения действующего федерального законодательства об образовании в деятельности администрации Котовского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что главой Котовского муниципального района принято постановление от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Считал, что указанный пункт 3 постановления противоречит требованиям законодательства.

Просил признать недействующим п. 3 постановления главы Котовского муниципального района от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Котовского района Волгоградской области Кирин А.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 41 Федерального закона от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

Согласно статьям 38, 52 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации; финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 11 части 1 статьи 15; частью 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 54 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" взимание платы с родителей (законных представителей) за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.

Согласно ст. 52.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266 "Об образовании" учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 27 приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16 "О введении Положения о детском дошкольном учреждении" предусмотрено, что отчисление детей из детского учреждения производится отделом народного образования (здравоохранения) или соответствующим ведомством по предоставлению заведующего детским дошкольным учреждением: на основании медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его пребыванию в данном детском учреждении; при непосещении ребенком детского дошкольного учреждения свыше 2 недель без уважительных причин или в случае неуплаты за его содержание в течение 2 недель после установленного срока; по желанию родителей или лиц, их замещающих.

За ребенком сохраняется место в детском дошкольном учреждении в случае его болезни, карантина, болезни или отпуска матери, на время очередного отпуска отца или лиц, заменяющих родителей, также в летний период (сроком до 75 дней) независимо от времени отпуска родителей или лиц, их замещающих.

Судом апелляционной инстанции установлено, что главой Котовского муниципального района принято постановление от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".

Пункт 3 постановления предусматривает взимать плату родителей (законных представителей) в полном размере, за исключением следующих случаев отсутствия ребенка в образовательном учреждении:

пропуска по болезни ребенка или пребывания его на санаторно-курортном лечении (согласно представленной медицинской справке);

пропуска по причине карантина;

отсутствия ребенка в течение летнего оздоровительного периода с 1 июня по 31 августа (согласно заявлению родителей (законных представителей), но не более 75 дней);

отсутствие ребенка в период отпуска родителей (законных представителей), но не более двух месяцев в год (согласно заявлению родителей (законных представителей), справке с места работы об отпуске родителей (законных представителей);

отсутствия ребенка в период регистрации родителей (законных представителей) в органах службы занятости в качестве безработных или в случае простоя (временной приостановки работы) в организации, где работают родители (законные представители) (согласно справке службы занятости, предприятия, организации).

При непосещении ребенком образовательного учреждения по другим причинам родительская плата вносится в полном объеме.

В оспариваемом пункте постановления главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" предусмотрены исключительные случаи, когда родительская плата не взыскивается с родителей при непосещении ребенком дошкольного образовательного учреждения, которые не противоречат вышеуказанному приказу Минпроса от 29.01.1985 N 16.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято надлежащим органом власти местного самоуправления, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, противоречий положениям данного постановления нормам федерального законодательства об оплате за содержание ребенка в муниципальных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не усматривается, нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц указанное постановление не влечет, обосновано отказав в удовлетворении требований.

Судебная коллегия считает несостоятельными к отмене решения доводы представления о том, что взимание платы с родителей при наличии уважительных условий временного непосещения ребенком детского учреждения является незаконным, поскольку содержание оспариваемого пункта нормативного акта наоборот, предполагает освобождение родителей от внесения такой платы в указанных случаях.

Несостоятельными судебная коллегия считает и доводы представления о том, что непосещение ребенком детского дошкольного учреждения без уважительных причин влечет освобождение родителей от внесения оплаты за содержание ребенка в детском учреждении, поскольку указанное утверждение основано на неверном толковании принципов организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

По мнению судебной коллегии, ссылки в представлении на необходимость органа местного самоуправлении, как собственника дошкольного образовательного учреждения, нести материальные расходы на его содержание, не могут служить основанием для отмены решения суда и признания обжалуемого нормативного акта в части недействующим, поскольку носят декларативный характер, нормы гражданского законодательства, регулирующие указанные правоотношения, напрямую спорные правоотношения не регулируют.

При таких данных оснований к отмене решения суда коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Котовского района суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Котовского района Волгоградской области Кирина А.В. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024