Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 1996 г. N 12/1

 

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

В СИСТЕМЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Заслушав и обсудив вопрос "Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", коллегия отмечает, что с начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии и гуманизма. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области образования и неотъемлемого его ядра - воспитания.

Принципы государственной политики в области образования, как совокупность концептуальных идей и установок, дали впервые за многие годы возможность самим педагогам моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.

Методологической базой обновления образования и процесса воспитания стали парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности - к культуре достоинства, а также материалы и документы Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.).

Значительный вклад в обновление воспитания, в разрушение авторитарного педагогического стиля внесло массовое движение сторонников методики коллективного творческого воспитания.

Важным шагом на пути к гуманному и свободному воспитанию стало решение коллегии Минобразования РСФСР в январе 1991 года "О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях".

Период реформирования российского образования ознаменован утверждением нового педагогического самосознания. Появился ряд гуманистических концепций воспитания, построенных на основе глубоких научных знаний и применяемых в практической деятельности образовательных учреждений. В их числе: "Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе", подготовленная коллективом авторов под руководством З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, "Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы", подготовленная коллективом авторов под руководством О.С. Газмана, "Системно - социальная концепция школьного воспитания" Н.М. Таланчука, концептуальные исследования Е.В. Бондаревской "Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности" и другие.

Объединившись вокруг "педагогики сотрудничества" как общегуманистической идеи перехода от авторитарной к демократической системе отношений, ряд ученых (Ш. Амонашвили, В. Караковский, А. Тубельский, А. Адамский, Т. Ковалева) стали реализовывать авторские модели гуманистических школ, ориентированных на самоопределение, самореализацию и самовоспитание личности.

В 1993 - 1996 годах Министерством образования Российской Федерации разработан и принят ряд документов, развивающих и конкретизирующих принципы обучения и воспитания, организации учебно - воспитательного процесса. В их числе решения коллегии о стратегии развития дошкольного воспитания, педагогического и дополнительного образования, исторического и литературного образования, художественно - эстетического воспитания, о поддержке детских объединений и организаций, социально - педагогической работе, приказы и методические письма о гражданско - правовом образовании и патриотическом воспитании и другие, реализующие национальную доктрину вариативного развивающего образования.

Все эти документы Минобразования России ориентируют органы управления образованием всех уровней, коллективы образовательных учреждений на сохранение и обеспечение целостности учебно - воспитательного процесса, укрепление в нем творческих начал, повышение мотивации детей к познанию и самовоспитанию.

Следуя принципиально новой культурной парадигме образования, закрепленной в Законе Российской Федерации "Об образовании", Минобразование России поддерживает позитивную тенденцию в деятельности органов управления образованием Республик Башкортостана, Карелии, Саха (Якутия), Белгородской, Воронежской, Пермской, Псковской, Ростовской областей, г. г. Москвы, Санкт - Петербурга и других регионов России по разработке и реализации регионально - национальных концепций, программ и рекомендаций по вопросам воспитания на принципах государственной политики в области образования.

Вместе с тем еще многие руководители образовательных учреждений и педагоги находятся в плену программно - нормативного управления процессом воспитания. Отсюда зачастую в ряде образовательных учреждений предпочитают действию - бездействие, конструктивной позиции - имитацию деятельности, целостности образовательного процесса - только обучение.

Сегодня, когда многие образовательные учреждения пытаются строить свою деятельность в русле детоцентристской установки, остро возникла потребность в овладении каждым педагогом личностным подходом. Изменения в методике обучения и воспитания не могут произойти без изменений в содержании и методах подготовки и переподготовки педагогов. Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания и обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно - воспитательного процесса - учителя, воспитателя, преподавателя. "Учитель создает нацию" - это древнее изречение справедливо и в наши дни, как никогда раньше.

Однако социологические исследования показывают, что 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами без учета Конвенции ООН о правах ребенка. Учитель, долгие годы воспитываясь на традициях авторитарной педагогики, оказался не подготовлен к новым условиям организации учебно - воспитательного процесса.

Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми. Ведущим его компонентом является умение организовать общение, выстроить отношения с каждым учеником таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию. Педагог в России всегда был прежде всего воспитателем.

Отдел дополнительного образования совместно с другими заинтересованными подразделениями Минобразования России, Центром развития системы дополнительного образования детей, Институтом теории образования и педагогики, Институтом педагогических инноваций РАО, Институтом общего образования Минобразования России разработал "Основные направления развития воспитания в системе вариативного образования" и выносит их на обсуждение:

- Сохранение целостного учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении. Воспитание и обучение - два важнейших неотъемлемых момента этого процесса. Повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания.

- Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

- Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.

- Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человековедческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности учащихся через дидактические игры, драматизацию, ролевые игры и др., разнообразие форм обучения, раскрепощение личности школьника в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора.

- Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.

- Жизнью образовательного учреждения, содержанием образования формировать у учащихся чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор.

- Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни детей - путь гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец).

- Развитие клубной и досуговой деятельности - особой сферы жизни учащихся.

