Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2012 г. N 33-1759/АП-2012

 

Судья: Пестриков В.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего: Ивановой Е.А.,

судей: Сироткиной Е.М., Харманюк Н.В.,

при секретаре К.,

рассмотрев в судебном заседании 17 мая 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Усть-Цилемского района Республики Коми на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 06 марта 2012 года, по которому постановлено:

"В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Цилемского района в интересах истицы К.И. к МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа", Правительству Республики Коми и Министерству финансов РФ обязать МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа" и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей К.И., учащихся МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа": ФИО1 ДД.ММГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. отказать.".

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя Правительства РК - С.С., представителя Министерства финансов РК - Ю.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Усть-Цилемского района обратился в суд с иском в интересах К.И. к МОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа", Правительству Республики Коми и Министерству финансов РФ о возложении обязанности организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей К.И. - учащихся МОУ "Усть-Цилемская СОШ": ФИО1 - ДД.ММГГГ г.р., ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., признать незаконным бездействие Правительства Республики Коми, выразившееся в неисполнении Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 года в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), обязать Правительство Республики Коми предоставить семье К.И. социальную поддержку в виде бесплатного питания для ее несовершеннолетних детей и обязать Министерство Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование предоставления бесплатного питания (завтраки и обеды) учащимся МОУ "Усть-Цилемская СОШ" ФИО1 - ДД.ММГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.

До рассмотрения дела по существу прокурор Усть-Цилемского района изменил исковые требования, просил обязать МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа" и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детям К.И., учащимся МБОУ "Усть-Цилемская СОШ": ФИО1 - ДД.ММГГГ г.р., ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивал.

Истица участия в судебном заседании не принимала, ранее иск прокурора поддерживала.

Правительство Республики Коми в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на иск требования прокурора не признало.

Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель МБОУ "Усть-Цилемская СОШ" в судебное заседании не явился, в направленном в суд ходатайстве исковые требования не признал.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми не усматривает оснований к отмене решения.

Из материалов дела следует, что истица К.И. является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО1 ДД.ММГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., учащихся МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа" и имеет статус многодетной семьи.

Как видно из справок ГБУ РК "Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района" N от ДД.ММГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ семья К.И., зарегистрированной по адресу <...>, статуса малоимущей не имеет и как многодетная семья пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со статьей 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

В Республике Коми 12.11.2004 года был принят Закон N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Статьей 19 данного Закона установлены меры социальной поддержки многодетных семей, среди которых: оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, в пассажирском транспорте в расчете на каждого; первоочередное получение садово-огородных участков.

Наряду с этим, 26 декабря 2005 года принят Закон Республики Коми N 143-РЗ "О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми".

В силу статьи 2 названного закона решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи. Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

Порядок предоставления питания учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных учреждениях, государственных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, и муниципальных общеобразовательных учреждениях, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2005 года N 342.

Образовательные учреждения не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в центры по предоставлению государственных услуг табели посещаемости учащимися учебных заведений и документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению питания. Финансирование расходов по предоставлению питания осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год Агентством Республики Коми по социальному развитию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим, лицу, претендующему на указанный статус необходимо представить в центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения предусмотренные законом соответствующие заявление и документы.

Суд, отказывая в удовлетворении требований заявления прокурора в интересах К.И. исходил из того, что коль скоро установление мер социальной поддержки многодетных семей, порядка их предоставления - прерогатива субъекта Российской Федерации, при том что финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Коми, то региональные органы государственной власти, в данном случае Государственный Совет и Правительство Республики Коми, не лишены были права самостоятельно в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей путем принятия соответствующих правовых актов.

Этот вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета. При таких данных вывод суда о том, что законодательный орган Республики Коми вправе был самостоятельно определить объем и вид мер социальной поддержки многодетным семьям, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на МБОУ "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа" и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей К.И. - законным и обоснованным.

В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.

Также правильно отмечено судом и то, что Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, предоставивший указанные нормотворческие полномочия субъектам Российской Федерации, принят позднее упомянутого выше Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

Ссылка прокурора на снижение объема мер социальной поддержки по сравнению с тем, что установлено Указом Президента Российской Федерации, проверялась судом и правильно признана им несостоятельной.

Пунктом 3 Указа Президента РФ N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Такой порядок до настоящего времени не разработан. Тем самым, как правильно отметил суд, финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер социальной защиты на субъекты Российской Федерации не возложено.

Как уже указывалось выше, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в силу указанного Федерального закона администрация Республики вправе была принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки многодетных семей за счет средств бюджета Республики, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.

При этом, исходя, из неразрывности применения подпунктов "а" и "б" пункта 1 названного указа, предполагающих определение категории "многодетная семья" в конкретном субъекте Российской Федерации и условий, при наличии которых предоставляются предусмотренные указом льготы, принятие Правительством Республики Коми Закона N 143-РЗ от 26.12.2005 года, предусматривающего обеспечение бесплатным питанием в учебных заведениях только учащихся из семей, признанных в установленном порядке малоимущими, при отсутствии федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, у суда не было оснований согласиться с доводами заявителя, о том, что в Республике Коми наличествует пробел в законодательном регулирования по вопросу обеспечения учащихся бесплатным питанием.

С учетом изложенного, ссылка заявителя на императивный характер перечисленных в названном Указе мер социальной поддержки многодетных семей, правомерно отклонена судом, как несостоятельная.

Наряду с этим, необоснованной является ссылка прокурора в апелляционном представлении на то, что требования прокурора, изложенные в исковом заявлении, являются требованиями о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Указом N 431, исключительно многодетной семье К.И., носят адресный характер и не являются требованиями нормативно-правового характера.

По сути исковое требование прокурора фактически является требованием об обязании Правительства Республики Коми издать нормативный правовой акт по установлению мер социальной поддержки для многодетных семей.

В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.

Возложив своим решением на Правительство Республики Коми, как о том просил заявитель, обязанность по организации бесплатного питания многодетной семье К.И., суд, тем самым нарушил бы публичные права органа исполнительной власти в лице Правительства Республики Коми по решению вопросов, относящихся сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.

Решение суда законно и обоснованно.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционном представлении прокурора.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ижемского районного суда Республики Коми от 06 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024