- Важное место в жизни образовательного учреждения должна занимать игра, открывающая большие возможности для самопознания детей.

- Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует развитого школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам.

- Поддержка детских и молодежных неполитизированных объединений и организаций на основе партнерских отношений, закрепленных договором.

- Овладение этно - педагогикой, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков и межнациональных отношений.

- Формирование воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами.

- Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу - широко образованному гуманисту - интеллигенту, убежденному другу молодежи, настоящему профессионалу. Образовательному учреждению нужны психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы, педагоги дополнительного образования, психотерапевты и медики, необходимы психологическая и коррекционная службы. Только при условии всестороннего изучения ребенка возможна разработка индивидуальных вариантов его воспитания и развития, реальная гуманизация воспитательного процесса.

В целях дальнейшего развития воспитания на принципах государственной образовательной политики, дальнейшего преодоления авторитарного командно - административного стиля управления воспитательным процессом коллегия постановляет:

1. Одобрить "Основные направления развития воспитания в системе вариативного образования". Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации, педагогическим учебным заведениям, институтам повышения квалификации работников образования, разработчикам программ и пособий по вопросам воспитания учащихся обсудить "Основные направления развития воспитания в системе вариативного образования" на августовских совещаниях, педагогических советах, учитывать в практической деятельности.

2. Поддержать опыт Республик Башкортостана, Карелии, Саха (Якутия), Белгородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Воронежской областей, г. г. Москвы, Санкт - Петербурга и других, разработавших и реализующих концепции, программы и рекомендации по вопросам воспитания учащихся.

3. Поддержать решение РАО о необходимости расширения и развития проблематики исследований воспитания в планах НИР Академии. Просить Президиум Российской академии образования (А.В. Петровский) подготовить к изданию сборник концепций и научных трудов в области воспитания детей и учащейся молодежи (в помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений).

Заинтересованным подразделениям Минобразования России принять участие в подготовке и проведении научно - практической конференции РАО "Проблемы воспитания и деятельности детских и юношеских организаций в современных условиях".

4. Рекомендовать муниципальным и региональным органам управления образованием:

4.1. Поддерживать практику создания и реализации моделей воспитательных систем во всех типах и видах образовательных учреждений. Способствовать укреплению кадрами педагогов - организаторов, социальных педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, вожатых, педагогов - психологов образовательные учреждения, реализующие собственные оригинальные системы воспитания.

4.2. Обратить особое внимание при аттестации образовательных учреждений на практику реализации принципа единства и целостности учебно - воспитательного процесса. Стимулировать образовательные учреждения с развитой системой дополнительного образования и социального воспитания.

4.3. Развивать коллегиальные формы управления образовательными учреждениями с равноправным участием учащихся, педагогов, родителей. Содействовать обновлению школьного самоуправления в условиях демократического общества, деятельности детских и молодежных неполитизированных организаций и объединений. Оказывать общественным детским и молодежным организациям и объединениям помощь в реализации программ, строить отношения на договорной основе и партнерских началах, используя договор как школу демократии.

4.4. Совершенствовать содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Обеспечивать формирование целостного представления об учебно - воспитательном процессе в образовательном учреждении, изучение особенностей и специфики воспитания детей разных поло - возрастных, социальных и этнических групп, учитывать их при моделировании воспитательных систем.

4.5. Создавать систему информационно - методического обеспечения педагогов по вопросам воспитания и дополнительного образования.

5. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднов):

5.1. Подготовить к изданию в 1997 - 1998 гг. сборник региональных и национальных концепций и программ воспитания юных россиян.

5.2. Провести в 1996 - 1998 гг. конкурс авторских проектов систем воспитания в образовательных учреждениях разных типов и видов.

5.3. Совместно с Управлением развития общего среднего образования (М.Р. Леонтьева), Департаментом профессионального образования (А.В. Елистратов), отделом дошкольного образования (Р.Б. Стеркина), Управлением реабилитационной службы и специального образования (Д.С. Шилов) провести в 1997 г. Всероссийскую научно - практическую конференцию "Гуманистическое воспитание - путь к демократической России".

5.4. Подготовить в IV кв. 1996 г. предложения в Правительство Российской Федерации об установлении льгот для организованных групп учащихся при посещении учреждений культуры и спорта.

5.5. Внести в III кв. 1996 г. предложение о создании профессионального информационно - методического журнала "Дополнительное образование детей".

5.6. Совместно с Управлением развития общего среднего образования разработать концепцию гражданско - правового образования и воспитания в образовательных учреждениях, методические рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в системе дополнительного образования детей.

5.7. Совместно с Управлением педагогического образования и науки (М.Н. Костикова) подготовить в IV кв. 1996 г. предложения об объявлении конкурса на разработку учебных пособий по воспитанию для педагогических вузов.

6. Управлению педагогического образования и науки провести в IV кв. 1996 г. Всероссийское совещание по вопросам воспитания в учреждениях педагогического образования.

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя министра А.Г. Асмолова.

 

Председатель коллегии

Е.В.ТКАЧЕНКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024